» » Эсминец дональд кук черное море. Эсминец “Дональд Кук”: разоблачение российской фальшивки

Эсминец дональд кук черное море. Эсминец “Дональд Кук”: разоблачение российской фальшивки

В этой истории много неясных моментов. Американская сторона подробностей разглашать не желает. Командование российской морской авиации тоже скромно хранит молчание после краткого информационного сообщения, переданного в День Космонавтики 2014 года. Однако и скупых данных хватило для того, чтобы американский эсминец «Дональд Кук» прославился на весь мир. Корабль этот довольно новый, оснащен всем необходимым, и несмотря на то что размеры его не рекордные, мог символизировать военно-морскую мощь США, для чего и был послан в Черное море. Как говорят в таких случаях работники цирка, номер не удался.

Захватывающий сюжет

В апреле вблизи российских границ начала разворачиваться драма, получившая название антитеррористической операции, на деле же ставшая настоящей гражданской войной. После удавшегося государственного переворота против мятежных восточных областей новые украинские власти направили регулярные войска с артиллерией, танками, тактическими баллистическими ракетами и всем прочим оружием, изначально изготовленным для борьбы с сильным и опасным внешним агрессором. Крыму удалось избежать печальной участи жертвы, население полуострова проголосовало за независимость и присоединение к России.

В самый разгар этой кипящей сумятицы, сопровождающейся кровопролитием, в Черное море вошел эсминец США «Дональд Кук». Остается лишь догадываться об истинной цели этого визита, но к определенным выводам можно прийти, разобравшись с боевыми возможностями этого корабля.

Серия «Арли Берк» и ее 25-й экземпляр

У американцев свои национальные герои, и они называют в честь них тот или иной крейсер, фрегат или эсминец. Дональд Кук, капитан корпуса воевал во Вьетнаме и умер от болезни (малярии), находясь в плену. Даже на родине этого героя нет единого мнения по поводу того, насколько эта война была справедливой. Неизвестны также подвиги, если таковые имели место, совершенные Куком до его пленения. Впрочем, так ли это уж важно? Капитан сражался за свою страну там, куда его послали, и умер в 1967 году. В честь него и была названа 25-я по счету единица самой массовой послевоенной серии американских боевых кораблей. Всего же предполагается, что число близнецов этого эсминца превысит цифру 60.

Проект «Арли Берк» показался руководству Пентагона настолько удачным, что на него возлагались большие надежды. В 1983 году, когда закладывался головной корабль серии, он впечатлял своими обводами, примененными при строительстве технологиями и даже внешним видом.

Эсминец класса «поверхность-берег»

Любая флотская серия состоит из кораблей, похожих внешне, отличающихся друг от друга тем сильнее, чем позже сошла со стапелей та или иная единица. Эсминец «Дональд Кук» спущен на воду в 1997 году, принят в боевой состав флота через 15 месяцев. Этот корабль нельзя назвать устаревшим, он имеет мощное ракетное вооружение, оснащен самыми передовыми электронными средствами, защищен от разнообразных возможных поражающих факторов и почти не виден на радарах. Однако у эсминца есть некоторые особенности, обусловленные характером специфических огневых возможностей. Дело в том, что его бортовые противокорабельные системы представлены очень скромно. Четырех крылатых ракет типа «Гарпун» (дозвуковых и небольших) явно недостаточно для ведения серьезного морского боя против сильного врага. Иными словами, эсминец ВМС США «Дональд Кук» предназначен для нанесения ударов по береговым целям в условиях полного господства и отсутствия сопротивления со стороны вражеского флота. Для этого у него есть «Томагавки» (по числу ячеек под палубой КР может быть до 90 штук).

О системе «Иджис»

Но не только для стрельбы по городам и береговым позициям создавался этот корабль, обошедшийся военному бюджету в миллиард (по ценам второй половины 90-х). Главная доля этой астрономической суммы приходится на новейшую электронику, интегрированную в конструкцию корпуса и надстроек. Многогранная угловатая рубка не просто служит обшивкой помещений, на ее наклонных плоскостях смонтированы антенны излучателей и приемников радарных сигналов. Они чутко следят за сотнями возможных целей, и, передавая информацию в вычислительный управляющий комплекс, обеспечивают безопасное выполнение боевой задачи. Системе «Иджис» подчиняются пятьдесят зенитных ракет, способных поражать МБР в ближнем космосе. Американский эсминец «Дональд Кук», по замыслу, является мобильным элементом глобальной системы ПРО, проводящим разведку и в автоматическом режиме, подобно роботу, вырабатывающим решения стратегического уровня.

Помимо неподвижных относительно корпуса антенн, на корабле есть и еще одна РЛС AN/SPY-1, выполняющая многие функции, от обнаружения низколетящих объектов до наблюдения за спутниками-шпионами.

Эсминец как судно

Есть смысл остановиться на вопросе о том, что представляет собой в судоходном смысле эсминец ВМС США «Дональд Кук». Характеристики корабля не являются уникальными, но они хороши. При полном водоизмещении в 8,9 тыс. тонн он имеет длину в 153 метра, ширину 20 м и осадку 9,4 м. Для изготовления подводной части корпуса применены немагнитные высокопрочные магниево-алюминиевых сплавы, что увеличивает противоторпедную стойкость и снижает заметность для вражеских систем обнаружения. Силовая часть, нагруженная на два винта, состоит из двух газовых турбин LM2500-30 фирмы Дженерал Электрик общей мощностью 108 тыс. л. с. Максимальный ход - 32 узла, автономность 4400 миль (при крейсерском ходе 20 узлов). Экипаж состоит из 337 членов команды, из которых офицеров 23. Кубрики и боевые посты защищены прочными и легкими кевларовыми панелями, что тоже стало революционным решением.

Особого восхищения достойны винты. Эти движители, как правило, выдают корабль своим шумом, образующимся в результате кавитационных процессов, и акустические станции подводных лодок легко могут определить тип движущегося объекта, его скорость и расстояние до него. Каждая лопасть винтов «Кука» снабжена особой трубчатой системой, нагнетающей воздух на окончания кромок. В результате образуется пузырьковое облако, искажающее звуковой «портрет» корабля и поглощающее шумы. Насколько оправданы средства, затраченные на разработку и изготовление этой сложной системы, неизвестно, ведь эсминец может быть обнаружен и многими другими средствами оповещения.

