» » Анализатор зрительный. Строение зрительного анализатора Где происходит окончательное различение изображения

Анализатор зрительный. Строение зрительного анализатора Где происходит окончательное различение изображения

Зрительный анализатор человека, а попросту говоря, глаза, имеет довольно сложное строение и выполняет одновременно массу различных функций. Он позволяет человеку не только различать предметы. Человек видит изображение в цвете, чего лишены многие другие обитатели Земли. Кроме того, человек может определить расстояние до предмета и скорость движущегося предмета. Поворот глаз обеспечивает человеку большой угол обзора, что необходимо для безопасности.

Человеческий глаз имеет форму практически правильной сферы. Он устроен очень сложно , имеет множество мелких деталей и в то же время снаружи это довольно прочный орган. Глаз находится в отверстии черепа, называемом глазницей, и лежит там на жировой прослойке, которая, как подушка, предохраняет его от травм. Зрительный анализатор – довольно сложная часть тела. Рассмотрим поподробнее, как устроен анализатор.

Зрительный анализатор: строение и функции

Склера

Белковая оболочка глаза, состоящая из соединительной ткани, называется склерой. Эта соединительная ткань довольно прочная . Она обеспечивает постоянную форму глазному яблоку, что необходимо для сохранения неизменной формы сетчатки глаза. В склере находятся все остальные части зрительного анализатора. Склера не пропускает световое излучение. Снаружи к ней крепятся мышцы. С помощью этих мышц глаза могут двигаться. Часть склеры, расположенная впереди глазного яблока абсолютно прозрачная. Эта часть - роговица.

Роговица

В этой части склеры отсутствуют кровеносные сосуды. Она опутана плотной паутиной нервных окончаний. Они обеспечивают высочайшую чувствительность роговицы. Форма склеры – слегка выпуклая сфера. Такая форма обеспечивает преломление световых лучей и их концентрацию.

Сосудистое тело

Внутри склеры по всей её внутренней поверхности лежит сосудистое тело . Кровеносные сосуды плотно оплетают всю внутреннюю поверхность глазного яблока, передавая приток питательных веществ и кислорода всем клеткам зрительного анализатора. В месте расположения роговицы сосудистое тело прерывается и образует плотный круг. Этот круг образуют переплетающиеся кровеносные сосуды и пигмент. Эта часть зрительного анализатора называется радужкой.

Радужная оболочка

Пигмент индивидуален для каждого человека. Именно пигмент отвечает за то, какого цвета глаза будут у конкретного человека. При некоторых заболеваниях пигментация уменьшается или вовсе пропадает. Тогда у человека глаза красного цвета. В середине радужки имеется чистое от пигмента, прозрачное отверстие. Это отверстие может изменять свои размеры. Это зависит от интенсивности освещения. По этому принципу построена диафрагма фотоаппарата. Эта часть глаза называется зрачок.

Зрачок

К зрачку подсоединены гладкие мышцы в виде переплетающихся волокон. Эти мышцы обеспечивают сужение зрачка или его расширение. Изменение размера зрачка взаимосвязано с интенсивностью светового потока. Если свет яркий - зрачок сужается, а при сумрачном свете он расширяется. Таким образом, обеспечивается попадание на сетчатку глаза светового потока примерно одинаковой силы . Глаза действуют синхронно. Они одновременно поворачиваются, а при попадании света на один зрачок – сужаются оба. Зрачок абсолютно прозрачен. Его прозрачность обеспечивает попадание света на сетчатку глаза и формирует чёткую неискаженную картинку.

Размер диаметра зрачка зависит не только от силы освещения. При стрессовых ситуациях, опасности, во время секса, - в любых ситуациях, когда в организме происходит выброс адреналина – зрачок также расширяется.

Сетчатка

Сетчатка устилает тонким слоем внутреннюю поверхность глазного яблока. Она преобразует поток фотонов в изображение. Сетчатка состоит из специфических клеток – палочек и колбочек. Эти клетки соединяются с бесчисленным множеством нервных окончаний. Палочки и колбочки по поверхности сетчатки глаза расположены в основном равномерно. Но есть места скоплений только колбочек или только палочек. Эти клетки отвечают за передачу изображения в цвете.

Вследствие воздействия фотонов света формируется нервный импульс. Причём импульсы от левого глаза передаются в правое полушарие, а импульсы с правого глаза – в левое. В мозгу за счёт поступающих импульсов формируется изображение.

