» » Почему лукашенко не приехал на евразийский саммит. Продажная любовь: почему ссорятся Путин и Лукашенко

Почему лукашенко не приехал на евразийский саммит. Продажная любовь: почему ссорятся Путин и Лукашенко

Спустя два десятилетия после этого скандала один из его виновников - президент Беларуси Александр Лукашенко не приехал в Москву на саммиты Евразийского экономического союза и ОДКБ. Не приехал демонстративно - на саммите Евразийского союза подписывали Таможенный кодекс, под которым пока что нет автографа белорусского президента. Лукашенко даже не стал ссылаться на нездоровье - пока его коллеги встречались в Москве, он проводил совещание в Минске. Собственно, с Таможенным кодексом Таможенного союза в 2010 году тоже был скандал с белорусским подписанием. Но сейчас все куда жестче и демонстративнее. Москва и Минск обмениваются оскорбительными заявлениями и даже нотами протеста. Российские чиновники не скрывают своего пренебрежения по отношению к языку, культуре и истории соседней страны. Кризис и в энергетических отношениях: Москва настаивает на исполнении Беларусью газового контракта и отказывается от с нижения цен, а Минск угрожает поднять цены на транзит. По сути, Беларусь идет украинским путем - только с запозданием в десятилетия.

Двадцать лет назад в Кишиневе руководители стран СНГ пытались объяснить Ельцину, что Лукашенко любит его за деньги. Но Ельцин, как это часто бывает с самоуверенными мужиками, не хотел в это верить до самого последнего дня своего пребывания на посту президента. Циничный Путин был готов покупать белорусскую любовь, но не скрывал, что понимает мотивы братских чувств - их взаимное презрение с Лукашенко связано именно с этим пониманием. Но с каждым днем у Путина все меньше денег на содержанок. А как заставить любить себя просто так, Путин не знает.

Владимир Путин и Александр Лукашенко / Reuters

Отсюда и возрастающее напряжение в отношениях диктаторов. Лукашенко просто необходимо достать средства, иначе его режим рухнет - а у "бац ьки" есть все резоны бояться последствий потери власти. Как отвязаться от России, Лукашенко пока не знает - но очень хочет. Путин не может позволить себе "отпустить" Беларусь, он же собиратель земель. Но спонсировать Лукашенко он тоже больше не может. Можно, конечно, оккупировать Беларусь - но все равно ведь придется за нее платить. Где выход?

Поезд разноскоростной интеграции оказался в том самом тупике, который был обещан российскому президенту в 1997 году Леонидом Кучмой, Нурсултаном Назарбаевым и Исламом Каримовым. Зря Ельцин им тогда не поверил.

Почему саммит ЕАЭС не оправдал ожиданий. Лукашенко не приехал в Петербург December 28th, 2016

Оригинал взят у sobiainnen в Почему саммит ЕАЭС не оправдал ожиданий. Лукашенко не приехал в Петербург


Рисунок. Такой должна быть Белорусская АЭС в Островце, если проект "Росатома" не будет торпедирован внешними и внутренними противниками единства евразийских союзников.

Оригинал взят у stanislav_05 в Почему саммит ЕАЭС не оправдал ожиданий.

Только три страны, присутствовавшие на саммите ЕАЭС, подписали Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Киргизия не поставила свою подпись под заявлением о развитии торговой политики союза, а Таможенный кодекс хоть и подписала, но не сразу. Белоруссия же вообще не приняла участие в заседании.

фото kremlin

Прокомментировать ситуацию Pravda.Ru попросила руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества, члена экспертного совета Центра стратегической конъюнктуры Александра Собянина .

— С чем связаны проволочки?

— Мы все увидели неправильную подготовку с российской стороны. Потому что отсутствие Белоруссии на совместном саммите ОДКБ и Евразийского экономического союза - это вопиющий факт. Речь ведь шла о подписании кодекса. Вместо этого документа были подписаны проекты общих решений. Потому что какие могут быть решения без Белоруссии? Это намного серьезнее, чем отказ Киргизии.

