» » Грамматический строй языка. Правила грамматики. Что изучает грамматика

Грамматический строй языка. Правила грамматики. Что изучает грамматика

Грамматика представляет собой часть науки о языке. Часть достаточно важную потому, что изучает грамматика основы построения предложений, закономерности образования различных словосочетаний и фраз, сводя эти закономерности в единую систему правил.

Как появилась наука о языке

Одни из первых терминов, которые можно отнести к начальным проявлениям языковедческой науки, появились еще во времена греков у Аристотеля, основателя александрийской языковедческой школы. У римлян основателем был Варрон, живший в период между 116 и 27 годами до н.э. Именно эти люди были первыми, кто охарактеризовал некоторые языковедческие термины, такие как названия частей речи, например.

Многие современные нормы науки о языке были зачаты в индийской языковедческой школе еще в первом тысячелетии до нашей эры, о чем свидетельствуют труды Панини. Более свободную форму изучение языков приобрело уже в первом тысячелетии христианской эпохи. Как и что изучает грамматика в это время, становится понятно из трудов классиков, на которых она и основывается.

Грамматика приобретает не только описательный, но и нормативный характер. Основой основ считался который возвели в ранг вечной формы, наиболее тесно связанной и отражающей структуры мысли. Те, кто изучал грамматический строй в XII веке, считали естественным, что лучше всего это нужно делать по учебникам латинского языка. Да других и не было. Тогда эталоном и обязательной программой считались труды Доната и Присциана. Позже в дополнение к ним появились трактаты Александра из Вильдье Doctrinales и Grecismus Эберхарда Бетюнского.

Грамматика эпох Возрождения и Просвещения

Вряд ли кого-то удивит, что во многие европейские языки проникли нормы латинского языка. Такое смешение можно наблюдать особенно в речах священников и в церковных трактатах, написанных в конце 16 века. В них особенно прослеживаются многие латинские грамматические категории. Позже в XVII—XVIII веках несколько изменился подход к изучению грамматики. Теперь он приобрел логико-философский характер, который привел к большей универсализации и стандартизации применительно к другим языковым группам.

И только в начале XIX века появились первые попытки классифицировать грамматические правила в других языках дифференцированно от латинской основы. Большую роль в этом сыграл Х. Штейнталь, а его труды продолжили так называемые младограмматики - молодые ученые, стремившиеся к обособлению языковых норм от латинских понятий.

Еще большая дифференциация отдельных языков произошла в самом начале ХХ века. Именно в это время приобрела популярность идея так называемой эмансипации различных европейских языков и обособление от традиций греческо-латинской школы. В российской грамматике первопроходцем стал Ф.Ф. Фортунатов. Однако перейдем к современности и посмотрим, что изучает грамматика русского языка сегодня.

Классификация русской грамматики по частям речи

В русском языке принято деление слов на части речи. Эта норма деления по морфологическим и синтаксическим признакам принята и в большинстве других языков, которые обособились от латинской основы. Однако количество частей речи может не совпадать.

Общими почти для всех языков мира считаются имя (существительное или другое) и глагол. Последний также может делиться на самостоятельную и служебную форму, что практически универсально для всех языков. Грамматический словарь классифицирует следующие части речи в русском языке: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, предлог, союз и междометие. Каждая из указанных категорий имеет свое определение и назначение. Мы не будем давать здесь описание и грамматические категории имени существительного и других частей речи, это подробно описано во многих учебниках по грамматике русского языка.

Способы употребления глаголов

Все глаголы в русском языке могут употребляться в трех вариантах: как инфинитив, причастие или герундий. Все три формы широко распространены в других языках и часто имеют схожее употребление. Например, вхождение инфинитива (неопределенной формы глагола) в глагольное сказуемое типа «любит рисовать» и другие можно встретить и в английском, и в итальянском, и в большинстве других европейских языков. Также широко распространено схожее использование причастия и герундия, хотя есть и существенные отличия.

Классификация по членам предложения

Такая классификация предусматривает пять отдельных категорий, которые могут встречаться в одном предложении все вместе или по отдельности. Часто одним из членов предложения может выступать целая фраза. Так, если нужно составить предложение со словосочетанием «широкий, как поле», то оно будет выступать в роли единого приложения. Подобное характерно и для других частей речи.

Какие же члены предложения классифицирует грамматический словарь русского языка?

