» » Как сделать методическую разработку лекции по психиатрии. Подборка видео-лекций и вебинаров от совета молодых ученых

Как сделать методическую разработку лекции по психиатрии. Подборка видео-лекций и вебинаров от совета молодых ученых

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра психиатрии с курсом общей психологии

С.Г. Обухов

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПСИХИАТРИИ

ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Гродно 2006г.

УДК 616.89-053.2(075.8) ББК 56.14873 Д38

Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент П.Р. Галуза, доктор мед. наук, профессор Е.Г. Королева.

С.Г. Обухов КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПСИХИАТРИИ

пособие для студентов лечебного факультета медицинских ВУЗов.- Гродно:ГрГМУ, 2006.- 137с.

В курсе лекций освещены вопросы частной психиатрии, клинической наркологии, в соответствии с диагностическими критериями МКБ – 10. Подробно рассмотрены вопросы диагностики, лечения психических расстройств и организации психиатрической помощи.

Данный курс лекций будет полезным для студентов, изучающих психиатрию на лечебном, медико-психологическом и факультетах медицинских ВУЗов, для врачей – психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов, а также для студентов психологического и юридического факультетов университетов, в программу обучения которых входят основы психиатрии.

Ответственный за выпуск: первый проректор ГрГМУ, д.м.н.И.Г. Жук

ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХИАТРИЮ..........................................................................

1.1. Предмет и задачи психиатрии.......................................................................................

1.2. Исторические этапы формирования психиатрической помощи..................................

1.3. Этиология и патогенез психических расстройств.........................................................

1.4. Клиническая и параклиническая диагностика..............................................................

1.5. Классификация психических расстройств....................................................................

ЛЕКЦИЯ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. ЛЕЧЕНИЕ И

ЭКСПЕРТИЗА ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ..........................................................................

2.1. Организация психиатрической помощи в РБ..............................................................

2.2. Основные положения закона о психиатрической помощи.........................................

2.3. Методы лечения в психиатрии....................................................................................

2.4. Организация и проведение психиатрических экспертиз............................................

2.5. Судебно-психиатрическая экспертиза.........................................................................

ЛЕКЦИЯ 3. ОРГАНИЧЕСКИЕ, ВКЛЮЧАЯ СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ, ПСИХИЧЕСКИЕ

РАССТРОЙСТВА...................................................................................................................

3.1. Психоорганические расстройства - общая характеристика, классификация.............

3.2. Экзогенный тип реакций и симптоматические психозы............................................

3.3. Структура и лечение делирия......................................................................................

3.4. Психоорганический синдром.......................................................................................

ЛЕКЦИЯ 4. КЛИНИКА И ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЧЕСКИХ ПСИХИЧЕСКИХ

РАССТРОЙСТВ......................................................................................................................

1.4. Деменция при болезни Альцгеймера...........................................................................

4.2. Психические расстройства сосудистого генеза..........................................................

4.3. Деменция при болезнях, классифицированных в других разделах............................

4.4. Психические расстройства при Эпилепсии.................................................................

ЛЕКЦИЯ 5. ПСИХИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ВСЛЕДСТВИЕ

УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ...........................................................

5.1. Определение понятий психоактивное вещество (ПАВ), наркотик............................

5.2. Классификация и клинико-диагностические критерии психических и поведенческих

расстройств вследствие употребления психоактивных веществ......................................

5.3. характеристика отдельных видов зависимостей.........................................................

ЛЕКЦИЯ 6. АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ...................................................................

6.1. Алкоголизм, как медико-социальная проблема..........................................................

6.2. Алкогольные психозы..................................................................................................

6.3. организация помощи больным с зависимостями........................................................

ЛЕКЦИЯ 7. ШИЗОФРЕНИЯ, ШИЗОТИПИЧЕСКИЕ И БРЕДОВЫЕ РАССТРОЙСТВА..

7.1. Определение и концепция шизофрении......................................................................

7.2. Классификация шизофрении, шизотипических и бредовых расстройств.................

7.3. Общие клинические проявления и характер течения шизофрении...........................

7.4. Распространенность шизофрении, этиологические и патогенетические факторы....

ЛЕКЦИЯ 8. КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И ЛЕЧЕНИЕ ШИЗОФРЕНИИ..............................

8.1. Параноидная шизофрения............................................................................................

8.2. Гебефренная шизофрения............................................................................................

8.3. Кататоническая шизофрения.......................................................................................

8.4. Другие формы шизофрении и шизофреноподобные расстройства............................

8.5. Лечение и реабилитация больных шизофренией........................................................

ЛЕКЦИЯ 9. АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА................................................................

9.1. Определение аффективных расстройств, история выделения...................................

9.2. Основные характеристики и психопатология эмоций................................................

9.3. Этиология, патогенез, классификация, клинико-диагностические критерии

аффективных расстройств................................................................................................

9.4. Лечение аффективных расстройств...........................................................................

ЛЕКЦИЯ 10. НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА.........................................................

10.1. Краткий исторический очерк учения о неврозах....................................................

10.2. Этиологические факторы и механизмы формирования неврозов..........................

10.3. Классификация невротических расстройств...........................................................

10.4. Клинические формы и диагностические критерии.................................................

10.5. Лечение невротических расстройств.......................................................................

ЛЕКЦИЯ 11. РАССТРОЙСТВА ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ У ВЗРОСЛЫХ126

11.1. Общая характеристика расстройств личности, классификация.............................

11.2. клинико-диагностические критерии Специфических расстройств личности........

11.3. Лечение состояния декомпенсации.........................................................................

ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХИАТРИЮ.

1. Предмет и задачи психиатрии.

2. Исторические этапы формирования психиатрической помощи и научных взглядов на психические расстройства.

3. Этиология и патогенез психических расстройств.

4. Клиническая и параклиническая диагностика.

5. Классификация психических расстройств.

1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХИАТРИИ

Психиатрия - медицинская дисциплина, которая занимается распознаванием и лечением психических болезней.

Распознавание означает не только диагностику, но и исследование этиологии, патогенеза, течения и исхода психических расстройств. Лечение, помимо собственно терапии включает в себя организацию психиатрической помощи, профилактику, реабилитацию и социальные аспекты психиатрии.

Психические болезни (душевные болезни) (психические расстройства) - болезни головного мозга, проявляющиеся разнообразными расстройствами психической деятельности. Эти расстройства могут быть продуктивными (бред, галлюцинации, депрессия, кататонические расстройства) и негативными (выпадение или ослабление психической деятельности), а также проявляться общими изменениями личности.

Задачи психиатрии:

1. Диагностика психических расстройств.

2. Изучение клиники, этиологии и патогенеза, течения и исхода психических заболеваний.

3. Изучение эпидемиологии психических расстройств.

4. Разработка методов лечения психической патологии.

5. Разработка способов реабилитации больных с психическими заболеваниями.

6. Разработка методов профилактики психических расстройств.

7. Разработка структуры организации психиатрической помощи населению.

Основные разделы психиатрии.

1. Общая психопатология – изучает основные закономерности проявлений психических расстройств, этиологические и патогенетические факторы, лежащие в основе психопатологических нарушений.

2. Частная психиатрия – изучает клинику, динамику, исходы отдельных психических заболеваний.

3. Возрастная психиатрия – изучает особенности психических заболеваний в разные возрастные периоды (детская психиатрия, подростковая, инволюционная, психиатрия позднего возраста – геронтологическая).

4. Организационная психиатрия.

5. Судебная психиатрия – решает вопросы вменяемости, дееспособности и организацию принудительных мер медицинского характера.

6. Психофармакотерапия – занимается разработкой и изучением действия на психику лекарственных веществ.