Почему так случилось? Случился огромный дипломатический скандал в связи с жесточайшим выступлением директора российского Института стратегических исследований, генерал-лейтенанта Леонида Решетникова о том, что белорусы - это не нация, это часть русского народа, не существует белорусского языка, он создан искусственно и Белоруссия должна стать частью России. Это неприемлемо во всех смыслах в устах директора РИСИ, так как это ведущий научно-исследовательский и аналитический центр, учрежденный президентом Российской Федерации.

МИД Республики Беларусь дал официальную ноту, очень жесткую, но выдержанную по эмоциям. Это все вышло в СМИ, то есть волна была большая. Если бы на этом все остановилось, возможно, белорусы приехали бы. Но Решетников дал еще интервью, где продолжал упорствовать. А его слова для всех — позиция российского государства.

Это первый момент. Второй момент связан с тем, что евразийская интеграция в последний год очень сильно буксует и уходит в сторону пропаганды. Потому что российская сторона переиграла остальных на более эффективной бюрократии, что вызывает серьезное недовольство киргизов, казахов, белорусов, армян. Это фон крайне неблагоприятный.

А то, что с киргизами связано, там вопрос гораздо более мелкий, связанный с тем, что президент Киргизии сейчас под большим политическим давлением находится и регулярно делает противоречивые заявления, которые можно вполне истолковать и как антироссийские, и как антиевразийские. А потом делает ровно обратные действия. Мы с Киргизией имеем серьезную проблему по приостановке строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС из-за коррупции.

— В Киргизии приняли новую конституцию. Зачем? Киргизия одно из самых нестабильных государств в регионе. Почему киргизы никак не могут "устояться"?

— Я бы не сказал, что Киргизия - нестабильное государство. Чем мерить? Если мерить публичными революциями, то нестабильное. Если мерить устойчивостью государства, то Киргизия ничем не отличается от других республик. Ни одна революция в Киргизии не привела к каким-то колоссальным изменениям, скажем, внешнеполитического курса или экономических реалий.

Что, Киргизия слабее, чем Таджикистан? Нет. Или Киргизия разворачивается в сторону США и Китая? Тоже не так. Просто Атамбаев сейчас уходит, и ему хочется сохранить основное влияние через свою Социал-демократическую партию. Поэтому провели превращение суперпрезидентской республики в президентско-парламентскую, с очень большим влиянием парламента, чтобы он после ухода мог сохранять влияние. Но это вопросы частные, внутриполитические.

— Президент Казахстана предложил создать антикризисный совет ЕАЭС. В связи с чем? Какие вопросы первыми могут встать на повестку дня?

— В евразийском пространстве есть фонд стрессовых активов, и антикризисный фонд создавался уже года полтора. Просто страны даже с успешной экономикой, допустим, Белоруссия, в силу своего маленького масштаба, более уязвимы в отношении возможных атак на их экономики и финансовые системы.

А Казахстан в этом отношении самый уязвимый: именно Казахстан среди всех советских стран, включая Украину, Азербайджан, Грузию, имеет самый большой государственный долг по отношению к валовому продукту и в 2,5 раза больший корпоративный долг.

Имея формально очень устойчивую и очень благополучную экономику, Казахстан, в силу колоссальной зависимости от внешних кредитов и внешней конъюнктуры, является самым уязвимым. Поэтому именно Казахстан, больше Белоруссии, Киргизии или Армении, заинтересован в том, чтобы появился такой антикризисный инструмент, где экономическим и политическим гарантом выступала бы Россия. Интересам России это вполне соответствует.

Интеграционные саммиты постсоветских стран 26 декабря прошли без президента Белоруссии. Решение Лукашенко не участвовать - жесткая мера давления на Кремль, которая вряд ли оправдает себя, говорят эксперты

Президент Белоруссии Александр Лукашенко (Фото: Reuters/Pixstream)

Отсутствие Лукашенко

Неформальные саммиты Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ) традиционно проходят в конце года в России, обычно в Москве, но в этот раз местом проведения была выбрана библиотека им. Бориса Ельцина в Санкт-Петербурге. В ЕАЭС входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. В ОДКБ помимо пятерки входит еще Таджикистан.