  • Подлежащее, которое относится к главным членам предложения, обозначает предмет или лицо и определяется сказуемым.
  • Сказуемое также относится к главным членам предложения, обозначает действие или состояние и непосредственно связано с подлежащим.
  • Дополнение является второстепенным членом и обозначает объект действия подлежащего.
  • Обстоятельство обозначает признак действия, зависит от сказуемого и также имеет второстепенное значение.
  • Приложение обозначает качество предмета (подлежащего или дополнения) и также второстепенно.

Вернемся к существительному

В русском языке имеются грамматические категории имени существительного, которые нельзя обойти стороной. Так, важное значение имеет склонение существительного по падежам. Несмотря на то что сами по себе падежи существуют во многих языках, редко в каких падежное склонение осуществляется при помощи окончаний, как в русском. Наша грамматика различает 6 падежей имени существительного: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Учение о частях речи - в центре науки

Части речи - то, что изучает грамматика современная или, по крайней мере, уделяет этому разделу центральное значение. Также много внимания уделяется их грамматическим категориям и сочетаниям, общим правилам и структуре отдельных речевых элементов. Последнюю изучает раздел грамматики, называемый синтаксисом.

Отдельно от грамматики существуют такие науки, как лексикология, семантика и фонетика, хотя они тесно связаны и в некоторых трактовках преподносятся как структурные единицы грамматической науки. К грамматике же относятся такие дисциплины, как наука об интонации, семантика, морфонология, дериватология, которые находятся на острие границы между собственно грамматикой и названными ранее дисциплинами. Кроме того, грамматика как наука тесно связана с рядом других, менее известных широкому кругу людей дисциплин.

Смежные науки

Грамматика в силу своих особенностей имеет многие грани соприкосновения с такими дисциплинами, как:

  • лексикология из-за подробного изучения грамматических свойств отдельных частей речи;
  • орфоэпия и фонетика, поскольку эти разделы уделяют много внимания произношению слов;
  • орфография, которая изучает вопросы правописания;
  • стилистика, описывающая правила использования различных грамматических форм.

Разделение грамматики по другим признакам

Ранее мы писали, что грамматика бывает историческая и синхронная, но есть и другие формы разделения. Так, различают формальную и функциональную грамматику. Первая, поверхностная работает над грамматическими средствами языковых выражений. Вторая или глубинная находится на пересечении собственно грамматики и грамматической семантики. Также есть структуры, которые изучают части речи, присутствующие во многих других языках или только в русском языке. По этому признаку грамматика делится на универсальную и частную.

Различают также историческую и синхронную грамматику. Первая занимается изучением языка, сравнивая различные исторические вехи его развития, делая акцент на изменениях с течением времени грамматических конструкций и форм. Синхронная грамматика, которую еще называют описательной, уделяет больше внимания изучению языка на текущем этапе развития. Оба раздела науки изучают грамматический строй языка в исторической или синхронной парадигме. Истоки такого разделения и вообще науки грамматики восходят к самым древним временам доисторической эпохи.

Наука грамматика - это комплекс взаимосвязанных дисциплин, которые ориентированы на создание универсальных правил языка. Это помогает избежать разночтений в формировании различных речевых структур, например, когда нужно составить предложение со словосочетанием, состоящим из нескольких частей речи, и во многих других случаях.

Первые 6 из них - знаменательные; предлоги, союзы и частицы - служебные; междометия не относятся ни к одному из этих классов. Иногда особыми частями речи считают причастие и деепричастие . Некоторые грамматисты выделяют также категорию состояния .

Части речи выделяются как по морфологическим (особенности словообразования и словоизменения) и синтаксическим (особенности роли в предложении), так и по семантическим признакам. В различных категориях преобладают различные критерии. Так, существительные, прилагательные и глаголы имеют чёткие морфологические признаки, отделяющие их от других частей речи. В то же время, например, местоимения разделяются на несколько классов, морфологически близких к существительным, прилагательным и наречиям, поэтому выделяются за счёт особенностей своей семантики.

Имя существительное

Имя существительное обозначает предмет, в предложении может быть подлежащим, дополнением, сказуемым.

Имя существительное в русском языке изменяется по падежам и числам. Кроме того, оно имеет категорию рода (различаются мужской, женский и средний род), не являющуюся словоизменительной. Различаются два числа: единственное и множественное,- и 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Число и падеж выражаются окончанием существительного. Кроме того, иногда выделяют ещё 3 падежа: звательный (Боже, Господи, Дим, Оль), местный (в лесу, на лугу), партитивный (нет чего? чая - Р.п., налить немного чего? чаю).