Система ПТО и ПВО

Кораблю в море грозят многие неприятности. В случае войны противник проявляет настойчивое желание пустить его на дно, и делает для этого все, что может. Он ставит мины, иногда снабженные приборами кратности (если известно, каким по счету будет следовать самый важный корабль противника), они снабжены взрывателями разных типов. Кроме этого, в ход идут торпеды, ракеты, и, конечно же, авиация. На верфях «Bath Iron Works» позаботились о том, чтобы обезопасить от всех этих напастей эсминец ВМС США «Дональд Кук». Вооружение его включает противолодочные ракето-торпеды ASROC-VL, зенитные ракеты «Стендерд-2» для перехвата целей на больших дистанциях, зенитные УР ESSM, бьющие по подкравшемуся противнику и даже заатмосферные перехватчики SM-3.

Устраняя пробел в противокорабельном классе, конструкторы планируют оснастить корабль перспективным комплексом LRASM. В общем, оружия много. Но оно оказалось бесполезным даже во время учебного налета не самого современного бомбардировщика Су-24. Эсминец «Дональд Кук» ослеп.

Боевой путь и опыт

С момента спуска на воду корабль без дела не стоял. Сначала он базировался в Норфолке, с 2012 года его приписали к испанскому порту Рота, где дислоцируется база ВМС США. В 2000 году во время событий в Адене эсминец «Дональд Кук» оказал помощь другому кораблю, «Коулу», протараненному катером с террористами-смертниками. Первый залп «Томагавков» по Ираку в 2003 году произвел все тот же «Кук». Он бывал во многих дальних походах, бороздил моря по всему свету, участвовал в учениях, в том числе международных. Экипаж корабля демонстрировал хорошую выучку и слаженность, высокую квалификацию и определенную смелость, проявленную во время выполнения заданий.

Хроника событий

Скупые факты описывают хронологию всего периода нахождения эсминца в Черном море в 2014 году. Босфор корабль миновал 10 апреля, в День от немецко-румынских захватчиков. В течение примерно двух суток соединение, в которое помимо «Кука», входили морской разведчик «Дюпюи-де-Лом», спасатель «Ализе» и эсминец «Дюплекс» французских ВМС, совершало различные маневры на относительно небольшом расстоянии от Севастополя. 12 апреля на экранах радаров появился приближающийся самолет, держащий курс прямо на «Дональд Кук». Эсминец «Су» заметил (даже определил тип самолета, и то, что он не вооружен), и на корабле была объявлена учебно-боевая тревога. Дальнейшие события некоторое время оставались загадкой.

Бегство

Чиновники Пентагона выразили крайнее возмущение действиями российских летчиков. Они характеризовали их как непрофессиональные и враждебные. Заявление было эмоциональным и жестким, но между его строк читалась растерянность. Ставший вдруг знаменитым эсминец «Дональд Кук», фото которого публиковали с издевательскими комментариями многие средства информации во всем мире, ошвартовался в румынском порту Констанца, а 27 деморализованных членов его команды изъявили желание подать в отставку. Виной всему - российский самолет, якобы нарушивший все мыслимые нормы международного права.

Конвенция Монтре

Одним из международных морских договоров, на которые ссылалась американская сторона, называется Согласно ей в Черном море военные корабли стран, не имеющих здесь собственной акватории, могут находиться не более 21 дня, а их общий тоннаж не может превышать 30 тыс. т на каждую страну. Эсминец «Дональд Кук» действительно не нарушал этой конвенции, однако незадолго до описываемых событий другой корабль ВМС США, «Тейлор» несколько подзадержался, якобы ремонтируя винты. Целью последнего визита «Кука» явно была «демонстрация флага», но кроме этого, перед экипажем, скорее всего, ставилась еще одна, секретная задача.

А вдруг война?

Связь присутствия международной эскадры вблизи российских берегов и украинскими событиями, в общем-то, никем не оспаривалась и не отрицалась. По мере развития конфликта опасность перехода его в военную стадию возрастала. Не строя иллюзий по поводу возможностей американская сторона могла рассматривать вероятность оказания им помощи в виде развединформации без вовлечения своей армии в возможную полномасштабную войну. Сбором подобных сведений, вероятно, и собирался заняться эсминец ВМС США «Дональд Кук». Параметры оборонительных систем, дислокация средств ПВО, узлов связи и прочих важных элементов военной структуры Черноморского Флота могли представлять интерес для генштаба ВСУ, которому эта информация была бы незамедлительно передана в случае войны.

Так что же случилось?

В сущности, с американским эсминцем ничего страшного не произошло. Он благополучно ушел из негостеприимного района черноморской акватории. Запланированный визит в Одессу не состоялся по причине глубокой моральной травмы, испытанной экипажем. Причина этой досады - компактный комплекс радиоэлектронной борьбы «Хибины», закрепленный на консоли ничем более не вооруженной бомбардировщика Су-24, дюжину раз прошедшего над кораблем на предельно малой высоте. Видимо, нее столько его брюхо с масляными потеками так расстроило команду «Кука», как осознание своей уязвимости и даже беспомощности. Казалось бы, вот он - вероятный противник, и действует он в учебном режиме. Так учись же, отрабатывай приемы пользования своей ПВО! Но система вышла из строя. Временно. Русские даже ничего не испортили, хотя могли. Улетел самолет, и «Иджис» вновь запустилась.

Итоги и выводы

Суть претензий Пентагона к российской авиации, в общем и целом, сводилась к тому, что наши летчики проявили некую неучтивость. Что же, возможно определенная нетерпимость действительно имела место. Столь же невежливо в 1988 году советские моряки таранили эсминец ВМС США «Кэрон», пытавшийся войти в территориальные воды СССР. Крым, действительно, давно привлекает иностранные эскадры, норовящие посетить полуостров не всегда с дружественными намерениями.

Что же касается эсминца «Дональд Кук», то недооценивать его боевые возможности все равно не стоит. Это - современный и серьезно вооруженный корабль, прошедший в 2012 году модернизацию. Вполне возможно, ему предстоит теперь еще одна.

В Белом доме выразили озабоченность сообщениями об "опасном сближении" российских военных самолетов и эсминца ВМФ США в Балтийском море. Об этом в среду заявил официальный представитель американской администрации Джош Эрнест.

