» » Проект программы по декоративно-прикладному искусству. Проект (подготовительная группа) на тему: Декоративно-прикладное искусство

Проект программы по декоративно-прикладному искусству. Проект (подготовительная группа) на тему: Декоративно-прикладное искусство

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43»

ХМАО - Югра

Конспект урока по технологии
в 7 классе

«Творческий проект»

подготовила

учитель технологии

Медведева Вера Викторовна

г. Нижневартовск

2013

Характеристика темы урока.

Продолжают осваивать алгоритм преобразовательной деятельности и знакомятся на практике с новой организацией изготовления изделия, бригадным методом. Что способствует воспитанию коллективизма, ответственности за свою работу. Для этого отводится 6 часов занятий.

Закрепляют знания в выборе цвета деталей узора. Знакомятся с возможностями компьютера на практике. Освоив новый узор лоскутной пластики, они могут расширить свои возможности выборе рисунка для изделий и продолжить оформление интерьера кухни декоративными и утилитарными изделиями, выполнив коллективный творческий проект. В результате своей деятельности дети получают конечный результат, изделие, что способствует желанию к последующей деятельности.

Тема изучается после разделов «Материаловедение» и «Машиноведение», что позволяет учащимся пользоваться полученными знаниями и совершенствовать работу на швейной машине. Для выполнения работы потребуется 5 швейных машин и 2 утюга.

План урока.

Класс 7

Тема раздела. Декоративно – прикладное искусство.

Тема урока: Творческий проект.

Тип урока – комбинированный.

Цель урока:

Образовательная: закрепить полученные знания, умения по рукоделию «Лоскутная пластика»; продолжить освоение алгоритма преобразовательной деятельности учениками.

Воспитательная - воспитывать коллективизм, ответственность.

Развивающая: развивать художественный вкус; развивать самостоятельность в решение проблем.

Методы обучения : рассказ – объяснение, обсуждение, мозговой штурм, метод проекта, практический показ приемов работ.

Межпредметные связи: история, краеведение, математика, рисование.

Внутрипредметная связь: машиноведение, материаловедение, технология изготовления изделий.

МТО. Образцы работ. Плакаты-с таблицами 1,2,3. Листы с таблицей 4, папка по проектированию, ПЭВМ, ткань – лоскут, инструменты, швейная машина, утюг.

Литература:

1. В.Е.Мельников, В.А. Мигунов, П.А.Петряков. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология». Великий Новгород, 1999.

2. Р. А. Гильман. Иголка и нитка в умелых руках. Москва. Легпромбытиздат, 1993.

3. И. Ю. Муханова. Лоскутное шитье. Москва. ЗАО «МИЧ», 1998.

4.Л.А. Андронова. Лоскутная мозайка. Москва. «Школа-Пресс».1993.

5. Журналы. «Школа и производство» № 4, 6, 1997; №3, 1998.

6. Приложение к журналу «Стиль» №2. 1994.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент-3мин.

1.1Проверка посещаемости учащихся.

1.2 Подготовка к уроку.

1.3 Проверка домашнего задания.

2. Повторение пройденного материала-7 мин.

2.1. С какими видами рукоделия вы познакомились в этом году?

Ответ: вышивка и лоскутная пластика.

2.2.Дайте определение рукоделию «Лоскутная пластика».

Ответ: «Лоскутная пластика» - создания изделия из лоскутков ткани.

2.3. Перечислите основные правила по изготовлению изделий в «Лоскутной пластике».

Ответ: определение прочности окраски;

подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку;

соединять детали одинаковым швом;

швы заутюживать.

2.4. Как называется изученный вами рисунок?

Ответ: алмаз.

3. Новый материал: 25-30 мин.

Выполнение краткосрочного и коллективного проекта.

Проблему формулирует учитель.

Проблема.

На основе изученного рисунка выполнить сувенир.

Чтобы решить нашу проблему давайте поставим перед собой цели.

Цели:

проверить свои знания и умения;

выполнить работу самостоятельно.

совершенствовать свои возможности в области проектной деятельности.

Для решения проблемы нужно сформулировать задачу.

Краткая формулировка задачи.

Выполнить сувенир своими руками за 2 занятия.

Исследование 1. Мозговой штурм.

Вопрос: Какие изделия можно выполнить, используя изученный рисунок?

Ваши идеи.

Ответ: прихватку, салфетку, закладку, платочек, вымпел.

Исследование 2.

Вопрос: Каким требованиям должно отвечать изделие?

Ответ: красивое (декоративное), полезное (утилитарное), недорогое (экономически выгодное), безопасное для человека и окружающей среды (экологично), легкое в обработке (технология) и с минимальными затратами по времени. Рассмотреть каждый предложенный вариант идеи с учетом выработанный требований.

Критерии

Таблица 1

итого: 6 3 3 5 2

Вывод: из предложенных изделий всем требованиям отвечает салфетка.

Исследование 3. Выбор ткани.

Ученикам предлагаются ткани разные по волокнистому составу. Хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, льняные, искусственные и синтетические.

Задание: используя полученные знания по материаловедению и требования к тканям для работы в лоскутной технике необходимо выбрать наиболее оптимальный вариант.

Требования, предъявляемые к тканям. Таблица 2

Требования

Всего 9 11 4 4

Вывод: Наиболее полно отвечают требованиям хлопчатобумажные ткани.

Исследование 4.Экологическая справка.

Ответ: на натуральные и химические.

Ответ: из хлопка.

Ответ: к натуральному.

Вывод : хлопчатобумажные ткани экологически чистые т.к. они натуральные.

Исследование 5. Экономический расчет.

СЫРЬЕ, ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Таблица 3

п/п

Примечание: ученики имели домашнее задание узнать стоимость аналогичных изделий.

Вывод: Изделие экономически выгодно изготовить самим. Оно дешевле рыночной цены. Подобные изделия на рынке стоят от 15-20 рублей.

Исследование 6. Подбор тканей по цвету. Таблица 4

Цвет

Исследование 7. 4. Вводный инструктаж-10 мин.

Используя данные таблицы и компьютер, подберите сочетаемые цвета.

Примечание: первую часть задания выполняет учитель в редакторе Word .

1.(для учителя) Включите панель «Рисование». На ней нажмите кнопку «прямоугольник». Подведите курсор «Мышью» к месту рисования. Нажмите левую кнопку «мыши» и, удерживая кнопку, растяните прямоугольник. Если при этом удерживать нажатой клавишу « Shift », то получится квадрат.

Нажмите еще раз кнопку «прямоугольник» и рядом нарисуйте еще один квадрат и выделите его (наведите на него курсор «мыши» и нажмите один раз левую кнопку «мыши»). На панели «Рисование» нажмите кнопку «свободное вращение». Установите указатель «мыши» на любую зеленую точку, нажмите левую кнопку «мыши» и удерживая кнопку, движением «мыши» разверните квадрат на 45 градусов. Если при этом удерживать нажатую клавишу « Shift », то проще зафиксировать нужный угол. Нажмите на панели рисования кнопку «свободное вращение». Теперь впишите перевернутый квадрат в первый квадрат. Для этого перенесите «мышью» перевернутый квадрат в середину первого квадрата. Изменяя размеры перевернутого квадрата, добейтесь точных размеров. При этом держите нажатой клавишу «Alt». Аналогично нарисуйте третий квадрат и впишите его в перевернутый.

Примечание: вторую часть задания выполняют ученики, имеющие опыт работы на компьютере вместе с остальными учащимися. Это работа позволяет с экономить время на уроке, наглядно поработать с цветом и познакомится с возможностями компьютера.

2.(для учеников) Выделите любой квадрат. Нажмите значок треугольника справа от кнопки «цвет заливки» на панели «рисование». В открывшемся окошке выберите желаемый цвет, наведите на него курсор «мыши» и нажмите левую кнопку «мыши» один раз. Выбранный квадрат окрасится нужным цветом.

3. Повторите п.2 для других квадратов.


5. Практическая работа -20 мин.

1. Подобрать ткань по цвету.