Различаются три склонения существительных. Обычно склонение существительных женского и мужского рода на -а, -я именуют 1-м, мужского рода на согласный и среднего рода на -о, -е - 2-м, а существительных женского рода на мягкий согласный или шипящий - 3-им. В старых грамматиках 1-м иногда называют склонение мужского рода на согласный и среднего рода на -о, -е , а 2-м - женского и мужского рода на -а, -я .

В 1-м и втором склонениях различаются мягкий и твердый типы в зависимости от характера последнего согласного основы.

Кроме того, выделяют ряд существительных, не подпадающих под эти типы (10 существительных среднего рода на -мя и слово путь ); многие иностранные существительные с нестандартными для русского языка окончаниями (и, у и др.) не склоняются.

Имя прилагательное

Имя прилагательное изменяется по падежам, числа и родам. Род, падеж и число прилагательного выражаются его окончанием.

Склонение прилагательных

В отличие от существительных прилагательные изменяются в целом по одному образцу, различаются только мягкий и твердый типы склонения.

  1. После шипящей или заднеязычной согласной вместо «ы» пишется «и».
  2. Если прилагательное в мужском роде заканчивается на «-ой», этот слог всегда стоит под ударением.
  3. После шипящих согласных в среднем роде прилагательных идёт «-ее». Иногда это называют «правило хорошее ».
  4. Винительный падеж мужского рода и в множественном числе зависит от одушевлённости существительного.

Глагол

Грамматические категории русского глагола

Глаголы в русском языке бывают совершенного и несовершенного вида. Категория вида относится по различным причинам к словообразовательным, но в ряде случаев влияет на словоизменение глагола.

Традиционно выделяется три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное. (Кроме того, инфинитив, причастие и деепричастие характеристики наклонения не имеют).

В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам. В настоящем и будущем времени глагол изменяется по числам и лицам, а в прошедшем по числам и родам.

Две основы глагола

Формы глагола образуются от двух основ. Первой является основа инфинитива (от нее образуются собственно инфинитив, прошедшее время и сослагательное наклонение, причастие и деепричастие прошедшего времени), а второй - основа настоящего времени (от нее образуются настоящее время, повелительное наклонение, причастие и деепричастие настоящего времени).

Чтобы найти основу инфинитива, надо от формы единственного числа женского рода прошедшего времени отнять конечное -ла .

Чтобы найти основу настоящего времени, надо от формы 3-го лица множественного числа настоящего времени отнять окончание -ат или -ут (окончаний -ят и -ют не существует - это чисто графические варианты: их наличие после гласной говорит, что основа настоящего времени оканчивается на суффикс -j- , после согласной - о том, что основа оканчивается на мягкий согласный).

Например, кидать : кидала - основа инфинитива кид-а- , кидают (= кид-а-j-ут) - основа настоящего времени кид-а-j- ; водить : водила - основа инфинитива вод-и- , водят - основа настоящего времени вод"- (но в первом лице единственного числа основа вож- ), назвать : назвала - основа инфинитива на-зв-а- , назовут - основа настоящего времени на-зов-

Соотношение этих основ очень сложно. Выделяется более 20 типов образования основы настоящего времени от основы инфинитива, хотя новые глаголы образуются только по пяти из них. В результате дать какие-либо правила определения одной по другой невозможно.

Формы, образуемые от основы инфинитива

Собственно инфинитив образуется от основы инфинитива при помощи суффикса -ть .

Сочетание инфинитива с вспомогательным глаголом быть образует будущее время глаголов несовершенного вида.

Форма прошедшего времени образуется от основы прошедшего времени при помощи суффикса -л- и окончаний, указывающих на род и число. -0 для мужского рода единственного числа, - для женского рода единственного числа, - для среднего рода единственного числа, - для множественного числа.

При помощи присоединения к форме прошедшего времени частицы бы образуется форма сослагательного наклонения.

От основы прошедшего времени при помощи суффикса -вш- и окончаний прилагательного образуется причастие прошедшего времени действительного залога, при помощи суффикса -ан(н)- - причастие страдательного залога.