Эсминец Donald Cook. Фото: imago stock&people/ Global Look

Ранее западные СМИ сообщили о том, что бомбардировщики ВКС РФ Су-24 пролетели на сверхмалой высоте предположительно вблизи американского эсминца USS Donald Cook ("Дональд Кук").

"Этот инцидент совершенно не соответствует профессиональным нормам военных о безопасной дистанции друг с другом в международных водах и международном воздушном пространстве", - отметил Эрнест.

"За последние годы были многократные повторения таких случаев, когда российские военные, в том числе военные самолеты, приближались слишком близко друг к другу или иному морскому или воздушному транспорту, вызывая серьезные опасения в связи с безопасностью, и мы продолжаем сохранять озабоченность в связи с этим", - цитирует представителя Белого дома РИА "Новости".

Также Эрнест посоветовал журналистам обратиться за комментариями по данному происшествию в Минобороны США, добавив, что не обладает информацией о том, обсуждался ли инцидент представителями двух стран и если да, то по каким каналам.

Ближе к вечеру среды стало известно, что Вашингтон по дипломатическим каналам обратился к РФ в связи с сообщениями о происшествии. "Официальные лица США используют существующие дипломатические каналы, чтобы отреагировать на это воздействие. Одновременно инциденты изучаются по каналам ВМС США", - говорится в заявлении европейского командования США (EUCOM).

По данным EUCOM, первый инцидент произошел в понедельник (11 апреля) около 15:00 по местному времени, когда самолет Су-24 пролетел близко к эсминцу на небольшой высоте. В этот момент на палубе корабля проходила заправка вертолета. "В целях предосторожности полеты были приостановлены, пока Су-24 не покинул район", - утверждается в сообщении.

На следующий день, как заявляет командование, к эсминцу несколько раз приближались вертолет Ка-27 и два самолета Су-24.

Телекомпания CNN в среду, 13 апреля, со ссылкой на собственные источники выступила с утверждением, что российский бомбардировщик Су-24 и вертолет без вооружений на борту во вторник ночью пролетели вблизи американского ракетного эсминца "Дональд Кук", курсировавшего в Балтийском море в международных водах. Один из самолетов прошел, якобы, в 75 футах (22,86 м) над судном. Еще один пролет был зафиксирован на более удаленном расстоянии в прошедшее воскресенье, 10 апреля.

Из-за того, что на борту эсминца находился польский вертолет, который должен был осуществить взлет, но вынужден его отложить, по данным The Wall Street Journal, в американских военных кругах посчитали, что таким опасным пролетом русские "отправили сообщение Польше".

Один из сотрудников министерства обороны США сообщил CNN, что российский самолет так низко спикировал над палубой, что создалось впечатление, что он атакует. Он назвал этот маневр бреющим полетом.

Таким образом, так и остается не ясным, когда на самом деле совершали опасные маневры и сколько раз российские самолеты, и в какой день и чей вертолет пытался взлететь с палубы эсминца.

Оба инцидента были сняты на видео- и фотокамеры.

Напомним, в апреле 2014 года "Дональд Кук", который оснащен самой передовой американской информационной системой "Иджис", вошел в Черное море. В этот момент над ним на низкой высоте больше десятка заходов фронтовой бомбардировщик Су-24 ВКС РФ.

Сообщалось, что на российском самолете была установлена система радиоэлектронного подавления "Хибины", разработанная в концерне "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ). При подлете самолета к эсминцу у того сначала погас радар, потом отключилась система управления огнем (тот самый "Иджис"), а потом, по слухам, встали и двигатели. Американские СМИ писали, что после этого инцидента 27 моряков написали рапорт о переводе на другой корабль.

Вооруженные силы США имели право сбить российские военные самолеты, которые несколько раз пролетели в опасной близости от американского эсминца «Дональд Кук» (DDG-75 Donald Cook) в Балтийском море. Об этом в пятницу, 15 апреля, заявил госсекретарь США Джон Керри в интервью Miami Herald и CNN.

«Это безрассудно, провокационно и опасно. Согласно правилам применения вооруженной силы, эти самолеты могли быть сбиты», - сказал госсекретарь. Вашингтон надеется, что ничего подобного не повторится в будущем, добавил Керри.

Напомним: 13 апреля Европейское командование США опубликовало видео и фотокадры в связи с инцидентами, произошедшими в Балтийском море 11 и 12 апреля, в ходе которых российские самолеты и вертолеты приближались к кораблю ВМС США на расстояние менее сотни метров. Представитель Пентагона Стив Уоррен назвал действия наших пилотов «провокационными и непрофессиональными».

Капитан «Дональда Кука» вообще заявил, что бомбардировщики «симулировали атаку» на корабль. По его словам, российские пилоты не отвечали на радиосообщения эсминца - ни на русском, ни на английском языках.

Заметим, что американский эскадренный эсминец четвертого поколения не в первый раз становится объектом «тренировок» российских военных. В 2014 году в Черном море именно на «Дональде Куке» отрабатывал боевое применение российский бомбардировщик Су-24М, после чего два десятка членов экипажа уволились со службы, а двое моряков от стресса угодили в госпиталь в Констанце (Румыния).

На этот раз не один, а сразу три военных воздушных судна РФ приблизились к эсминцу на минимальную дистанцию: бомбардировщик Су-24М, истребитель Су-27 и вертолет Ка-27 (зависнув над палубой, он помешал подняться в воздух бортовому вертолету).

Почему по Су-24М не был открыт огонь, прояснил в интервью Navy Times бывший капитан корабля ВМФ США Рик Хоффман. По его словам, так как США не находятся в состоянии войны, капитан корабля должен оценить возникшую ситуацию. «Если вы видите приближающийся самолет и можете его идентифицировать, если видите, что он не вооружен, и если не видите признаков, что на корабль направлена ракета, ничего делать не надо», - сказал он.

14 апреля в Минобороны России заявили, что маневры наших летчиков не представляли угрозы для эсминца, и отвергли трактовку Белого дома, согласно которой российские самолеты нарушили правила использования международного воздушного пространства.

В тот же день официальный представитель Госдепартамента Джон Кирби заявил, что Керри намерен обсудить инциденты в Балтийском море с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.

Что стоит за реакцией США, могут ли привести подобные инциденты к прямой военной конфронтации?