7. Социальная психиатрия.

8. Наркология – изучает влияние психоактивных веществ на состояние человека.

9. Транскультуральная психиатрия – занимается сравнением психической патологии в разных странах, культурах.

10. Ортопсихиатрия – рассматривает психические расстройства с точки зрения разных дисциплин (соматопсихиатрия, психосоматика).

11. Биологическая психиатрия (изучает биологические основы психических расстройств и методы биологической терапии).

12. Сексология.

13. Суицидология.

14. Военная психиатрия – изучает психопатологию военного времени и порядок проведения военно-психиатрической экспертизы.

15. Экологическая психиатрия – изучает влияние экологических факторов на психику.

16. Психотерапия.

Психиатрия тесно связана с другими научными дисциплинами:

философией (основной вопрос философии - первичность материи или сознания),

психологией (соотношение нормальной и болезненной психики, законы логики и их преломление в болезненной психике, олигофрения и деменция, реагирование осмысленное и болезненное),

юриспруденцией (судебно-психиатрические аспекты),

биологическими науками (анатомией, физиологией, биохимией, патофизиологией, патологической анатомией и др.),

другими медицинскими дисциплинами (терапией, неврологией и пр.).

Психиатрия является частью общей медицины, и отдельные направления психиатрии изучают психические расстройства при соматических заболеваниях (соматопсихиатрия), и психические причины возникновения соматических заболеваний (психосоматика).

1.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

В истории психиатрии выделяют следующие этапы формирования научных воззрений и организации помощи психически больным.

Донаучный период , простирающийся с древнейших времен до появления эллинской медицины. Он характеризуется примитивно-теологическим пониманием аномального поведения больных. Полностью отсутствует какая-либо медицинская помощь при душевных болезнях, однако в это время происходит хотя и бессистемное, однако, крайне важное для будущего накопление разрозненных фактов и наблюдений, получивших образное запечатление в мифологии и народной поэзии.

Эпоха древней греко-римской медицины . Началом ее условно можно считать VII

или VI век до нашей эры, когда впервые появились попытки оказать помощь душевнобольным, заболевание которых стало рассматриваться, как явление естественного порядка, требующее принятия каких-то естественных мер. Сделаны первые шаги в понимании психических расстройств вне теологических тенденций (учение Гиппократа о конституции и темпераменте, учение об истерии, взаимовлиянии души и тела в развитии болезней), а также отмечаются зачатки организации помощи психически больным.

Средние века (эпоха инквизиции) характеризуются регрессом до уровня донаучного мировоззрения. Отношение к больным весьма противоречиво - от первых шагов по организации общественного призрения до уничтожения больных на кострах инквизиции.

Период, охватывающий 18 век и начало 19-го века -период становления психиатрии, как области медицины , эпоха Ф. Пинеля и Дж. Конолли, провозгласивших принципы не стеснения в отношении душевнобольных. Развертывается широкое строительство психиатрических больниц, в них проводятся исследовательские работы, на основании которых происходит становление симптоматологической психиатрии.

Эпоха нозологической психиатрии Э. Крепелина. Создание нозологической классификации психических расстройств. Вместе с тем, психиатрия, в связи с огромным усилением так называемой нервности в широких слоях населения все более выходит за пределы специальных больниц и быстрыми шагами приближается к повседневной жизни. Изучение пограничных состояний – неврозов и психоневрозов – подает повод к созданию нового, скоро получившего права гражданства термина – «малая психиатрия».

Современный этап развития психиатрии – характеризуется расширением внебольничных форм психиатрической помощи, изучением социальных,

психосоматических аспектов психических расстройств. Основными вехами этого этапа являются учение З. Фрейда о «бессознательном», а также «психофармакологическая революция».

1.3. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Выделяют следующие виды психических болезней на основании критерия основных причин, их вызывающих:

Эндогенные психические болезни с невыясненной пока этиологией (шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и др.).

Экзогенные психические расстройства (соматогенные, инфекционные, травматические).

Психогении (реактивные психозы, неврозы).

Патология психического развития (психопатии, олигофрении).

В качестве этиологических факторов психических заболеваний выступают эндогенные (чаще наследственная предрасположенность, генетические аномалии, конституциональная неполноценность) и экзогенные (инфекции, интоксикации, черепномозговые травмы, психические травмы).

В основе патогенеза психических расстройств лежит нарушение взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Чаще имеет место запредельное торможение, при котором нарушается фазовое состояние клеток ЦНС. Клетки могут находиться в уравнительной фазе (одинаковый ответ на разные по силе раздражители - снижение порога возбуждения, астения, эмоциональная неустойчивость),фазе парадоксальной (отсутствие ответа на сильный или обычный раздражитель и наличие ответа на слабый раздражитель, например, кататонические расстройства) иультрапарадоксальной фазе (ответ качественно не соответствует раздражителю - бред, галлюцинации). Кроме того, при органических психических заболеваниях наблюдается атрофия и деструкция нейронов (б-нь Альцгеймера, б-нь Пика, прогрессивный паралич и др.).

При исследовании патогенеза психического расстройства необходимо учитывать такое понятие, как «преморбид». Это индивидуальные особенности организма, наследственность, возраст, пол, биологическая фаза, остаточные явления перенесенных заболеваний. Преморбидные особенности способствуют, либо препятствуют развитию болезни, накладывают свой отпечаток на особенности клиники и течения заболевания.

1.4. КЛИНИЧЕСКАЯ И ПАРАКЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Диагностикой называется процесс по возможности более точного определения и идентификации болезни. Результатом этого является диагноз.

В диагностике психических заболеваний ведущим остается клинический метод, который делится на этапы:

1. Выявление и квалификация симптомов.

2. Определение их взаимосвязи, и квалификация синдромов.

3. Оценка динамики развития синдромов, в контексте патогенетических закономерностей и преморбидных особенностей.

4. Постановка предварительного диагноза.

5. Дифференциальная диагностика.

6. Постановка индивидуального диагноза.

7. Постановка диагноза в соответствии с требованиями классификации (клинические

и диагностические критерии).

Психиатрическое обследование - часть общего медицинского обследования. Преследует те же цели, что и в любой другой врачебной специальности:

1) выяснить причину обращения больного (или его родственников, друзей, сослуживцев) за медицинской помощью; 2) создать доверительные отношения с больным, заложив тем самым основу для взаимодействия с ним в процессе лечения; 3)

сформулировать диагноз и план лечения; 4) сообщить больному и его близким о своих выводах.

Психиатрическое обследование проводят в спокойной, уютной обстановке, предрасполагающей к открытому разговору. Умение завоевать доверие больного требует опыта и уверенности в себе. Однако реальные условия обследования зачастую далеки от идеальных. В самом деле, довольно трудно говорить с глазу на глаз в шумном приемном отделении или в общей палате, даже если отвлекающие факторы сведены к минимуму (задернуты занавески на окнах и т. п.). И все же всегда надо проявлять заинтересованность, сочувствие, симпатию к больному, стремление понять его и помочь. Сидеть следует на некотором (но небольшом) отдалении от больного, имея возможность смотреть ему в глаза. Важно наблюдать за невербальными реакциями и поведением собеседника (краска на лице, слезы). Иногда бывает необходимо записать некоторые сведения (чтобы затем точнее воспроизвести ход разговора), но делать это надо быстро и по возможности редко, чтобы не прерывать течение беседы. Удобный способ - делать отметки в специальном бланке. Процесс сбора сведений для дальнейших этапов психиатрической диагностики называется психиатрическим интервью.