В предыдущие годы участники собирались, как правило, в полном составе. Однако в этом году на встречи не приехал президент Белоруссии Александр Лукашенко. До этого он крайне редко упускал возможность встретиться с коллегами, пропустив всего два саммита (в 2009 и 2013 годах).

Официального объяснения отсутствия президента из Минска не последовало. Представитель пресс-службы президента Белоруссии на вопрос корреспондента РБК в понедельник не ответил. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков также , сообщив лишь, что белорусская сторона уведомила российскую. По традиции, если глава государства не может принять участие в саммите, вместо него приезжает премьер или другое уполномоченное лицо. Однако в этот раз белорусская сторона не прислала никого.

Как пояснил собеседник РБК, знакомый с ходом организации саммита, причина отсутствия Лукашенко связана с проблемами в двусторонних отношениях с Россией.

На протяжении года Москва и Минск не смогли договориться об условиях поставки российского газа в Белоруссию. Белоруссия должна «Газпрому» (по данным газеты «Коммерсантъ») около $425 млн. Также белорусская сторона требует снизить цену с $132 до $73 за 1 тыс. куб. м. ​Вопрос не раз обсуждался премьерами двух стран и президентами. Последний раз Путин и Лукашенко встречались в ноябре в Москве, однако к достижению договоренностей эти встречи не привели.

К концу года обострилась и дискуссия по поставкам из Белоруссии в Россию продукции, которую Москва относит к санкционной. Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт в интервью РБК Белоруссию в том, что та активно пользуется ситуацией, когда российский рынок закрыли для поставок из ЕС, с Украины, и ведет себя при этом недобросовестно. «У нас, если даже все будет нормально, такие деятели, как Данкверт и прочие, оплюют, оболгут и обгадят, как это было недавно», — отреагировал президент Лукашенко.

Отсутствие Лукашенко связано с отсутствием у него аргументов для переговоров с Путиным, предполагает Андрей Суздальцев, замдекана мировой экономики НИУ ВШЭ. Лукашенко привык думать, что без Минска Москва не обойдется, ей нужна внешнеполитическая и военная поддержка, однако в Москве так не считают, говорит Суздальцев

Без кодекса и генсека

В отсутствие Лукашенко президенты России, Армении, Казахстана и Киргизии подписали единый Таможенный кодекс ЕАЭС. Судя по трансляции из зала заседания, президент Киргизии Алмазбек Атамбаев сначала отказался подписывать кодекс, о чем заявил председатель коллегии Евразийской экономической коллегии Тигран Саркисян. Однако спустя полчаса Саркисян сказал журналистам, что кодекс был подписан всеми четырьмя президентами. Они также поручили передать документы белорусской стороне. Без подписи Лукашенко кодекс не может вступить в силу.

На саммите ОДКБ президенты из-за отсутствия кворума (без Лукашенко) не смогли обсудить вопрос о генеральном секретаре, сообщил генсек организации Николай Бордюжа, который занимает этот пост уже 13 лет. Год назад президенты договорились, что пост на три года будет занят по принципу ротации по алфавиту, то есть его займет представитель Армении. Однако на саммите в октябре вопрос по кандидатуре не был решен , его перенесли на декабрьскую встречу. Из-за отсутствия «одной из делегаций» присутствовавшие президенты решили вернуться к вопросу о генсеке на саммите в апреле, сказал Бордюжа.

Бойкот саммитов — это способ давления на Кремль, чтобы добиться уступок, в 2009 году Лукашенко не приезжал на саммит ОДКБ из-за «молочной войны» (запрета на поставки молочной продукции в Россию), в 2014 году он грозил не подписать соглашение о ЕАЭС, пока Россия не пошла на уступки по нефтегазовым пошлинам, напоминает белорусский политолог Валерий Карбалевич. Он указывает, что в предыдущих случаях Лукашенко добивался уступок от Кремля, но сейчас ситуация другая — он не может, как раньше, апеллировать к российскому обществу, так как рейтинг поддержки политики Путина крайне высок, поэтому пока сложно прогнозировать, добьется ли белорусский лидер желаемого.

