» » Ощущения равновесия, ускорений, вибрации. Медицинский информационный портал "вивмед". Смотреть что такое "Чувство равновесия тела" в других словарях

Ощущения равновесия, ускорений, вибрации. Медицинский информационный портал "вивмед". Смотреть что такое "Чувство равновесия тела" в других словарях

Положение нашего тела непрерывно контролируется специальным органом равновесия - вестибулярным аппаратом. С его помощью мы можем выполнять сложные движения, например, занимаясь спортом. Постоянное поддержание равновесия необходимо для нормальной ходьбы, бега, для выполнения многих трудовых навыков, для ориентации тела человека в пространстве.

Для восприятия любых изменений положения тела существуют специальные вестибулярные рецепторы, которые находятся во внутреннем ухе. Вестибулярный аппарат состоит из двух маленьких мешочков и трех полукружных каналов. Полукружные каналы расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти плоскости соответствуют трем измерениям пространства: высоте, длине и ширине.

Полукружные каналы заполнены студенистой жидкостью. Внутри каждого канала есть рецепторы - чувствительные волосковые клетки. При любом движении головы или туловища или при вращении жидкость смещается, давит на волоски и возбуждает рецепторы. Информация об изменении положения тела поступает в головной мозг.

Мешочки воспринимают начало и конец прямолинейного движения, его ускорение или замедление, а также изменение силы тяжести. В стенках мешочков тоже есть рецепторы - волосковые клетки, на которые постоянно давят крохотные известковые кристаллики. При движении головы или тела эти кристаллики смещаются, и тут же меняется давление на волоски - в мозг по нервным волокнам поступает информация: положение тела изменилось.

Все эти ощущения возникают у человека на Земле. Наша страна открыла эру космических полетов человека. Сегодня человек уже может работать в космической лаборатории более полугода. В отличие от земной жизни в космическом пространстве отсутствует сила тяжести. Наступает состояние невесомости. Поэтому у человека в космосе известковые кристаллики не имеют веса, перестают давить на волоски. Другое состояние, характерное для космических полетов, - это перегрузки, которые возникают при выходе космических кораблей на орбиту. Перегрузки заключаются в резком увеличении силы тяжести, а значит, оказывают очень сильное влияние на вестибулярный аппарат.

Для спортсменов, летчиков, моряков и особенно для космонавтов нормальная работа вестибулярного аппарата очень важна.

Повышенная чувствительность и нарушение работы органа равновесия могут быть врожденными, но могут возникать и после различных инфекционных заболеваний. Люди с поврежденным вестибулярным аппаратом плохо переносят полеты на самолетах, плавание на кораблях и даже поездки в наземном транспорте, не могут кататься на качелях, каруселях. Явление укачивания (морская болезнь) сопровождается головокружением, тошнотой, рвотой и даже обмороком.


Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.

Ощущения равновесия возникают в результате деятельности вестибулярного анализатора. Адекватными раздражителями для вестибулярного аппарата являются: 1) прямолинейные и угловые ускорения, 2) развивающиеся при этом центробежные силы и 3) изменения направления силы тяжести при перемещениях тела в пространстве.

Корковый конец вестибулярного анализатора помещается в височной доле, но топография его мало изучена. Рецепторы вестибулярного анализатора имеют сложное строение. Помещаются они в преддверии (вестибулум) внутреннего уха и состоят из: 1) полукружных каналов и 2) отолитового аппарата.

Полукружные каналы находятся по отношению друг к другу примерно во взаимно перпендикулярном положении. Их три: 1) горизонтальный, 2) вертикальный фронтальный и 3) вертикальный сагиттальный. Эти каналы содержат эндолимфу, которая может свободно перемещаться во внутренней полости каналов.

При движении эндолимфы раздражаются чувствительные нервные окончания, расположенные в каждом канале в специальных ампулярных гребешках. Возникающие в этих клетках нервные возбуждения передаются в центральный отдел анализатора, где возникают сложно координированные нервные импульсы, управляющие движениями определённых мышечных групп в соответствии с характером и степенью раздражения полукружных каналов. Благодаря строению и взаимному расположению полукружных каналов, их раздражение может точно сигнализировать о самых разнообразных позах и передвижениях нашего тела.