Причём картинка получается перевёрнутой и мозг потом перерабатывает, корректирует эту картинку, придавая ей правильную ориентацию в пространстве. Это свойство головного мозга приобретается человеком в процессе роста. Известно, что новорождённые дети видят мир перевёрнутым и только спустя некоторое время, картинка их восприятия мира становится с головы на ноги.

Для того чтобы получать геометрически правильное, неискаженное изображение в зрительном анализаторе человека присутствует целая система преломления светового излучения . Она имеет очень сложное строение:

  1. Передняя камера глаза
  2. Задняя камера глаза
  3. Хрусталик
  4. Стекловидное тело

Передняя камера заполнена жидкостью. Она находится между радужной оболочкой глаза и роговицей. Жидкость, находящаяся в ней богата множеством питательных веществ.

Между радужкой и хрусталиком расположена задняя камера. Она также заполнена жидкостью. Обе камеры соединены между собой. Жидкость в этих камерах постоянно циркулирует. Если, вследствие заболевания, циркуляция жидкости прекращается – у человека ухудшается зрение и такой человек может даже ослепнуть .

Хрусталик - двояковыпуклая линза. Она фокусирует лучи света. К хрусталику присоединены мышцы, которые могут изменять форму линзы, делая её более тонкой или более выпуклой. От этого зависит чёткость получаемого человеком изображения. Этот принцип корректировки изображения применён в фотоаппаратах и называется наводка на резкость.

Благодаря таким свойствам хрусталика мы видим чёткое изображение предмета, а также можем определить расстояние до него. Иногда происходит помутнение хрусталика. Это заболевание называется катаракта. Медицина научилась заменять хрусталики. Современные врачи считают эту операцию лёгкой.

Внутри глазного яблока находится стекловидное тело. Оно заполняет все его пространство и состоит из плотной субстанции, имеющей консистенцию студня . Стекловидное тело сохраняет глазу постоянную форму и, таким образом, обеспечивает геометрию сетчатки в постоянном сферическом виде. Это позволяет нам видеть неискаженные изображения. Стекловидное тело прозрачно. Оно без задержек пропускает световые лучи и участвует в их преломлении.

Зрительный анализатор настолько важен для жизнедеятельности человека, что природой предусмотрен ещё целый набор разных органов, призванных обеспечить правильную работу и сохранить здоровье его глаз.

Вспомогательный аппарат

Конъюнктива

Тончайший слой, покрывающий внутреннюю поверхность века и наружную поверхность глаза, называется конъюнктивом. Эта защитная плёнка смазывает поверхность глазного яблока, способствует очищению его от пыли и поддержанию поверхности зрачка в чистом и прозрачном состоянии. В составе конъюнктива содержатся вещества, препятствующие росту и размножению патогенной микрофлоры.

Слёзный аппарат

В районе наружного угла глаза находится слёзная железа. Она продуцирует специальную солоноватую жидкость, которая выливается через наружный угол глаза и омывает всю поверхность зрительного анализатора. Оттуда по протоку жидкость стекает и попадает в нижние отделы носа.

Мышцы глаза

Мышцы удерживают глазное яблоко, плотно фиксируя его в глазнице, и, при необходимости поворачивают глаза вверх, вниз и в стороны. Человеку не нужно поворачивать голову, чтобы рассмотреть интересующий его предмет, а угол обзора человека составляет примерно 270 градусов. Кроме того, глазные мышцы изменяют размеры и конфигурацию хрусталика, чем обеспечивают чёткое, резкое изображение интересующего объекта вне зависимости от расстояния до него. Мышцы также управляют глазными веками.

Веки глаз

Подвижные створки, при необходимости закрывающие глаз. Веки состоят из кожи. В нижней части веки выстланы конъюнктивом. Мышцы, прикреплённые к векам, обеспечивают их смыкание и размыкание – моргание. Управление мышцами век может быть инстинктивным или осознанным. Моргание – важная функция для сохранения здоровья глаза. При моргании открытая поверхность глаза смазывается секретом конъюнктивы, что предотвращает развитие на поверхности разного рода бактерий. Моргание может происходить при приближении к глазу какого-либо предмета для предотвращения механических повреждений.

Человек может управлять процессом моргания. Он может несколько задерживать промежуток между морганиями либо даже моргать веками одного глаза – подмигивать. На границе век растут волоски – ресницы.