Параклинические методики (патопсихологическое, инструментальное, лабораторное обследование) в психиатрии применяются, как вспомогательные. Используются следующие инструментальные методики: компьютерная томография, ядерномагнитнорезонансное исследование мозга, электроэнцефалографическое исследование для диагностики и дифференциальной диагностики психических расстройств органического генеза. Например, для исключения объемных образований головного мозга, врожденных дефектов мозговой ткани, атрофических процессов в мозгу. Для исключения соматического генеза психических расстройств используется лабораторная диагностика. В психиатрической клинике проводятся лабораторные анализы крови, мочи, спинномозговой жидкости. Так, например, для исключения ревматического генеза психоза проводятся ревмопробы (сиаловая, С-реактивный белок), исследование белковых фракций плазмы и т.п. Экспериментально-психологическое исследование психически больных проводится психологом на основании задач, поставленных лечащим врачом. Оно включает в себя исследование личности, интеллекта, патопсихологическое обследование.

В психологии, психиатрии и других областях, связанных с исследованием психики человека, значительную роль играют экспериментальные психодиагностические методики. Эти методики позволяют количественно выражать различные особенности людей, их внутреннее состояние и взаимоотношения с окружающим миром.

Кроме психодиагностических методик в психиатрии широко используются психометрические методы, позволяющие количественно оценивать различные психопатологические состояния, такие как тревога, депрессия, деменция и пр.

Использование в психодиагностике возможностей современных компьютеров компактно хранить, быстро извлекать, оперативно и всесторонне анализировать и наглядно отображать экспериментальную информацию влечет за собой эффекты, которые можно условно назвать количественными и качественными.

Первый тип количественных эффектов связан главным образом с автоматизацией рутинных операций традиционного психодиагностического эксперимета, таких как инструктаж испытуемого, предъявление стимулов и регистрация ответов, ведение протокола, расчет и выдача результатов и т.п. За счет такой автоматизации повышается уровень стандартизации, точность и скорость получения выходных диагностических данных. Кроме того, оперативность обработки информации при компьютерном эксперименте позволяет проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические обследования.

Качественные эффекты можно разделить на две категории. Первую категорию составляют эффекты, обеспечиваемые возможностями современных компьютеров

реализовывать новые виды психодиагностических экспериментов. Сюда относятся возможности генерировать новые виды стимулов, по-новому организовывать стимульную последовательность (например, так называемое адаптивное тестирование), регистрировать ранее не доступные параметры реакций испытуемых, оформлять психодиагностические методики в виде компьютерных игр и т. п.

В психиатрии компьютерные диагностические программы базируются на использовании либо логического дерева решения, либо статистических моделей.

Программа, основанная на дереве решения, оценивает ряд положительных, либо отрицательных ответов, и, таким образом, сводит полученную информацию к диагнозу. Каким-то образом это напоминает дифференциально-диагностическую процедуру в клинической практике. Впервые эту процедуру применили Spitzer & Endicott (1968) для разработки программы DIAGNO. Позже Wing с коллегами (1974) разработали программу CATEGO для использования ее вместе со схемой Обследования психического статуса. Эта программа оказалась полезной при эпидемиологических исследованиях больших и малых психических расстройств.

При альтернативном статистическом подходе накапливается соответствующая информация по выборочной совокупности пациентов, диагнозы которых уже известны, а затем система классификации формируется статистическими методами исходя из базы данных.

В настоящее время большие возможности для компьютерной диагностики открывает применение в клинической практике современных классификаций психических расстройств МКБ-10 и ISD-IV, поскольку они основаны на четких диагностических критериях, позволяющих построить алгоритм диагноза.

1.5. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Диагностика – это, по возможности, точное определение и идентификация болезни. Целью диагностики является постановка индивидуального диагноза для выбора лечебной тактики и определения прогноза болезни.

Цель классификации – это в первую очередь достижение достоверной статистической расшифровки болезней для использования в составлении документации в психиатрических учреждениях и для проведения эпидемиологических исследований. Для этого достаточно стандартизированной классификации диагнозов, чтобы проводить исследования и сопоставлять состояния больных, в том числе, чтобы достичь международного взаимопонимания. При этом классификация не ставит цель стать каталогом нормативов или полноценным учением о болезнях. Можно сказать, что классификация – это не наука, а ее инструмент.

Классификация не идентична диагностике.

Диагностика исходит от отдельного больного, действует многомерно, диагнозы формулируются подробно и состоят из многих частей, учитывающих нозологическую принадлежность (где это возможно), основной синдром, факультативные синдромы, характер течения болезни, состояние, обусловившее необходимость обращения за психиатрической помощью, преморбидные, в том числе конституциональные личностные особенности, сопутствующие соматические болезни и т.п.

Классификация исходит из обобщенного опыта, ограничивается относительно легко определяемыми признаками, оперирует категориями, которые выражаются часто одним словом или 3 – 5 - значным числом. Если диагностика – это первый шаг в оценке больного и ее основной целью является определение показаний к терапии, то классификация является концом диагностического процесса и базисом статистических и научных исследований.

Применение классификационных систем в психиатрии часто критикуется, как неуместное или даже вредное. Однако критика такого рода пошла на спад, когда было доказано, что специфические синдромы поддаются специфическому лечению. Часто

противниками классификации выступают психотерапевты, чьи профессиональные интересы связаны скорее с невротическими и личностными расстройствами, нежели со всей областью психических нарушений. Чаще всего ими выдвигаются такие доводы: отнесение каждого конкретного случая к определенной диагностической категории отвлекает от изучения единственных в своем роде личных проблем данного пациента, мешает понять их, во-вторых, индивидуальная картина болезни отдельного пациента, как правило, не полностью соответствует имеющимся категориям.

Психиатрическая систематика в 10-м пересмотре МКБ претерпела заметные изменения по сравнению с предыдущими классификациями. Эти изменения касаются, прежде всего, введения некоторых новых рубрик; сужения границ шизофрении, отказа от дихотомии на психозы и неврозы.

Основная часть функциональной и органически обусловленной психической патологии в МКБ-10 с точки зрения традиционной психиатрии представлена в виде синдромальных рубрик. Следует подчеркнуть, что МКБ-10 предназначена, прежде всего, для статистических целей, и она не должна подменять собой концептуальных классификаций, сохраняющих свое значение для психиатрии. Для каждого расстройства предлагается описание, как основных клинических признаков, так и любых значимых, но менее специфических признаков, которые связаны с ними. В большинстве случаев предлагаются «диагностические указания», определяющие количество и соотношение симптомов, необходимых для достоверной диагностики. Эти указания сформулированы таким образом, чтобы сохранить достаточную гибкость диагностических решений в клинической практике, особенно в тех ситуациях, где требуется установление временного диагноза, до того как станет полностью ясной клиническая картина или будет собрана полная информация.

ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РУБРИК

F0 Органические, включая симптоматические, психические расстройства.

F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ.

F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.

F3 Аффективные расстройства настроения.

F4 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства.

F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами.

F6 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.

F7 Умственная отсталость.

F8 Нарушения психологического развития.

F9 Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте.