Действия наших летчиков нельзя квалифицировать как симуляцию атаки, - отмечает контр-адмирал в отставке, военный историк Юрий Кириллов . - В подобную атаку - на малых высотах, вплотную подходя к цели, может идти только штурмовик с пушечным вооружением. А Су-24М - современный бомбардировщик, и ему это просто не нужно. Мы же видели, как такие самолеты работают в Сирии - на большой высоте, с внешним целеуказанием. Это штурмовик может сшибать мачты, но никак не бомбардировщик.

Об имитации атаки говорил, замечу, только капитал «Дональда Кука», и явно на эмоциях. Я сам восемь лет был командиром корабля, и прекрасно его понимаю: такие инциденты действительно сильно щекочут нервы. Мне приходилось бывать в подобных ситуациях, и, должен сказать, это не слишком приятно. К тому же самолет при рискованном маневрировании может упасть - непреднамеренно зацепиться за воду, например. Такие случаи бывали во времена холодной войны.

- Капитан в такой ситуации может принять решение сбить самолет?

Согласно нормам международного права, сбить самолет можно, если только он действительно идет на корабль в атаку с применением оружия. Во всех остальных случаях уничтожение самолета будет расцениваться, как акт агрессии.

На мой взгляд, в ситуации надо разбираться. Видимо, этим и будут заниматься Лавров с Керри.

- Как урегулировались подобные ситуации в период холодной войны?

С пролетами самолетов в опасной близости от кораблей - и наших, и американских, - дело дошло до того, что в 1972 году главкомы флотов СССР и США сели за стол переговоров и подписали договор о безопасных действиях на море. В этом двустороннем соглашении были оговорены дистанции, какие самолеты могли приближаться к кораблям, и даны определения, какое маневрирование считать безопасным.

Кстати, самый известный эпизод с имитацией воздушной атаки произошел в 1968 году, когда власти Северной Кореи захватили американский разведывательный корабль «Пуэбло». После известия о задержании «Пуэбло» американский флот пришел в движение. Командующий Седьмым флотом приказал атомному ударному авианосцу «Энтерпрайз» (USS Enterprise CVN-65), атомному ракетному лидеру эсминцев «Тракстан» (USS Truxtun DLGN-35) и трем эсминцам - «Хайби» (USS Higbee DD-806), «О"Бэннон» (USS O’Bannon DD-450) и «Коллетт» (USS Collett DD-730) - идти на полном ходу в южную оконечность Цусимского пролива. Вскоре американские корабли стали маневрировать в 120 милях от Владивостока.

СССР был связан с Северной Кореей договором о безопасности. В итоге, навстречу американскому флоту вышел советский, и на Дальний Восток вылетел главком ВВС СССР. Вскоре наши самолеты пролетали над самыми мачтами американских кораблей - с открытыми бомболюками, со снаряженными ракетами. Американцы тогда развернули свои корабли и ушли.

Но в тот момент такие действия были обоснованными: могла начаться война. Инциденты в Балтийском море, конечно, гораздо менее масштабные.

- Насколько серьезную опасность представляет Су-24М для эсминца «Дональд Кук»?

- «Дональд Кук» настолько серьезный корабль, что его - на данный момент - можно признать доминирующим на Балтике. Он только называется эсминцем, но по прежним представлениям эквивалентен трем-четырем крейсерам. Это корабль противоракетной обороны - а на сегодня это высшая градация в классификации боевых кораблей. «Дональд Кук» несет около 40 крылатых ракет «Томагавк» с дальностью полета до 2500 километров, способных нести ядерные заряды, 8 противокорабельных ракет «Гарпун», противоракетное оружие - все это очень серьезно.

Но специфика Балтийского и Черноморского театров заключается в том, что здесь корабли почти беззащитны от авиации. Это очень стесненные театры, на которых применение крупных кораблей, мягко говоря, неразумно.

«Дональд Кук» сейчас на Балтике решает чисто политические задачи, в войну он туда никогда не зайдет. Американцы действуют в контексте приближения переднего края к России - неслучайно на борту эсминца был польский военный вертолет. Рейд «Кука» - это жест поддержки США европейской группировки НАТО. Вот и ходит «Дональд Кук» по нашим флангам - то в Черное море, то в Балтийское. И тем самым осуществляет военно-политическое давление.

- Наше взаимное противостояние с США будет усиливаться?

Трудно сказать. На мой взгляд, должно возобладать благоразумие. Ружье, которым размахивают перед носом, рано или поздно может выстрелить. Пора, я считаю, сесть за стол переговоров, перестать искать правых и виноватых, и пойти друг другу навстречу…

Инциденты в Балтийском море показывают, что у американцев есть противник, который США не боится, - считает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков . - Российский самолет просто так не уничтожишь - это будет актом агрессии, на который последует самая серьезная реакция. США, естественно, на такой шаг не идут, хотя и заявляют, что имеют на это все права. На деле, их права не обширнее российских - а РФ имеет право совершать наблюдательные полеты.

Думаю, нынешний накал страстей, как и провокационные маневры на Балтике «Дональда Кука», связаны с двумя событиями.

Первое из них - это приближающийся саммит НАТО, второе - намечающееся заседание Совета Россия-НАТО. На этих мероприятиях как раз пойдет речь о разграничении зон ответственности, и о договорах, которые позволят снять напряженность в воздушном пространстве на стыке границ НАТО и России.

Еще в прошлом году западные военные эксперты заявляли, что вопрос о подписании подобных договоров назрел, поскольку инциденты с участием Вооруженных сил России и НАТО набирают остроту, а общее их число за 2015 год приблизилось к 500. Просто большинство из них менее заметны, чем инциденты в Балтийском море, и не получают широкой огласки.

- Почему число таких инцидентов увеличивается?

Виной тому возрастающая военная активность, прежде всего, со стороны НАТО. Американцы, их союзники по альянсу, плюс Швеция и в меньшей степени Финляндия выступают в данном случае с единых позиций - пытаются убедить Россию подписать договор о предупреждении инцидентов в воздухе между военными самолетами.

Внешне инициатива выглядит красиво. Но на деле, США и НАТО важно взять ситуацию под контроль. Речь будет идти о том, что американцы и их союзники смогут и дальше свободно летать в международном воздушном пространстве, а на Россию они попытаются наложить ограничения.

Мы, понятно, с такой позицией США не согласны. С этими грядущими переговорами связан как заход «Дональда Кука» на Балтику, так и пролеты наших самолетов вблизи эсминца.

- Удастся ли договориться с американцами, или число подобных инцидентов и дальше будет расти?