2. Вырезать детали, по шаблонам соблюдая правила раскроя:

крой производят по изнаночной стороне;

нить основы проходит по одной из сторон детали;

раскладка деталей выполняется экономно.

6. Заключительный инструктаж-10мин.

6.1 Анализ характерных ошибок и их причин. 6.2 Закрепление материала. Назовите основные этапы проекта.

Каким требованиям должно отвечать изделие?

Назовите требования, предъявляемые к тканям.

6.3 Сообщение оценки работы каждого учащегося.

6.4 Домашнее задание.

Принести детали кроя, нитки, инструменты.

7. Уборка рабочих мест-5 мин.

Творческий проект.

Поисковый этап.

Проблема.

Какие изделия можно выполнить, используя изученный узор?

Исследование 1.

изделия

Конструкторский этап.

Исследование 2.

Требования потребителя.

Критерии

Вывод:

Исследование 3. Выбор ткани.

Требования, предъявляемые к тканям. Таблица 3

Требования

Всего

Исследование 4.Экологическая справка.

Вопрос: На какие два класса делится текстильные волокна?

____________________________________________________

Вопрос: Из каких волокон получают хлопчатобумажные ткани?

Вопрос: К какому классу относится волокно хлопок?

_____________________________________________________

Вывод:

Исследование 5.

СЫРЬЕ, ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Таблица 2

п/п

Вывод:

Исследование 6. Подбор тканей по цвету. Используя данные таблицы, подберите сочетаемые цвета.

Таблица 4

Цвет

Заключительный этап.

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА

Вопросы для самооценки:

Удовлетворяет ли изделие потребность. Опишите кратко.

Оцени свою работу над проектом .

Что нового тобой приобретено в ходе его выполнения?

Литература.

    Гузеев В. Метод проектов. Директор школы. 1995. №6.

    Джонс Д.К. Методы проектирования. Москва. Мир.1986.

    Использование метода проектов на уроках «Технологии» в школе: Методические рекомендации. Под редакцией М. Б. Павловой. –СПб.1996.

    Тихонов А. С., Сидоров О. В. Творческий потенциал учебного проектирования. Школа и производство. 1995. №1.

    Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие. СПб. Просвещение, 1995.

    6. В.Е.Мельников, В.А. Мигунов, П.А.Петряков. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология». Великий Новгород, 1999.

    Р. А. Гильман. Иголка и нитка в умелых руках. Москва. Легпромбытиздат, 1993.

    И. Ю. Муханова. Лоскутное шитье. Москва. ЗАО «МИЧ», 1998.

    Л.А. Андронова. Лоскутная мозайка. Москва. «Школа-Пресс».1993.

    Журналы. «Школа и производство» № 4, 6, 1997; №3, 1998.

    Приложение к журналу «Стиль» №2. 1994


ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ « Декоративно – прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей ». Разработчик: Кожевникова Светлана Александровна воспитатель структурного подразделения «Детский сад 13 комбинированного вида» МБДОУ«Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района



Паспорт проекта Вид проекта: По количеству участников: групповой. По направленности: предметный (художественно – эстетическое развитие). По приоритету метода: творческий (создание методического пособия) По контингенту участников: разновозрастной (6-7 лет). По продолжительности: долгосрочный (проект осуществляется в течение 1 года).


Актуальность проекта: Проблема развития дошкольного творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о ее становлении. Искусство пробуждает первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.




Задачи: Приобщение к эстетической культуре; Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей; Вовлечение детей и взрослых в художественно – творческую деятельность; Развитие художественно – творческих способностей у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь; Формирование креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, используя элементы народного творчества; Развитие мелкой моторики рук дошкольников, обогащение словаря.






Гипотеза: если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.


При разработке системы познавательной деятельности я ознакомилась с вопросами теории таких исследователей как Н. Н. Алексахин, Ю. В. Максимов, Т. Н. Доронова, Л. Д. Рондели, Т. Г. Казакова, И. В. Тюфанова, Н, Б, Халезова, Т, С, Комарова. Это явилось методологической основой моей работы.


Новизна состоит в том, что в своей работе с детьми я стараюсь показать развивающие функции декоративно – прикладного искусства народов России как целостного этнического, культурно - исторического и социально – педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечении личностного роста детей.


Формы организации: *индивидуально-творческая деятельность; * творческая деятельность в малой подгруппе (3-6-детей); * учебно-игровая деятельность (игры, познавательная деятельность); * фольклорные праздники, посиделки, развлечения; * родительские гостиные, мастер-классы, выставки. Формы организации: *индивидуально-творческая деятельность; * творческая деятельность в малой подгруппе (3-6-детей); * учебно-игровая деятельность (игры, познавательная деятельность); * фольклорные праздники, посиделки, развлечения; * родительские гостиные, мастер-классы, выставки.


Обоснование результативности: Предполагается, что организованная работа по развитию творческих способностей детей через народное декоративно – прикладное искусство, будет способствовать повышению эстетического уровня детей: 1.Дети будут иметь представление о народных промыслах; 2.Уметь различать изделия разных народных промыслов; 3.Приобретут практические умения по работе с глиной. различными изобразительными материалами; 4.У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа; 5.Развивается художественный вкус, они научаться видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество; 6.Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.


Список литературы Мастерская юных художников. Конспекты занятий. И. В. Тюфанова, Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. « ДЕТСТВО - ПРЕСС » С. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. Н. Б. Халезова, Москва, Просвещение Народное декоративно - прикладное искусство. Л. Д. Рондели, Москва, Просвещение Программа развития и воспитания детей в детском саду « Детство » под ред. Т. И. Бабаевой, З. Амихайловой, Л. М. Гурвич. Санкт - Петербург « ДЕТСТВО - ПРЕСС », 2003, Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет « Цветные ладошки » под ред. И. А. Лыкова М.: « Карапуз - дидактика » Промыслы Мордовии. А. С. Лузгин Развивайте у дошкольников творчество. Т. Г. Казакова. Москва, Просвещение У истоков мастеров. Ю. В. Максимов, Москва « ПРОСВЕЩЕНИЕ » 1983.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный областной университет
(РКЦ – ММЦ)

на тему: «Декоративно-прикладное искусство»

Подготовила:
воспитатель МБДОУ
детского сада № 48
Султанова Наиля Касимовна
группа №

Одинцовский муниципальный район
2014
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта: «Декоративно-прикладное искусство».
Автор проекта: Султанова Наиля Касимовна.
Продолжительность проекта: апрель-май.
Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный
Участники проекта (взрослые, дети): воспитатели, родители, дети старшей группы.
Возраст детей: 5 – 7 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: У детей слабо развит познавательный интерес к истории народных игрушек, к творчеству народных мастеров, особенностям росписи гжели, хохломы, городецкой, дымковской игрушки..
8. Цель проекта: Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
9. Задачи проекта:
для детей: формировать представления о декоративно-прикладном искусстве, развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.
для педагогов: донести до участников проекта важность данной темы.
для родителей: Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: организованная образовательная деятельность, выставка домашнего совместного творчества «Народная игрушка», создание мини-музея.
Название итогового мероприятия проекта «Экскурсия в мини-музей народного-прикладного искусства»
Продукты проекта:
для детей: участие в образовательной деятельности, рисунки, лепка и роспись своими руками дымковских игрушек.
для педагогов: оформление мини-музея в группе.
для родителей. совместное изготовление с детьми дымковских игрушек и гжельской посуды из скульптурного пластилина для выставки и мини-музея.
13. Ожидаемые результаты по проекту
для детей: овладеть знаниями о народно-прикладном искусстве, уметь различать виды росписи.
для педагогов: эмоциональный отклик на проделанную работу по проекту от детей и родителей.
для родителей: наладить более тесную связь с ребёнком.