В данной лекции подробно освещена дистимия. Дистимия — затяжная депрессия, принимающая хроническое течение (длительностью не менее 2 лет). Дистимия чаще всего начинается в молодом возрасте, хотя начало может быть в среднем и инволюционном возрасте. Клиническую картину дистимии отличает минимальная выраженность сниженного настроения (гипотимии) и преобладания соматовегетативных и патохарактерологических проявлений. основные типы дистимии: соматизированная (катестетическая) дистимия и характерологическая (характерогенная) дистимия. При соматизированной дистимии характерны жалобы на общее плохое самочувствие, сердцебиения, одышку, запоры, слезливость, плохой сон с частыми пробуждениями. Сниженное настроение обычно слабо выражено с преобладанием тревоги. Нередко телесные ощущения перекрываются расстройствами настроения сформированием общих симптомов. При этом подавленность, тоскливость приобретают физикальный оттенок (жжение в области гортани или кишечника, «леденящий холод» под ложечкой). В клинической картине преобладают стойкие, сохраняющиеся на протяжении жизни расстройства в виде ангедонии, склонности к «хандре», пессимизма, мыслей о бессмысленности жизни. С годами постепенно формируется депрессивное мировоззрение, в центре которого лежит «комплекс неудачника». Так же доктор Доерти освещает циклотимию. Циклоти́мия (от греч. κύκλος, «круг» и θυμός — «дух, душа») — психическое расстройство, при котором пациент испытывает нестабильность настроения, точнее, перемену между легкой депрессией и легкой эйфорией. Слово «циклотимия» раньше использовалось для описания биполярного расстройства. Далле разговор затрагивает вопросы аффективных расстройств. Аффекти́вное расстро́йство (Расстро́йство настрое́ния) — общее название группы психических расстройств, связанных с нарушениями в эмоциональной сфере. Присутствует в МКБ. В классификации DSM объединяет несколько диагнозов, когда основным признаком предполагается нарушение эмоционального состояния. Наиболее широко признаются два типа расстройств, различие между которыми основано на том, имел ли человек когда-либо маниакальный либо гипоманиакальный эпизод. Таким образом, существуют депрессивные расстройства, среди которых наиболее известным и изученным является большое депрессивное расстройство, которое ещё называют клинической депрессией, и биполярное аффективное расстройство, ранее известное как маниакально-депрессивный психоз и описываемое перемежающимися периодами маниакальных (длящихся от 2-х недель до 4-5 мес.) и депрессивных (средняя продолжительность 6 мес) эпизодов. Так же проведён сравнительный анализ униполярных и биполярных расстройств.

Министерство образования Ульяновской области
Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Ульяновский медицинский колледж
Конспекты лекций
по дисциплине
«Сестринское дело в психиатрии
с курсом наркологии»
Ульяновск
2014

Лекция №1. Введение в психиатрию
Предмет и задачи психиатрии
Психиатрия – это медицинская наука, изучающая нарушения психической деятельности, их клинические проявления, особенности течения, исхода, этиологии и патогенеза, эпидемиологии и т.д.
Задачи психиатрии:
1. Диагностика психических расстройств.
2. Изучение клиники, этиопатогенеза, течения и исхода психических заболеваний.
3. Изучение эпидемиологии психических расстройств.
4. Исследование воздействия лекарств на патоморфоз психических заболеваний.
5. Разработка методов лечения психической патологии.
6. Разработка способов реабилитации больных с психическими заболеваниями.
7. Разработка методов профилактики психической патологии среди населения.
8. Вопросы организации психиатрической помощи населению.
Структура психиатрии
1. Общая психопатология – изучает основные закономерности этиопатогенеза, клиники, диагностики, терапии и профилактики психических расстройств.
2. Частная психиатрия – изучает отдельные психические заболевания.
3. Возрастная психиатрия.
4. Организационная психиатрия.
5. Судебная психиатрия – решает вопросы вменяемости и дееспособности.
6. Психофармакотерапия – занимается разработкой и изучением действия на психику лекарственных веществ.
7. Социальная психиатрия.
8. Наркология – изучает влияние психоактивных веществ на состояние человека.
9. Транскультуральная психиатрия – занимается сравнением психической патологии в разных странах, культурах.
10. Ортопсихиатрия – рассматривает психические расстройства с точки зрения разных дисциплин.
11. Биологическая психиатрия.
12. Сексология.
13. Суицидология.
14. Военная психиатрия – изучает посттравматические стрессовые расстройства, психопатологию военного времени.
15. Экологическая психиатрия – изучает влияние экологических факторов на психику.
16. Психотерапия.
Выдержки из закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан
при ее оказании" (1.01.93)
1. Лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренных конституцией РФ.
2. Все люди, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на: уважительное к ним отношение… и т.д.
Статья 28. Основанием для госпитализации в психиатрический стационар являются: наличие у лица психического расстройства и решение врача-психиатра о проведении обследования и лечения в стационарных условиях, либо постановление судьи ;

необходимость проведения психиатрической (судебно-психиатрической) экспертизы.
Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев, отдельно предусмотренных "Законом…"
Статья 29. Основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке.
Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обуславливает: его непосредственную опасность для себя или окружающих; его беспомощность (то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности); существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
История развития психиатрии
Первые упоминания о заболеваниях нервной системы были обнаружены в древнеиндийской книге АюрВеды. В трудах Гиппократа, Авиценны также были описаны проявления многих нервных болезней. Гиппократ впервые описал 4 основных типа темперамента. В средние века исмторически замедлилось развитие естественных наук, всвязи с чем душевнобольным приписывалось «вселение беса», лечение которых было жѐстким и негуманным. Всѐ изменилось с момента появления работ врача-гуманиста – Ф. Пинеля, который добился достойного отношения и содержания душевно больных. В 17 веке Р.Декарт ввѐл понятие
«Рефлекс». В 19 веке наука продолжила своѐ развитие с появленим клеточной теории. В 1865 году учѐный Жан Шарко в больнице Сальпетриер изучил и описал ряд нервных болезней, а позже в Парижском университете под его руководством открывается первая кафедра клинической неврологии. Шарко стал основоположником клинической неврологии. 20 век обогатила науку рефлекторной теорией Павлова, психоанализа Фрейда, учением о стрессе Г.
Селье.
История Отечественной психиатрии
Отношение к душевнобольным в Древней Руси было много гуманным, чем в Европе. Их называли юродивыми, жертвами божьего наказания и по приказу Ивана Грозного определяли их при монастырях и монастырских лечебницах. Агрессивное отношение к ним считалось грешным, а их действия не осуждались и не карались. В 16-17 веках строятся специальные богодельни – некое подобие хосписов с особо тяжѐлыми безнадѐжными больными а также
«душевнобольными». В 1779 году в Петербурге открыт первый психиатрический госпиталь. С
1857 года начинается преподавание курса психиатрии в отечественных медицинских учебных учреждениях.
В 1869 году при Московском университете открыта первая в России клиника и кафедра нервных болезней под руководством А.Я. Кожевников. Фундаментальные работы в области неврологии и психиатрии были проделаны И.М. Сеченовым, И.П. Павловым. Особый вклад в сестринский уход психиатрических больных произвѐл учѐный С.С. Корсаков. Нельзя также не отметить огромный вклад в развитие науки В.М. Бехтерева – основателя
Психоневрологического института. Его заслуга также заключается в приминении лечения посредством гипноза. (Исследование мозга продолжила его внучка Н.П.Бехтерева)
Это далеко не весь перечень имѐн, развивших отечественную психиатрию. В годы ВОВ отечественные неирофизиологи и психиаторы вернули в строй до 73 % больных.

