» » Роль гормонов в обменных процессах план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему. Пища, способствующая установлению равновесия сахара в крови Гормоны и их свойства

Роль гормонов в обменных процессах план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему. Пища, способствующая установлению равновесия сахара в крови Гормоны и их свойства

Прежде чем мы приступим к советам о том, как сбалансировать уровень сахара в крови, мне бы хотелось рассмотреть некоторые основные понятия, касающиеся сахара в крови, которые я буду использовать в данной статье.

Сахар в крови/глюкоза в крови – глюкоза – это разновидность сахара, находящегося в нашем кровотоке. Глюкоза – это предпочтительный источник энергии для организма.

Инсулин – поджелудочная железа выделяет инсулин – гормон, который перемещает глюкозу из крови в клетки тела. Он стучит в клетку и говорит: «Открывайте, у меня есть глюкоза, которую мне нужно убрать из кровотока, поэтому берите ее и используйте как источник энергии».

Инсулиновая резистентность – когда мы потребляем большое количество рафинированных углеводов с небольшим количество жиров и белков, уровень сахара у нас в крови резко повышается, и поджелудочная железа лихорадочно пытается компенсировать секрецию инсулина. Эта гиперкомпенсация инсулина в конечном итоге вызывает инсулиновую резистентность, которая приводит к сахарному диабету 2 типа, если продолжает сохраняться нездоровый рацион. Однако есть положительный момент – это можно повернуть вспять с помощью здорового питания, которое сбалансирует уровень сахара у Вас в крови.

Гликоген – глюкоза, которая не попадает в клетки тела, переносится в печень, где превращается в гликоген. Это разновидность накапливаемого сахара, которая расщепляется, чтобы стабилизировать низкий уровень содержания сахара в крови между приемами пищи и ночью. Организму полезно накапливать гликоген, но стрессы и гормональная дисфункция исчерпывают нашу способность накапливать гликоген, и это может способствовать дисбалансу уровня сахара в крови.

Гипергликемия – гипергликемия – это термин для высокого уровня содержания сахара в крови . Нормально, когда после приема пищи происходит подъем уровня сахара, но хронически высокий уровень сахара в крови вызывает серьезные проблемы со здоровьем.

Гипогликемия – гипогликемия – это низкий уровень сахара в крови . Гликоген – сахар, накапливаемый в печени – отвечает за подъем уровня сахара в крови между приемами пищи и должен предотвращать гипогликемию. Однако стресс и гормональный дисбаланс снижают способность организма хранить гликоген. Гипогликемия также может возникнуть после приема пищи с высоким содержанием углеводом и низким содержанием жиров, когда излишний инсулин поставляет слишком много сахара в клетки.

Сбалансируйте уровень сахара в крови, станьте здоровыми!

У большинства людей дисбаланс уровня сахара в крови может быть легко устранен, но они даже не подозревают, что это – существенный фактор, способствующий возникновению у них проблем со здоровьем и отсутствию энергии. Если Вы постоянно чувствуете усталость, то высока вероятность, что к этому имеет отношение уровень сахара у Вас в крови. Со временем дисбаланс уровня сахара в крови может привести к таким серьезным заболеваниям, как сахарный диабет 2 типа.

Симптомы дисбаланса уровня сахара в крови включают в себя:

Чувство усталости

Тягу к определенному виду пищи

Головные боли

Переменчивость настроения

И тревожность

Причины дисбаланса уровня сахара в крови:

Нездоровое питание (обработанные продукты, добавленный сахар и простые углеводы)

Сахарный диабет I и II типа

Дисфункция поджелудочной железы

Грибок кандида

Уровень сахара в крови становится несбалансированным, когда в Вашем рационе слишком велико содержание различных видов сахара, который быстро попадает в кровь и может вызывать резкие смены настроения из-за экстремального повышения уровня глюкозы в крови. Сладкие продукты, особенно обработанные, которые содержат огромное количество добавленного сахара, вызывают у Вас прилив энергии из-за сахара, за которым следует спад также благодаря сахару.