Ресницы и брови .

Ресницы – волоски, растущие по краям век. Ресницы призваны защищать поверхность глаза от пыли и мельчайших частиц, присутствующих в воздухе. Во время сильного ветра, пыли, дыма человек прикрывает веки и смотрит сквозь опущенные ресницы. Это происходит на подсознательном уровне. В этом случае включается механизм защиты поверхности глаза от попадания в него инородных тел.

Глаз находится в глазнице . Вверху глазницы имеется надбровная дуга. Это выступающая часть черепа, предохраняющая глаз от повреждений при падениях и ударах. На поверхности надбровной дуги растут жёсткие волосы – брови, которые предохраняют от попадания в него соринок.

Природой предусмотрен целый комплекс предупредительных мер по сохранению зрения человека. Такое сложное строение отдельного органа говорит о его жизненной важности для сохранения жизни человека. Поэтому при любых начальных нарушениях зрения самым правильным решением будет - обратиться к врачу-офтальмологу. Берегите ваше зрение.

Глазодвигательного и вспомогательного аппаратов. Зрительная сенсорная система помогает получить до 90% информации о мире вокруг. Она позволяет человеку различать форму, оттенок и размер предметов. Это необходимо для оценки пространства, ориентации в окружающем мире. Поэтому стоит детальнее рассмотреть физиологию, строение и функции зрительного анализатора.

Анатомические особенности

Глазное яблоко находится в глазнице, образованной костями черепа. Его диаметр в среднем составляет 24 мм, масса не превышает 8 г. Схема глаза включает в себя 3 оболочки.

Наружная оболочка

Состоит из роговицы и склеры. Физиология первого элемента предполагает отсутствие кровеносных сосудов, поэтому его питание осуществляется посредством межклеточной жидкости. Основная функция – защита внутренних элементов глаза от повреждения. Роговица содержит большое количество нервных окончаний, поэтому попадание пыли на нее приводит к развитию болевого синдрома.

Склера – непрозрачная фиброзная капсула глаза белого или голубоватого оттенка. Оболочка сформирована коллагеновыми и эластиновыми волокнами, расположенными хаотично. Склера выполняет следующие функции: защита внутренних элементов органа, поддержание давления внутри глаза, крепление глазодвигательного аппарата, нервных волокон.

Сосудистая оболочка

В данном слое находятся такие элементы:

  1. сосудистая оболочка, которая питает сетчатку;
  2. ресничное тело, контактирующее с хрусталиком;
  3. радужка содержит пигмент, определяющий оттенок глаз каждого человека. Внутри расположен зрачок, способный определять степень проникновения лучей света.

Внутренняя оболочка

Сетчатка, которая образована нервными клетками, является тонкой оболочкой глаза. Здесь воспринимаются и анализируются зрительные ощущения.

Строение системы преломления

Оптическая система глаза включает в себя такие составляющие.

  1. Передняя камера располагается между роговицей и радужкой. Ее основная функция – питание роговицы.
  2. Хрусталик представляет собой двояковыпуклую прозрачную линзу, которая необходима для преломления световых лучей.
  3. Задняя камера глаза представляет собой пространство между радужкой и хрусталиком, заполненное жидким содержимым.
  4. Стекловидное тело – студенистая прозрачная жидкость, которая заполняет глазное яблоко. Ее основная задача – преломление световых потоков и обеспечение постоянной формы органа.

Оптическая система глаза позволяет воспринимать предметы реалистичными: объемными, четкими и цветными. Это стало возможно благодаря изменению степени преломления лучей, фокусировке изображения, созданию требуемой длины оси.

Строение вспомогательного аппарата

Зрительный анализатор включает в себя вспомогательный аппарат, который состоит из следующих отделов:

  1. конъюнктива — является тонкой соединительнотканной оболочкой, которая расположена с внутренней стороны век. Конъюнктива защищает зрительный анализатор от пересыхания и размножения патогенной микрофлоры;
  2. слезный аппарат состоит из слезных желез, которые продуцируют слезную жидкость. Секрет необходим для увлажнения глаза;
  3. осуществляют подвижность глазных яблок во всех направлениях. Физиология анализатора предполагает то, что мышцы начинают функционировать с рождения ребенка. Однако их формирование заканчивается к 3 годам;
  4. брови и веки — эти элементы позволяют защитить от вредного действия внешних факторов.