Принципы диагностики и лечения
Основой диагностики психических расстройств является клиническое обследование. Оно складывается из расспроса пациента, сбора субъективного (от больного) и объективного (от родственников, сотрудников, соседей) анамнеза, наблюдения за поведением пациента. Этап наблюдения особенно важен для правильной постановки диагноза. И на этом этапе незаменима роль медицинской сестры, которая в отличие от врача может находиться с пациентом постоянно. В ее задачу входит сообщать врачу о любых изменениях в психическом статусе пациента, делать соответствующие записи в документации.
Помимо клинического обследования для диагностики психических заболеваний применяют дополнительные методы исследования - неврологические, соматические, биохимические, экспериментально-психологические, электрофизиологические (ЭЭГ, РЭГ, ПЭГ, КТГ, ЯМР,
ПЭТ) и др. Они направлены на уточнение диагноза и имеют второстепенное значение.
Принципы лечения лиц с психическими расстройствами основываются на соблюдении этических и правовых норм психиатрии. Они предполагают добровольность лечения, право выбора методов лечения и отказа от него, обязательное письменное согласие больного (или лица, представляющего его интересы) на госпитализацию, соблюдение конфиденциальности.
Недобровольная госпитализация допустима в случаях, определенных Законом РФ и в соответствии с ним.
Методы лечения психических расстройств делятся на две большие группы: биологические и психологические.
К биологическим относятся методы, непосредственно воздействующие на нарушенные физиологические и биохимические процессы в головном мозгу и организме в целом. Это медикаментозная терапия, электросудорожная и инсу-линокоматозная терапия, физиотерапия, а также мероприятия по организации режима и диеты.
Из биологических методов наиболее популярна медикаментозная терапия. Основу ее составляет применение психотропных лекарственных средств. Различают следующие группы психотропных препаратов: 1) нейролептики (аминазин, трифтазин, галоперидол), 2) транквилизаторы (фе-назепам, диазепам, нитразепам и т.п.), 3) антидепрессанты
(амитриптилин, мелипрамин, аурорикс, леривон), 4) психостимуляторы (кофеин, сиднокар), 5) нормотимики (лития карбонат, контемнол).
Психологические методы лечения приводят к нормализации физиологических и биохимических механизмов, лежащих в основе психических нарушений. Сюда относятся многочисленные разновидности психотерапии. Под психотерапией понимают лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к реальной действительности и самому себе.
Психотерапевтическим подходом, составляющим основу медицинской деонтологии, обязан владеть каждый медицинский работник.
Специальные методы применяют врачи-психотерапевты. Наиболее известны рациональная психотерапия, методы внушения (кодирование, гипноз), аутогенная тренировка, психоанализ, трансактный анализ, гештальттерапия, групповая психотерапия, нейролингвистическое перепрограммирование (НЛП) и т.п.
Значительную роль в лечении и реабилитации психически больных играет трудотерапия.

Особенности сестринского процесса (СП) в психиатрии
Медицинская сестра, работающая вместе с районным психиатром, осуществляет выполнение лечебных назначений, осуществляет патронаж психически больных на дому, по месту работы, оказывает помощь врачу в организации реабилитационных мероприятий , ведет необходимую медицинскую документацию, статистический учет.
Ухаживающий персонал не должен воспринимать личность пациента, с ее потребностями, желаниями и страхами только с точки зрения диагноза заболевания. Целостный уход охватывает личность, болезнь, профессию, семью, взаимоотношения и пр. Уход за обычными и странными, а поступки - неожиданными, поэтому их называют чудаками, странными, людьми
«не от мира сего». Часть из них переживает по поводу своей «необычности», другие не тяготятся особенностями своей натуры, одиночеством.
Темы самостоятельных работ:
1. Сестринский диагноз в Pes – Формате.
2. Заслуги В.П.Осипова в отечественной Психиатрии.
3. Заслуги П.Б. Ганнушкина в отечественной Психиатрии.
4. Заслуги Н.Н. Баженова в отечественной Психиатрии.
5. Изучение основ законодательства РФ в области психиатрии.

Лекция №2. «Организация психиатрической помощи»
Психиатрическая помощь в соответствии со ст. 40 Основ должна рассматриваться как специализированная медицинская помощь. Она оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. Виды и стандарты специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях здравоохранения, должны быть установлены Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 3 июня 2003 г., в числе других специализированных больниц называет детские психиатрические, психиатрические, а также психиатрические стационары специализированного типа, включая стационары с интенсивным наблюдением.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи является расходным обязательством субъектов РФ.
Финансирование специализированной медицинской помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими организациями, перечень которых утверждается
Правительством РФ, осуществляется из федерального бюджета.
Основные принципы оказания психиатрической помощи
Принципами оказания психиатрической помощи в РФ являются:
1) законность, гуманность, соблюдение прав человека и гражданина ;
2) государственные гарантии доступности психиатрической помощи лицам, страдающим психическими расстройствами;
3) добровольность при обращении за психиатрической помощью;
4) необходимость и достаточность мер диагностики лечения и их проведение в соответствии с современным уровнем научных знаний;
5) оказание психиатрической помощи в наименее ограничительных условиях;
6) социальная защищенность граждан при оказании психиатрической помощи.
В соответствии с действующим законодательством законными представителями лиц,
которым оказывается психиатрическая помощь, являются:
опекун - в отношении лиц, признанных судом недееспособными; родители (усыновители) или опекун - в отношении несовершеннолетних до 14 лет; родители (усыновители) или попечитель - в отношении несовершеннолетних от 14 до 16 лет; воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения и др. - в отношении лиц, находящихся в указанных учреждениях; орган опеки и попечительства - в отношении недееспособных и несовершеннолетних в случаях, когда у этих лиц отсутствует законный представитель, либо когда его местопребывания неизвестно, либо в случае разногласий между родителями несовершеннолетнего; близкие родственники и иные лица , которые в соответствии с гражданским и гражданским процессуальным законодательством оформлены в качестве законных представителей.

В настоящее время выделяют следующие виды экспертиз в психиатрии
1. Судебно-психиатрическая экспертиза, проведение которой регламентируется Гражданским процессуальным кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ
"О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
2. Военно-психиатрическая экспертиза как раздел военно-врачебной экспертизы проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123
"Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", а также приказом Минобороны
России от 20 августа 2003 г. N 200 "О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в
Вооруженных Силах Российской Федерации" и приказом МВД России от 14 июля 2004 г. N 440
"Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел
Российской Федерации".
3. Экспертиза временной нетрудоспособности, правовой основой которой является Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденная приказом Минздавмедпрома России от 19 октября 1994 г. N 206.
4. МСЭ, которая проводится в соответствии с Положением о порядке признания граждан инвалидами (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965) и постановлением Министерства труда и социального развития и Министерства здравоохранения от 29 января 1997 г. N 1/30 "Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении МСЭ".
5. Специфической разновидностью психиатрической экспертизы можно считать проведение обследований в соответствии с требованиями ст. 6 для определения пригодности к некоторым видам профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Правовой основой данного раздела трудовой экспертизы является "Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности" (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г.
N 377 с изменениями от 23 мая, 31 июля 1998 г., 21 июля 2000 г., 23 сентября 2002 г.).
Критерии психического здоровья (по ВОЗ):
Осознание и чувство непрерывности, постоянства, идентичности своего физического и психического «Я».
Чувство постоянства, идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности), еѐ результатам.
Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте внешних воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это.
Способность изменять способ поведения в зависимости от смены ситуации и обстоятельств.
Основной принцип в психиатрии – «Призумпция психического здоровья»!