Тенденция понятна: противостояние с США и НАТО идет по нарастающей. Например, со следующего года американцы планируют постепенно сдвинуть в Восточную Европу три развернутые бригады. Сейчас, например, из Колорадо в ФРГ перебрасывается 4-я пехотная дивизия США. Она будет заниматься ротацией американских сил в Европе. Другая бригада - 173-я тяжелая воздушно-десантная.

Понятно, что число военнослужащих в этих бригадах в Европе будет меньше штатной численности - 5 тысяч человек. Но вся инфраструктура будет развернута в полном объеме, чтобы в случае необходимости быстро перебросить личный состав из Америки. Повторюсь, эти бригады будут полностью развернуты, а это значит, что им требуется прикрытие ПВО - нормальная эшелонированная система обороны от атак с воздуха. Важная составляющая этой системы - авиационный компонент.

Это значит, интенсивность полетов американских военных самолетов, в том числе разведывательных, вблизи российских границ будет возрастать. Эти полеты будут осуществляться, прежде всего, с военных баз на территории стран Балтии и Великобритании.

В этой обстановке США и НАТО нужны соглашения с Россией, чтобы не только свободно летать и решать свои задачи, но и минимизировать риски. Понятно, что при таком раскладе возрастает вероятность, что пилоты противоборствующих сторон примут неправильное решение. Так может случиться, если у кого-то из летчиков банально сдадут нервы. И такой инцидент разом перевернет очень многое в треугольнике Россия-США-НАТО.

Наши нынешние действия мешают Вашингтону проводить политику сдерживания Москвы. А к эскалации конфронтации с Россией США и НАТО не готовы - по крайней мере, в ближайшее время…

Положа руку на сердце, скажу: "Я не хотел об этом писать!" Но, так как народ продолжает "хавать" очередные бредни и запускать в небо "шарики Победы".... мне приходится внести ясность. В этой статье ставлю себе задачу - заставить Вас задуматься. Просто подумайте.

26 декабря 2014 года в проливе Босфор мелькнули очертания знакомого корабля. Высокий “атлантический” нос, восьмигранная призма надстройки, лихо заваленная фок-мачта, подчеркивающая стремительный силуэт Иджис-эсминца... В Черное море вернулся старый знакомый — USS Donald Cook (DDG-75). Ракетный эсминец ВМС США, ставший известным после громкого инцидента в апреле 2014 года.
Впрочем, “громким” тот инцидент стал лишь по одну сторону океана. На официальном сайте эсминца “Дональд Кук” не встречается никаких упоминаний об отказе “Иджиса”, включении РЭБ “Хибины” или рапортах 27 моряков, подавших в отставку с мотивировкой “не желаем подвергать свои жизни смертельной опасности”.

Ракетный эсминец 6-го флота (приписан к военно-морской базе Рота в Испании) весь прошедший год патрулировал акваторию Средиземного моря, выполняя задачи противоракетной обороны Европы и демонстрируя гарантии поддержки союзникам США в регионе. В новогодние праздники (26.12 — 14.01) американцы решили славно отдохнуть на Черном море. За 21 день активного отдыха эсминец посетил Констанцу и Варну, провел совместные маневры с кораблем ВМС Турции и единственным уцелевшим кораблем ВМС Украины — фрегатом “Гетман Сагайдачный”, а затем, в установленный конвенцией Монтре срок, покинул акваторию Черного моря.

В связи с предшествовавшими событиями (от 12 апреля 2014 года) возникает резонный вопрос: что это “Кук” вновь забыл в наших широтах? Янки ищут новых приключений? Совсем страх потеряли. Пришли за реваншем? Или их знакомство КРЭП “Хибины” не принесло заведомых ожиданий?

90 пусковых ракетных шахт с возможностью хранения и запуска зенитных ракет любого класса — от легких ЗУР самообороны ESSM (по 4 в каждой ячейке) до космических перехватчиков SM-3. Помимо ЗУР, универсальные шахты могут быть использованы для размещения “Томагавков” и противолодочных ракетоторпед — в любой комбинации, в зависимости от предстоящих задач. ПВО эсминца в ближней зоне дополнительно обеспечивают две скорострельные зенитки “Фаланкс” (4000 выстр./мин) с наведением по данным встроенных в них РЛС. Все оружие и системы находятся под единым управлением боевой информационно-управляющий системы “Иджис” (Эгида), обеспечивающей автоматическое обнаружение, сопровождение, селекцию и уничтожение выбранных целей на воде, под водой и в воздухе, а также контролирует работу ГЭУ, систем навигации, связи, а также средств борьбы за живучесть корабля. Автоматизированный корабль-робот способен обмениваться информацией со своими “коллегами” (на сегодняшний день “Иджисы” установлены на 84 крейсерах и эсминцах ВМС США), распределять задачи и самостоятельно принимать решения в боевой обстановке.

“Donald Cook более чем способен защитить себя от двух Су-24”

— заявил полковник Стивен Уоррен из пресс-службы Пентагона.

Сияние чистой энергии

Энергетическая установка эскадренного миноносца “Арли Бёрк” состоит из четырех газовых турбин General Electric LM2500 суммарной мощностью 77 миллионов Ватт (105 тыс. л.с.), что позволяет эсминцу развивать скорость свыше 30 узлов (~55 км/ч).

Система электроснабжения “Бёрков” первой подсерии состоит из трех газотурбинных генераторов Allison 501-K34 (GTGS, Gas Turbine Generator Sets) мощностью 2,5 МВт каждый, рассредоточенных по трем отсекам (генератор №1 — отсек вспомогательных механизмов, №2 — второй турбинный отсек, №3 — отдельный генераторный отсек), что позволяет обеспечить достаточную выработку электроэнергии для обеспечения всех корабельных потребителей, включая БИУС “Иджис” и её подсистемы: в первую очередь, развитые средства обнаружения и оружие.

Трехфазная электрическая сеть, напряжение 440 В, частота 60 Гц.