Особенности анализатора

Зрительная система включает в себя следующие части.

  1. Периферическая включает сетчатку – ткань, в которой находятся рецепторы, способные воспринимать световые лучи.
  2. Проводниковая включает пару нервов, которые образуют частичный зрительный перекрест (хиазм). Как результат изображения с височной части сетчатки остаются на прежней стороне. При этом сведения от внутренней и носовой зон передаются на противоположную половину коры больших полушарий. Такой зрительный перекрест позволяет сформировать объемное изображение. Зрительный путь – важная составляющая проводящей нервной системы, без которого зрение стало бы невозможным.
  3. Центральная . Сведения поступают в часть коры больших полушарий, где обрабатывается информация. Эта зона находится в затылочной области, позволяет окончательно преобразовать поступившие импульсы в зрительные ощущения. Кора больших полушарий мозга является центральной частью анализатора.

Зрительный путь обладает следующими функциями:

  • восприятие света и цвета;
  • формирование окрашенного изображения;
  • появление ассоциаций.

Зрительный путь – основной элемент передачи импульсов от сетчатки в головной мозг. Физиология органа зрения предполагает, что различные нарушения тракта приведут к частичной или полной слепоте.

Зрительная система осуществляет восприятие света и трансформацию лучей от предметов в зрительные ощущения. Это сложный процесс, схема которого включает в себя большое количество звеньев: проекцию изображения на сетчатку, возбуждение рецепторов, зрительный перекрест, восприятие и обработку импульсов соответствующими зонами коры больших полушарий.

64. Заполните таблицу.

65. Рассмотрите рисунок, изображающий строение глаза человека. Напишите названия частей глаза, обозначенных цифрами.

66. Перечислите структуры, которые относятся к вспомогательному аппарату органа зрения.
К вспомогательному аппарату относятся – брови, веки и ресницы, слезная железа, слезные канальцы, глазодвигательные мышцы.

67. Выпишите названия частей глаза, через которые проходят лучи света, прежде чем они попадут на сетчатку.
Роговица → передняя камера → радужка → задняя камера → кристаллик → стекловидное тело → сетчатка

68. Запишите определения.
Палочки – это рецепторы сумеречного света, которые отличают светлое от темного.
Колбочки – обладают меньшей светочувствительностью, но различают цвета.
Сетчатка – внутренняя оболочка глаза, являющаяся периферическим отделом зрительного анализатора.
Жёлтое пятно – место наибольшей остроты зрения в сетчатке глаза.
Слепое пятно – область на сетчатке, не чувствительная к свету. Нервные волокна от рецепторов к слепому пятну идут поверх сетчатки и собираются в зрительный нерв.

69. Какие дефекты зрения изображены на рисунках? Предложите (дорисуйте) способы их исправления.


70. Напишите рекомендации для сохранения хорошего зрения.
Читать книги только сидя, при хорошем освещении. Книгу держать на расстоянии 30 см от глаз. При работе за компьютером стараться как можно чаще моргать, делать 15-ти минутные перерывы каждый час. Телевизор смотреть не более трёх часов в день; расстояние от глаз до телевизора должно быть в 5 раз больше его диагонали. Делать гимнастику для глаз, употреблять продукты, содержащие витамины А, С и Е.

Зрительный анализатор – это сложная система органов, которая состоит из рецепторного аппарата, представленного органом зрения – глазом, проводящих путей и конечного отдела – воспринимающих участков коры головного мозга. Рецепторный аппарат включает в себя, в первую очередь, глазное яблоко , которое формируется различными анатомическими образованиями. Так, в его состав входят несколько оболочек. Наружная оболочка называется склерой , или белочной оболочкой. Благодаря ей глазное яблоко имеет определенную форму и устойчиво к деформации. В передней части глазного яблока находится роговица , являющаяся, в отличие от склеры, абсолютно прозрачной.

Сосудистая оболочка глаза находится под белочной оболочкой. В передней ее части, глубже роговицы, находится радужка . В центре радужной оболочки имеется отверстие – зрачок. Концентрация пигмента в радужке является определяющим фактором для такого физического показателя как цвет глаз. Помимо этих структур в глазном яблоке имеется хрусталик , выполняющий функции линзы. Основной же рецепторный аппарат глаза формируется сетчатой оболочкой, являющейся внутренней оболочкой глаза.