Формы, образуемые от основы настоящего времени

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Грамматика персидского языка
  • Грамматика турецкого языка

Смотреть что такое "Грамматика русского языка" в других словарях:

    Грамматика (описание языка) - У этого термина существуют и другие значения, см. Грамматика (значения). Грамматика церковнославянского языка Мелетия Смотрицкого … Википедия

    Грамматика турецкого языка - Турецкий язык относится к агглютинативным (или «приклеивающим») языкам и, тем самым, существенно отличается от индоевропейских. Содержание 1 Морфология 1.1 Гармония гласных 1.2 Число … Википедия

    Диалекты русского языка - … Википедия

    Орфография русского языка - Орфография русского языка совокупность правил, регламентирующих написание слов русского языка. Современная русская орфография. Главн … Википедия

Центральные части грамматики

Центральными частями грамматики в этом значении традиционно являются учение о частях речи и их грамматических категориях , а также учение об общих правилах сочетания слов в более протяжённые единства (словосочетания, предложения) и о структуре этих речевых единств - синтаксисе .

Разделы грамматики синтетических языков

Грамматика синтетических языков включает морфемику как науку о правилах построения слов из морфем и синтаксис как науку о правилах построения высказываний из слов, а также промежуточную между морфологией и синтаксисом сферу морфосинтаксиса , изучающего поведение клитик, служебных слов, компонентов аналитических форм).

Границы между грамматикой и другими лингвистическими дисциплинами

Семантика , лексикология и фонетика , как правило, не включаются в грамматику (и противопоставляются ей). Однако в некоторых концепциях грамматики её сфера понимается расширенно - грамматика «абсорбирует» соответствующие предметные области этих научных дисциплин. В неё включаются грамматическая семантика , морфонология (включающая сегментную морфонологию, акцентологию и интонологию, то есть науку об интонации) и дериватологию (науку о словообразовании), лежащие на грани грамматики и, соответственно, семантики, фонетики и лексикологии.

Связь грамматики с другими дисциплинами

Однако и понимаемая более узко, грамматика тесно связана с лексикологией (поскольку изучает грамматические свойства слов; см. грамматические словари), а также с такими разделами языкознания, как:

  • орфоэпия (и, шире, фонетика), так как исследует звуковые средства выражения значений и произношение грамматических форм,
  • орфография , поскольку охватывает их правописание ,
  • стилистика , так как описывает стилевые закономерности употребления грамматических форм в разных жанрах речи (см. грамматическая стилистика).

В составе грамматики выделяется несколько направлений грамматических исследований.

Формальная и функциональная грамматика

«Формальная» (см. Формальное направление в грамматике) (в других терминах, поверхностная) грамматика разрабатывает учение о грамматических средствах (грамматических показателях и их формальных типах - грамматических способах) - поверхностная грамматика.

Функциональная грамматика (или, в других терминах, глубинная грамматика) разрабатывает учение о грамматических значениях и тем самым составляет зону пересечения грамматики и семантики (грамматическую семантику).

Универсальная и частная грамматика

Универсальная грамматика разрабатывает понятия, с помощью которых можно описывать грамматический строй разных языков мира), а частная грамматика изучает грамматический строй отдельных языков, а также их групп и семей.

Синхронная и историческая грамматика

Синхронная грамматика описывает один язык на некотором этапе его существования. В XIX в., а отчасти и позднее, такую грамматику обычно называли описательной, а в XX в. стали называть «синхронной» или «синхронической»).

Историческая грамматика (в других терминах, диахроническая или диахронная) грамматика сравнивает разные исторические этапы развития этого языка, выявляя исторические изменения и сдвиги в системе грамматических форм и конструкций). Разновидность последней - сравнительно-историческая грамматика (в других терминах, сравнительная грамматика) грамматика, исследующая происхождение целой группы или семьи родственных языков-потомков из одного источника - праязыка.