Беседа с пациентом
При клинико-психопатологическом методе исследования основной диагностической техникой или способом выявления болезненных проявлений являются расспрос и наблюдение в их неразрывном единстве. Возможны варианты, когда из-за состояния больного расспрос и беседа практически невозможны. В таких случаях, исследуя статус психически больного, врач вынужден ограничиться преимущественно наблюдением.
Беседу с больным рекомендуется начинать с общепринятых вопросов о самочувствии, которые помогут установить доверительные взаимоотношения с больным и дадут врачу возможность сориентироваться в направлении , по которому следует вести исследование. В процессе дальнейшей, целенаправленной беседы, необходимо определить максимальный уровень нарушения психической деятельности у исследуемого больного, чтобы потом в этом диапазоне выяснить детали индивидуальных особенностей психопатологических проявлений, которые будут иметь дифференциально-диагностическое значение.
В беседе с больным врачу необходимо быть вежливым, быть готовым проявить сопереживание, избегать иронии и насмешек, даже в случае явной абсурдности высказываний больного. Хотя для того, чтобы убедиться в наличии у больного бредовых идей, необходимо часто прибегать к попыткам разубеждения, делать это необходимо мягко, ни в коем случае не вступая с больным в спор. В беседе с больным нужно стремиться использовать открытые вопросы (на которые больной сможет дать развернутый вопрос, т.к. используя закрытые вопросы часто можно предопределить ответ больного), необходимо избегать использование психопатологических терминов (бред, депрессия, галлюцинации и пр.). Если больной сам, описывая свое состояние, использует какие-либо психиатрические термины, необходимо уточнить у него, что именно он имеет ввиду, попросить описать свои переживания простыми словами , т.к. понимание подобных терминов больным может быть искаженным. Во время беседы очень полезно дословно записывать высказывания больного, которые в наибольшей степени характеризуют его состояние. В дальнейшем в психическом статусе можно будет привести прямую речь больного.

М. М. Ракитин

Избранные лекции по психиатрии

Предисловие

Представленная работа ставит своей целью ознакомить врачей психиатров, психиатров-наркологов и психотерапевтов с основными актуальными вопросами, возникающими при диагностике и лечении наиболее распространенных заболеваний в 21 веке. Лекции посвящены проблемам общей психопатологии (клиническая синдромология), психопатиям (в современной терминологии - расстройства личности), психопатологии наркоманий и, наконец, актуальным вопросам клиники и лечения металкогольных психозов.

Необходимо отметить, что многие вопросы опираются на нетрадиционные подходы, что заставляет по-новому подходить к диагностике психических заболеваний. Особенно это касается клинической синдромологии. В данных лекциях мы стремились максимально бережно относиться к терминам, дефинициям.

В лекции, посвященной психопатологии наркомании, представлены нетрадиционные взгляды на квалификацию опьянения, абстиненции и постабстинентных состояний. Как нам представляется, недоучет возможности появления эквивалентов эпилептиформных пароксизмов в постабстинентных состояниях и ремиссиях нередко приводит к срыву как стационарной, так и амбулаторной ремиссии.

В лекции, посвященной металкогольным психозам, прослеживается континуум: абстиненция - белая горячка - энцефалопатия, который рассматривается в качестве единого процесса всего лишь разной степени тяжести, и предлагаемое лечение этих состояний опирается на единый биохимический процесс. Используемые принципы лечебного процесса, не опирающиеся на такой подход, нередко приводят к плачевным для больных результатам. Ставится под вопрос адекватность причисления алкогольных галлюцинозов и параноидов к металкогольным психозам.

Не менее спорными оказываются вопросы диагностики психопатий. Известные критерии - стабильность, тотальность и выраженность до степени дезадаптации, как показали катамнестические исследования, оказались недостаточно специфическими, а само понятие психопатий, по-прежнему находиться в зоне диагностической неопределенности. Особенно ясно это становиться в связи с появлением десятого пересмотра психических заболеваний. В понятие «Расстройство личности» вошли и конституционные психопатии и психопатизация личности и невротическое развитие личности и даже социопатия.

Кандидат медицинских наук, доцент В. Я. Евтушенко

Клиническая синдромология

Введение в общую психопатологию

Изучение всякой дисциплины начинается со знакомства с терминологическим аппаратом, различными понятиями, их содержанием. Самым общим понятием в медицине является понятие БОЛЕЗНЬ. Вирхов дал следующее её определение: болезнь - это жизнь в стесненных условиях. Определение очень лаконичное, неполное и может включать в себя различные состояния бытия, т. е. оно не специфично, ведь ограниченность в средствах - это тоже жизнь в стесненных условиях. Есть более распространенные определения, но они, как и первое, страдают либо расплывчатостью и многословностью, либо крайней неопределенностью. Таким образом, дать определение наиболее общим понятиям крайне тяжело, а с другой стороны их все-таки приходится делать, чтобы специалисты могли понимать друг друга.

Психиатрия имеет дело в основном с болезнями двух типов:

Психоз - под этим термином мы понимаем нарушение произвольной адаптации психической деятельности человека.

Невроз - нарушение витальной адаптации личности.

Деление весьма условное, достаточно вспомнить, что многие психозы манифестируют неврозоподобными симптомами, при которых на первый план выступает витальная дезадаптация. А с другой стороны, в собственно невротических расстройствах, имеются отдельные признаки произвольной дезадаптации. Этим примером мы хотели продемонстрировать невозможность дать окончательное определение наиболее общим терминам.

Структурные элементы психических заболеваний изучает общая психопатология, без которой психиатрия была бы чрезвычайно бедна. Учение о психопатологических синдромах, впервые разработанное немецкой психиатрической школой, помогло разобраться в хаосе психических болезней.

Общая психопатология изучает поперечный срез болезни, т. е. синдромы, его структурные элементы, их генетическую связь, динамику развития. На первых порах считалось, что синдром и статус - синонимы, синдром - просто квинтэссенция статуса. Сейчас это положение нас уже не устраивает, ибо статус дает лишь поперечный срез болезни, а нам необходима динамика заболевания - синдромокинез (серия статусов). В настоящий момент под синдромом понимают не только статус, но его динамику и степень выраженности. Т. е. понятие синдрома и синдромокинеза постепенно сливаются.

Ранее очень много говорилось о различных вариантах и видах синдрома, описывались простые, сложные, малые, большие синдромы и т. д. Сложный синдром рассматривался как совокупность простых, большой - малых. По-видимому, такие представления слишком механистичны и недостаточны, ведь добавление количественных показателей влечет за собой качественные изменения. Учение о синдромах до настоящего времени недоработано, в нем много путаницы. Мы даем несколько иную дидактическую схему.

Синдром как сложное образование состоит из элементарных структурных единиц. Вероятно, элементарной единицей можно считать симптом. Собственно с него начинается классификация проявлений болезни. Симптомы могут быть субъективными и объективными. Например: головная боль - самоотчет, жалобы пациента при ней надо расценивать, как субъективный симптом; а внешний вид и поведение больного, как объективный. Галлюцинации: - рассказ пациента об ощущениях - симптом субъективный, а поведение пациента при них (озирается, прислушивается, что-то стряхивает) - объективный синдром. Конечно же, бывает трудно разграничить их, но стремиться к этому все-таки необходимо, так как мы, естественно, отдаем предпочтение объективным признакам болезни. С другой стороны, врач не имеет право игнорировать субъективные симптомы из-за презумпции доверия к больному. Как нам представляется, стремление медицины только к объективизации болезни, насыщению техникой и слепой вере ее показаниям оскорбляет больного человека и обедняет клинику. Известно, что сенсорный аппарат организма чрезвычайно тонко реагирует почти на любые изменения во внутреннем гомеостазе и задолго до появления объективных признаков сигнализирует о неполадках в том или ином органе, системе органов.

Цикл авторских передач проф. С.Н. Мосолова «Терапия психических заболеваний».