«Не без негатива»​

Евразийскому экономическому союзу исполняется два года, напомнил на саммите Путин. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев указал, что нерешенные вопросы остаются, например барьеры в торговле, сложности при транзите грузов. Президент Армении Серж Саргсян указал, что потенциал союза реализуется недостаточно. Он предложил организовать на КПП Верхний Ларс на границе России и Грузии, через который идут поставки в Армению, организовать отдельный проезд для грузов стран — членов ЕАЭС. Президент Атамбаев, сказав, что в ЕАЭС «негатив иногда превалирует», не стал при журналистах называть претензии. Ранее он жаловался на железнодорожные тарифы.

При участии Алены Махуковой

Белорусский президент Александр Лукашенко, вопреки ожиданиям, не поехал в Брюссель на саммит "Восточного партнерства", хотя получил личное приглашение от руководства ЕС. Делегацию Белоруссии возглавлял министр иностранных дел Владимир Макей.

Ответ на приглашение посетить Брюссель Лукашенко дал только за три дня до начала форума, направлено оно было в Минск еще в начале октября. О том, почему белорусский лидер отказался ехать на саммит "Восточного партнерства", рассуждает обозреватель белорусской службы Радио Свобода

– мы с вами говорили о том, что президент Белоруссии Александр Лукашенко получил прямое приглашение от Евросоюза участвовать в саммите "Восточного партнерства". Однако на саммит он не приехал, хотя в странах ЕС не бывал уже довольно давно. Можно ли это рассматривать как некий демарш?

– Как некий демарш – безусловно, можно. И тут интересно, демарш против чего именно. Один из важнейших факторов – это позиция России. Не то чтобы Россия Белоруссии или кому бы то ни было совершенно категорически запрещала участвовать в проекте "Восточное партнерство". Тем не менее, ее в целом негативное отношение ни для кого не секрет. Это следует из заявлений на этот счет и министра Лаврова, и премьера Медведева, и многих-многих других официальных представителей России.

В России "Восточное партнерство" рассматривается как некий способ подрыва позиции Москвы, способ вырвать из сферы ее влияния постсоветские страны. Еще раз повторяю, Россия применяет разные способы. Какие способы она применяла в Украине – известно. С другой стороны, например, президент Армении Серж Саргсян на саммиты "Восточного партнерства" ездил и сейчас тоже поехал, притом что Армения – и политический, и военный союзник России. Тем не менее, общий негативный фон есть. Если бы Лукашенко поехал в ООН просто посмотреть красоты Нью-Йорка, то Россия бы ничего не имела против. С Брюсселем ситуация немножко другая. Кроме того, при подготовке к саммиту выяснилось, что "белорусский кейс" этого саммита пустой. Есть пара вопросов, в решении которых Беларусь была бы заинтересована. Например, в снижении цен на визы. Беларусь имеет наихудшие условия получения виз. И не только в сравнении с Украиной, с Грузией, у которых вообще безвиз. В Белоруссии самые дорогие визы. Белорусы платят 60 евро.

– А обычно сколько платят за визы в постсоветских странах?

– В России – 35 евро, в Узбекистане – 35, в Азербайджане – 35. Это страны отнюдь не самые демократические в мире, но тем не менее. Дело в том, что в 1996 году в Беларуси Лукашенко провел конституционный референдум. Запад этот референдум осудил и не признал его результаты. И в результате стандартное на тот момент соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое предусматривало визы за 35 евро, не было ратифицировано. Ситуация сложилась абсурдная: общие рамки отношений Белоруссии и ЕС сейчас – это договор между Советским Союзом и еще Европейским экономическим сообществом от 1989 года! Беларусь и объединенная Европа живут фактически по законам "холодной войны". Тем не менее, предложений заключить новое соглашение не прозвучало. Были разговоры, что, может быть, состоится встреча Лукашенко с Меркель. Но Меркель сейчас, в общем, не до Лукашенко. Да и среди других западных лидеров особенно желающих пожимать Лукашенко руку не было. А так – ну, пригласили и пригласили.