Истоки грамматики как науки

  • Современные методы грамматики берут своё начало в индийской языковедческой традиции (в трудах Панини середины 1-го тысячелетия до н. э.).
  • Система понятий и категорий современной грамматики, вплоть до терминологии (название частей речи, падежей и т. д.), восходит к античной языковедческой традиции (греки - Аристотель , стоики , александрийская школа ; римляне - Варрон (116-27 до н. э.).
  • В средние века - одно из семи свободных искусств . Будучи одновременно описательной и нормативной, она включает изучение текстов классиков и определённое представление о языке; язык, отождествляемый с латынью , предстает как потенциально вечная форма, напрямую связанная с механизмами мысли. До конца XII века при обучении пользовались позднелатинскими учебниками Доната и Присциана , и лишь затем появляются первые оригинальные грамматики (Doctrinales Александра из Вильдье и Grecismus Эберхарда Бетюнского).
  • Европейские филологи Возрождения и эпохи Просвещения перенесли в грамматики новых языков понятия и категории латинской грамматики (напр., в первых церковно-славянских грамматиках - 1591, 1596).
  • В XVII-XVIII вв. значительно возрастает интерес к логико-философским основам теории грамматики (проблема «универсальной» или «всеобщей» грамматики.).
  • Развитие типологических исследований и создание первых морфологических классификаций языков мира (начало XIX в.) дали толчок к созданию дифференцированных понятийных систем для описания языков разного строя; систематическая работа в этом направлении была начата Х. Штейнталем и продолжена младограмматиками.
  • В описательные грамматики конкретных языков идея «эмансипации» грамматики новых языков от латинско-греческой грамматической традиции проникла по существу только в начале XX в. В частности, в русской грамматике была использована система грамматических понятий, разработанная Ф. Ф. Фортунатовым .
  • Основные линии развития грамматики в XX в. касались не столько методики описания конкретных языков (хотя и этой стороне уделялось достаточное внимание, например, в рамках дескриптивной лингвистики), сколько проблемам теории грамматики.

См. также

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. - М., 1947;
  • Есперсен О. Философия грамматики. Пер. с англ. - М., 1958 (см. также http://lib.canmos.ru/bookinfo.php?file=3697 или http://www.zipsites.ru/books/espersen_filosofiya_gram или http://lib.englspace.com/2006/01/01/filosofiya_grammatiki___the_philosophy_of_grammar__espersen___jespersen_otto___otto_.html);
  • Кузнецов П. С. О принципах изучения грамматики. - М., 1961;
  • Блумфилд Л. Язык. Пер. с англ. - М., 1968, с. 165-310;
  • Булыгина Т. В. Грамматика // БСЭ. Изд. 3. Т. 7. - М., 1972;
  • Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. Пер. с англ. - М., 1978, с. 146-423;
  • он же. Язык и лингвистика. Пер. с англ. - М., 2004, с. 96-127;
  • Маслов Ю. С. Введение в языкознание. Изд. 2-е. - М., 1987, с. 125-185, 210-213;
  • Современные зарубежные грамматические теории. - М., 1985;
  • Адмони В. Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. - М., 1988;
  • Шведова Н. Ю. Грамматика // Лингвистический энциклопедический словарь . - М., 1990, с. 113-115;
  • Арно А., Лансло К. Всеобщая рациональная грамматика. Пер. с франц. - Л., 1991;
  • Тестелец Я. Г. Введение в общий синтаксис. - М., 2001;
  • Бондарко А. В. Теоретические проблемы русской грамматики. - СПб., 2002;

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Грамматика" в других словарях:

    - (от греческого grammata «письмена», «писания»). В первоначальном понимании слова Г. совпадает с наукой о языковых формах вообще, включая и изучение элементов звуковой формы звуков или, как выражаются вплоть до начала XIX в., «букв»; это включение … Литературная энциклопедия

    - (греч. grammatike, от grammata письмена, происш. от graphein писать). 1) собрание законов и правил употребления устного и письменного языка. 2) учебная книга, содержащая в себе грамматику известного языка. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    - [ама], грамматики, жен. (греч. grammatike). Учение о строении какого нибудь языка или группы языков (линг.). Французская грамматика. Историческая грамматика. Сравнительная грамматика славянских языков. || Учебная книга, излагающая основы… … Толковый словарь Ушакова

    Грамматика - ГРАММАТИКА отдел языковедения, заключающий в себе учение о формах слов и словосочетаний, хотя нужно заметить, что такое значение этого термина отнюдь не является общепризнанным. «Грамматики» отдельных языков (и при том не только практические … Словарь литературных терминов

Грамматика и ее разделы

Грамматика (др.-греч. γραμματική от γράμμα - «буква») как наука является разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке.Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил.

Говоря о грамматике как науке, выделяют:

    историческую грамматику - науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в развитии через сравнение различных этапов истории языка;

    синхронную грамматику - науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в синхронном плане (в 19-м веке эта дисциплина именовалась описательной грамматикой ).

    Грамматика состоит из двух разделов:

    – 1) строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства. Таким образом, грамматика представлена грамматическими категориями, грамматическими единицами и грамматическими формами . В этом смысле грамматика представляет собой строевую основу языка, без которой не могут быть созданы слова (со всеми их формами), предложения и их сочетания;

    2) раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, его разноуровневую организацию, его категории и их отношения друг к другу.