Проблема проекта:
Детей необходимо приобщать к народным промыслам, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

Цель проекта:
Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

Задачи проекта:
- познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки, городецкой, гжельской и хохломской росписи;
-продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;
-учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, учить использовать для украшения оживки;
-учить ритмично располагать узор, предлагая расписывать силуэты и объемные фигуры;
-продолжать развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке;
-развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству;
-формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности;

Актуальность проекта:

В наше время, когда привычными стали словосочетания «мне все равно», «отстань от меня», на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. Речь идет о том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Самый верный путь в сложившейся ситуации – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа, знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Меня заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок по мотивам дымковской игрушки, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и игровой деятельности.

Результат проекта:
- Оформлена выставка дымковской игрушки и гжельской посуды.
- Проведена организованная образовательная деятельность «Экскурсия в музей народно-прикладного искусства».
- Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально насыщенным.
- Оформлен мини-музей в группе.
- Создана методическая копилка по данной теме.
- Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.

План реализации проекта.

Этапы проекта
Сроки этапов проекта
Содержание этапов проекта

I этап - организационный
01.04.2014г.-
15.04.2014г.
Определение темы, цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результатов, обсуждение проекта с родителями, выявление возможности и необходимых средств для реализации проекта, определение деятельности участников проекта.

II этап –
продуктивный
16.04.2014г.-
30.14.2014г.
Содержание деятельности воспитателей и детей с учетом интеграции образовательных областей. Взаимодействие с родителями: изготовление дымковских игрушек и гжельской посуды для выставки.

III этап –
презентативный
05.05.2014г.-
15.05.2014г.
Организованная образовательная деятельность «Экскурсия в музей народно-прикладного творчества».
Выставка детских творческих работ по росписям.

IV этап –
итоговый
16.05.2014г.-
27.05.2014г.
Подведение итогов проекта с детьми, оценка полученных результатов. Постановка новой проблемы, вовлечение в новый проект.

Выполнение проекта:

1этап- подготовительный.
Анкетирование родителей
Привлечь внимание родителей к вопросам музейной культуры, выявить интересы и возможности семьи для организации мини-музея в группе детского сада.
Подбор, систематизация, имеющиеся литературы по декоративно-прикладному искусству разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности лепки из глины
Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.
Развивать у детей интерес к литературным, музыкальным и художественным произведениям.
беседы
непосредственно-образовательная деятельность, при ознакомлении детей с декоративным искусством.
Акция «Подари книгу детскому саду»
Пополнить библиотеку группы книгами различных форматов о декоративно-прикладном творчестве. Продолжать формировать у родителей желание принимать активное участие в проведении мероприятий группы.
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, иллюстраций изготовления шаблонов и трафаретов глиняных игрушек и др.
Подбор народных игр
Создание условий для успешной реализации поставленных задач.
Изготовление экспонатов для мини-музея
Реализация творческих возможностей воспитателей, родителей и детей, организация мини-музея.

2этап-основной
Коммуникация
Беседа «Золотая хохлома»
Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров, развивать умение выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи.
Художественное творчество
Рисование
«Изразцы для русской печи»
Учить создавать декоративный рисунок на полосках бумаги, расписывая хохломской росписью, уметь расположить роспись, воспитывать самостоятельность и интерес к работе, развить эстетический вкус, раскрыть творческие способности.

Проведение дидактических игр Д/игры: «Найди свой элемент»,«Дорисуй»«Узнай элемент» «Угадай, какая роспись?»«Составь хохломской узор»
Развивать мыслительную активность и индивидуальные способности детей.
Познание, коммуникация, здоровье.
Проведение народных игр: Хоровод «На горе- то калина», «Горелки»
Развивать интерес к народным играм, приобщать к народной культуре
Познание, коммуникация, здоровье
Чтение сказок, отгадывание загадок о декоративно-прикладном искусстве «О хохломе»В. Боков, «Золотая хохлома»Н. Глазков
«Чаша» Ю. Николаева
Слушание сюиты «Музыка русских узоров» стихи П. Синявский музыка Ю. Чичкова

Познание, коммуникация, здоровье
Беседа: «Мастера Гжели»
Познакомить с видом народного декоративно- прикладного искусства- гжельской росписью. Учить создавать узоры на листах в формате народного изделия, используя характерные элементы: цветы, завитки, листья, точки. Закрепить умение ритмично располагать элементы узора, помочь освоить специфику гжельской росписи. Развивать декоративное творчество детей, воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.
Художественное творчество
Рисование «Гжельская посуда»
Дидактические игры
Д/игра «Собери гжельскую розу» «Угадай, какая роспись?» «Собери хвост птице»
Приобщать детей к истокам родного истинного русского народного творчества.
Закрепить представление о гжельской росписи. Учить создавать узоры на листах в форме подноса.
закрепить умение ритмично располагать узоры
Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение,
индивидуальные способности детей.
Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы«Есть в Подмосковье такое местечко» П.Синявский
Русские народные песенки, потешки, пословицы
«Незабудковая гжель» Н. Кутузова«Голубая гжель»Т. Демина
Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве
Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству через чтение художественной литературы.
Учить передавать в лепке характерное строение фигуры, использовать разную техн
·ику при выполнении работы, сглаживать поверхность фигуры. Развивать творческий подход.
Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей. Побуждать к использованию для составления узора растительных элементов.
Развивать чувство цвета, композиционные умения. Закреплять умение смешивать краски для получения нового цвета. Совершенствовать навыки работы с краской - рисовать концом кисти.
Проведение д/игр, подвижных игр
Д/игры:«Назови дружную семью матрешек», «Продолжи узор»,«Угадай и расскажи»
«Горелки», «Гори, гори ясно»
развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, индивидуальные способности детей.
Самостоятельно выбирать водящего, распределять роли.
Беседа «Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить выделять основные элементы узора.
«Роспись доски городецким узором»
упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, ромашки и розаны, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.
Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, расширяя словарный запас (экспозиция, экспонат, музей, выставка).
Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы Частушки о городце И. Кадухина
«Есть на Волге город древний,
По названью – Городец. Т. Тимофеева
Сказка «Чудо-птицы»
Стихи о городце
Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве
Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.
Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству через чтение художественной литературы.
3-этап заключительный.
Выставка детских работ «Красота своими руками»
Украшение группы, размещение материалов, изготовленных собственными руками: поделок, книг – самоделок.
Вовлечь детей в разнообразную продуктивную деятельность;
Привлечь родителей к совместной творческой работе с детьми.
Вовлечь детей в украшение группы к открытию мини-музея Прививать эстетический вкус при расстановке экспонатов
Праздничное открытие мини-музея
Вовлечь детей в разнообразную игровую деятельность;
Поднять настроение детей; Вызвать эмоциональное удовлетворение от увиденного (экспонатов мини-музея)
Создание презентации по теме проекта «Чудо-роспись»

Социально-коммуникативное развитие.

Игры с макетами дымковских игрушек по собственному сценарию.

Дидактическая игра «Собери хвост птице по мотивам росписи»
Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».
Танец с ложками в народном костюме.

Познавательное развитие.

Коллективная и самостоятельная познавательная деятельность по рассматриванию старинных и современных предметов народного промысла.
Цель
Познакомить с историей дымковской игрушки, сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;
Продолжать воспитывать на народных традициях, прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
Также познакомить с историей гжельской, хохломской и городецкой росписи.
Беседы:
«В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Гжельское чудо».
Речевое развитие.
Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, игрушка, гжель, городецкая роспись.
Художественная литература
Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
Заучивание стихов
Загадывание загадок.
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
Художественно-эстетическое развитие.
Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы», « Городецкие доски », «Хохломские подносы».
Раскрашивание карандашами, восковыми мелками.
Рисование элементов дымковской, хохломской, городецкой и гжельской росписи,
Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», «Дымковский индюк», «Барыня, няня, водоноска», посуда «Гжель».
Физическое развитие.
Танец с ложками.
«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;
Подвижная народная игра «Каблучок»

Результаты проекта:
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми народно-прикладного творчества. Возрос интерес детей к народному искусству ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание расписывать бумажные силуэты росписями. А также с большим удовольствием лепили дымковских лошадок и расписали, и здесь они почувствовали себя настоящими народными мастерами.
Развитие творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности (выставка «Дымковская игрушка»)
Активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей.
Выводы:
Проект «Декоративно-прикладное творчество» показал, что в результате проделанной работы по данной теме были достигнуты положительные результаты в детских творческих работах. Совместная подготовка к мероприятиям сблизила воспитателей и родителей, родителей и детей. Родители стали активными участниками всех дел в группе, неотъемлемыми помощниками. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они и не подозревали. Я уверена, что совместная творческая деятельность детей и родителей дети гордились своими родителями.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Список литературы:

1. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (для занятий с детьми 2-7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 г.
2. Соломенникова О. А. «Радость творчества» (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 г.
3. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста), изд-во «Скрипторий», Москва, 2003 г.
4. Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (старшая, подготовительная группа, программа, конспекты), Владос, 175 стр., 2008 г.