«С одной стороны, благодаря синтезу большого числа новых химических веществ, обнаруживающих тропизм к определенным расстройствам психической деятельности, открываются новые перспективы лечения данных заболеваний. С другой стороны, по образному замечанию некоторых авторов «психиатрия вышла из стен психиатрических больниц», что привело к необходимости резкого увеличения объема оказываемой помощи с широким охватом новых контингентов больных. Каковы современные возможности диагностики биполярных расстройств, шизофрении, депрессий, тревожных расстройств и др.? Какие «инструменты» используются в лечении той или иной патологии? Насколько часто встречаются резистентные к терапии формы заболеваний и существуют ли «ключи» к данной категории больных? Как бороться с рецидивами? Особое внимание будет уделено существенным аспектам фармакотерапии и связанным с ней теоретическим, организационным и социальным проблемам психиатрии. Мы надеемся, что передачи будут интересны не только психиатрам и психотерапевтам, но и врачам смежных специальностей, ведущим лечебно-диагностическую работу. Уважаемые коллеги, разрешите пригласить вас к просмотру серии передач по психиатрии «Терапия психических заболеваний», разработанной оргкомитетом Национального Интернет Общества Специалистов по внутренним болезням и заслуженным деятелем науки РФ, руководителем отдела терапии психических заболеваний ФГБУ «Московский НИИ психиатрии Минздрава РФ» профессором Мосоловым Сергеем Николаевичем. Первый авторский семинар выйдет в эфир 12 сентября 2013 г. Тема семинара: «Как знание механизма действия современных антипсихотиков может изменить нашу клиническую практику». Уникальность передачи заключается в том, что она выйдет в прямой трансляции на сайте www.internist.ru и не будет повторяться! Вместо традиционной лекции вас ожидает оживленная дискуссия!»

Как знание механизма действия современных антипсихотиков может изменить нашу клиническую практику:

ПОРТАЛ CONSILIUM MEDICUM:

Лектор: Вероника Михайловна Сомова - канд. мед. наук, врач-психиатр ФГБУ ПКБ №1 им. Н.А.Алексеева филиала ПНД №23, член Совета молодых ученых Российского общества психиатров.

Расстройство личности характеризуется глубокими нарушениями представления человека о себе, других, окружающем мире в целом, что проявляется неадекватными моделями познания, эмоционального выражения и поведения. Эти нарушения стабильны и вызывают значительные проблемы психосоциального функционирования, что особенно ярко отражается в межличностных отношениях и широком диапазоне социальных ситуаций. Лекция посвящена расстройствам личности с точки зрения психиатрии, а также частично - психологии и психоанализа в их прикладном значении.

В лекции будут представлены данные об исторических аспектах изучения аномальных личностей, о некоторых этиопатогенетических теориях, о современных диагностических системах для расстройств личности: DSM-V и проекта МКБ-11. Будут рассмотрены основные категории расстройств личности в соответствии с действующей диагностической системой МКБ-10, а также освещены общие вопросы динамики, коморбидности и основные подходы к лечению расстройств личности.

Вебинар "Обсессивно-компульсивное расстройство" : http://www.con-med.ru/conferences/133/226459/

Обсессивно-компульствное расстройство (ОКР) - хроническое, инвалидизирующее заболевание, риск развития которого в течение жизни превышает 1,5%. В лекции представлены современные данные о нейробиологии и когнитивных теориях этиологии и патогенеза обсессивно-компульсивного синдрома в рамках биопсихосоциального подхода. Подробно изложены подходы к диагностике некоторых расстройств обсессивно-компульсивного спектра (ОКР, патологическое накопительство), а также важные для клиницистов вопросы сочетания ОКР и шизофрении. Кроме того, представлены данные об особенностях мышления лиц с ОКР, механизмах, его поддерживающих и роли окружения в поддержании данного состояния.

21 ИЮЛЯ, 2015 Вебинар "Обсессивно-компульсивное расстройство (Часть 1): этиопатогенетические и диагностические аспекты". Организатор: ММА "МедиаМедика" (ПАВЛИЧЕНКО А.В.): http://www.con-med.ru/conferences/133/226459/226456.html

24 НОЯБРЯ, 2015 Вебинар "Обсессивно-компульсивное расстройство (Часть 2): вопросы терапии и клинические примеры" (Павличенко А.В.): http://www.con-med.ru/conferences/133/227485/227481.html

25 НОЯБРЯ, 2015 Вебинар "Обсессивно-компульсивное расстройство (Часть 2): вопросы терапии и клинические примеры" Современная КПТ обсессивно - компульсивного расстройства (Кочетков Я.А.): http://www.con-med.ru/conferences/133/227485/227482.html

25 НОЯБРЯ, 2015 Вебинар "Обсессивно-компульсивное расстройство (Часть 2): вопросы терапии и клинические примеры" Разбор клинического случая (ПАВЛИЧЕНКО А.В., КОЧЕТКОВ Я.А.): HTTP://WWW.CON-MED.RU/CONFERENCES/133/227485/227483.HTML

25 НОЯБРЯ, 2015 Вебинар "Обсессивно-компульсивное расстройство (Часть 2): вопросы терапии и клинические примеры" Вопросы (ПАВЛИЧЕНКО А.В., КОЧЕТКОВ Я.А.): HTTP://WWW.CON-MED.RU/CONFERENCES/133/227485/227484.HTML

25 ИЮНЯ, 2015 Вебинар "Расстройства аутистического спектра" (СОМОВА В.М.): http://www.con-med.ru/conferences/133/226254/

Лектор: Вероника Михайловна Сомова - канд. мед. наук, врач-психиатр ФГБУ ПКБ № 1 им. Н.А.Алексеева филиала ПНД №23, член Совета молодых ученых Российского общества психиатров.

Расстройства аутистического спектра являются очень актуальной проблемой современной психиатрии, что обусловлено их значительной распространенностью и одновременно с этим недостаточностью диагностических и терапевтических подходов. Клинические проявления расстройств аутистического спектра чрезвычайно разнообразны и включают в себя как ядерные симптомы аутизма, так и сопутствующие психические расстройства. Последние часто становятся поводом для обращения таких пациентов за психиатрической помощью, причем данная необходимость может возникать в любом возрасте. Лекция посвящена современным представлениям о расстройствах аутистического спектра, их диагностике, терапии и реабилитации. Подробнее будет освещена проблема синдрома Аспергера, который находится на благоприятном полюсе спектра аутистических расстройств.

14 АПРЕЛЯ, 2015 Вебинар «Фобические расстройства в подростковом возрасте (клинико-динамические аспекты, типология, терапия)»

Лектор: Головина Алла Геннадиевна - докт. мед. наук, ведущий научный сотрудник отдела по изучению проблем подростковой психиатрии ФГНБУ «Научный центр психического здоровья», член Российского общества психиатров.

Лекция посвящена обсуждению фобических расстройств, выявляемых у пациентов подросткового возраста, обращающихся за помощью к психиатру, их распространенности, гендерным соотношениям, психопатологическим особенностям, предпосылкам к формированию, типологии, возрастной динамике. Рассмотрены проблемы патоморфоза фобий у лиц детско-подросткового возраста. Представлена авторская многомерная модель фобических нарушений у подростков, основанная на оценке типологических вариантов фобий с учетом механизма развития и их места в клинической картине состояния с учетом психопатологической принадлежности фобических образований в соответствии с диагностическими категориями МКБ-10. Исходя из описанной модели фобических нарушений, предложены современные дифференцированные подходы к терапии подростков, страдающих фобиями, подразумевающие комплексный характер воздействий (психофармакологические стратегии, психотерапевтические методы, а также социореабилитационные вмешательства - психокоррекционные, социотерапевтические, психообразовательные формы помощи больным и их семьям).

Данная лекция может представлять интерес как для психиатров, психотерапевтов и клинических психологов, так и для специалистов общей практики, работающих с детьми и подростками.