Отолитовый аппарат помещается в специальной ампуле преддверия и имеет специальное устройство, благодаря которому он раздражается в связи с ускорениями движений тела. В отолитовой ампуле, также заполненной эндолимфой, имеются реснички, на которых покоится микроскопический, состоящий из кварцевых солей камешек - отолит. Реснички этих двух видов: 1) длинные (опорные) служат для поддержки отолита, 2) короткие (чувствительные), к которым отолит при нормальных условиях не прикасается, составляют рецепторную часть отолитового прибора.

Как только движение нашего тела ускоряется, отолит в зависимости от направления и характера этого ускорения или придавливается к коротким ресничкам, раздражая их, или отходит от них. В рецепторе возникают соответствующие нервные возбуждения, которые сигнализируют о силе и характере ускорений. Например, при подъёме или спуске на лифте благодаря раздражению отолитового аппарата мы ощущаем движение вверх или вниз, а также остановку в движении и степень внезапности этой остановки (резкий переход от движения к покою).

Резкие изменения в скорости падения испытывает спортсмен при прыжке в воду с десятиметровой вышки - вначале быстрое ускорение, которое резко тормозится при входе тела в воду. Вестибулярные ощущения играют большую роль при прыжках на лыжах с трамплина, при прыжках с шестом, при резких поворотах во время различных спортивных игр, при различных бросках в борьбе и т. д., т. е. в тех видах физических упражнений, которые связаны с резкими изменениями скорости и направления движения.

Раздражения вестибулярных рецепторов являются исходными для многих врождённых безусловно-рефлекторных двигательных реакций, при резких и внезапных нарушениях равновесия нашего тела. Мы обязательно, если поскользнёмся на льду, сделаем характерное резкое движение руками и корпусом, притом в сторону, обратную направлению падения, рефлекторно перемещая таким образом общий центр тяжести нашего тела, что и позволит нам сохранить равновесие.

Вестибулярный анализатор помогает нам управлять своим телом при тех скоростях движения и его ускорениях, которые свойственны человеческому организму в естественных условиях. Например, наивысшая скорость бега равна примерно 100 м в 10,2-10,5 секунд. При такой скорости вестибулярный аппарат позволяет хорошо координировать наши движения: обычно мы легко сохраняем равновесие при беге. Но если человек, у которого вестибулярная чувствительность развита слабо и нет специальной тренированности, сразу возьмёт быстрый темп бега, он часто падает, так как без достаточной тренировки не может сохранить равновесие при таком резком ускорении бега.

Вестибулярные ощущения всегда выступают в комплексе с другими ощущениями и составляют необходимую основу восприятия как статического положения нашего тела, так и различных изменений в этом положении - наклонов, вращения тела и т. д. Но эта функция вестибулярного анализатора резко нарушается при движениях с необычными ускорениями. Скорость перемещения нашего тела при пользовании машинами (автомобиль, самолёт) намного превышает скорость, доступную нам в естественных условиях.

Наш вестибулярный аппарат оказывается плохо приспособленным к ускорениям, связанным с этой повышенной быстротой движения, и может вызывать неправильные и даже опасные для жизни человека двигательные импульсы. Парашютист, сбрасываясь с самолёта, попадает в особые условия падения, которые в обычной жизни никогда с ним не случались. Несколько десятков метров он пролетает подобно камню. Его отолиговый рецептор раздражается совершенно непривычными ускорениями и может давать несоответствующие обстановке импульсы.

Без достаточной тренировки человек при таком падении не может правильно ориентироваться в положении и движении своего тела. У него может начаться вращательное движение, вызывающее головокружение. Он рефлекторно совершает ряд движений руками и ногами, усиливающих это опасное вращательное движение и приводящих к неудачному приземлению.

Вестибулярный аппарат некоторых животных, например белки, хорошо приспособлен к раздражению ускорениями, развиваемыми при падении с большой высоты. Человек, попадающий в необычные условия падения и ускоренного движения, не должен слепо доверять вестибулярным импульсам и ощущениям. Часто ему приходится управлять своим телом вопреки этим импульсам.

Парашютиста учат, чтобы он, когда его тело при свободном падении попадает во вращательное движение, совершенно сознательно, вопреки возникшим вестибулярным испульсам, выбрасывал определённым образом руки и ноги; это позволит ему прервать опасное вращательное движение и придать телу надлежащее положение.

Пилот, управляя скоростным самолётом, не замечает даже очень большой скорости полёта, если только эта скорость равномерна. Но как только он, выполняя какую-нибудь фигуру высшего пилотажа, переходит с малой скорости на большую или, наоборот, сразу набирает скорость либо резко замедляет её, его вестибулярный анализатор при таких изменениях скорости полёта испытывает раздражения гораздо более сильные, чем те, которые обычно бывают в наземных условиях.