1. Артемьева Л.А., Гаврилова В.В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – М.: Учитель, 2010.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Детство-пресс, 2010.
3. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. – М.: Просвещение, 2010.
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
5. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.: Карапуз-Дидактика, 2011.
6. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 2010.
7. Николкина Т.А. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе.М.: Учитель, 2011.
8. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Феникс, 2011.
9. Соломенникова О. А. Радость творчества (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет). - М.:Мозаика-Синтез, 2012.
10. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна избаЗнакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
11. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Владос, 2012.
12. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2010.

Получить в детстве начало

Эстетического воспитания –

Значит на всю жизнь приобрести

Чувство прекрасного, умение

Понимать и ценить произведения

Искусства, приобщаться к

Художественному творчеству.

Н. А. Ветлугина.

Список литературы:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. / Н.В. Алешина. М.: ЦГЛ, 2005
2. Баринова Е.В. Уроки вежливости и доброты. /Е.В. Баринова. Ростов н/Д.: Феникс, 2011
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. / А.К. Бондаренко. М.: Просвещение, 1989
4. Давыдова О.И., Майер А.А. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. / О.И. Давыдова, А.А. Майер. М.: ТЦ Сфера, 2012
5. Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. / Н.М. Метенова. Ярославль: ИПК Индиго, 2011
6. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. / Л.Ф. Островская. М.: Просвещение, 1987
7. Педагогическое взаимодействие в детском саду. Методическое пособие. / Под ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2013
8. В работе над проектом использовались информационные ресурсы интернета.

Создание произведений декоративно-прикладного творчества – очень трудоемкий и многоэтапный процесс. В отличие от живописцев, музыкантов, актеров, пользующихся готовым материалом, художник-прикладник, прежде чем создать изделие, должен подготовить материал, продумать технологию его обработки. Мастер должен помнить, что между замыслом и исполнением лежит длительный и сложный технологический процесс. Поэтому идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении взаимосвязи предмета со средой и с человеком. Если рассматривать взаимосвязь среды и человека в широком смысле слова, то мы неизменно упираемся в определенную организационную структуру – клуб по интересам, дом детского творчества, индивидуальные творческие мастерские и т.д. Формы могут быть различны, но суть остается одна – для творчества необходима определенная атмосфера и определенная творческая среда. Все это, на наш взгляд, с успехом сочетается в системе дополнительного образования.

Дополнительное образование остается в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом влияет на развитие ребенка. Основы личностного развития: интеллектуального, эмоционального, коммуникативного закладываются в самом раннем детстве, это безусловный факт. Детство – это период, когда человек осознает себя и свое место в этом мире, учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

На сегодняшний день изменились требования к обучению, и в том числе в учреждениях дополнительного образования. Если раньше на первый план выходила задача обучения, то есть получения определенного набора знаний, умений и навыков, то сейчас этого недостаточно. Сегодня учреждение дополнительного образования – это открытая и творческая система, в которой на первый план выходит системно-деятельностная парадигма образования. Не вызывает сомнений огромное значение инновационной деятельности, в частности, применения метода проектов как составной части образовательно-воспитательного процесса. Сегодня проектирование, как социальное, так и творческое, является ключевым моментом в организации образовательного процесса. С введением ФГОС для дошкольного, начального и основного общего образования педагоги дополнительного образования могут применять на практике унифицированную систему оценки качества образования, основанную на освоении учащимися универсальных учебных действий. К числу планируемых результатов образовательной деятельности в соответствие с ФГОС отнесены:

– личностные результаты: готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;

– метапредметные результаты: освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

– предметные результаты.

Работая в системе дополнительного образования уже более 20 лет, я пришла к одному очень простому выводу – нельзя ограничивать полет детского творчества! Наоборот, надо помогать детям раскрыться, дать им возможность проявить свои не только явные, но и скрытые таланты и возможности! В моем творческом объединении «Дизайн-мастерская «Макраме» для детей есть все условия – замечательная мастерская в клубе «Калейдоскоп» Центра внешкольной работы «Галактика», дружный коллектив, свобода творчества. А разработка и реализация коллективных и индивидуальных творческих проектов, как показывает практика, это максимально эффективное средство для развития ребенка и сплочения коллектива. Мы занимаемся проектированием не только в рамках занятий, но и в рамках культурно-досуговой деятельности. Вот несколько иллюстраций нашей проектной деятельности только за последний год:

1. Сезонные творческие проекты по временам года: если зима, то это может быть новогодняя композиция, северный пейзаж, зимний лес. Если весна, то в проекте обязательно есть символы весны – подснежники, мимоза, одуванчики. Лето – разнообразие цветов, парки, фонтаны. Осень – осенние деревья, ежики с грибами и ягодами.

2. Космический проект – неоценима роль пап и дедушек, которые помогают своим детям изготавливать ракеты, летающие тарелки, инопланетян. Результатом космического проекта стали не только детские работы, но и новые знания, которые ребята черпали из различных источников информации.

3. Проект по сказкам Пушкина. Как и положено настоящим творцам, начинать работу нужно с коллективного обсуждения общего замысла, выбора интересного и забавного героя. Ребята составляли план проекта, предлагая свои идеи, готовили персонажей в разных техниках прикладного творчества. В результате каждый участник проекта, представляя изготовленного им персонажа, «озвучивал» его, читая стихи поэта. И, конечно же, детские изделия, объединённые в композицию «По сказкам Пушкина», были представлены на постоянно действующей выставке в холле клуба. Это вызвало немалый интерес и у детей и взрослых разных возрастов, а творческое объединение пополнилось новыми учащимися.

4. В проектах «Цветы» и «Украшения» в технике макраме и бисероплетения активными участниками стали не только дети, но и мамы, бабушки, старшие сёстры.

Во всех проектах очень удачно сочетаются разные виды техник. В процессе работы над проектом включается творческая мысль, предлагаются всевозможные идеи, востребована помощь родителей, используется разная литература, интернет и пр. Работы всем хватает. А как результат – обязательная выставка работ, участие в конкурсах, проведение презентаций и мастер-классов.

Накануне празднования 70-летия Великой Победы, готовились с детьми к выставкам. Мысли об историческом прошлом народа неизменно вызывают чувство национальной гордости, трогательно до слез было слушать рассказы о родственниках-фронтовиках, рассматривать фотографии из семейных архивов, делиться впечатлениями о множестве мероприятий, которые проходили в школах, клубах и даже во дворах, с настоящим оркестром и солдатской кухней. Продумывая проект, мы обсуждали, как можно выразить патриотизм, гордость за свою Родину, благодарность, используя свойство материала, будь то макраме или бисер, из которого выполнялись изделия. В результате появились композиции: «Вечный огонь», «Дерево памяти» с портретами ветеранов, «Салют Победы», панно с выплетенными буквами, цифрами, Георгиевские ленты. Все это готовилось задолго, с трепетом, переживаниями, чтобы все получилось аккуратно. И здесь цель одна: воспитание в подрастающем поколении чувства патриотизма, любви к Родине, национальной истории и культуре.


Каждый человек в душе творец. Всем знакомо ни с чем несравнимое состояние радости, когда частичка души медленно перетекает в создаваемую своими руками красоту. Недаром выполненные с любовью вещи несут в себе частичку своего создателя. А создание коллективной работы увеличивают эту радость. И пусть наши занятия с детьми останутся для них не только приятным воспоминанием детства, но и принесут конкретные плоды в их будущей взрослой жизни.

