» » Что значит пир валтасара. Что означает выражение «Валтасаров пир

Что значит пир валтасара. Что означает выражение «Валтасаров пир

Валтасар-царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино.

Пир Валтасара. Рембрандт .

В библейских текстах Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона (Даниил, V, 1—30). Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни. По случаю одного незначительного праздника Валтасар устроил великолепный пир, на который приглашено было до тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма. При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и поэтому окажутся победоносными и теперь, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговой. Но вот, в самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать какие-то слова. Увидев ее, "царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабели, и колена его от ужаса стали биться одно об другое". Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы, позвали престарелого пророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, проявлял необыкновенную мудрость, и он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: "Мене, текел, упарсин". Это означало: "Мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен и найден очень легким; упарсин — разделено царство твое и отдано мидянам и персам". "В ту же самую ночь, — продолжает библейское повествование, — Валтасар, царь халдейский, был убит" (Даниил, V, 30).

Книга пророка Даниила

Полночный час уж наступал; Весь Вавилон во мраке спал. Дворец один сиял в огнях, И шум не молк в его стенах. Чертог царя горел как жар: В нём пировал царь Валтасар, - И чаши обходили круг Сиявших златом царских слуг. Шёл говор: смел в хмелю холоп, Разглаживался царский лоб, - И сам он жадно пил вино, Огнём вливалось в кровь оно. Хвастливый дух в нём рос. Он пил И дерзко Божество хулил. И чем наглей была хула, Тем громче рабская хвала.

ПИР ВАЛТАСАРА «Трагедия Валтасара это манифестация божественного правосудия, грозное предупреждение тем, кто легкомысленно забывает, что над ним надзирает Всевышний...»

Из дневника Клары Шуман за 1854 год. «В пятницу, 17 февраля, ночью - мы недавно улеглись - Роберт поднялся с постели и записал тему, которую, как он сказал, напели ему ангелы. Закончив, он лег и всю ночь грезил, все время с открытыми, обращенными к небесам глазами. Наступило утро, а с ним и ужасная перемена! Ангельские голоса превратились в голоса демонов с ужасной музыкой; они говорили ему, что он грешник, что они низвергнут его в преисподнюю. Он кричал от страданий, потому что демоны в образе тигров и гиен набросились на него, хотели растерзать, и оба врача, которые, к счастью пришли довольно скоро, едва могли его удержать».

Роберт Шуман и Клара

Когда посланцев ада снова меняли вестники небес, взор его был полон блаженства, «но это неестественное блаженство, пишет Клара, точно так же разрывало мне сердце, как когда он страдал от злых духов». Часто бывали моменты, в которые он просил жену уйти, говоря, что способен ее убить.

Утром 27-го Шуман проснулся в какой-то необычно даже для этого нового его состояния меланхолии и сказал: «Ах, Клара, я не стою твоей любви». Вскоре вслед за тем он выбежал на улицу в одном сюртуке, в ужасный дождь, без сапог, без жилета. «Что я почувствовала, мне не описать, помню только, что у меня как будто перестало биться сердце. Все бросились его искать, но тщетно, пока, примерно, через час его не привели домой двое неизвестных; где они его нашли и как - я не могла дознаться».

Сверкнувши взором, царь зовёт Раба и в храм Иеговы шлёт, И раб несёт к ногам царя Златую утварь с алтаря. И царь схватил святой сосуд. "Вина!" Вино до края льют. Его до дна он осушил И с пеной у рта возгласил: "Во прах, Иегова, твой алтарь! Я в Вавилоне бог и царь!"

Начало осени 539 года до Рождества Христова. Вавилонское царство воюет с персами и мидянами. Их предводитель, Кир, как пишет древнегреческий историк Ксенофонт, узнает, что у врага наступает такой праздник, во время которого весь город гуляет и пьёт. В эту-то ночь, едва стемнело, он с помощью рвов отводит реку и по обмелевшему руслу входит в Вавилон. В центре ещё ничего не знают о том, что происходит на окраинах.

Во дворце идет пир. Для поднятия боевого духа зал превратили в пантеон, куда были собраны все идолы покоренных халдеями народов. Одной из главных побед империи, о которой сейчас надо было напомнить военным, считалось завоевание Иудеи. Даже для языческого сознания приказ Валтасара был чудовищным кощунством. Тем не менее, золотые сосуды, вынесенные в свое время Навуходоносором из Иерусалимского Храма, были наполнены вином и розданы вельможам и гарему. Наложницы из священных чаш для служения Живому Богу кропили мёртвые изваяния.