Глаз имеет собственный вспомогательный аппарат , который обеспечивает его движения и защиту. Защитную функцию выполняют такие структуры, как брови, веки, слезные мешки и протоки, ресницы. Функцию проведения импульсов от глаз в подкорковые ядра больших полушарий головного мозга выполняют зрительные нервы , имеющие сложное строение. По ним информация от зрительного анализатора передается к мозгу, где происходит ее обработка с дальнейшим формированием импульсов, идущих к исполнительным органам.

Функцией зрительного анализатора является зрение , то бы то способность воспринимать свет, величину, взаимное расположение и расстояние между предметами с помощью органов зрения, каким является пара глаз.

Каждый глаз содержится в углублении (глазнице) черепа и имеет вспомогательный аппарат глаза и глазное яблоко.

Вспомогательный аппарат глаза обеспечивает защиту и движения глаз и включает: брови, верхние и нижние веки с ресницами, слезная железы и двигательные мышцы. Глазное яблоко сзади окружено жировой клетчаткой, которая играет роль мягкой эластичной подушки. Над верхним краем глазниц размещены брови, волосы которых защищает глаза от жидкости (пота, воды), что может течь по лбу.

Спереди глазное яблоко покрыто верхняя и нижняя веки, защищающие глаз спереди и способствуют его увлажнению. Вдоль переднего края век растут волосы, что образует ресницы, раздражение которых вызывает защитный рефлекс смыкания век (закрывание глаз). Внутренняя поверхность век и передняя часть глазного яблока, за исключением роговицы, покрыта кон ‘юнктивою (слизистой оболочкой). В верхнем латеральном (внешнем) края каждой глазницы расположена слезная железа, которая выделяет жидкость, охраняющий глаз от высыхания и обеспечивает чистоту склеры и прозрачность роговицы. Равномерному распределению слезной жидкости на поверхности глаза способствует мигание век. Каждое глазное яблоко приводят в движение шесть мышц, из которых четыре называются прямыми, а два косыми. В систему защиты глаза также принадлежат роговичный (прикосновение к роговице или попадания в глаз соринки) и зрачковый запирающие рефлексы.

Глаз или глазное яблоко, имеет шаровидную форму с диаметром до 24 мм и массой до 7-8 г.

Слуховой анализатор - совокупность соматических, рецепторных и нервных структур, деятельность которых обеспечивает восприятие человеком и животными звуковых колебаний. С. а. состоит из наружного, среднего и внутреннего уха, слухового нерва, подкорковых релейных центров и корковых отделов.

Ухо является усилителем и преобразователем звуковых колебаний. Через барабанную перепонку, представляющую собой эластичную мембрану, и систему передаточных косточек - молоточек, наковальню и стремечко - звуковая волна доходит до внутреннего уха, вызывает колебательные движения в заполняющей его жидкости.

Строение органа слуха.

Как и любой другой анализатор, слуховой тоже состоит из трех частей: слухового рецептора, слух ового нерва с его проводящими путями и слуховой зоны коры больших полушарий головного мозга, где происходят анализ и оценка звуковых раздражений.

В органе слуха различают наружное, среднее и внутреннее ухо (рис. 106).

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Покрытые кожей ушные раковины состоят из хряща. Они улавливают звуки и направляют их в слуховой проход. Он покрыт кожей и состоит из наружной хрящевой части и внутренней - костной. В глубине слухового прохода имеются волосы и кожные железы, выделяющие липкое желтое вещество, называемое ушной серой. Она задерживает пыль и уничтожает микроорганизмы. Внутренний конец наружного слухового прохода затянут барабанной перепонкой, которая преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания.

Среднее ухо представляет собой полость, заполненную воздухом. В ней имеются три слуховых косточки. Одна из них, молоточек, упирается в барабанную перепонку, вторая, стремечко, в перепонку овального окна, которое ведет во внутреннее ухо. Третья косточка, наковальня, находится между ними. Получается система костных рычагов, примерно в 20 раз увеличивающая силу воздействия колебаний барабанной перепонки.

Полость среднего уха с помощью слуховой трубы сообщается с полостью глотки. При глотании вход в слуховую трубу открывается, и давление воздуха в среднем ухе становится равным атмосферному. Благодаря этому барабанная перепонка не выгибается в ту сторону, где давление меньше.