Понятие о грамматическом строе языка

Грамматический строй языка – это внутреннее устройство языка. Грамматический строй неоднороден. В нём различаются морфологический и синтаксический уровни языка, каждый из которых являет собой сложную и упорядоченную систему. Грамматический строй существует независимо от говорящего, т.е. объективно, и является отражением реального мира, который сам по себе также имеет сложную структуру. Строение объективного мира проявляется в том, что он распадается на отдельные элементы (предметы, явления, признаки и т.д.), которые связаны между собой. Отношения между фактами объективной действительности разнородны. Это отношения : а) между субъектом и действием, б) действием и объектом, в) объектом и его признаком, г) временные отношения, д) пространственные, е) причинные, ж) целевые и т.д. Эти разнородные отношения и получают своё отражение в языке.

Основные единицы грамматического строя

Как и все уровни языка, грамматический строй имеет свои единицы . Это: 1) морфема; 2) словоформа; 3) словосочетание; 4) предложение. К единицам грамматического строя относится и слово, которое является предметом изучения прежде всего лексикологии. В грамматике слово изучается иначе: с т. зр. его грамматических форм, а также наличия в нём тех минимальных смысловых элементов (морфем), которые входят в состав, которые входят в состав словосочетания и предложения не прямо, а опосредовано, через слово. В этом отношении слово также является единицей грамматики.

Понятие о ГЗ

Грамматическое значение – это значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании и предложении; отношение к лицу, совершающему действие; отношение сообщаемого факта к действительности и времени; отношение говорящего к сообщаемому и т.п.). Обычно слово имеет несколько грамматических значений.

2 Понятие о морфеме.

Морфема – минимальная, кратчайшая, т.е. далее неделимая на компоненты того же ранга единица, обладающая значением. Минимальность морфемы проявляется в том, что её дальше нельзя разделить на более мелкие морфемы. В результате такого деления появляются фонетические единицы: лес – л, е, с . Морфема – двустронняя единица языка, обладающая как планом выражения, так и планом содержания. Планом выражения является её звуковой состав. Планом содержания – её словообразовательное значение. Так, в слове вод а окончание а является выразителем трёх грамматических значений: ж. р., ед. ч., им. пад. В слове подводный приставка под имеет словообразовательное значение – «направление под что-то»

Типы морфем

Корневые (корни), обязательные

Корень - основная значимая часть слова. Является обязательной частью любого слова - не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание)», хотя в искусственном эсперанто такие слова далеко не редкость, напр. aĵ-o - вещь (суффикс-окончание), aĉ-aĵ-o - гадость (суффикс-суффикс-окончание)). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно. Главная морфема - корень, без него не может существовать слово. От значения корня зависит лексическое значение слова. Именно в корне заключено значение, общее для всех однокоренных слов. Например, слова с корнем -бел- (беленький, белый, беловатый, белизна, побелить, побелка, белок, беломраморный, белоснежный) объединены значением "цвета снега или мела, светлый", а слова с корнем -черн-//-чёрн- (чёрненький, чернота, дочерна, чернеть, очернить, чернобровый, чернослив, чернозём) объединены противоположным значением - "цвета сажи, угля, тёмный".

Аффиксальные (аффиксы), необязательные

Аффикс - вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Не может самостоятельно

образовывать слово (в русском языке) - только в сочетании с корнями. В отличие от некоторых корней (как, например, почтамт ,стеклярус ), не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.

3 Значения, выражаемые морфемами (вещественное, деривационное, реляционное).

По мнению американского ученого Эдуарда Сепира, морфемы выражают три типа значений: вещественное, деривационное и, наконец, реляционное.

Вещественное значение, или лексическое – это предметное значение. Это понятие, соотносительное с конкретными предметами и явлениями действительности. Оно выражается при помощи корня, но может быть выражено префиксом и суффиксом: лет, вылет, летчик.

Деривационное значение близко к вещественному, но не равно ему: оно выражает чувства – уменьшительность, ласкательность, пренебрежительность. Иначе его называют экспрессивно-эмоциональным (лат. expressio «выражение (чувств)», лат. emovere «волновать»). Деривационное значение выражается суффиксами. Например, в басне И.А. Крылова «Ворона и лисица»: близехонько, глазки, носок, голосок, сестрица, мастерица. Деривационное значение уточняет вещественное.