Лишь с уст сорвался дерзкий клик, Вдруг трепет в грудь царя проник. Кругом угас немолчный смех, И страх и холод обнял всех. В глуби чертога на стене Рука явилась - вся в огне... И пишет, пишет. Под перстом Слова текут живым огнём.

«В тот самый час, - как сказано в книге Даниила, - вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Царь изменился в лице; и колени его стали биться одно о другое». Наступила немая сцена. Валтасар переводится так: «Ваал да хранит царя». И вот - небесный знак, из которого сейчас станет ясно, кто победил: Ваал или еврейский Бог.

Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.

Книга пророка Даниила

Роберт - Кларе: «Ты была в то время маленькой интересной девочкой с упрямой головой и парой красивых глаз, для которой вишни были всем на свете. Уже тогда, в 1833 году на меня нападала хандра. Это было разочарование, знакомое каждому художнику, если он продвигается вперед не так быстро, как он об этом мечтает. Я почти не находил признания. К этому прибавилась невозможность играть правой рукой». Стремясь улучшить технику, Шуман придумал себе специальный тренировочный механизм, который, в результате долгого использования, повредил ему указательный палец и почти парализовал средний. А вслед за этим на него обрушилась смерть одного брата и нежно любимой жены другого, Розалии.

И вот в октябре, продолжает Шуман, «в ночь с 17 на 18, мне внезапно пришла в голову самая страшная мысль, которая только может прийти человеку, - самая страшная мысль изо всех небесных кар - мысль потерять рассудок. Она захватила меня с такой силой, что все утешения, все молитвы умолкали перед нею, словно насмешки и издевка. Этот страх гнал меня с места на место, у меня перехватывало дыхание при мысли, «что было бы, если бы я не мог больше мыслить». Клара, кто однажды был так уничтожен, тому ничто и страдания, и болезни, и отчаяния». В ужасном волнении он побежал тогда к врачу и сказал ему: «Я не могу поручиться, что в этом состоянии исключительной беспомощности не наложу на себя руки».

И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его. Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества и сказала: царь, вовеки живи! да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего! Есть в царстве твоем муж, в котором дух святого Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, - сам отец твой, царь, потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак, пусть призовут Даниила и он объяснит значение.

Роберт Шуман

Июнь 1839 года. «В королевский высший апелляционный суд города Лейпцига. Прошение. Мы, нижеподписавшиеся Роберт Шуман и Клара Вик, в течение уже нескольких лет питаем совместное и сердечное желание соединиться друг с другом. Однако отец Клары, Фридрих Вик, торговец фортепиано, невзирая на многочисленные дружеские просьбы, упрямо отказывается дать свое согласие. Поэтому мы обращаемся с покорнейшей просьбой принудить указанного господина дать свое отеческое благословение на заключение нами брачного союза или соблаговолить вместо него дать нам свое всемилостивейшее соизволение».

Это был, кончено, грандиозный скандал. Суд, прежде чем принять бумаги, потребовал, чтоб состоялась примирительная встреча отца с дочерью в присутствии священника. Вик на нее не пришел. Не явился и на первое заседание. Потом начал ставить немыслимые условия материального свойства, и, получив отказ, стал пользоваться совсем уж неблаговидными средствами и изо всех сил ронять молодых в глазах общественного мнения.

В декабре он, наконец, предстал перед законом, и обвинил Роберта в беспорядочном образе жизни и пьянстве (опровергать это нужно было в течение шести с половиной недель при помощи свидетелей). Когда Клара, на вопрос судьи, с кем она желала бы покинуть зал, решительно ответила «С моим возлюбленным!» Вик заорал: «Тогда я прокляну тебя! И дай Бог, в один прекрасный день ты придешь к моему дому нищенкой, с кучей детей!»

Из дневника Клары Шуман:

Он был взвинчен до последней степени - настолько, что председатель вынужден был лишить его слова, - мне это всякий раз ранило душу - я едва смогла вынести, что ему приходилось испытывать подобное унижение. Этот день развел нас навеки, по крайней мере, разорвал нежные узы, связывающие отца с ребенком, - и сердце мое как будто разорвалось.