Вот сценарий, к которому мы стремимся, когда принимаем меры, чтобы естественным образом сбалансировать уровень сахара в крови:

Когда мы употребляем полезные источники углеводов с большим содержанием полезных жиров и белков, глюкоза из этой еды попадает в кровь медленно, и поджелудочная железа реагирует выделением дозированного количества инсулина .

Инсулин переносит надлежащее количество глюкозы в клетки, и она используется для энергии. Отсутствует избыточный инсулин, движущийся по кровотоку и вызывающий раздражение .

Мы избегаем «всплесков энергии из-за сахара» и «падений уровня энергии из-за сахара» в течение дня. Мы спокойно можем провести 3 часа или больше между приемами пищи, не ощущая тяги к сладкому и не чувствуя слабости, раздражительности или усталости.

Дисбаланс уровня сахара в крови может вызвать раздражение и колебания настроения, устойчивый уровень сахара в крови уменьшает раздражение и помогает сбалансировать гормоны.

Поскольку устойчивый уровень сахара в крови означает отсутствие тяги к сладкому или углеводам, даже неподатливый вес начинает таять благодаря сбалансированному уровню сахара в крови.

Готовы естественным образом сбалансировать уровень сахара в крови? Давайте начнем!

1. Сбалансируйте уровень сахара в крови с помощью большого количества полезных жиров

Каждый раз, когда мы съедаем что-то, являющееся источником углеводов, это должно сопровождаться качественным источником жиров. Жиры замедляют всасывание глюкозы в кровь и предотвращают приливы и спады энергии из-за сахара. От этого мы дольше чувствуем сытость, потому можем добиться здорового веса или сохранить его.

Что происходит, когда мы пытаемся придерживаться диеты с низким содержанием жиров? Во-первых, мы заменяем жиры в нашей еде сахаром и рафинированными углеводами, поскольку удаление жиров из питания также удаляет приятный вкус и влагу. Во-вторых, мы испытываем тягу к сладкому и постоянный голод. Это обусловлено тем, что жиры дают чувство сытости и удовлетворения после приема пищи, в то время как углеводы сами по себе не оказывают такого воздействия.

Когда дело касается выбора жиров, игнорируйте то, что производится на заводах. Кукурузное масло, соевое масло, сафлоровое масло, подсолнечное масло и маргарин являются в высшей степени обработанными и могут вызвать воспалительные процессы в организме. Как показывает опыт, лучше использовать те жиры, которые позволяли Вашим предкам 10,000 (и даже 100,000 лет назад!) процветать. Это включает в себя жиры от травоядных животных, такие как сливочное масло, гхи, яичные желтки, и животный жир. Кокосовое масло и оливковое масло тоже являются прекрасным вариантом.

2. Не ешьте постоянно /не перекусывайте, чтобы сбалансировать уровень сахара в крови

Как часто Вы слышали «Лучше всего есть небольшие порции, но часто, чтобы сбалансировать уровень сахара в крови»? Это спорный вопрос. Многие исследователи питания, которых я очень уважаю, включая Сару Бэллентайн, написавшую книгу The Paleo Approach (Палео-подход) , считают, что лучше перейти к бо льшим порциям и реже принимать пищу, чтобы помочь регулировать гормоны голода. Собственно говоря, у нас нет доказательств на основе научных исследований, чтобы утверждать, что частый прием небольших порций еды улучшает здоровье.

Принимая во внимание вышесказанное, я полагаю, что, возможно, необходимо медленно переходить к менее частым приемам пищи, если Вы страдаете от надпочечниковой недостаточности, хронического утомления, аутоиммунных болезней, воспалений и/или нарушений пищеварения. Хорошая отправная точка – это 3-4 плотных приема пищи в день, если Вы привыкли перекусывать на протяжении дня. Периодическое голодание может быть полезным, но по моему опыту, не тогда, когда баланс уровня сахара в крови серьезно нарушен. Tем не менее между ужином и завтраком лучше выдержать минимум 12 часов.