Проект по декоративно-прикладному искусству "Прялочка"

Все понимают, как необходимо прививать чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Это основа для воспитания гражданских качеств, развития представлений о человеке, обществе, культуре. Одним словом, для воспитания патриотов страны.

Как сказал Ж. Ренар: «Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная» .

Многие из вас, конечно, знакомят детей с традициями и обычаями народов. Для наиболее эффективного усвоения знаний я внедряю проектный метод. Через проектную деятельность я приобщаю детей к истокам русской народной культуры, в частности, знакомлю с бытом, традициями, обычаями, обрядами, декоративно-прикладным искусством. Благодаря такому методу работы, я активно вовлекаю старшее поколение в совместную деятельность. Родители в силу своей занятости не всегда уделяют достаточно времени для детей. Вот старшее поколение – бабушки и дедушки – всегда находят время для внуков. Контингент наших родителей таков, что многие живут в частном секторе, а старшее поколение – в деревнях и селах. Поэтому у них еще сохранились применяемые в старину предметы и орудия труда; они следуют традициям и обычаям, помнят и чтят календарные обрядовые праздники. Все это благоприятно сказывается на результатах работы.

Итогом наших проектов является изготовление атрибутов и декораций при проведении календарно-обрядовых развлечений.

Введение

Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре. Большинство людей поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? Ответы на эти и подобные вопросы помогают восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Знакомство детей дошкольного возраста с устным народным творчеством, некоторыми видами декоративно-прикладного искусства ведет к приобщению к духовной культуре народа. Народное искусство прочно связано с историей и бытовыми традициями. Народные игры, приговорки, заклички, считалки, сказания, декоративно-прикладное творчество неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. Все эти стремления человека нашли свое выражение в традиционных народных праздниках, которых насчитывается великое множество. Большая часть народных праздников возникла во времена язычества, и несмотря на то, что христианская вера победила языческую, множество обрядов были оставлены и сохранились в форме увеселений, празднеств. Например, олицетворение Масленицы в виде чучела, коляда, скоморошьи игры, сожжение чучела, бросание венков в воду.

Календарно-обрядовый праздник – это проявление всех форм и видов культуры (устное народное творчество, фольклор, декоративно-прикладное искусство, словесно-музыкальное, народные игры) .

Русские народные праздники объединяют всех членов семьи общим делом, старшее поколение с большим удовольствием вовлекается в процесс подготовки к развлечениям. Ведь требуется огромная предварительная работа: необходимо познакомить детей с историей возникновения праздника, его основными признаками, рассказать, какое место в нашей жизни занимают обряды и традиции; познакомить с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками; изготовить реквизит и декорации; разучить народные игры; познакомить с народными инструментами; освоить отдельные элементы и технику росписи различных орнаментов. Участие воспитанников и членов их семей в проведении календарно-обрядовых праздников только дополнит интеллектуальный багаж, даст ощущение полного слияния с природой, обогатит духовный мир, мысли, чувства, поможет почувствовать преемственность поколений.

ПРОЕКТ ПО ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «ПРЯЛОЧКА»

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Цель:

  • Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе изучения русской народной культуры через быт, традиции, обряды.

Задачи:

  • Обобщить знания детей о ремеслах на Руси, календарно-обрядовых праздниках;
  • Формировать у детей творческий и духовный патриотизм.
  • Дать представление о значении прялки в русском быте;
  • Развивать интеллектуальную инициативу;
  • Воспитывать у детей умение использовать разные виды росписей в повседневной жизни.

Участники проекта: Семья Петровых: мама – Петрова Алина Александровна, папа – Петров Александр Владимирович, бабушка – Валентина Васильевна, дочь – Петрова Маша; воспитанники старшей группы №5.

Тип проекта: Информационно-творческий.

По продолжительности: Долгосрочный.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Этапы проекта

Деятельность педагога, родителей

Деятельность детей

I этап 1. Формулирует проблему

2. Вводит в игровую ситуацию 1. Вхождение в проблему

2. Принятие цели проекта

II этап 3. Помогает в решении задачи

4. Помогает спланировать деятельность

5. Организует деятельность 3. Объединение детей в рабочие группы

4. Помогают в достижении целей

5. Организуют деятельность

(совместное проведение занятий)

III этап 6. Практическая помощь

(по необходимости)

6. Формирование знаний, умений, навыков

7. Продукт деятельности готовят к презентации

IV этап 8. Подготовка к презентации 8. Представляют зрителям продукт деятельности

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

Этапы Формы работы Задачи Срок реализации Место и способ проведения

(в режиме дня) Преемственность с родителями

1 Увлекательное путешествие в мир декоративно-прикладного искусства

1. Посещение выставки «Русская изба» в ДОУ

Познавательное занятие «Ремесла на Руси»

2. Познавательное занятие

3. Познавательное занятие

Продолжать знакомить детей с историей и особенностями русского быта, с ремеслами на Руси. Расширять знания о русской народной культуре. Формировать нравственные качества.

Рассказ воспитателя о значении прялки в русском быте с показом, как пряха работает. Рассказ бабушки о Вербном воскресенье.

Дать представление о частях прялки: стояк, гребень, лопасть, кудель, донца.

Познакомить детей с историей возникновения обрядового праздника «Красная горка»

Рассказы бабушек о старинных русских традициях, обычаях, обрядовых праздниках

Пригласить на занятие бабушек (одна из них показывает, как прядут шерсть на старинной пряхе)

Крашение яиц к занятию, изготовление куличей

2 Детская продуктивная деятельность

Занятие по рисованию

«Пермогорская прялочка»

(шаблон лопаски пряхи из картона)

Продолжать знакомить детей с росписью Русского Севера и радужной птицей Сирин, с другими видами росписей, упражнять в рисовании птиц, закрепить части прялки, развивать творческие способности.

2-ая половина марта Занятие в группе

1-ая половина дня Сбор информации о календарно-обрядовых праздниках русского народа

Изготовление шаблонов лопасок из гофрированного картона, покрытие их эмульсионной краской

3 Роспись деревянного макета прялки для «Русской избы»

(коллективная работа»

Систематизировать знания детей о видах росписи, быте русского народа. Упражнять в различных приемах рисования – примакивание, концом кисти, тычком. Продолжать накапливать у детей опыт практических действий. Развивать творческую инициативность. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

1-ая половина апреля Занятие в «Русской избе»

1-ая половина дня

Изготовление деревянного макета прялки, покрытие эмульсионной краской.

Покрытие бесцветным лаком макета прялки.

4 Презентация

Развлечение «Красная горка» 2-ая половина апреля Развлечение в музыкальном зале

2-ая половина дня Пригласить родителей на праздник.

Исполнение ролей «отца» и «матери» родителями.

Глава 1. Цикл познавательных занятий

Познавательное занятие

«Ремесла на Руси»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с историей и особенностями русского быта, с ремеслами на Руси. Расширять знания о русской народной культуре. Формировать нравственные качества.

Материал и оборудование: иллюстрации ремесел на Руси, картинки с изображением предметов и орудий труда.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций старинных предметов и орудий труда, посещение музея «Русской избы» , дидактическая игра «Ремесла на Руси» , разучивание русской народной игры «Арина» .

Воспитатель: Дети, вы прекрасно знаете, что в нашем садике есть музей Русской избы. Сейчас мы проведем экскурсию и еще раз вспомним названия старинной утвари.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие предметы вам здесь знакомы?

Дети: здесь русская печь, самовар, ухват, кочерга, чугунок.

Воспитатель: Кто из вас знает, чем занимались мужчины на Руси?

Воспитатель: Да, действительно, сильные и крепкие мужчины становились кузнецами. Это тяжелая работа для богатырей.

(Ответы детей, показ иллюстраций)

Воспитатель: Какое еще распространенное ремесло существовало раньше?

Воспитатель: Верно, многие мужчины заняты были сельскохозяйственным трудом. Они выращивали хлеб, овощи и другие зерновые культуры.