«Никогда не забывай, - пишет Шуман в своем блокноте, - того, что пришлось пережить Кларе ради тебя». Годы терзаний привели к процессу, который отцу удалось тянуть ещё полгода, но, в конце концов, он его проиграл, и 12 сентября 1840 года Роберт и Клара стали мужем и женой. Шуман возблагодарил Небо, сочинив в этот знаменитый год 138 великолепных песен на стихи Байрона, Гёте, Бёрнса... Радостные, печальные - все они говорили об одном, и только одна баллада Гейне, как кажется, затесалась в этот гимн торжествующей любви случайно. «Валтасар».

Взор у царя и туп и дик, Дрожат колени, бледен лик. И нем, недвижим пышный круг Блестящих златом царских слуг. Призвали магов; но не мог Никто прочесть горящих строк. В ту ночь, как теплилась заря, Рабы зарезали царя.

Странная песня в медовый год; да и для человека, который говорит: «Я не переношу людей, чья жизнь не созвучна их произведениям». Вряд ли Шуман пил, как Валтасар, доходя до богохульства. Может, в болезни он мало уповал на Бога? Может, это предчувствие беды? Навуходоносор, которого столь настойчиво просит вспомнить царица, за свою безумную гордость был лишен рассудка на семь времен, отлучен от людей, ел траву, как вол, и только после этого благословил Всевышнего и познал, «что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет».

И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел - ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит.

Книга пророка Даниила

«Посвятить свои силы духовной музыке, - пишет Шуман - это, пожалуй, всегда наивысшая цель музыканта. Однако в молодости все мы ещё так прочно коренимся в земле...» История его духовного творчества начинается с женитьбы. После «Валтасара», в течение трех лет он работает над ораторией «Рай и Пери». Изгнанная Пери ищет дар, который поможет ей вернуться на Небо. Капля крови, пролитая юношей в борьбе с тираном, не помогает ей. Ни последний вздох девушки, отдавшей жизнь за возлюбленного. Ее спасает слеза раскаявшегося разбойника.

Пред Богом плачущий злодей Лежал недвижим перед ней, К земле приникнув головою; И сострадательной рукою, К несчастному преклонена, Как нежная сестра, она Поддерживала с умиленьем Главу, нагбенную смиреньем; И быстро из его очей В мирительную руку ей Струя горячих слез бежала; И на небе она искала Ответа милости слезам... И все прекрасно было там!

Успех «Рая и Пери» был неожидан и столь велик, что на Рождество Вик послал Роберту примирительное письмо. Радостный ответ пришел ему из России. «Клара играла у императрицы! О красоте Зимнего дворца она расскажет Вам при встрече. Это как сказка из «Тысячи и одной ночи»... На нас нагнали страху перед путешествием в Москву; но, поверьте мне, я должен теперь смеяться над теми страшными картинами, что рисовало мне мое воображение в Лейпциге. Только здесь все очень дорого...»

Клара могла, наконец, вздохнуть спокойно. Но тут, едва он успел добраться до дома и обняться с тестем, врачи ставят Шуману диагноз «психическое расстройство» и настоятельно рекомендуют отдохнуть от музыки.

Семья дала ему силы продержаться ещё целых десять лет. До того самого ужасного февраля, в который Шуман сбежал из дома и бросился с моста в Рейн. Спасенный рыбаками, он вскоре был отправлен в лечебницу для душевнобольных. Доктора запрещали им встречи, и только за два дня до смерти Клара смогла его навестить. «Он улыбнулся, - пишет она в дневнике, - и с трудом обнял меня. Я никогда этого не забуду. За все сокровища мира я не отдала бы этого объятия. Мой Роберт, так должны мы были свидеться, с каким трудом должна была я отыскать твои любимые черты! Два с половиной года назад он был оторван от меня и даже не смог проститься со всем, что приросло к сердцу. И вот теперь я тихо лежала у его ног, едва смея дышать, и он лишь временами дарил мне взгляд, хотя и затуманенный, но столь неописуемо кроткий... Мою любовь он унес собой».

И Там, казалось, ликовали: Как будто ангелы летали С веселой вестью по звездам; Как будто праздновали там Святую радость примиренья - И вдруг, незапного стремленья Могуществом увлечена, Уже на высоте она; Уже пред ней почти пропала Земля; и Пери... угадала! С потоком благодарных слез, В последний раз с полунебес На мир земной она воззрела... "Прости, земля!.." - и улетела.

Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, жёнам его и наложницам его. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божьего в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жёны его и наложницы его. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала.