Эсминцы, строившиеся в начале нового века, были оснащены новыми 3-мегаваттными генераторами. В перспективе, в случае появления сверхмощного радара ПРО AMDR (эсминцы подсерии 3), для установки дополнительного генератора придется переоборудовать один из вертолетных ангаров эсминца: напряжение в сети повысится до 4500 Вольт, что повлечет за собой значительное кол-во техпроблем, связанных с электробезопасностью и питанию обычных потребителей.
Фронтовой бомбардировщик Су-24 (и его разведывательная версия Су-24МР) оснащен двумя генераторами переменного тока ГТ30П48Б мощностью 30 кВт каждый (вырабатывают ток под напряжением 200/115 В, частота 400 Гц) и двумя генераторами постоянного тока ГСР-СТ-12/40а мощностью 12,5 кВт (номинальное напряжение 28,5 В).
Для преобразования напряжения генераторов переменного тока в трехфазный ток номинальным напряжением 36 вольт и частотой 400 Гц предусмотрено наличие двух силовых трансформаторов (трехфазный ток необходим для функционирования прицельно-навигационного оборудования).

Фазированная антенна радиолокатора AN/SPY-1 (одна из четырех). Пиковая мощность излучения 6 МВт.

Станция радиоэлектронной борьбы AN/SLQ-32, известная на морском жаргоне как “Слик-32”. Входит в стандартное оснащение всех американских эсминцев.

Контейнер КРЭП “Хибины” (Л175В). Длина контейнера 4950 мм. Масса 300 кг. Потребляемая мощность 3,6 кВт

Исходя из вышеперечисленных данных, возникает известный парадокс “слона и моськи”.

«Кук» еще издали засек подход «сушки», сыграл боевую тревогу и замер по боевым постам. Все шло штатно, радары считали курс сближения с целью, «Иджис» исправно управляла системами наведения. И вдруг — хлоп! Все погасло. «Иджис» не работает, экраны показывают муть, даже «Фаланксы» не могут получить целеуказание! СУ-24 тем временем прошел над палубой «Кука», сделал боевой разворот и сымитировал ракетную атаку по цели. Конечно же, успешную — ведь противодействия нет! Потом развернулся и сымитировал еще одну. И так далее — еще 10 раз! Все попытки техников оживить «Иджис» и дать целеуказания для ПВО потерпели неудачу, и только тогда, когда силуэт «сушки» растаял в дымке над российским берегом, экраны ожили, а системы наведения добросовестно показали чистое, сияющее пустотой апрельское небо.

— Из популярной статьи "Хибины" против "Иджис", или Что так сильно испугало Пентагон?”

“Хлоп!” — хороший звук. Но обычная логика почему-то подсказывает обратное: различить импульсы “Хибин” на фоне импульсов радара SPY-1 и систем РЭБ эсминца — примерно как услышать сквозь рев двигателя дыхание водителя КамАЗа.

Поэтому все сказки о “глушении”, “отключении” и каком-либо “сведении с ума” радаров системы “Иджис” импульсами, уступающими по мощности на три (!) порядка, рассчитаны на жертв ЕГЭ и не могут восприниматься всерьез.

“Сжечь” или каким-либо образом повредить электронику эсминца авиационным контейнером РЭБ не представляется возможным. Для создания импульса требуемой мощности пришлось бы подорвать вблизи корабля ядерный заряд эквивалентом в десятки и даже сотни килотонн ТНТ.

Наконец, надо отдавать себе отчет в том, что КРЭП “Хибины” — не наступательное, но чисто оборонительное оружие.

Что умеют “Хибины”

Авиационные комплексы радиоэлектронного противодействия считаются важным элементом, повышающим шансы на выживание самолетов в современных боевых условиях. Принцип работы КРЭП основан радиопеленгации зондирующего сигнала источника облучения (радар противника) с последующим искажением параметров отражённого сигнала с целью:

— задержки обнаружения самолёта-носителя КРЭП как объекта атаки для противника;
— маскировки истинного объекта на фоне ложных;
— затруднения измерения дальности до объекта, его скорости и углового положения;
— ухудшения характеристик режима сопровождения «на проходе» при сканировании луча антенны БРЛС;
— увеличения времени и затруднение захвата объекта при переходе в режим непрерывной радиопеленгации.

“Вырубить” радар противника с помощью КРЭП “Хибины” невозможно (такой задачи даже не ставится), но, действуя в локальном масштабе, вполне возможно превратить “сушку” в “трудную мишень”, подарив пилотам несколько драгоценных минут для выполнения задачи в зоне действия авиации и ПВО противника.

Теперь о том, как все это относится к случаю с “Дональдом Куком”. Ответ — никак!

КРЭП “Хибины” не устанавливается на самолеты Су-24 (немая сцена). Комплекс предназначен только для новых тактических бомбардировщиков Су-34 (упомянутые контейнеры Л175В, поставка 92 комплектов, согласно контракту Минобороны от 14.01.2013 г.). Вариант этой станции КС-418Э для экспортных Су-24МК и МК-2 в серию не пошел, последний раз его видели на стенде авиасалона МАКС в середине 2000-х.

Для эффективной работы “Хибин” не требуется подлетать в упор к радару противника. Мощность излучения РЛС обратно пропорциональная четвертой степени расстояния. И если на дистанции 200 км еще есть шанс исказить сигнал и “обмануть” радар Иджис-эсминца, то сделать это вблизи будет крайне проблематично: мощные сигналы быстро выявят истинное положение бомбардировщика и дальше пилотов не ожидает ничего хорошего.

С учетом всего перечисленного, становится понятна цена всех разговоров о разразившейся панике на борту, и добровольном сходе на берег 27 испуганных членов экипажа. Авиашоу, устроенное одиночным российским бомбардировщиком, несомненно, осталось яркой страницей в памяти американских матросов, но каких-либо серьезных последствий вызвать не могло. “Дональд Кук” продолжил выполнение поставленных задач в регионе. И, как видим, спустя восемь месяцев он, без особых страхов, вновь вернулся в Черное море. Американские моряки (каждый, в соответствии со своими должностными обязанностями) знают о возможностях своего суперкорабля и знают, насколько неуязвим их эсминец для атак одиночных самолетов.

Система “Иджис” не идеальна. Но, наводя критику, необходимо понимать, что там, где не справится Иджис-эсминец, другой корабль “откинется” еще раньше. Это одна из лучших корабельных систем ПВО, непрерывно эволюционирующая на протяжении 30 лет. Какие-либо насмешки здесь неуместны. Также, как и сомнения в боевых возможностях роботизированного эсминца: вопреки мнению жертв ЕГЭ, электроника — самый надежный элемент любой системы (пример — космические аппараты, где стараются сократить до минимума кол-во движущихся частей), наиболее устойчивый к сильным вибрациям и др. неблагоприятным факторам. Сказки о “мощных электромагнитных импульсах” оставим на совести фанатов ядерного оружия.