3. Всегда завтракайте для достижения сбалансированного уровня сахара в крови

На основании вышесказанного можно понять, обычно завтрак – это важная часть дня для баланса уровня сахара в крови. Если Вы не голодны во время завтрака, но позже в течение дня испытываете сильный голод и в конце концов переедаете, то Вам необходимо приучить свой организм «заправляться» по утрам. Если Вы не голодны во время завтрака, имеете нормальный вес и нормальный аппетит на протяжении остального дня и не переедаете, то не заставляйте себя съедать завтрак. Завтрак весьма важен, только если Вам необходимо сбалансировать уровень сахара в крови и гормоны стресса.

Завтрак должен включать в себя здоровый источник белка, источник жира и источник углеводов (например, целый фрукт или половинка сладкого картофеля).

Завтрак с белками, по мнению эксперта Криса Крессера, высказанному в книге Your Personal Paleo Code (Ваш личный палео-код) , оказывает стабилизирующее влияние на уровень сахара в крови на протяжении всего оставшегося дня.

4. Белок необходим для баланса уровня сахара в крови

Качественные жиры замедляют всасывание глюкозы в кровь, давая чувство сытости и удовлетворения. Белки помогают клеткам поглощать сахар, чтобы Ваше тело использовало его для энергии. И, конечно, углеводы обеспечивают Ваш организм предпочтительным источником «топлива» – глюкозой.

Видите, как эти три макроэлемента – жиры, белки и углеводы – замечательно работают вместе?

Мы сталкиваемся с трудностями, когда употребляем макроэлементы низкого качества и/или употребляем их несоразмерно. Слишком много белков без полезных жиров, например, могут уменьшить усвоение растворимых в жире витаминов A и D. Употребляйте здоровые источники белков, углеводов и жиров при каждом приеме пищи, чтобы сбалансировать уровень сахара в крови.

5. Попытайтесь на несколько недель отказаться от зерновых, чтобы сбалансировать уровень сахара в крови

Безглютеновая – это новая диета, но ее не всегда достаточно. Я глубоко уверена, что безглютеновая диета – это всегда хороший вариант, по крайней мере на некоторое время по причине генетического состава современной пшеницы и методов обработки пшеницы. Однако безглютеновая диета не становится автоматически здоровой диетой, поскольку в нее часто входят ингредиенты, вызывающие раздражение, такие как растительные масла, соя, рафинированный сахар и другие зерновые.

Эти продукты подрывают Ваш баланс уровня сахара в крови двумя способами: во-первых, они вызывают раздражение, поддерживающее высокий уровень сахара в крови. Во-вторых, зерновые и рафинированный сахар резко повышают у Вас уровень сахара в крови до опасных пределов. Термин «полезные цельные злаки» – это оксюморон. Хотя зерновые завтраки похваляются «низким содержанием жиров!» и «высоким содержанием клетчатки!», все равно они наносят ущерб уровню сахара в крови и способствуют появлению дисбаланса. Предполагается, что зерновые продукты должны быть «сложными углеводами», следовательно, должны выделять глюкозу медленно, но многие зерновые продукты быстро вызывают всплеск сахара в крови и многим причиняют больше вреда, чем пользы.

Кроме того, употребление зерновых закрепляет мальабсорбцию углеводов. Это происходит потому, что крахмал из зерновых повреждает ворсинки и микроворсинки в тонком кишечнике – пальцевидные выросты, ответственные за всасывание питательных веществ. Как сказано в книге The Gut and Psychology Syndrome (Синдром кишечника и психологии) , это создает проницаемую слизистую оболочку кишечника и способствует чрезмерному росту болезнетворных бактерий. Оба этих фактора вредят Вашему балансу уровня сахара в крови, провоцируя тягу к сладкомy. Попробуйте получать углеводы из корнеплодов и фруктов в течение 2 недель и посмотрите, как улучшится ситуация с уровнем сахара в крови и симптомами нарушения пищеварения. Через 2 недели Вы можете вновь ввести некоторые цельные злаки, такие как гречка и киноа, но все же сведите к минимуму выпечку (включая безглютеновую).