Воспитатель: Какие предметы и орудия труда были им необходимы?

(Ответы детей, показ иллюстраций)

Воспитатель: Ребята, а кто строил дома на Руси? Из какого материала? Как называли это ремесло?

(Ответы детей, показ иллюстраций)

Воспитатель: Правильно, столярное дело было очень почетное занятие. Какие предметы и орудия труда были нужны столяру?

(Ответы детей, показ иллюстраций)

Воспитатель: Кто назовет женские занятия? Чем заняты были женщины?

(Ответы детей, показ иллюстраций)

Воспитатель: Верно, женщины занимались домашними делами, готовили и стряпали еду. Их называли кухарками или «стряпухами» .

Какие же предметы были нужны для кухни?

(Ответы детей, показ иллюстраций)

Воспитатель: Кто вспомнит, чем занимались молодые девушки? Что они умели делать?

(Ответы детей, показ иллюстраций)

Воспитатель: Правильно, все девушки умели прясть, вышивать.

Они собирались на посиделках и там рукодельничали. У каждой девушки был свой мочесник – овальная коробка для ниток, клубков пряжи, веретена – обязательная принадлежность рукодельницы. Интересно, что в старину росписями во многих губерниях занимались только мужчины. Расписывалась готовая коробка на коленях. Графические черные линии проводили глухариным пером. И вот на веселые посиделки приходили девушки с расписными мочесниками, готовить себе приданое.

Какие предметы были им необходимы?

(Ответы детей, показ иллюстраций)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте поиграем в русскую народную игру «Арина» , в которую было принято играть во время обрядового праздника «Масленица» . Прежде, чем начать, нужно выбрать водящего «Арину» с помощью считалки:

Катилось яблочко
Вокруг огорода,
Мимо частокола.
Кто его поднимет,

Тот вон выйдет.

Русская народная игра «Арина»

Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза. Все поют:

Долгая Арина, встань выше овина,
Рученьки сложи, чье имя укажи!
Арина ходит, напевая:
Хожу, гуляю вдоль караваю,

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.

Познавательное занятие

«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»

Программное содержание: Рассказать детям о значении прялки в русском крестьянском быте. Познакомить с обрядовым праздником – Вербное воскресенье (рассказ бабушки) . Дать представление о частях прялки: стояк, гребень, лопаска, кудель, донца.

Материал к занятию: Иллюстрации прялок с росписями из коллекции Государственного Русского музея, веточки вербы, деревянная прялка, иллюстрации пряхи, мотовила, веретена, маска чудовища.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций прялок, разучивание народной игры «Ерыкалище» , считалок.

Воспитатель: Так повелось на Руси, что ни одно орудие труда не было столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. Прялка была в каждой русской избе. Раньше в крестьянской семье начинали прясть с детства.

Прялка была одним из самых почитаемых предметов в доме. Это не просто работница в доме, но и свадебный подарок. Отец заказывал для своей дочери ко дню свадьбы подарок – прялку – у лучшего деревенского мастера.

Нить на прялке в сказках звалась нитью судьбы. В ее узорочье рассказывалось о радостных событиях в жизни.

Красота форм, узоров и красок радует глаз. Удивляешься мастерству простого человека. Русская прялка состоит из стояка с гребнем и лопаской, к которой прикрепляется кудель, а также донца, на которое садится пряха. Для скручивания нити пряха использовала веретено. Вспомните, ребята, в какой сказке говорится о веретене?

(Ответы детей и показ иллюстраций) .

Воспитатель: Правильно, сказка называется «Спящая красавица» Шарля Перро.

Обязательная принадлежность рукодельницы – мочесник - овальная коробка для ниток, клубков пряжи и веретена.

На посиделках для перемотки и скручивания пряжи девушки использовали мотовило.

Городецкая прялка

Городецкая роспись отличается особой праздничностью, торжественностью, красочностью. Тяга городецких мастеров к красоте заставляла их покрывать свои изделия резьбой и росписью. (Показ иллюстраций) .

Любимый фон художников – желто-лимонный. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями и листьями создает радостное, светлое настроение. Узоры светятся самыми разными оттенками голубого и розового, фиолетового и оранжевого цветов.

Важная часть городецкой росписи – умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками, усиками.

Мезенская прялка

В рисунках мезенской прялки представлены фигуры парного хоровода на весеннем празднике Красная горка.

Большой плакат с изображением такой росписи на лопаске прялки – не только прекрасное украшение зала на празднике, но и подсказка танцорам в хороводе. Панно поменьше с тем же изображением позволит повторить танец дома.

Фон росписи желтый, очерчивание пером черным цветом, заливка красным. (Показ иллюстраций)

Пермогорская прялка

Пермогорские мастера изображали на лопаске прялки радужную птицу Сирин в центре. Это волшебная птица-дева приносила в дом счастье и оберегала хозяйку. (Показ иллюстраций) .

Рассказ бабушки (Валентина Васильевна) : Проходите, детки милые, да рассаживайтесь поудобнее! А я расскажу вам про эти веточки. (Показывает вербу) . Уже догадались, с какого они дерева? (Ответы детей) .

Бабушка: Правильно, с вербы. С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. (Дети прикасаются к веточкам) .

Бабушка: Вот поэтому в Вербное воскресенье ветками, принесенными из церкви, хлестали друг друга, и в первую очередь детей, приговаривая:

Верба, верба, верба хлест,
Верба хлест – бьет до слез.
Верба красна бьет напрасно,
Верба бела бьет за дело,

Верба хлест – бьет до слез!
Не я бью – верба бьет!
Верба хлест – бьет до слез.

Бабушка: Да что я вас все байками кормлю? Любил народ Вербное воскресенье. Было принято устраивать вербные базары или ярмарки с веселыми игрищами и ряжеными. Давайте и мы с вами поиграем.

Проводится игра «Ерыкалище» :

На земле очерчивается круг (можно использовать обруч) . Выбирается водящий – «Ерыкалище» . На него надевают маску страшного чудовища из бумаги. Он становится в круг. Остальные бегают вокруг и напевают:

Эко диво, чудо-юдо,
Морская губа – Ерыкалище!
Эко диво, чудо-юдо,
С горынова дуба,

Морское поганище!

Неожиданно участник, изображающий Ерыкалище, выскакивает из круга и, прыгая на одной ноге, ловит играющих. Кого поймает, уводит в плен (круг) и отдыхает. Его снова дразнят, «Ерыкалище» и пленный, прыгая на одной ноге, ловят оставшихся. Игра продолжается, пока «Ерыкалище» и его пленники не переловят всех.

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам послушать русскую народную песню «Пряха» и посмотреть, как пряха умеет пользоваться веретеном. Мы с вами понаблюдаем, как под умелыми руками из шерсти получается тонкая нить.

(Бабушка показывает)

Познавательное занятие

«Русские народные весенние праздники»

Программное содержание: Познакомить детей с историей возникновения русского народного календарно-обрядового праздника «Красная горка» , приобщать детей к истокам русской культуры.

Материалы и оборудование: Иллюстрации куличей и крашеных яиц, крашеные яички.

Предварительная работа: Разучивание русской народной игры «Прялица» , игры с яйцами.

Воспитатель: самым радостным событием весны была Пасха – главный христианский праздник. Перед ней заканчивался Великий пост. В 2009 году Пасха приходится на 19 апреля. Неделя перед Пасхой называлась страстной в память о последних трагических днях жизни Иисуса Христа. Всю неделю до четверга убирали в доме, дворе, пристройках. Четверг называли «чистым» - все должно было сверкать чистотой. С этого дня начинали готовить ритуальную еду – печь куличи и красить яйца.

(Показ иллюстраций) .

Воспитатель показывает детям крашеное яйцо и говорит:

Ты катись, яичко, да ко думе Господней!

Дай ты людям защиты, и добра дай, и спасу!