К тому времени, когда “заглючат” и “погаснут” компьютеры, все остальные корабельные системы (механика/гидравлика/электропривод) будут уже давно разбиты и выведены из строя.

Попытки обнаружить первоисточник новости о бегстве 27 матросов приводят на один и тот же русскоязычный интернет-ресурс. Официальное заявление Пентагона по поводу данного инцидента не содержит сколько-нибудь содержательной информации. Американцы лишь обиженно намекают, что это было невежливо.

А что это было?

Командиры экипажей самолетов каждой из Сторон должны проявлять величайшую осторожность и благоразумие при приближении к самолетам другой Стороны, действующим над открытым морем, и кораблям другой Стороны, действующим в открытом море, в частности к кораблям, занятым выпуском или приемом самолетов, и в интересах взаимной безопасности не должны допускать: имитации атак путем имитации применения оружия по самолетам, любым кораблям, выполнения различных пилотажных фигур над кораблями и сбрасывания вблизи них различных предметов таким образом, чтобы они представляли опасность для кораблей или помехи для мореплавания.

— Статья 4 Соглашения между правительствами СССР и США о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним.

Инцидент с 12-кратным облетом “Дональда Кука” можно рассматривать как боевое маневрирование с целью демонстрации своего неудовольствия присутствием американского корабля в Черном море и вежливого предостережения янки от совершения каких-либо резких движений в условиях нарастающего внутриукраинского конфликта.

USS Donald Cook (DDG-75) - ракетный эсминец класса Арли Берк ВМС Соединенных Штатов.

Дональд Кук - военнопленный войны Вьетнаме, который умер в плену, эсминец был введен в эксплуатацию в 1998 году. Он был один из первых военных кораблей США в пришедшим на помощь USS Cole, который был поврежден террористами-смертниками 12 октября 2000 года. В 2003 году корабль Дональд Кук запускал пакеты Томагавк во время операции по освобождению Ирака.

Дональд Кук был показан как "Сверх-Быстрый военный корабль" в шоу Build It Bigger.

16 февраля 2012 года, секретарь военно-морского флота Рэй Мабус назначил эсминец "Дональд Кук " одним из четырех кораблей, которые будут базироваться в порту Рота, Испания.

Модернизация

12 ноября 2009 года Агентство противоракетной обороны объявило, что Дональд Кук будет модернизирован в течение финансового 2012 года до RIM-161 Standard Missile 3 (SM-3) возможностей, что позволит ему функционировать в рамках системы противоракетной обороны "Иджис" (Aegis Ballistic).

Эсминец УРО «Дональд Кук»
USS Donald Cook (DDG-75)
Служба: США
Класс и тип судна Эсминец УРО (Эскадренный миноносец с управляемым ракетным оружием)
Порт приписки ВМБ Норфолк
Организация ВМС США
Изготовитель Bath Iron Works
Заказан к постройке 19 января 1993
Строительство начато 9 июля 1996
Спущен на воду 3 мая 1997
Введён в эксплуатацию 21 августа 1998
Статус в строю

Основные характеристики

Водоизмещение 6783 длинных тонны, 8915 длинных тонн (полное)
Длина 153,92 м. (наибольшая), 142, 3 м (по ватерлинии)
Ширина 20, 1 м., 18,0 м (по ватерлинии)
Осадка 9,4 м (с ГАС)., 7,3 м (без ГАС)
Бронирование нет
Двигатели 4 газотурбинные установки General Electric LM2500-30
Мощность 108000 л. с.
Движитель 2
Скорость хода 32 узла (максимальная)
Дальность плавания 4400 миль на 20 узлах.
Экипаж 337 человек (в том числе 23 офицера)

Вооружение

Тактическое ударное вооружение 2 ПУ системы «Иджис» на 29 (носовая) и 61 (кормовая) ячейку для ракет соответственно. В различной комбинации могут вооружатся: КР «Томагавк» Tomahawk, ЗУР RIM-66 SM-2 «Стандарт-2», ПЛУР RUM-139 ASROC
Артиллерия 1*1 127 мм. АУ Mark 45. Mod. 3/54 кал., 600 снарядов
Зенитная артиллерия 2 6-ствольных 20 мм. ЗАУ «Фаланкс»
Ракетное вооружение 2*4 ПКР Harpoon
до 74 ракет RIM-66 SM-2 «Стандарт-2»
Противолодочное вооружение ПЛУР RUM-139 ASROC
Минно-торпедное вооружение 2*3 324 мм. ТА Mk. 32 (торпеды Mk.46 и Mk.50)
Авиационная группа 1 вертолёт SH-60 LAMPS, ангар отсутствует

Курс в Черное море

8 апреля 2014 года, американские военные чиновники подтвердили поход эсминца Дональд Кук к Черному морю в рамках военной поддержки США, своим союзникам в Восточной Европе, обеспокоенных наращиванием российских войск вдоль ее границы с Украиной.

Сегодня 11 апреля к нему присоединился большой разведывательный корабль "Дюпюи-де-Лом". Кроме того, предполагается, что 14 апреля в Черное море войдет и эсминец "Дюплекс" ВМС Франции", - информировал собеседник агентства.

"Таким образом, с учетом того, что в юго-западной части Черного моря с конца марта находится спасательное судно "Ализе" французских ВМС, впервые после 2008 года в Черноморском бассейне, вблизи от российской границы, создается военно-морская группировка НАТО", - отметил он.

По словам источника в российском военном ведомстве, представители альянса больше не утверждают, что заходы их военных кораблей в Черное море являются плановыми. "Теперь они открыто заявляют, что эти визиты напрямую связаны с событиями на Украине", - добавил представитель Минобороны.

Для чего НАТО направляет корабли в Черное море

Он пояснил, что НАТО, направляя корабли в Черное море, преследует сразу несколько целей. Лавров: РФ призывает соблюдать конвенцию Монтре о пребывании в Черном море военных судов "Одна из них - оказание моральной поддержки властям в Киеве, другая - демонстрация силы в отношении России в целях ее сдерживания. Третья цель состоит в сборе разведданных о мероприятиях российского военного командования в Крыму и других приграничных с Украиной районах России, включая ведение радио- и радиотехнической разведки против наших вооруженных сил", - заявил собеседник.