– Но ведь у Лукашенко в случае приезда все-таки была возможность установить новые контакты, продвинуться в решении проблем, о которых вы упомянули…

Президент Армении Серж Саргсян на саммите "Восточного партнерства"

​– Решения саммитов готовятся заранее, проект итоговой резолюции уже давно "гулял", так что уже было понятно, что Лукашенко уедет ни с чем. Не факт, что Лукашенко решил не ехать сразу, как его пригласили. Возможно, какие-то переговоры о том, что его ждет, на что он может рассчитывать в Брюсселе, в течение этих полутора месяцев шли. Но результат оказался, как в известной повести Лермонтова, – "когда дым рассеялся, Грушницкого на краю обрыва не было". Вот когда Александр Григорьевич увидел, что ему особо, кроме самого факта визита, ничего не светит, то российский фактор возобладал. В Москве ему все равно бы сказали "фэ". Тут даже дело не в том, что это "фэ" само по себе весомо. Вот если бы его можно было чем-то уравновесить, в своих глазах, в глазах своего народа, в глазах своей элиты, в глазах той же России, то тогда, скорее всего, визит бы состоялся. Ну, а раз оказалось, что нечем, поехал министр Макей.

– То, что Москва будет косо смотреть на возможный визит Лукашенко в Брюссель, мы обсуждали и в прошлый раз. За это время произошло что-то в российско-белорусских отношениях, что в еще большей степени заставило Лукашенко задуматься о целесообразности поездки в Брюссель, а затем от нее отказаться?

– По-моему, нет. Некоторые считают, что вот такой шумный, громкий украинского шпиона (в кавычках или без кавычек) в Беларуси был каким-то камешком на этих весах – ехать, не ехать. Но я сомневаюсь. Уже было определено, что он не поедет. Ну и есть еще одно "красивое" совпадение – через неделю в Минск приезжает Путин, приезжает на саммит ОДКБ. Может быть, Лукашенко не хотелось такого совмещения – только что был в Брюсселе у "врагов России", а тут показывает, что он друг России. Так вот, давайте определитесь, Александр Григорьевич, у вас кто друзья? Если бы этот саммит ОДКБ был через два месяца, то это не было бы проблемой. Но когда два таких разных саммита происходят почти одновременно, особенно когда Лукашенко хозяин саммита ОДКБ, то президент Белоруссии, скорее всего, сказал себе: "Ай, лучше не поеду, спокойнее будет", – полагает Юрий Дракохруст.

В итоговой декларации саммита по поводу отношений с Минском записано следующее: "Саммит приветствует взаимодействие с Беларусью, которое стало более комплексным, включая работу Координационной группы "ЕС-Беларусь", диалог о правах человека и диалог о торговле".

"Восточное партнерство" – проект Европейского союза, имеющий основной заявленной целью развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. Идея проекта была представлена министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским при участии Швеции на Совете ЕС по общим вопросам и внешним связям 26 мая 2008 года, первый саммит прошел в 2009 году в Праге. Предыдущий саммит "Восточного партнерства" состоялся в мае 2015 года в Риге.

В Почему саммит ЕАЭС не оправдал ожиданий. Лукашенко не приехал в Петербург

Рисунок. Такой должна быть Белорусская АЭС в Островце, если проект "Росатома" не будет торпедирован внешними и внутренними противниками единства евразийских союзников.

Оригинал взят у stanislav_05 в Почему саммит ЕАЭС не оправдал ожиданий.

Только три страны, присутствовавшие на саммите ЕАЭС, подписали Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Киргизия не поставила свою подпись под заявлением о развитии торговой политики союза, а Таможенный кодекс хоть и подписала, но не сразу. Белоруссия же вообще не приняла участие в заседании.

фото kremlin

Прокомментировать ситуацию Pravda.Ru попросила руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества, члена экспертного совета Центра стратегической конъюнктуры Александра Собянина .