Скажите, ребята, что делают с крашеным яичком на Пасху? (Ответы детей)

Воспитатель: На Пасху яичками обмениваются. А зачем это нужно делать? А затем, чтобы только добро и свет приставали к душам нашим, чтобы все плохое, под стать скорлупе, в этот день отстало, а наружу смогло бы проклюнуться все лучшее, что есть в человеке. Обменяйтесь друг с другом яйцами, пожелайте друг другу здоровья, душевной чистоты.

Дети обмениваются яичками.

А еще с яйцами можно играть!

«Катание яиц с горки»

«Бой яйцами»

Играющие произносят:

«Бей яйцом по «медным лбам» !

Воспитатель: Первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели, носит название Красная горка, или Радостное воскресенье (в 2009 году соответственно приходится на 26 апреля) .

Такое название праздника идет из глубины веков. В древние времена горы из-за своей приближенности к небу – обители богов – являлись местом свершения обрядов. В этот день наши далекие предки зажигали на горках священные костры в честь бога солнца Дажьбога. В этот день проводится древний обряд «заклинания весны» , имевший целью привязать к красной девице полюбившегося ей добра молодца на долгие годы.

Красная горка – время смотрин невест. Поэтому Красная горка называется еще «девичьим праздником» . В этот день все девки наряжались, ведь женихи будут себе невест выбирать. Молодежь водила хороводы, пела, веселилась. Этот день считался счастливым для вступающих в брак, поэтому шло сватовство, устраивались свадьбы.

Считалось дурной приметой, если парень или девушка просидят в этот день дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую, а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за последнего мужичонку-замухрышку.

«Прялица» .

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених» . Играющие ходят по кругу, приговаривая:

Прялица, кокорица моя.
С горя выброшу на улицу тебя;
Стану прясть да попрядывать,
На беседушку поглядывать.

После этих слов «жених» выбирает себе «невесту» , целует ее. Игра продолжается.

Глава 2. Продуктивная деятельность детей

Занятие по рисованию

«Пермогорская прялочка»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с росписью Русского Севера и радужной птицей Сирин, с другими видами росписей, упражнять в рисовании птиц, закрепить части прялки, развивать творческие способности.

Материалы и оборудование: Лопаски прялок из гофрированного картона, покрытых эмульсионной краской, иллюстрации прялок, макет прялки, образец росписи Пермогорской лопаски прялки, краски, стаканчики, кисти беличьи №1 и №3, подставки, салфетки, черные фломастеры на каждого.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций прялок, разучивание русской народной игры «Краской» , считалок, рисование птиц, цветов и листьев разными приемами.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы будем расписывать лопаски прялки. Но, сначала рассмотрим внимательно макет прялки. Назовите основные части прялки и покажите.

(Дети называют и показывают) .

Воспитатель: Да, действительно, женщина ставила прялку на лавочку. Садилась на донце. Привязывала кудель (овечья шерсть, свернутая рулоном) , который крепила к стояку с гребнем и лопаской.

Воспитатель: Теперь рассмотрим образец Пермогорской лопаски. В центре лопаски расположен желтый круг, который символизирует солнце. Края солнца украшены веселым узором «бегунком» , похожими на лучики. А что за фигурка птицы в центре?

(Ответы детей) .

Воспитатель: Верно, это радужная птица Сирин, которая оберегала хозяйку и приносила в дом счастье. Корона девы-птицы расписана полосками в три цвета: желтый, красный, зеленый. Вокруг солнышка нарисованы красные цветы, красные ягодки и зеленые листики. Фигурка птицы выделена черным фломастером.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в русскую народную игру «Краской» . Для начала выберем «матку» , «ангела» , «черта» при помощи считалки:

Месяц-заяц
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто возьмет –

Вон пойдет!

Русская народная игра «Краской»

Играющие избирают «матку» , «ангела» , и «черта» . Сами становятся в ряд, в конце ряда – «матка» .

Всем играющим даются имена – названия какой-либо краски: красная, зеленая и т.д. «Ангел» ходит с одной стороны, «черт» - с другой.

«Ангел» произносит:

Стук, стук под окном.

«Матка» спрашивает:

Кто тут? Пошто пришел?

За краской.

За какой?

За белой.

Названный выходит и становится на сторону «ангела» . «Черт» со своей стороны также стучит под окном и на вопрос «кто тут?» отвечает:

Я – черт с рогами, с горячими пирогами.

Затем также называет краску.

Когда играющие разделятся на две команды, они перетягиваются на палке: на чьей стороне силы больше: на стороне «ангела» или «черта» .

Воспитатель: Теперь давайте подумаем, с чего начнем расписывать лопаску? (Ответы детей) .

Воспитатель: Правильно, в первую очередь, раскрасим солнышко. Затем узор «бегунок» по краю солнца и на гребне лопаски, нарисуем цветы и ягодки, которые находятся за кругом. После того, как солнышко высохнет, мы нарисуем птицу Сирин черным фломастером, а листочки с ягодками красками. Давайте повторим последовательность нашей работы.

(Дети повторяют) .

Звучит релаксационная музыка «Пение птиц» , дети рисуют.

Воспитатель: Какие замечательные лопаски прялок у вас получились. Настоящий оберег для хозяйки.

Коллективная работа

«Роспись макета прялки»

Программное содержание: систематизировать знания детей о видах росписи, быте русского народа. Упражнять детей в различных приемах рисования – примакивание, концом кисти, тычком, пользоваться палитрой, гуашью. Продолжать накапливать у детей опыт практических действий. Развивать творческую инициативность. Воспитывать аккуратность, дружеские взаимоотношения, коммуникативные навыки.

Оборудование и материалы: деревянный макет прялки, покрытый эмульсионной краской, иллюстрации прялок, лопасок, элементов росписи, гуашь, палитра, кисти беличьи №3 и №5, тычки, фломастеры, стаканчики, салфетки, аудиозапись русских народных песен.

Предварительная работа: Рисование цветов, листьев, других элементов росписи (геометрические элементы, узоры «бегунок» ) , птиц, ягод, разучивание народной игры «Чепуха» , считалок.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы в музее «Русской избы» будем расписывать макет прялки. Какими приемами можно расписывать? (Ответы детей) .

Правильно, можно пользоваться кистями, тычком. Мелкие листья рисуем «примакиванием» , крупные очерчиваем концом кисти №3 и закрашиваем всей поверхностью. Обычно у прялок расписывали только стояк с лопаской. Но вы можете проявить свою фантазию и придумать узор для донца.

Что бы вы хотели изобразить на донце? (Ответы детей) .

Конечно, любые цветы, витиеватые зеленые листочки, геометрические узоры в круге. Прежде, чем мы начнем рисовать, нужно определить алгоритм нашей работы. С чего начнем? (Ответы детей) .

Верно, в первую очередь, необходимо сделать фон. Пусть он у нашей прялки будет желтого цвета. Пока двое будут тычком закрашивать фон, остальные расписывают донце прялки. Приступаем к работе.

Во время работы звучат русские народные мелодии.

Воспитатель: Молодцы, хорошо поработали! Посмотрите, какая яркая и красивая получилась наша прялочка. А сейчас давайте отдохнем и поиграем в русскую народную игру «Чепуха» . С помощью считалки выберем водящего:

Раз, два, три, четыре.
Меня грамоте учили.
Пять, шесть, семь.
Покосился пень.

Он, Додон,

Выйдет от нас вон!

После выбора водящего, каждый играющий загадывает какой-либо предмет из утвари «Русской избы» . Водящий каждому задает вопрос, предполагающий действие, которое могло случиться с загаданным предметом:

Чем ты сегодня умывался?

На чем летал?

На метле.

Что ты утром съел?

Чугунок.

Чем кашу ел?

Кочергой.

Тот играющий, чей ответ в большей степени соответствует вопросу, становится водящим. Нельзя повторять один и тот же вопрос.

Глава 3. Презентация – развлечение «Красная горка»

Действующие лица

Отец. Петров Александр Владимирович

Мать. Петрова Алина Александровна

Варвара. Куликова Люда

Машенька. Петрова Маша

Первая девушка. Симакова Камила

Вторая девушка. Ксенофонтова Вероника

Третья девушка. Белоклокова Саша

Первый парень. Панков Павел

Второй парень. Шумаков Глеб

Ваня. Портов Ярослав

Баба Яга. Анненкова Светлана Юрьевна

Домовенок Кузя. Филатова Ольга Павловна

Дети, зрители.