По его данным, уведомление о заходе своих кораблей в Черное море США и Франция согласно конвенции Монтрё направили турецкой стороне заблаговременно. Он напомнил, что нынешний заход американского корабля в акваторию Черного моря - уже четвертый по счету с февраля текущего года. "В ходе нынешней "черноморской активации" "Дональд Кук" может посетить порты Турции и Румынии. Пока не известно, зайдет ли он в украинский порт Одесса, чтобы продемонстрировать поддержку Соединенными Штатами нынешнего руководства в Киеве", - сказал источник.

Как Россия оценивает действия США в Черном море

Он особо отметил, что в российском военном ведомстве расценивают появление в Черном море американского боевого корабля с противоракетной системой "Иджис" как стремление США "максимально приблизить к территории России морскую компоненту своей системы ПРО".

С учетом того, что установка на сухопутной территории европейских союзников США, в частности Румынии, элементов ПРО является длительным процессом, американцы повели линию на всемерное повышение интенсивности заходов в Черное море своих боевых кораблей с противоракетной системой, - подчеркнул собеседник. - Начиная с февраля этого года корабли ВМС США находятся в акватории Черного моря на регулярной периодической основе. Вместо одного покинувшего Черное море американского корабля тут же появляется другой, а то и несколько. Вполне возможно, что такая практика будет применена и в отношении эсминцев с системой ПРО "Иджис".

Как сообщалось ранее, "Дональд Кук" станет первым из четырех американских кораблей, которые образуют основной ударный элемент начального этапа развертывания системы ПРО в Европе. Они оснащены комплексом противоракет "Иджис" с поражающим блоком "СМ-3" (SM-3), способных уничтожать баллистические ракеты в заатмосферном пространстве. Эти силы будут объединены в единую систему с радаром раннего предупреждения в Турции и строящимся в Румынии пусковым блоком ракет "Иджис" наземного базирования, который должен быть поставлен на боевое дежурство в 2018 году.

В чем заключается конвенция Монтрё об ограничении присутствия военных кораблей в Черном море

Согласно положениям конвенции Монтрё о режиме прохода военных кораблей в Черное море через проливы Дарданеллы и Босфор, нахождение военных кораблей нечерноморских стран в Черном море не может превышать 21 суток, а общий тоннаж кораблей каждой страны - 30 тыс. тонн. В феврале этого года во время Олимпийских игр в Сочи в Черном море находились сразу два американских корабля - штабной "Маунт Уитни" и фрегат "Тейлор". Первый из них выдержал сроки конвенции Монтрё, а второй просрочил их под предлогом устранения поломки гребного винта в турецком порту Самсун при выходе из Черного моря. В марте на фоне кризиса на Украине и напряженной ситуации в Крыму в Черном море появился другой американский корабль - эсминец "Тракстон ", который посетил порты Румынии и Болгарии и провел совместные учения в море с кораблями ВМС этих стран. Американское командование назвало этот визит плановым. "Тракстон" также не нарушил сроки конвенции Монтрё, зайдя в Черное море 7 марта и покинув его 21 марта.

Средиземное море (14 января 2003) - ракетный эсминец Дональд Кук проводит миссию в поддержку операции Несокрушимая свобода в рамках запланированного шестимесячного развертывания. Дональд Кук является частью несущей боевой группы (CVBG), принадлежащее группе авианосца Гарри Трумэн (CVN 75). ВМС США фото фотографа 1-го класса Майкл Пендерграсс. Область деятельности Центрального командования (21 марта 2003) - ракетный эсминец Дональд Кук в стадии реализации. Дональд Кук был первым надводным кораблем стрелятет ракетами Томагавк (Tomahawk Land Attack Missiles (TLAM)) для освобождении Ирака. Дональд Кук базировался в Норфолке, штат Вирджиния, и проводил боевые задачи в поддержку операции по освобождению Ирака. ВМС США фото Алан Дж. Берибо.
В море на борту USS Donald Cook (DDG 75) 13 января 2003 - боцман 3-го класса Рэндал С. Дэвис направляет вертолет SH-60 Си Хоук на взлетной площадке корабля Дональд Кук. ВМС США фото фотографа 1-го класса Майкл Пендерграсс.
(9 апреля 2003) - ракетный эсминец Дональд Кук во время операций в поддержку операции по освобождению Ирака и уничтожения режима Саддама Хусейна. ВМС США фото журналиста Алан Дж. Берибо. (23 апреля 2003) - ракетный эсминец Дональд Кук. Ведется огонь из 5 дюймовой (127 мм) пушки Mark 45. ВМС США фото журналиста Алан Дж. Берибо. Атлантический океан (29 апреля 2009) ракета Гарпун запускается с ракетного эсминца Дональд Кук во время учений Unitas. Странами-участницами учений являются Бразилия, Канада, Чили, Колумбия, Эквадор, Германия, Мексика, Перу, США и Уругвай. (ВМС США фото специалиста по массовым коммуникациям Патрик Грико.
(23 апреля 2003) - ракетный эсминец Дональд Кук (DDG 75). Учения по стрельбе из торпедного аппарата многоразового использования. ВМС США фото журналиста Алан Дж. Берибо. (23 апреля 2003) Электрик 3-го класса Брэндон Якубовский, слева, и контроллер 2-го класса Чад Куртманш экипажа эсминца Дональд Кук закрепили торпеду на канатах. ВМС США фото журналиста Алан Дж. Берибо.
Красное море (19 марта 2003) Дональд Кук (DDG 75) запускает одну из его ракет класса Земля-Земля Томагавк на военные объекты в Ираке. Дональд Кук является частью группы авианосца Гарри Труман действующей в Красном море в поддержку операции Несокрушимая свобода. ВМС США фото журналиста 2-го класса Патрика Рейли.
Центральное командование Область деятельности (21 марта 2003) Дональд Кук (DDG 75) запускает одну из его ракет класса Земля-Земля Томагавк на военные объекты в Ираке. Дональд Кук является частью группы авианосца Гарри Труман действующей в Красном море в поддержку операции Несокрушимая свобода. ВМС США фото журналиста 2-го класса Патрика Рейли. ВМС США фото журналиста Алан Дж. Берибо. Центральное командование Зона ответственности (8 апреля 2003) Моряк Ангела Делларвель из Паухеттона, штат Огайо, исследует поверхность за бортом ракетного эсминца Дональд Кук. ВМС США фото журналиста Алан Дж. Берибо.