Внутреннее ухо отделено от среднего костной пластинкой с двумя отверстиями - овальным и круглым. Они также затянуты перепонками. Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, состоящий из системы полостей и канальцев, расположенных в глубине височной кости. Внутри этого лабиринта, как в футляре, находится перепончатый лабиринт. В нем имеется два разных органа: орган слуха и орган равновесие -вестибулярный аппарат . Все полости лабиринта заполнены жидкостью.

Орган слуха находится в улитке. Ее спирально закрученный канал огибает горизонтальную ось в 2,5-2,75 оборота. Он разделен продольными перегородками на верхнюю, среднюю и нижнюю части. Рецепторы слуха находятся в спиральном органе, расположенном в средней части канала. Наполняющая его жидкость изолирована от остальной: колебания передаются через тонкие мембраны.

Продольные колебания воздуха, несущие звук, вызывают механические колебания барабанной перепонки. С помощью слуховых косточек оно передается перепонке овального окна, а через нее - жидкости внутреннего уха (рис. 107). Эти колебания вызывают раздражение рецепторов спирального органа (рис. 108), возникающие возбуждения поступают в слуховую зону коры большого мозга и здесь формируются в слуховые ощущения. Каждое полушарие получает информацию от обоих ушей, благодаря чему становится возможным определять источник звука и его направление. Если звучащий предмет находится слева - то импульсы от левого уха приходят в мозг раньше, чем от правого. Эта небольшая разница во времени и позволяет не только определять направление, но и воспринимать звуковые источники из разных участков пространства. Такое звучание называется объемным или стереофоническим.

Прекрасный мир, полный красок, звуков и запахов, дарят нам наши органы чувств
М.А. ОСТРОВСКИЙ

Цель урока : изучение зрительного анализатора.

Задачи : определение понятия «анализатор», изучение работы анализатора, развитие навыков экспериментальной деятельности и логического мышления, развитие творческой активности учащихся.

Тип урока : изложение нового материала с элементами экспериментальной деятельности и интеграции.

Методы и приемы : поисковый, исследовательский.

Оборудование : муляжи глаза; таблица «Строение глаза»; самодельные таблицы «Направление лучей», «Палочки и колбочки»; раздаточный материал: карточки с изображением строения глаза, нарушений зрения.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Степного неба свод желанный.
Степного воздуха струи,
На вас я в неге бездыханной
Остановил глаза мои.

Взгляни на звезды: много звезд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.

Е.Баратынский

Ветер принес издалёка
Песни весенний намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.

Какие образы создали поэты! Что позволило их сформировать? Оказывается, в этом помогают анализаторы. О них и пойдет сегодня речь. Анализатор – это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений. Как возникают и где анализируются раздражения? Приемники внешних воздействий – рецепторы. Куда дальше направляется раздражение и что происходит при его анализе? (Учащиеся высказывают свои мнения .)

II. Изучение нового материала

Раздражение преобразуется в нервный импульс и по нервному пути попадает в головной мозг, где и анализируется. (Одновременно с беседой составляем опорную схему, затем обсуждаем ее с учащимися. )

Какова роль зрения в жизни человека? Зрение необходимо для трудовой деятельности, для обучения, для эстетического развития, для передачи социального опыта. Примерно 70% всей информации мы получаем с помощью зрения. Глаз – это окно в окружающий мир. Этот орган часто сравнивают с фотоаппаратом. Роль объектива выполняет хрусталик. (Демонстрация муляжей, таблиц .) Диафрагма объектива – зрачок, его диаметр изменяется в зависимости от освещенности. Как на фотопленке или светочувствительной матрице фотоаппарата, на сетчатке глаза появляется изображение. Однако система зрения более совершенна, чем обычный фотоаппарат: сама сетчатка и мозг исправляют изображение, делают его более четким, объемным, цветным и, наконец, осмысленным.

Ознакомьтесь со строением глаза более детально. Посмотрите на таблицы и муляжи, воспользуйтесь иллюстрациями в учебнике.

Давайте изобразим схему «Строение глаза».

Фиброзная оболочка

Задняя – непрозрачная – склера
Передняя – прозрачная – роговица

Сосудистая оболочка

Передняя – радужка, содержит пигмент
В центре радужки – зрачок

Хрусталик
Сетчатка
Брови
Веки
Ресницы
Слезный проток
Слезная железа
Глазодвигательные мышцы

«Стянутая рыбачья сеть, закинутая на дно глазного бокала и ловящая солнечные лучи!» – так представлял себе древнегреческий врач Герофил сетчатку глаза. Это поэтическое сравнение оказалось удивительно точным. Сетчатка – именно сеть, и именно ловящая отдельные кванты света. Она напоминает слоеный пирог толщиной в 0,15–0,4 мм, каждый слой – это множество клеток, отростки которых сплетаются и образуют ажурную сеть. От клеток последнего слоя отходят длинные отростки, которые, собираясь в пучок, образуют зрительный нерв .