Тогда царь изменился в лице своём; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским:

Кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечён в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.

И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нём, и вельможи его смутились. Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества; начала говорить царица и сказала:

Царь, вовеки живи! Да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего! Есть в царстве твоём муж, в котором дух святого Бога. Во дни отца твоего найдены были в нём свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов. И царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, - сам отец твой, царь, потому что в нём, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак, пусть призовут Даниила, и он объяснит значение.

Тогда введён был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу:

Ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мои, царь, привёл из Иудеи? Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. Вот, приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить мне значение его. Но они не могли объяснить мне этого. А о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы. Итак, если можешь прочитать это написанное и объяснить мне значение его, то облечён будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве.

Тогда отвечал Даниил, и сказал царю:

Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому. А написанное я прочитаю царю и значение объясню ему. Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишён славы своей, и отлучён был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами. Кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал всё это, но вознёсся против Господа небес и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жёны и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных, золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют, а Бога, в руке Которого дыхание твоё и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: «мене, мене, текел, упарсин». Вот и значение слов: «мене» - исчислил Бог царство твоё и положил конец ему; «Текел» - ты взвешен на весах и найден очень лёгким; «Перес» - разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам.

Прежде чем рассказать о значении фразеологизма "Валтасаров пир", поясним, что Валтасаром звался старший сын последнего царя Вавилона Набонида, представителя десятой вавилонской царской династии.

Формально говоря, Валтасар не был царем, он был царевичем и соправителем Набонида. Но тот часто оставлял его править вместо себя, поскольку много воевал. О дате рождения Валтасара и вообще о деяних его историкам мало что известно. Жил он в YI веке до н. э., а падение Вавилона произошло, когда его отец отправился воевать в Аравию.

Что касается Вавилона - то такое название носил город, столица Вавилонии, древнего царства, находящегося в южной Месопотамии (сейчас это территория Ирака).

А теперь расскажем о значении и происхождении фразеологизма "Валтасаров пир" с примерами использования сюжета легенды и самого выражения в мировом искусстве.

О Валтасаре и его пире

В ту ночь, о которой повествует легенда, столица была осаждена войсками персидского правителя Кира. Но Валтасар с приближенными были спокойны - запасы провизии казались им неистощимыми, а стены дворца - крепкими. Поэтому, не беспокоясь ни о чем, он собрал во дворце около тысячи гостей, их жен, наложниц и начал праздник.

Сосудами для питья служили развлекающимся драгоценные священные чаши, отнятые еще Навуходоносором у покоренных народов, в том числе храмовые иерусалимские. Валтасар и гости пили из них, как повествует легенда, славя своих языческих вавилонских богов.

Во время пира некая загадочная рука начертала на стене помещения горящие огнем таинственные слова ("мене, мене, текел, упарсин", или в более ходовой транскрипции "ману-текел-фарес"), которые ни один из гостей царя не смог истолковать.

Испуганный Валтасар приказал призвать мудрых волхвов, но и они не помогли понять правителю значение этих слов. Последним, кого попросил царь о помощи, был иудейский пророк Даниил. Вот как объяснил тот значение горящей надписи на стене:

  • Мене - исчислен твой срок и твое царство Богом, и назначен предел ему.
  • Текел - легковесен ты на весах Всевышнего.
  • Упарсин - окончил ты правление свое, и разделят царство твое между собой персы и мидяны.

Говоря коротко: исчислено, взвешено, окончено.

В Библии говорится, что послание было зашифровано, и его смысл Бог явил только пророку Даниилу.

Согласно легенде, роковое огненное предсказание сбылось: в ту же ночь царство Вавилония пало, столица была взята приступом, а Валтасар погиб.

Значение выражения

Каково же значение фразеологизма Так говорят о празднике в неподходящее время и в неподходящем месте, о роскошном пире во время надвигающейся беды. Знаменательно и то, что герой на этом празднике - "герой" очень сомнительный. Он совершает кощунственный поступок - пьет вино из священного сосуда. За такое богохульство, сообщает легенда, неминуемо страшное возмездие.

Это выражение давно стало нарицательным - иногда, например, перефразировав, говорят "жить Валтасаром", что значит вести разгульную, беспечную жизнь, не думая о завтрашнем дне и каких-либо грозящих опасностях.

Употребление выражения в текстах

Итак, имея в виду значение и происхождение фразеологизма "Валтасаров пир", говорят не только о веселом празднике на фоне нависшей угрозы, но и о полученном вскоре царевичем наказании за него.