7 АПРЕЛЯ, 2015 Вебинар "Особенности клиники и течения шизофрении" Организатор: ММА "МедиаМедика": http://www.con-med.ru/conferences/133/225439/

Лектор: А.Н. Ханнанова - канд. мед. наук, заведующая отделением ГБУЗ Московской области "Центральной клинической психиатрической больницы", ассистент кафедры многопрофильной медицины факультета фундаментальной медицины МГУ им.М.В.Ломоносова, член Российского общества психиатров, член общества психиатров Московской области, глава общества молодых ученых-психиатров Московской области.

В лекции освещены основы эпидемиологии, этиологии шизофрении. Проведен разбор осевых симптомов, присутствие которых необходимо для постановки диагноза. Показано, в какие синдромы могут объединяться данные симптомы. Кроме того, рассмотрены основные этапы развития шизофрении и варианты развития заболевания. Лекция рассчитана на врачей смежных специальностей и молодых психиатров.

3 АПРЕЛЯ, 2015 Вебинар "Особенности непсихотических депрессивных состояний в подростковом возрасте": http://www.con-med.ru/conferences/133/225336/

Кравченко Надежда Ефимовна - канд. мед. наук, старший научный сотрудник отдела по изучению проблем подростковой психиатрии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», член Российского общества психиатров

Депрессивные расстройства представляют собой один из распространенных видов психической патологии у подростков. В течение всего подросткового периода они наблюдаются у 15-20% несовершеннолетних, нарушают социализацию и процесс обучения, а также увеличивают вероятность психических нарушений во взрослой жизни. В лекции рассмотрены патогенез и особенности клинических проявлений депрессивных состояний у подростков.

11 ДЕКАБРЯ, 2014 Вебинар "Паническое расстройство и агорафобия" Организатор: ММА "МедиаМедика": http://www.con-med.ru/conferences/133/224291/

Риск развития панического расстройства и агорафобии в течение жизни составляет, по разным данным, от 2 до 5%. Трудности его диагностики в общемедицинской практике обусловлены, в первую очередь, наличием общих симптомов панических атак и некоторых сердечно-сосудистых, респираторных и желудочно-кишечных заболеваний. В лекции будут представлены современные подходы к диагностике и различные виды терапии панического расстройства и агорафобии. Особое внимание будет уделено основным этапам психотерапевтического процесса, в первую очередь, поведенческим экспериментам и техникам экспозиции.

Павличенко Алексей Викторович - канд. мед. наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии ФПДО МГМСУ им. А.И.Евдокимова, Председатель Совета молодых ученых Российского общества психиатров.

Яков Анатольевич Кочетков - клинический психолог, канд.биол. наук, директор Центра когнитивной терапии.

Паническое расстройство и агорафобия (часть 1): клинические аспекты и фармакотерапия (А.В.ПАВЛИЧЕНКО): HTTP://WWW.CON-MED.RU/CONFERENCES/133/224291/224288.HTML

Паническое расстройство и агорафобия (часть 2): когнитивно-поведенческая терапия (Я.А.КОЧЕТКОВ): HTTP://WWW.CON-MED.RU/CONFERENCES/133/224291/224289.HTML

Ответы на вопросы (Я.А.КОЧЕТКОВ, А.В.ПАВЛИЧЕНКО): HTTP://WWW.CON-MED.RU/CONFERENCES/133/224291/224290.HTML

19 НОЯБРЯ, 2014 Вебинар "Генерализованное тревожное расстройство: диагностика и терапия" Организатор: ММА "МедиаМедика": http://www.con-med.ru/conferences/133/223740/

Лектор: Павличенко Алексей Викторович - канд. мед. наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии ФПДО МГМСУ им. А.И.Евдокимова, Председатель Совета молодых ученых Российского общества психиатров.

Генерализованное тревожное расстройство (ГТР) является одним из самых распространенных психических расстройств как в популяции (риск развития в течение жизни составляет 5%), так и среди лиц, обращающихся в общемедицинскую сеть (10% и более). Симптоматика ГТР представлена как непосредственно тревожными, так и различными соматическими симптомами, которые маскируют психопатологические симптомы и обусловливают низкую выявляемость ГТР врачами-интернистами. В лекции будут представлены современные подходы к диагностике и терапии ГТР и на клиническом примере рассмотрены вопросы дифференциальной диагностики, а также типичные ошибки и трудности, с которыми сталкиваются врачи при работе с данными пациентами.

8 АПРЕЛЯ, 2014 "Депрессии в общей медицине" - симпозиум в рамках XXI Российского национального конгресса «Человек и лекарство» Организатор: Российский национальный конгресс «Человек и лекарство», г. Москва.

Цель проведения симпозиума - представить современные подходы к выявлению, диагностике и терапии депрессивных расстройств в общей медицине. Мероприятие предназначено для психиатров, терапевтов, кардиологов, гастроэнтерологов, неврологов и врачей других специализаций.

Председатели:

Смулевич Анатолий Болеславович

Тиганов Александр Сергеевич

1. Смулевич А.Б. Психопатология депрессий в общей медицине

2. Андрющенко А.В. Эпидемиология депрессий в общей медицине

3. Дубницкая Э.Б. Суицидальный риск при депрессиях в общей медицине

4. Иванов С.В. Общие принципы психофармакотерапии депрессий в общей медицине

5. Читлова В.В. Современные мелатонинергические антидепрессанты в терапии депрессий, коморбидных соматическим заболеваниям

Телесеминары по психиатрии и наркологии на сайте 1med.tv (требуется регистрация).

Телесеминар на тему: «Биполярное аффективное расстройство (Часть 1): актуальные проблемы диагностики». Лектор: Павличенко Алексей Викторович (26 01 2016)

Телесеминар на тему: «Биполярное аффективное расстройство (Часть 2): терапевтические аспекты». Лекторы: Павличенко Алексей Викторович, Кочетков Яков Анатольевич (04 02 2016)

Телесеминар на тему: «Стрессы детского возраста и психическое здоровье». Лектор: Сиволап Юрий Павлович (24 08 2015)

Цикл лекций «Поговорим о депрессии и тревоге», тема: «Депрессии в психиатрии - есть диагноз, но нет лечения». Лектор: Дробижев Михаил Юрьевич (18 09 2015)

Цикл лекций «Поговорим о депрессии и тревоге», тема: «Критерии выбора СИОЗС». Лектор: Дробижев Михаил Юрьевич (23 09 2015)

Цикл лекций «Поговорим о депрессии и тревоге», тема: «Депрессии при соматических заболеваниях - нет диагноза, нет и лечения!». Лектор: Дробижев Михаил Юрьевич (29 09 2015)

Цикл лекций «Поговорим о депрессии и тревоге», тема: «Тревожные расстройства. Много диагнозов, но лечения больше!». Лектор: Дробижев Михаил Юрьевич (07 10 2015)

Цикл лекций «Поговорим о депрессии и тревоге», тема: «Лекарственная терапия тревоги и депрессии. А как правильно?» Лектор: Дробижев Михаил Юрьевич (12 10 2015)

Цикл лекций «Поговорим о депрессии и тревоге», тема: «Пароксетин для лечения депрессии и тревожных расстройств - обоснованный выбор?». Лектор: Дробижев Михаил Юрьевич (19 10 2015)

Телесеминар на тему: «Алкоголизм». Часть 2. Лектор: Сиволап Юрий Павлович (12 10 2015)

Телесеминар на тему: «Паническое расстройство в психиатрии и общей клинической практике». Лектор: Сиволап Юрий Павлович (02 11 2015)

Телесеминар на тему: «Рациональные подходы в наркологии: что делать с новыми наркотиками?». Лектор: Сиволап Юрий Павлович (01 12 2015)

Понравилось: 5