Более миллиона волокон зрительного нерва несут в мозг информацию, закодированную сетчаткой в виде слабых биоэлектрических импульсов. Место на сетчатке, где волокна сходятся в пучок, называют слепым пятном .

Слой сетчатки, образованный светочувствительными клетками – палочками и колбочками, поглощает свет. Именно в них происходит превращение света в зрительную информацию.

Мы с вами познакомились с первым звеном зрительного анализатора – рецепторами. Посмотрите на изображение рецепторов света, они по форме напоминают палочки и колбочки. Палочки обеспечивают черно-белое зрение. Они примерно в 100 раз чувствительнее к свету, чем колбочки, и расположены так, что их плотность возрастает от центра к краям сетчатки. Зрительный пигмент палочек хорошо поглощает сине-голубые лучи, а красные, зеленые и фиолетовые плохо. Цветное зрение обеспечивают колбочки трех типов, которые чувствительны соответственно к фиолетовому, зеленому и красному цветам. Напротив зрачка на сетчатке размещается наибольшее скопление колбочек. Это место называют желтым пятном .

Вспомните красный мак и голубой василек. Днем они ярко окрашены, а в сумерках мак почти черный, а василек – белесо-синий. Почему? (Учащиеся высказывают мнения. ) Днем при хорошем освещении работают и колбочки, и палочки, а ночью, когда света для колбочек недостаточно, только палочки. Впервые этот факт описал чешский физиолог Пуркинье в 1823 г.

Эксперимент «Палочковое зрение». Возьмите небольшой предмет, например карандаш, окрашенный в красный цвет, и, глядя прямо перед собой, попробуйте увидеть его боковым зрением. Предмет надо непрерывно двигать, тогда удастся найти положение, при котором красный цвет будет восприниматься как черный. Объясните, почему при этом карандаш расположен так, что его изображение проецируется на край сетчатки. (На краю сетчатки почти отсутствуют колбочки, а палочки цвета не различают, поэтому изображение и кажется почти черным. )

Мы с вами уже знаем, что зрительная зона коры больших полушарий головного мозга расположена в затылочной части. Давайте составим опорную схему «Зрительный анализатор».

Таким образом, зрительный анализатор – это сложная система восприятия и обработки информации о внешнем мире. Зрительный анализатор имеет большие резервы. В сетчатке глаза содержится 5–6 млн колбочек и около 110 млн палочек, а в зрительной зоне коры больших полушарий – примерно 500 млн нейронов. Несмотря на высокую надежность зрительного анализатора, его функции могут нарушаться под действием различных факторов. Отчего это происходит и к каким изменениям приводит? (Учащиеся высказывают свое мнение .)

Обратите внимание, что при хорошем зрении изображение предметов, находящихся на расстоянии наилучшего зрения (25 см), формируется точно на сетчатке. На рисунке в учебнике вы можете видеть, как изображение формируется у близорукого и дальнозоркого человека.

Близорукость, дальнозоркость, астигматизм, дальтонизм – это частые нарушения зрения. Они могут иметь наследственный характер, но могут быть и приобретенными в течение жизни из-за неправильного режима труда, плохой освещенности рабочего стола, несоблюдения правил техники безопасности при работе на ПК, в мастерских и лабораториях, при долгом просмотре телевизора и т.д.

Исследования показали, что через 60 мин непрерывного сидения у телевизора наступает снижение остроты зрения и способности различать цвета. Нервные клетки оказываются «перегруженными» ненужной информацией, вследствие чего ухудшается память и ослабевает внимание. В последние годы зарегистрирована особая форма нарушений функции нервной системы – фотоэпилепсия, сопровождающаяся судорожными припадками и даже потерей сознания. В Японии 17 декабря 1997 г. был зарегистрирован массовый приступ такой болезни. Как выяснилось, причиной стало быстрее мелькания изображений в одной из сцен мультфильма «Маленькие монстры».

III. Закрепление пройденного, подведение итогов, выставление оценок