— С чем связаны проволочки?

— Мы все увидели неправильную подготовку с российской стороны. Потому что отсутствие Белоруссии на совместном саммите ОДКБ и Евразийского экономического союза - это вопиющий факт. Речь ведь шла о подписании кодекса. Вместо этого документа были подписаны проекты общих решений. Потому что какие могут быть решения без Белоруссии? Это намного серьезнее, чем отказ Киргизии.

Почему так случилось? Случился огромный дипломатический скандал в связи с жесточайшим выступлением директора российского Института стратегических исследований, генерал-лейтенанта Леонида Решетникова о том, что белорусы - это не нация, это часть русского народа, не существует белорусского языка, он создан искусственно и Белоруссия должна стать частью России. Это неприемлемо во всех смыслах в устах директора РИСИ, так как это ведущий научно-исследовательский и аналитический центр, учрежденный президентом Российской Федерации.

МИД Республики Беларусь дал официальную ноту, очень жесткую, но выдержанную по эмоциям. Это все вышло в СМИ, то есть волна была большая. Если бы на этом все остановилось, возможно, белорусы приехали бы. Но Решетников дал еще интервью, где продолжал упорствовать. А его слова для всех — позиция российского государства.

Это первый момент. Второй момент связан с тем, что евразийская интеграция в последний год очень сильно буксует и уходит в сторону пропаганды. Потому что российская сторона переиграла остальных на более эффективной бюрократии, что вызывает серьезное недовольство киргизов, казахов, белорусов, армян. Это фон крайне неблагоприятный.

А то, что с киргизами связано, там вопрос гораздо более мелкий, связанный с тем, что президент Киргизии сейчас под большим политическим давлением находится и регулярно делает противоречивые заявления, которые можно вполне истолковать и как антироссийские, и как антиевразийские. А потом делает ровно обратные действия. Мы с Киргизией имеем серьезную проблему по приостановке строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС из-за коррупции.

— В Киргизии приняли новую конституцию. Зачем? Киргизия одно из самых нестабильных государств в регионе. Почему киргизы никак не могут "устояться"?

— Я бы не сказал, что Киргизия - нестабильное государство. Чем мерить? Если мерить публичными революциями, то нестабильное. Если мерить устойчивостью государства, то Киргизия ничем не отличается от других республик. Ни одна революция в Киргизии не привела к каким-то колоссальным изменениям, скажем, внешнеполитического курса или экономических реалий.

Что, Киргизия слабее, чем Таджикистан? Нет. Или Киргизия разворачивается в сторону США и Китая? Тоже не так. Просто Атамбаев сейчас уходит, и ему хочется сохранить основное влияние через свою Социал-демократическую партию. Поэтому провели превращение суперпрезидентской республики в президентско-парламентскую, с очень большим влиянием парламента, чтобы он после ухода мог сохранять влияние. Но это вопросы частные, внутриполитические.

— Президент Казахстана предложил создать антикризисный совет ЕАЭС. В связи с чем? Какие вопросы первыми могут встать на повестку дня?

— В евразийском пространстве есть фонд стрессовых активов, и антикризисный фонд создавался уже года полтора. Просто страны даже с успешной экономикой, допустим, Белоруссия, в силу своего маленького масштаба, более уязвимы в отношении возможных атак на их экономики и финансовые системы.

А Казахстан в этом отношении самый уязвимый: именно Казахстан среди всех советских стран, включая Украину, Азербайджан, Грузию, имеет самый большой государственный долг по отношению к валовому продукту и в 2,5 раза больший корпоративный долг.

Имея формально очень устойчивую и очень благополучную экономику, Казахстан, в силу колоссальной зависимости от внешних кредитов и внешней конъюнктуры, является самым уязвимым. Поэтому именно Казахстан, больше Белоруссии, Киргизии или Армении, заинтересован в том, чтобы появился такой антикризисный инструмент, где экономическим и политическим гарантом выступала бы Россия. Интересам России это вполне соответствует.