В результате таких сверхнормальных раздражений вестибулярного анализатора неопытный пилот может получить ощущения, искажающие действительность. Он смотрит на приборы и видит, что самолёт летит правильно, а субъективно ощущает, что его тянет в сторону или что он камнем летит на землю. Часто ему очень трудно преодолеть эти импульсы вестибулярного анализатора и довериться приборам. Когда при большой скорости пилот входит в облака и теряет видимость горизонта, он не ощущает, что его аппарат наклонился; когда же выходит из облаков, то замечает, что летит с большим креном. Вестибулярные ощущения дали неправильную ориентировку.

Наш вестибулярный анализатор даёт человеку точные импульсы и ощущения при выполнении движений своим собственным мышечным аппаратом в наземных условиях. В то же время необычные ускорения, испытываемые при передвижении на скоростных машинах, вызывают вначале ряд неправильных вестибулярных сигналов, которые могут быть преодолены только в процессе длительной специальной тренировки.

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Если приснился плохой сон...

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Фуэте. Полукружные каналы органа равновесия в ушах балерины посылают сигналы о динамическом равновесии в мозг. Мозг сопоставляет их с сигналами от сухожилий и суставов и отдает команды глазодвигательным мышцам, регулируя их сокращения таким образом, чтобы глаза во время движения были сфокусированы.

За положением тела в пространстве нам позволяет следить чувство равновесия. Органы, обеспечивающие эту фундаментальную сенсорную способность, располагаются во внутреннем ухе, но их функции отличны от функций органов слуха. Вместе они образуют вестибулярный аппарат - систему заполненных жидкостью каналов и полостей, воспринимающую изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения. Одна часть вестибулярного аппарата - полукружные каналы - отслеживает вращение головы. Другая его часть - преддверие - воспринимает линейные ускорения и замедления. В результате в рефлекторные центры, находящиеся в стволе головного мозга, идет непрерывный поток сигналов. Мозг анализирует эти сигналы, сопоставляя их с сигналами от глаз и мышц, и сообщает мышцам, как им следует изменять положение тела, чтобы сохранять равновесие при ходьбе, беге, танце и любых других перемещениях.

КОНТРОЛЬ НАД РАВНОВЕСИЕМ

Равновесием называют такое положение тела, при котором оно не падает ни вперед, ни назад, ни в стороны. Ответственны за поддержание динамического (связанного с ускорением) равновесия волосковые клетки полукружных каналов, регистрирующие наклоны или вращение головы. Волоски этих клеток погружены в колпачок из мягкой желеобразной массы - купулу, которая при нажатии сдавливается, как тесто, на которое нажали пальцем. Когда при движениях головы жидкость в одном из полукружных каналов смещается и давит на купулу, волоски сгибаются, и волосковые клетки направляют импульсы в мозг. Статическое (связанное с положением тела) равновесие зависит от нашего неосознанного «чувства» гравитации и от сигналов о линейных движениях головы. В двух мешочках преддверия тоже имеются волосковые клетки. В заполняющей мешочки жидкости содержатся отолиты - твердые образования, состоящие в основном из кристаллов карбоната кальция. Когда жидкость при движении головы смещается, их давление вызывает раздражение волосковых клеток, и те посылают нервные импульсы в мозг.

Волосковые клетки, отслеживающие линейные движения тела, например шаги с остановкой или наклоны туловища с последующим выпрямлением, расположены в мешочках преддверия в виде так называемых слуховых пятен, или макул. Посылая в мозг сигналы о положении головы относительно земной поверхности, они также помогают нам сохранять требуемую позу.
Слуховые гребни в полукружных каналах (кристы) воспринимают вращательные движения. Когда голова поворачивается в определенной плоскости, заполняющая соответствующий канал жидкость - эндолимфа - смещается и сгибает желеобразный колпачок (купулу). Вместе с купулой сгибаются и находящиеся в ней чувствительные волоски.