Реляционное значение является сопутствующим и вещественному, и деривационному значениям. Оно выражает отвлеченное, абстрактное значение, которое может быть реальным, а может иметь относительный, условный характер. Например, значения мужского, женского и среднего рода обусловлены иногда естественным разделением живых существ по полу. В этом случае значение рода реально. Но значение среднего рода уже не реально, оно является чисто грамматическим. Сравните еще: грамматическое значение числа: единственное и множественное значения реально применимы к счетным предметам (дом-дома), но грамматическими становятся в других случаях: сани, брюки, ножницы – предмет один, а значение числа – множественное. Грамматическое значение может широким или узким, общим и частным. Например, все имена существительные имеют значение предметности, т.е. отвечают на вопрос «кто, что?». Это самое широкое и самое общее значение из всех грамматических значений существительных, у них же есть значения рода и числа – это уже значения несколько меньше, значения же мужского, женского и среднего родов – еще меньше.

4 Морфемные процессы опрощения, переразложения, аналогии.

С течением времени морфемы могут изменяться. Наиболее интересными процессами изменения морфем являются опрощение и переразложение.

Опрощение – это изменение в морфологическом строении слова, в результате которого непроизводная основа, ранее распадавшаяся на отдельные морфемы, превращается в непроизводную, морфологически нечленимую. Например, в + кус = вкус ; воз + дух = воздух ; за + щит = защита.

Причины опрощения :

1.Утрата семантической связи со словами, на базе которых они образованы: дворец от слова двор, белка от слова белый .

2.Утрата производящей основы и родственных слов, соотносительных с данным: льгота – льзя (нельзя);лепесток – лепест ; нужный – нужа .

3.Фонетические изменения в словах: усопший – уснувший, весло – везти . В словах сутки, супруг, дар, пир в результате утраты продуктивности соответствующей приставки и суффикса (су-, -р).

Переразложение – это перемещение границ морфем в составе слова, в результате чего основа слова, оставаясь членимой, производной, членится сейчас иначе, чем когда-то. Например: живность – живный (жив-н-ость) , затем выходит из употребления слово живный, и слово членится иначе жив-ность. (То же самое готовность от готовный , удилище от удило , а сейчас от слова удить ). В результате переразложения появляются не только новые суффиксы, но и новые приставки: недо-, обез- (недовыработать, обезлесить ).

Интересным морфемным процессом является закон аналогии (гр. Analogia «сходство, подобие»). В русском языке, например, был глагол вынять в системе глаголов принять, унять, занять, то есть в нем была приставка вы- , корень -н-, суффиксы -я, -ть . Но получилось так, что слово вынять оказалось под влиянием глаголов на -нуть: дунуть , плюнуть и изменило морфемный состав по аналогии с ними – получилось слово без корня: вы-нуть

Закон аналогии мешает усвоению правильного употребления форм расноспрягаемого глагола хотеть:

Ед. ч. мн.ч.

Хоч хот -им

Хоч -ешь хот -ите

Хоч -ет хот -ят

Формы хотишь, хотит; хочем, хочите, хочут возникают под влиянием взаимной аналогии форм единственного и множественного числа и все оказываются ошибочными.

6 Слово - часть речи. Учение о частях речи.

Часть речи - это категория слов языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (далее делящееся на существительное, прилагательное и т. п.) и глагол. Общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные. В статье Морфологический разбор можно посмотреть многие дополнительные характеристики частей речи.

Самостоятельные части речи (включают слова, называющие предметы, их действия и различные признаки):

1Имя существительное

3Имя прилагательное

4Имя числительное

5Местоимение

7Причастие

8Деепричастие

Служебные части речи (не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними):

2 Частицы

4 Междометия, звукоподражательные слова.

Понятие о частях речи

Слова как единицы грамматические и лексические группируются в части речи, т. е. в грамматические классы слов, объединенные по трём признакам: обобщенным грамматическим значением (предметность, признак, действие); одинаковым составом постоянных и переменных грамматических признаков; общностью основных синтаксических функций.

Другими словами, говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировку лексических единиц языка, т.е. выделение в лексике языка определенных групп или разрядов, характеризуемых теми или иными признаками.

Обобщенное значение, характеризующее все слова той или иной части речи, есть абстрактное представление того общего, что присутствует в лексических и морфологических значениях конкретных слов данного класса. Наиболее обобщенными значениями для частей речи являются значения предмета (субстанции) и признака - процессуального (представляемого как действие или состояние) и непроцессуального (представляемого как качество или свойство).