6. Оказывайте предпочтение корнеплодам, бобовым и фруктам в качестве углеводов, чтобы сбалансировать уровень сахара в крови.

Вместо того, чтобы получать углеводы из зерновых, выбирайте полезные углеводы из свежих цельных фруктов, бобовых и корнеплодов. Эти углеводы не поддерживают раздражение или кишечные поражения, как это делают зерновые. Наслаждайтесь свежими фруктами по сезону, а также различными замороженными фруктами. Сладкий картофель, морковь, сельдерей, свекла и прочие корнеплоды дают богатый питательными веществами источник полезных углеводов. Помните, чтобы сбалансировать уровень сахара в крови, наслаждайтесь фруктами и корнеплодами вместе с полезными жирами и белками.

8. Придавайте особое значение качеству сна

Недосыпание наносит серьезный ущерб уровню сахара в крови. Однако хорошо то, что улучшение привычек, связанных со сном, имеет большое значение для обеспечения здорового уровня сахара в крови. Недосыпание влияет на уровень сахара в крови многочисленными способами. В одном исследовании страдающие недосыпанием участники испытывают уменьшение концентрации кортизола, которое в 6 раз ниже обычного. Повышенные вечерние уровни кортизола связаны с инсулиновой резистентностью.

Ненормальный сон также радикально снижает толерантность к глюкозе (усложняя для клеток поглощение глюкозы, создавая более высокий уровень сахара в крови). Это открытие настолько значительно, что исследователи сделали вывод, что «ограничение сна в течение менее 1 недели может привести к состоянию, предшествующему диабету, у молодых здоровых испытуемых» .

10. Используйте глюкометр, чтобы сбалансировать уровень сахара в крови.

Мы можем получать подсказки об уровне сахара в крови от своего организма. Например, если Вы чувствуете слабость или раздражительность между приемами пищи, это указывает на гипогликемию (низкий уровень сахара в крови). Если Вы перевозбуждены после приема пищи или перекуса с большим количеством углеводов и низким содержанием жиров, это указывает на гипергликемию. Принимая во внимание вышесказанное, единственный способ правильно понять уровень сахара у себя в крови – это использовать глюкометр. Этот прибор довольно доступен и прост, а повторные траты распространяются только на тест-полоски. Весь смысл в том, чтобы компенсации при приеме пище способствовали балансу уровня сахара в крови. Если уровень сахара у Вас в крови слишком высок, увеличьте количество полезных жиров в своей пище и сократите количество углеводов (помните, фрукты, бобовые и корнеплоды – лучшие углеводы!). Если уровень сахара у Вас в крови слишком низок между приемами пищи, рассмотрите возможность увеличения количества углеводов в рационе и, пожалуй, добавьте перекус.

Несколько недель назад я и девушки из

Дата создания: 2015/02/16

Любому человеку приходится постоянно регулировать физиологические процессы в соответствии с собственными потребностями и изменениями окружающей среды. В морозную погоду человек борется с холодом, а входя в теплое помещение – с перегревом организма. Во время обеда значительно усиливается работа органов пищеварения. Бег на лыжах требует усиленной работы мышц ног, а при решении трудной математической задачи необходимо повысить работоспособность мозга. Зато когда человек приляжет отдохнуть, большинство органов и тканей снижает свою активность. Для осуществления этой постоянной регуляции физиологических процессов используются 2 механизма: гуморальный и нервный.

Гуморальная регуляция физиологических процессов (от лат. «гумор» - жидкость) осуществляется с помощью химических веществ, которые поступают из различных органов и тканей тела в кровь и разносятся ею по всему организму. Преимущество этого способа регуляции функций состоит в том, что химические вещества доставляются ко всем тканям и органам тела. Однако распространяются они относительно медленно и по пути частично разрушаются или выводятся из организма.