Чувствительные волоски, представленные здесь в виде пучков голубых коротких нитей, окружающих одну более длинную нить, играют ключевую роль в отслеживании направления движения. Вместе с отолитами (розовато-лиловые) эти волоски отвечают за статическое равновесие. Только в космическом полете, когда сила тяжести исчезла, отолиты перестают давить на волоски. Способность мозга оценивать изменения в статическом равновесии позволяет гимнасту сохранять эту позу. Благодаря тому что волосковые клетки вестибулярного аппарата посылают в мозг сигналы о положении его головы, он может какое-то время балансировать на одной руке, используя мышечную силу, чтобы удерживать в нужном положении другие части тела.
Основы безопасности дорожного движения Коноплянко Владимир

Ощущения равновесия, ускорений, вибрации

Равновесие - это способность восприятия изменения положения тела в пространстве, а также действия на организм ускорений и перегрузок. В сохранении равновесия важную роль играют вестибулярный аппарат, зрение, мышечно-суставное чувство и кожная чувствительность. Сохранение равновесия является результатом сложного взаимодействия возникающих рефлексов. Статическое равновесие связано с сохранением определенной позы, а динамическое - с восстановлением равновесия в условиях, которые способствуют его нарушению,

Ускорение появляется при изменении скорости или направления движения тела. Линейные ускорения возникают при увеличении или уменьшении скорости движения без изменения его направления (разгон, торможение на прямолинейном участке дороги); радиальные или центростремительные ускорения - при изменении направления движения (движение по кривой). Линейные и радиальные ускорения в зависимости от времени их, действия условно делят на ударные (до десятых долен секунды) и длительные.

Направление сил инерции всегда противоположно направлению ускорения. В медицине и биологии часто употребляют термин «перегрузка» (инерционные силы). Перегрузки не имеют размерности и выражаются относительными единицами, по существу, показывающими, во сколько раз увеличился вес тела при данном ускорении по сравнению с обычной земной гравитацией, т. е. это отношение динамического веса к его статическому весу в покое или при равномерном прямолинейном движении. В зависимости от направления действия перегрузок по отношению к вертикальной оси тела различают продольные и поперечные перегрузки. Если вектор перегрузки направлен от головы к ногам, говорят о положительных, а от ног к голове - об отрицательных перегрузках, Кроме того, различают поперечные (спина - грудь и грудь - спина), а также боковые (бок - бок) перегрузки. Направление - вектора перегрузки имеет важное значение для определения характера ответных реакций организма. Реакция человека на ускорение определяется рядом факторов, среди которых существенное значение принадлежит величине ускорения, времени его действия, скорости нарастания и направлению вектора перегрузки по отношению к туловищу, а также исходному функциональному состоянию организма, зависящему от многих условий внешней и внутренней среды.

Общее состояние человека при действии ускорений характеризуется появлением чувства тяжести во всем теле, болевых ощущений за грудиной или в области живота, вначале затруднением, а в дальнейшем (при значительных перегрузках) и полным отсутствием возможности движений, особенно конечностями. Большие величины ускорений приводят к расстройству зрения. Своевременное прекращение ускорений приводит к нормализации всех функций.

В реальных условиях движения величины ускорений, действующих на водителя, невелики. Даже при высокой скорости движения на кривых малых радиусов перегрузки теоретически не могут быть больше 5 - 10 (49 - 98 м/с2) при времени воздействия таких ускорений на организм не более 10 с. Эти ускорения не могут вызвать у водителя значительных физиологических расстройств. Однако во время и после прохождения кривой наблюдается изменение тонуса мышц, вследствие чего человек не всегда может выдержать прямолинейное направление движения. Так, при прохождении со значительными скоростями кривых малых радиусов и при последующем выходе на прямолинейный участок водитель рефлектор-но смещает автомобиль на наружную сторону дороги, в ряде случаев заезжая на полосу встречного движения. В результате длительного периодического воздействия ускорений (подъемы и спуски, движение по кривым малых радиусов) возможно возникновение болезненного состояния, так называемой морской болезни. Основные проявления: плохое самочувствие, головокружение, тошнота.

Вибрация (механические колебания) оказывает существенное влияние на человеческий организм, причем интенсивность - и характер ее воздействия зависят от вида колебаний, способа их возбуждения и интенсивности.

Вибрация, как и любая форма периодических движений тела около положения равновесия, имеет определенные физические параметры. Основными из них являются: амплитуда - наибольшее отклонение вибрирующего или колеблющегося тела от положения равновесия; частота - число полных колебаний, происходящих в течение 1 с; период - величина, обратная частоте, т. е. время одного полного колебания.

Под влиянием вибрации в организме наступают различные органические и функциональные изменения, в том числе изменения в системе кровообращения (особенно в кровеносных сосудах), в центральной и вегетативной нервных системах, в мозге, костно-суставной системе и в мышцах. Под действием вибраций ухудшается зрительное восприятие, снижается качество внимания, замедляется реакция, понижается точность действий.