Каждая часть речи имеет свой собственный комплекс грамматических категорий, в которых представлено то обобщенное значение, которое свойственно всем словам этой части речи. Так, значение предметности, свойственное существительному, грамматически представляется морфологическими категориями рода, числа и падежа; значение процесса, свойственное глаголу, – категориями вида, залога, наклонения, времени и лица.

7 Словосочетание и предложение - основные единицы синтаксиса

К синтаксическим единицам, как уже было сказано, относят словосочетание и предложение. Под словосочетанием понимают номинативную единицу, которая в расчлененном виде передает единое понятие (письменный стол, четырехэтажный дом) . Основная функция словосочетания проявляется в том, что оно служит строительным материалом для предложения. Спецификой сочетания как синтаксической единицы является ее производство непосредственно в речи (сравните с воспроизводимыми фразеологическим сочетаниями). Производство сочетаний осуществляется по определенным моделям, поэтому единицами синтаксического уровня являются модели сочетаний.

Надо отметить, что в определении словосочетания нет единства. Помимо выше­приведенного определения, есть более широкое понимание термина. Словосочетанием называют любое сочетание слов, между которыми существует формально выраженная смысловая связь. В этом случае в числе словосочетаний оказываются сочетания подлежащего со сказуемым.

При широком определении словосочетания ими будут являться не только сочетания с подчинительной связью, но и с сочинительной. Подчинительная связь – это формально выраженная связь между двумя словами, отношения между которыми неравноправны: один элемент сочетания оказывается главным, другой – подчиненным, зависимым.

Более сложной единицей синтаксиса является предложение. Предложение выполняет коммуникативную функцию, с помощью предложений осуществляется общение людей. Каждое предложение соотнесено с определенной ситуацией. Эта соотнесенность проявляется в темпоральности и модальности. Темпоральность – это выражение в предложении отношения ко времени, модальность – выражение отношения к действительности. Темпоральность выражается обычно морфологической категорией времени, модальность – глагольными наклонениями.

Предложение может реализоваться в одном слове или в нескольких словах. Отличие предложения от слова проявляются прежде всего в интонационной оформленности предложения: Пожар! Пожар?! Интонация в этих предложениях является средством передачи предикативности и соотносит предложение с конкретной реальной ситуацией. Слово пожар лишь называет класс предметов, не соотнося их с временным планом и действительностью.

Структура языка, система правил, которые диктуют допустимые последовательности элементов языка, образующих предложения на этом языке. В лингвистике и психолингвистике принято считать, что взрослый человек, говорящий и воспринимающий речь на данном языке, знает, в некоторой имплицитной форме, грамматику этого языка. То есть он знает свод правил: правила фонологии, морфологии, семантики и синтаксиса, которые делают возможным продуцирование (или "порождение") неопределенно большого количества грамматических конструкций. Таким образом,

это знание и пока еще не разрешенные вопросы о том, как усваиваются такие сложные вещи, делают грамматику важным предметом исследования для психологии.

Обратите внимание, что такое употребление этого термина отличается от того, как он употребляется в "грамматической" школе. Лучший способ увидеть это различие заключается в том, чтобы понять, что "грамматика", которую изучают в младших классах, является предписывающей, она состоит из правил, диктующих образцы использования, в то время как современные грамматики в лингвистике – порождающие, они определяют формальные правила продуцирования предложений (см. порождающая грамматика). Более подробно об образцах употребления см. следующие статьи.

Грамматика

греч. grammatike от gramma – написание) – строй языка, то есть система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства., служащих для передачи в понятном виде собственных впечатлений Основные понятия грамматики: 1. слово и словообразование, 2. предложение и 3. синтаксис. Усвоение правил грамматики происходит, повидимому, таким же образом, как и формирование других навыков. До 2-летнего возраста, как предполагается, развитие языка и мышления происходит параллельно одно другому. В норме дети в возрасте 5-6 лет, а нередко и много ранее, основными нормами грамматики владеют уже свободно, как и взрослые люди. Нарушение грамматической практики (аграмматизм) обычно наблюдаются при локально-органических повреждениях речевых зон мозга, а также при расстройствах мышления, особенно это касается некоторых форм шизофрении. Прямой связи аграмматизма и патологии мышления, повидимому, не существует, хотя этот вопрос нельзя считать до конца изученным.