Гуморальная регуляция является древней формой взаимодействия клеток и органов. Она имеет особенно большое значение для низших организмов. В процессе эволюции животных, по мере усложнения их нервной системы, гуморальная регуляция постепенно дополнялась более совершенными механизмами нервной регуляции.

Нервная регуляция физиологических процессов заключается во взаимодействии органов тела с помощью нервной системы. Нервные влияния всегда предназначаются определенным органам и тканям и распространяются в сотни или тысячи раз быстрее доставки к ним химических веществ.

Нервный и гуморальный способы регуляции функций тесно связаны между собой. На деятельность нервной системы постоянно оказывают влияние переносимые с током крови химические вещества. Однако само образование большинства химических веществ и выделение их в кровь находятся под постоянным контролем нервной системы. Поэтому регуляция физиологических функций в организме не может осуществляться ни чисто нервным, ни исключительно гуморальным путем, а всегда является единым нервно-гуморальным способом регуляции.

Отдельные группы клеток, органы и системы органов взаимно влияют друг на друга и обеспечивают важнейшее свойство организма – саморегуляцию всех его физиологических процессов. Например, известно, что частота сокращений сердца зависит от содержания в крови кислорода, который необходим для нормальной работы клеток. Больше всего нуждаются в кислороде нервные клетки головного мозга и мышечные клетки сердца. Как только концентрация кислорода в крови снижается (например, в душном помещении), специальные чувствительные клетки в стенках кровеносных сосудов посылают в мозг нервные сигналы. По нервам, идущим от мозга к сердцу, направляется команда. В результате этого сердце начинает учащенно биться и быстрее проталкивает кровь к сосудам. Значит, к клеткам и тканям поступает больше крови и они получат необходимое для работы количество кислорода. Только надежность процессов саморегуляции обеспечивает поддержание постоянства химического состава и физико-математических свойств клеток тела. Без этого невозможно нормальное существование и даже жизнь организма

Эндокринный аппарат человека

Регуляцию всех жизненно важных функций организма обеспечивают эндокринный аппарат и нервная система. Ни один процесс в организме не совершается без их участия. Эндокринная и нервная системы неразрывно связаны между собой и при нарушении их функций происходят выраженные расстройства в организме. Эндокринный аппарат состоит из желёз внутренней секреции, характерной особенностью которых является отсутствие выводных протоков, поэтому вырабатываемые ими вещества выделяются непосредственно в кровь и лимфу. Процесс выделения этих веществ во внутреннюю среду организма получил название внутренней, или эндокринной секреции (от греч.слов «эндон»-внутри, «крино»-выделяю).

Наука, изучающая строение, функции и нарушения деятельности желёз внутренней секреции получила название эндокринологии.

В эндокринный аппарат (систему) входят гипоталамус (подбугорье) – часть ЦНС, гипофиз, шишковидное тело (эпифиз), щитовидная, паращитовидные железы, вилочковая, поджелудочная железы, надпочечники, яичники.

Железы внутренней секреции, составляющие эндокринный аппарат человека, различны по величине, форме и расположены в различных частях тела, общим для них является выделение гормонов.

Гормоны и их свойства

Гормоны – это биологически активные вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции.

Главное свойство гормонов заключается в том, что они действуют на определенные органы или клетки в ничтожно малых количествах. Органы, на которые действуют гормоны, называют органами-адресатами данного гормона или органами-мишенями.