Эти события в библейской интерпретации много раз будут отражены в искусстве: в литературных произведениях (Кальдерон де ла Барка, И. В. Гете, Дж. Байрон и др.), художественном искусстве (Рембрандт, Я. Тинторетто, Х. Рибера, И. Суриков и др.) и музыке (Г. Ф. Гендель).

Истории реального Валтасара были посвящены сочинения древних авторов, таких как вавилонский историк Беросс, Геродот, Ксенофонт.

О пире и гибели вавилонского царя рассказывает стихотворение Г. Гейне "Валтасар". О его небывалом путешествии и любви - новелла А. Франса с тем же названием.

Российский режиссер в 1989 году экранизировал новеллу "Пиры Валтасара" Ф. Искандера. Свой фильм он назвал "Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным".

Подбираем синонимы

Частичным аналогом по значению фразеологизма "Валтасаров пир" можно назвать выражение "пир во время чумы". Другое подобное выражение - "танцевать на вулкане".

Обратим внимание, что, поскольку в легенде имеется упоминание не только о пире, но и о последующем наказании, передать значение фразеологизма "Валтасаров пир" одним словом можно также лишь частично. Синонимами выражению назовем "безбожие", "распущенность", "вакханалия", "оргия".

Мы пояснили значение и происхождение фразеологизма "Валтазаров пир".

Нередко, употребляя то или иное крылатое выражение, человек даже не задумывается о том, из какого источника оно к нам пришло. К числу таковых относится «пир Валтасара», изначально описывающее событие библейской тематики и лишь потом переосмысленное и обретшее новое, переносное значение. Познакомимся с самой легендой, ее воплощением в искусстве и современным пониманием крылатой фразы.

Личность царя

Прежде чем рассматривать легенду о пире Валтасара, познакомимся кратко с личностью самого героя, который, как полагают историки, вполне мог существовать в действительности. Валтасар - один из правителей Вавилона, который занимал царский трон во время отсутствия своего отца, царя Набонида.

Отец Валтасара был известен своей любовью к мистике, древностям, поэтому очень часто покидал Вавилон и перекладывал обязанности правления на сына. Однако Библия гласит о том, что отцом легендарного царя был не менее знаменитый Навуходоносор, а сам Валтасар, царевич и соправитель в действительности, в Священном писании именуется как «последний халдейский царь».

Сам пир

Рассмотрим, как проходил пир царя Валтасара согласно библейским источникам. Есть две причины, объясняющие причину пиршества:

  • Царь знал о том, что его город осажден персами, и решил устроить прощальный пир.
  • После смерти Навуходоносора Валтасар, занявший его место, решил богато отпраздновать это событие.

Итак, пир Валтасара начался, на нем присутствовали царские вельможи, их супруги и даже наложницы. Желая еще больше поразить воображение гостей своим богатством, царь велел принести священные сосуды из чистого золота, которые некогда привез Навуходоносор из иерусалимского храма.

Святотатство

Однако пир Валтасара вошел в историю не своей роскошью, а надругательством над христианскими ценностями. Из священных золотых сосудов стали пить вино, причем не только сам монарх, но и его приближенные и их наложницы. Они также прославляли своих богов - идолов, изготовленных из золота и драгоценностей.

Далее легенда о пире Валтасара гласит о том, что в самом разгаре веселья на стене появилась человеческая кисть, которая вывела непонятные письмена. Царь очень испугался, желание веселиться вмиг пропало у него, он понял, что совершил недоброе и за это его ждет страшная расплата. Однако что же гласит надпись?

Толкование

Ни один из мудрецов в Вавилоне не сумел прочесть загадочную надпись, что напугало молодого царя еще больше. Однако его мать подсказала, что есть еще один мудрец, некто Даниил, который пользовался уважением у Навуходоносора и даже был назначен им главным среди гадателей. Этого человека нашли и привели к царю, приказав ему расшифровать загадочную надпись.

Даниил справился с задачей, но его ответ Валтасару пришелся не по вкусу. Мудрец упрекнул царя в том, что он, как и его отец, не сумел впустить бога в свое сердце, прожил грешную жизнь, но последней каплей стало осквернение священных чаш Яхве и восхваление придуманных идолов. Как и Навуходоносор, его сын оказался горд и самонадеян, за что и понесет суровое наказание.