Чаще влиянию вибраций подвергаются водители тяжелых грузовых автомобилей. Наиболее опасными являются резонансные колебания, т. е. колебания, частота которых соответствует собственной частоте колебаний отдельных органов тела. Этим можно объяснить нарушение деятельности органов пищеварения и возникновение болевых ощущений в соответствующих областях тела у водителей большегрузных автомобилей.

Уменьшение влияния на организм ускорений и вибраций заключается в тренировке вестибулярного аппарата, т. е. в совершении движений, раздражающих его: наклоны, повороты, прыжки, упражнения на батуте, перекладине и т. п. Кроме того, повторное воздействие на организм угловых и прямолинейных ускорений с помощью вращающихся установок (центрифуги), качелей и др.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УС) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФИ) автора БСЭ

Из книги Числа Судьбы: пифагорейская, индийская и китайская нумерология автора Костенко Андрей

Из книги Основы безопасности дорожного движения автора Коноплянко Владимир

Глава II. Числа, буквы и вибрации Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 охватывают весь набор вибраций материального существования человека и его развития на физическом, витальном, ментальном и интуитивном планах сознания.Когда эти числа используются для анализа характера по имени, их

Из книги Полный контроль автора Паркс Ли

Глава VI. Интуитивные вибрации, или сверхвибрации: 11 и 22 ЧИСЛО 11- ИНТУИТИВНАЯ ВИБРАЦИЯЭто число означает Идеалистичность, Духовность, Мистицизм, Провидца, Учителя.Без провидцев человечество гибнет. У рода человеческого должен быть старший брат, который способен

Из книги Пчеловодство для начинающих автора Тихомиров Вадим Витальевич

Глава VII. Мастер-вибрации В складе нашего характера выделяются определенные качества, которые при конструктивном использовании способствуют развитию и успеху в жизни. Такие качества отражаются и в числах имени. Жизнь каждого человека определяется одним или несколькими

Из книги Аэростат. Течения и Земли автора Гребенщиков Борис Борисович

Глава IX. Объективные и субъективные вибрации и гармоники Вибрации делятся на позитивные и негативные.Четные числа - это позитивные, объективные, интеллектуальные, мужские, восприимчивые вибрации.Нечетные числа - вибрации негативные, субъективные, интуитивные, женские,

Из книги Развивай свой мозг! Уроки гениев. Леонардо да Винчи, Платон, Станиславский, Пикассо автора Могучий Антон

Зрительные ощущения Ощущения - это отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Различают ощущения зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, двигательные, вибрационные и др.

Из книги автора

Ощущения В мире автомобилей пионером в области эргономики стала Mazda. Инженеры этой фирмы! впервые обратили внимание не только на расположение органов управления, но и на то, насколько удобно ими оперировать. Они додумались до того, чтобы подключать испытателей новых

Из книги автора

Из книги автора

Позитивные Вибрации с Солнечного Острова, или Чему Джа Растафари научил своих детей Есть один благословенный остров, где под вечными лучами полуденного солнца ходят растаманы и излучают позитивные вибрации.{413}Музыка реггей. Так откуда же она взялась? Историографы

Из книги автора

Упражнение «Ощущения дня» Задайтесь целью в течение если не целого дня, то хотя бы нескольких часов - например, с утра, - замечать, что вы ощущаете, обоняете и воспринимаете на вкус.Проснувшись, обратите внимание на ощущения тела. Как чувствуется прикосновение к той