Атрибуты и декорации

«Русская печь» , прялка с куделем (презентация) , дрова, чугунок, крашеные яйца, «горелые» пирожки, маска-солнце, клубок шерсти, румяные пирожки (угощение) , соломенное чучело, макет избы, стол, лавки, самовар, половички.

Комната в избе. Варвара лежит на печи, а Машенька прядет пряжу на прялке. Отец приносит дрова, а мать – чугунок с молоком. Звучит мелодия русской народной песни. Входят девчата.

Первая девушка. Хозяева, пироги-то поставили?

Мать. Да, да, поставили. Знаем, знаем, что молодежь в гости придет, праздновать Красную горку.

Вторая девушка. А где у вас Варвара-то?

Отец. Да все на печи лежит. Пошли бы, разбудили ее.

Мать. Вставай, Варенька, гляди, девчата пришли. Аль забыла, что парни в этот день невест выбирают? Смотри-ка, как девчата все нарядились!

Варвара, потягиваясь, встает с печи.

Варвара. Ой, как мне не хочется вставать. Мамка, одень меня. Папка, обуй мне лапти.

Мать одевает дочку, нарумянивает ей щеки, наводит брови. Отец обувает ее. Девчата со смехом хвалят Варварину красоту.

Варвара (матери) . Нет ли у тебя пирожков горяченьких?

Мать. Не поспели еще.

Варвара. Тогда яйцо давай.

Третья девушка. А у нас яйца на игры припасены.

Отец. Девчата, я вам горку сделал, пойдите-ка, покатайте яички.

Проводятся русские народные игры с яйцами.

«Чье яйцо дольше покрутится?»

Играющие раскручивают яйца. Победитель тот, у кого дольше всех крутится яйцо.

«Катание яиц с горки»

«Бой яйцами»

Играющие произносят: «Раз, два, три! Мое яйцо окрепни!» Бьются яйцами: яйцо об яйцо. Чье яйцо разобьется или даст трещину, выбывает из игры.

«Бей яйцом по «медным лбам» !

Водящий должен разбить яйцо о лоб играющих, а они стараются убежать от водящего.

Входят парни.

Первый парень. Девица-красавица,

Выходи на крыльцо,
Выноси красное яйцо!
А не вынесешь яйцо –
Разломаем все крыльцо!

Отец. Девчата, хватай пасхальные яйца, а то парни отнимут.

Девушки прячутся.

Второй парень. Что попрятались, девчата, а ну, вылезайте!

Мать. По избе парни ходят.

Они ходят, гуляют,

Девок выбирают.

Один из парней – Ваня – подходит к девушкам.

Ваня. Распожалуйте, девчата,

С нами поиграть!

Парни и девушки водят хоровод, поют песню «В хороводе были мы» . В конце песни Ваня выбирает Варвару, целует ее и проводит по избе.

А ну-ка, девица красная, покажи свое умение.
Варвара. Сейчас покажу. (Печет пироги.) А вот и уменье мое.
Все смеются над ее горелыми пирогами.
Ваня. Этот пирог только корове в хлев.

Варвара. Да ну вас, пойду лучше на печи полежу.

Мать. Да ты что, дочка, разве не знаешь, что грех сегодня на печи лежать – вовсе замуж не выйдешь. А если выйдешь, то за какого-нибудь последнего мужичонку-замухрышку.

Отец. Давай лучше солнышко закликать да веселье начинать.

Проводится русская народная игра «Солнышко-ведрышко» :

Выбирают водящего – «солнце» . Остальные дети – «спящие» . Они поют:

Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна – милее.

На две первые строчки песенки играющие идут хороводом. На следующие две – поворачиваются друг к другу лицом и делают поклон. Затем подходят ближе к «солнцу» . Оно говорит: «Горячо» , затем догоняет детей. «Солнце» , догнав «спящего» , дотрагивается до него. Он «просыпается» (выбывает из игры) .

В окошке появляется Баба Яга.

Баба Яга. Эй, не у вас ли мой домовенок Кузенька?

Отец. Да мы ничего не слышим, заходи к нам.

Баба Яга заходит в избу.

Отец. Проходи, бабусенька, проходи, родненькая.

Баба Яга. Да у меня родни – только лапти одни. Эй, топни нога, да притопни друга. Ты не стой на пути, коли жизнь дорога. Не мешай мне Кузьку искать. Сорока сказала, что он в вашей избе живет.

Отец. Ну что ты, бабушка, успокойся. Мы его не видели, давай поищем вместе.

Ищут, зовут Кузю. Кузя с печки издает звуки, напоминающие крики филина.

Баба Яга. Кузенька, не пугай нас, покажись нам, мой яхонтовый. Чего у чужих людей делать тебе?

Кузя. Ой беда, беда, огорчение! А вот и я.

Баба Яга. Кузенька, пойдем со мной, я крендельков напекла, пирожков.

Кузя. Не пойду! Не хочу твоих крендельков, хочу булочек «жаворонушек» .

Баба Яга. Пойдем со мной. Коль хочешь «жаворонушек» , так испеку.

Кузя. Не хочу уходить! Мне здесь весело: песни поют, в игры играют. И я хочу с ними играть.

Баба Яга. Ребятки, поиграйте с Кузей.

Проводится русская народная игра «Огородник и воробей» .

Выбираются «огородник» и «воробей» . Остальные образуют круг, берутся за руки. «Огородник» поет:

Эй, воробей, не клюй конопель,
Ни моих, ни своих, ни соседовых.
Я за ту коноплю тебе ножку перебью.

«Огородник» бежит ловить «воробья» . Дети «воробья в круг впускают и выпускают, а «огородник» может ловить его только за кругом. Поймав «воробья» , «огородник» меняется с ним местами или выбираются новые водящие.

Кузя. Ой, как весело! Останусь-ка я лучше в этой избе.

Баба Яга пытается силой утащить Кузю, но Ваня его не пускает. А дети начинают Бабу Ягу дразнить.

Проводится русская народная игра «Баба Яга» .

Водящий – Баба Яга – находится с завязанными глазами в центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заходя в него. Один из играющих произносит:

В темном лесу избушка
Стоит задом-наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет.

У нее глаза большие,
Дыбом волосы стоят.
Ух и страшная какая,
Наша Бабушка Яга!

На последнем слове играющие входят в круг и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-либо поймать. Пойманный становится Бабой Ягой.

В конце игры Баба Яга уходит одна, оставив Кузю.

Кузя (Ване) . А ты, Ванюха, себе невесту так и не выбрал?

Ваня. Ленива уж больно попалась.

Мать. Ваня, а у нас еще одна невеста есть, смотри, какая красавица. (Показыает Машеньку.)

Ваня. Что ты умеешь делать? Покажи свое умение.

Машенька садится за прялку и прядет шерсть. Затем показывает готовый клубок шерсти.

Мать. Умница, дочка.

Ваня. Что еще ты умеешь делать?

Машенька печет пироги.

Мать. Ты просто умница, дочка. К празднику калачей да пирогов напекла.

Машенька. А вот и уменье мое.

(Показывает клубок шерсти и пирожки.)

Ваня. Как тонка и ровна нить в клубке, просто чудо!

А эти пироги только на праздничный стол!

Детям раздают угощение.

Отец. Аль забыли, что на Красную горку соломенное чучело делают? Вот и я смастерил его. Айда на горку чучело сжигать да в игры играть.

Все уходят.

Список используемой литературы

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова, О. А. Маркеева и др. – СПб: «Детство-Пресс» , 1999. – 384 с.
  2. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера» , 1999. – 128 с.
  3. Ищук В. В., Нагибина М. И. Народные праздники / Художник В. Х. Янаев. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000.
  4. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
  5. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224с. – (Растим патриотов России) .
  6. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 304 с.: ил.