Царь, обещая мудрецу богатые дары, попросил его прочесть, что же написано на стене невидимой рукой, каков смысл появившихся символов. Даниил отказался от подарков, но перевел и разъяснил три слова, написанные загадочной рукой:

  • Исчислено. Это слово означает, что свою жизнь молодой властитель прожил неправедно, хотя и имел перед глазами пример своего отца, Навуходоносора, который держал в страхе соседние государства, не чтил бога и страдал излишней гордыней.
  • Взвешено. Сам Валтасар продолжил неправедный путь своего отца, все его деяния были оценены и взвешены, поэтому он обречен на гибель.
  • Разделено. Мудрец рассказал царю, что царство его разделят между собой мидяне и персы.

Таков смысл тайного послания, которое Даниил сумел прочитать испуганному царю.

Гибель Вавилона

В ту же ночь на город было совершено нападение, стены Вавилона разрушили, а сам царь погиб. Однако в истории принято считать, что разрушение города происходило по иному сценарию.

Выражение «пир Валтасара» сохранилось и продолжает использоваться. Означает оно веселье, пиршество накануне гибели или наступления какого-либо страшного, негативного события.

Противоречия

Рассмотрим некоторые разногласия библейского сюжета с реальными историческими фактами. Некоторые уже упоминались:

  • Отцом Валтасара на самом деле был Набонид, в то время как в Библии им становится Навуходоносор, вероятнее всего, как более известный вавилонский монарх.
  • Сам герой нашего материала царем не был, он выполнял функции соправителя и правил в Вавилоне лишь во время отсутствия Набонида.
  • Стены, которыми был обнесен город, были настолько толстыми, что взять его за одну ночь ученым представляется невозможным. Не зря историки называют Вавилон городом-крепостью: его окружали три ряда мощных стен и ров. Сделать подкоп враги также не могли, поскольку стены города уходили вниз не менее чем на 10 метров. Ширина укрепления, по сохранившимся данным, составляла не менее 5 метров.
  • Царь Валтасар не мог не знать о том, что под его стенами собралось вражеское войско, поскольку на стенах имелись смотровые башни с зубцами. Если предположить, что он был в курсе, понимал опасность и решил «встретить смерть весело», устроить грандиозный пир на прощание, то становится непонятным его испуг после появления таинственного послания. Зачем впадать в отчаяние, пытаться найти объяснение, если гибель и так предрешена?

Наконец, непонятно, по какой причине Вавилон будет разделен между мидянами и персами, чем они лучше идолопоклонника Валтасара и его подданных? Во времена правления этого царя и та, и другая народность оставалась язычниками, потом перешли в ислам, то есть к христианскому богу никакого отношения не имели, поэтому вопрос остается открытым - почему для наказания неправедного царя выбраны столь же неправедные люди?

Сюжет в искусстве

Пир Валтасара стал излюбленным сюжетом литературных и живописных произведений. Приведем несколько примеров:

  • Полотно Рембрандта с одноименным названием было создано в 1635 году. Сейчас на произведение искусства можно посмотреть в Лондонской национальной галерее.
  • Картина Сурикова «Пир Валтасара», 1874 год. На полотне большое количество действующих лиц и детально проработаны эмоции.
  • Произведения для исполнения хором, оратории, например «Валтасар» Георга Генделя.

Это основные произведения, в которых фигурирует последний, согласно библейским канонам, царь великого Вавилона.

Крылатое выражение

Что означает «пир Валтасара» в переносном смысле? Это устойчивое словосочетание, которое принято употреблять в ситуации безудержного веселья перед какой-то бедой, причем празднующие люди еще не догадываются о том, что вскоре им предстоит столкнуться с проблемой. В целом в крылатой фразе библейский сюжет не был переосмыслен полностью, однако выражение может употребляться не только по отношению к пиру, но и в связи с любым весельем, происходящим накануне трагедии.

Масштабы самого бедствия могут быть любыми, не обязательно это крушение целого города или катастрофа, событие может быть самым незначительным для мира, но существенным для конкретного лица. Например, сказать «устроили пир Валтасара» вполне уместно по отношению к студентам, которые накануне экзамена решили отпраздновать день рождения, а не готовиться, сославшись на то, что за один вечер освоить весь курс невозможно.