На вопрос, обоснованно ли говорить о чувстве равновесия, которое позволяет нам ощутить положение нашего тела по отношению к окружающему его пространству, современная физиология не дает решительного ответа. Она только указывает на то, что существует орган, который специфическим образом служит поддержанию равновесия - лабиринт внутреннего уха, - однако она не всегда однозначно говорит, является ли это органом чувства в истинном смысле слова.
Также отмечено, что целый ряд чувственных процессов тесно связан с поддержанием равновесия. Так, глаза, уши, чувство осязания и мышечное чувство разделяют ответственность за необычайно сложное взаимодействие рефлексов, инстинктов, совокупность движений и реакций всякого вида, служащих регулировке равновесия. Но является ли пространственное управление телом актом, принадлежащим чувственным функциям и их органам? Или мы имеем здесь дело скорее с очень сложным механизмом, опирающимся на нервно-мышечный аппарат нашего тела?
Если мы спросим себя, какие же ощущения или восприятия, принадлежащие чувству равновесия, мы имеем, то нам станут понятными затруднения физиологов при попытке дать однозначный ответ. В принципе, мы не знаем почти ни одного ощущения, которое мы могли бы приписать этому проблематичному чувству. Но мы имеем переживания и вполне определенные ощущения, которые возникают тотчас, как только мы теряем само равновесие. Когда мы спотыкаемся о какое- нибудь препятствие и теряем равновесие, мы включаем целый ряд двигательных механизмов, чтобы предотвратить падение тела, если же падение предотвратить невозможно, то, по крайней мере, пытаемся дать ему какую-нибудь опору. Как внезапное многоголосие скрытого до поры до времени хора, из подсознания вдруг всплывает множество двигательных реакций, которые возвращают тело в вертикальное положение. Подобное же, но только более интенсивно, испытываем мы при головокружении. Когда стены комнаты начинают вращаться вокруг нас, или когда мы теряем равновесие, тогда включаются еще более глубокие формы реакций нашей телесной природы. Усиливается желудочное и кишечное движение, так что это состояние может сопровождаться рвотой и поносом. Ощущение тошноты может возрасти до чувства обреченности. Сюда же добавляется страх, и кожа покрывается холодным потом. Члены холодеют, и сердце начинает биться сильнее.
Образы таких состояний показывают нам, как глубоко в нашем организме коренится функция поддержания равновесия. Если нам кажется, что мы падаем, на помощь приходит весь мир реакций чувства собственного движения. Если мы чувствуем головокружение, вспенивается все жизненное чувство; приходит в волнение вся вегетативная система.
Б результате таких рассмотрений может сложиться впечатление, что чувство равновесия, так глубоко пронизывающее три других описанных выше чувства, может быть само по себе и вовсе недоступно восприятию. Разве нельзя себе представить, что равновесие нашего тела поддерживается благодаря тому, что чувство равновесия, как скрытый остов, лежит в основе чувства осязания, чувства жизни и чувства собственного движения? И что вследствие своей скрытости оно не передает нам никаких непосредственных ощущений и восприятий?
Уже много лет назад фон Крис указывал на особое место статического чувства. Он говорил: «Таким образом, мы видим, что возбуждение, исходящее от статического органа, в своих связях и протекании всегда захватывается, модифицируется и дополняется содержанием сознания, исходящим от других чувств».46 Далее фон Крис ставит вопрос, действительно ли чувству равновесия присуще специфическое ощущение, или оно представляет собой только регулирующий организм в поле других чувств. Он приходит к мнению: «Ибо даже если мы примем, что при деятельности статического органа, наряду с его отдаленными последствиями, которые преимущественно доходят до нашего сознания, мы еще испытываем какие-нибудь самостоятельные и особенные ощущения, то это будут наверняка незначительные и неотчетливые восприятия. И мы вряд ли можем этим фазам психических явлений... приписать решающее значение».
Но остается еще вопросом, правомочно ли говорить здесь о «наверняка незначительных» восприятиях, и не более ли правильно будет говорить об описываемых здесь феноменах как о скрытых, недоступных непосредственному восприятию ощущениях, которые проявляются только в состоянии потери или расстройства чувств.
В главе о чувстве собственного движения мы уже указывали на то, что именно в области чувства равновесия «процесс сплавления восприятия и движения достигает своей высшей точки», поскольку восприятие и предмет восприятия достигают полного единства. Не должны ли мы из этого заключить, что статическое чувство суть лишь повышенное чувство собственного движения и лишено всякой специфичности? И что, так сказать, идентификация между душой и телом в этой сфере достигает такого совершенства, что оба исчезают, подобно тому как исчезают кислород и водород, соединяясь в воду?
Не становится ли, таким образом, само «равновесие» чем-то новым, третьим, которое потому не воспринимается, что оно само стало частично душой и частично телом?
То, что в смысле предшествующих рассмотрений было в какой-то форме содержанием ощущений, в чувстве равновесия стало полностью душевным переживанием, и поэтому ему недостает качеств ощущения. Чувство равновесия и его восприятие идентифицируется с душой и целиком проявляется в ней. Поэтому дистанция, которая присуща всякому другому процессу восприятия, здесь отсутствует. Чувство равновесия лишено в обычном смысле всякого содержания ощущения.