Записанных в предыдущей главе. Последнюю ночь Вавилона описывают многие античные авторы: «Между тем Кир узнал, что в Вавилоне наступает такой праздник, во время которого все горожане целую ночь пьют и гуляют… теперь мы нападем на них в тот момент, когда многие из них спят, другие пьяны, и никто не соблюдает никакого порядка… «Конечно,— согласились люди Гобрия,— не будет ничего удивительного, если ворота царского дворца окажутся даже не запертыми. Ведь сегодняшней ночью весь город предается разгулу (пункт 12 выводов из пророчеств. — А.О. )» .

Греческий историк Геродот, посетивший Вавилон в 5 веке до Р. Хр. и знавший его историю, пишет: «В то время по случаю праздника плясали и веселились (пункт 12 выводов из пророчеств. — А.О. ) до тех пор, пока слишком хорошо не узнали свое ужасное поражение» .

Можно себе представить, какой бы страшной оргией закончился пир, но… «В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала» (Дан. 5:5). Насмерть перепуганный Валтасар призывает для расшифровки надписи Даниила, который и дает объяснение: «Вот и значение слов: МЕНЕ — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ — ты взвешен на весах и найден очень легким; ПЕРЕС — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам… В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (Дан. 5:26—28; 30). Таков был страшный конец пира, а вместе с ним и падение Золотой Вавилонской империи.

«В эту ночь только стемнело, Кир поднял множество людей и с их помощью открыл рвы для речной воды. Лишь только это было сделано, как вода, ночью же, хлынула во рвы, и русло реки в городе стало проходимым для людей (пункт 16 выводов из пророчеств. — А.О. ). Когда этот участок реки стал, таким образом, подготовлен для прохода, Кир передал приказ хилиархам персидской пехоты и конницы построить каждую тысячу… они двинулись в путь. Всех, кто попадался им навстречу, они убивали на месте, но некоторые успевали бежать и укрыться в домах или принимались кричать. Люди Гобрия со своей стороны отвечали им криком, как будто они тоже принимали участие в гулянии. Продвигаясь как можно быстрее, они подошли, наконец, к царским дворцам. Тут воины, шедшие с Гобрием и Гадатом, обнаружили, что ворота дворца заперты. Но те, кто должны были напасть на стражников, застали их пьющими при свете яркого огня и вмиг разделались с ними так, как полагается с врагами. Поднялись шум и крики, которые услышали во дворце. Тогда царь приказал выяснить, что случилось, и некоторые из его людей, открыв ворота, выбежали наружу. Как только воины Гадата увидели ворота раскрытыми, они ринулись внутрь и, преследуя и избивая врагов, устремившихся обратно во дворец, добрались до царя. Они застали его уже на ногах, с обнаженным акинаком в руках. Воины Гадата и Гобрия тут же покончили с ним (пункт 8 выводов из пророчеств. — А.О. ). Находившиеся при нем люди также погибли… Когда с наступлением дня вражеские воины, занимавшие укрепленные цитадели, узнали, что город взят, а царь погиб, они тут же сдали и эти укрепления» .

Геродот, также описавший штурм города, хотя и в более спокойных тонах, чем Ксенофонт, все же не может скрыть своего удивления, что все обстоятельства были против вавилонян: «…Персидский царь отвел реку… после того, как вода в реке спала настолько, что доходила людям приблизительно до колена, персы… вошли в Вавилон (пункт 16 выводов из пророчеств. — А.О. ). Если бы вавилоняне заранее узнали замысел Кира или вовремя заметили его действия, то, конечно, не только не позволили бы персам проникнуть в город, но даже совершенно уничтожили бы врага. Ведь они могли просто запереть все идущие к реке ворота, и взойдя на стены по обоим берегам реки поймать персов, как в ловушку… Город же Вавилон был настолько огромный, что по рассказам тамошних людей, горожане, жившие в центре, не знали, что враги уже заняли окраины. В это время, по случаю праздника, они плясали и веселились…» . «В то время как грозные войска Кира приближались к Вавилону, царь вавилонский ничего не предпринимал для обороны своей столицы. Он надеялся, что Вавилон, окруженный двойным рядом толстых стен, никогда не будет взят приступом. Считая себя в безопасности, царь и его приближенные предавались веселию… Кир велел выкопать за городом канал и соединить его с рекою… Вода из реки устремилась в канал, а оттуда в глубокое озеро… Вавилон был взят» .

По сути, как мы увидели, не было даже боя как такового, произошло лишь истребление полупьяной дворцовой стражи во главе с бессильным царем и попавшихся под руку горожан.