Другое свойство гормонов заключается в том, что после своего действия гормон разрушается. Благодаря этому создаётся возможность для следующих гормональных воздействий. Если бы предшествующие порции гормонов не разрушались, последующие не могли бы действовать. Но если гормоны непрерывно разрушаются, то они должны непрерывно вырабатываться в течение всей жизни, что и происходит в здоровом организме. Изменение активности желез внутренней секреции и нарушение их функций приводит к серьёзным расстройствам

Выделение гормонов контролируется гуморальной регуляцией. Но очень часто употребляют понятие нервно-гуморальная регуляция. Что же это такое? Дело в том, что нервный и гуморальный способы регуляции функций нашего организма тесно взаимосвязаны: нервная система управляет работой желез внутренней секреции, а те, в свою очередь, с помощью выделяемых гормонов влияют на воспринимающие нервные окончания и нервные центры.

Нарушения нервно-гуморальной регуляции, признаки, профилактика

Гормон роста. Всемирной организацией здравоохранения принято считать, что средний рост женщин составляет 160 см, а мужчин 170 см. Человек ниже 140 см или 195см считается либо очень низким, либо очень высоким.

Известно, что римский император МАКСИМИЛИАН имел рост 2,5 м, а русский крестьянин Махнов – 2,85 м!!! У женщин наибольший отмеченный рост – 2,35 м.

Некоторые люди имеют рост от нескольких десятков сантиметров (например 60) до 1 м. Египетская карлица (т.е. карлик) АГИБЕ была ростом всего 38 см!!!

Почему наблюдается такая разница в росте людей? Ученые выяснили, что процессом роста ведает ГИПОФИЗ. Эта железка, имеющая форму фасоли, массой около 0,65 г, располагается в костном углублении основания черепа. Она связана с мозгом почти 100 тысячами нервных волокон. Гипофиз вырабатывает до 25 гормонов, один из которых – ГОРМОН РОСТА.

Избыточное выделение гипофизом этого гормона в кровь человека может усилить его рост. При недостатке гормона рост замедляется. Известен случай, когда у девочки в 6 лет прекратился рост. В 9 лет её рост составлял 90 см. Чтобы увеличить её рост, ей вводили гормон роста в течении 9 месяцев. За это время она подросла на 7 см, а в последующие 2 года ещё на 14 см.

Сахарное равновесие в крови

Недостаточное выделение поджелудочной железой гормона инсулина вызывает тяжелую болезнь – ДИАБЕТ.

При этом заболевании поджелудочная железа почти не вырабатывает инсулин. Организм теряет способность усваивать сахар, он накапливается в крови и выводится с мочой. Недостаток инсулина приводит к обезвоживанию тканей и потере воды организмом, что вызывает у больного мучительную жажду. Больной выделяет в сутки от 10 до 30 литров мочи. Содержание сахара в ней может достигать до 5-10 % (в норме моча не содержит сахара). Наблюдается исхудание, иногда, наоборот, ожирение. У диабетиков нарушается обмен жиров и белков. Белки расщепляются не полностью, промежуточные продукты ядовиты и вызывают тяжелое самоотравление организма. Так нарушение нормальной функции поджелудочной железы вызывает глубокие сдвиги обмена веществ.

Как же вернуть её к норме? Знание физиологической основы этих процессов позволяет успешно лечить диабетиков. Прежде всего врач устанавливает правильную диету для больного. Важным средством лечения является введение инсулина. Он тормозит выделение сахара печенью и улучшает усвоение сахара всеми клетками.

Гормон активных действий – адреналин

Надпочечники выделяют в кровь ничтожно малое количество гормона адреналина; 15 г его хватило бы с избытком для всех людей земного шара. В особых, критических состояниях человека – при испуге, возбуждении – количество адреналина может повысится в 1000 раз. Адреналин учащает биение сердца, расширяет сосуды, изменяет кровяное давление, возбуждает нервные центры непроизвольных мышц, готовя таким образом организм к активным действиям.

Тяжелые расстройства развиваются при недостатке гормонов надпочечников.

Нарушение работы надпочечников, вызванное воспалительными процессами, приводит к бронзовой болезни. Эта болезнь была открыта в 1855 году английским врачом Т. Аддисоном.

И.С.Тургенев так описал эту болезнь в рассказе «Живые мощи»: «Я приблизился и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видно – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб пряди желтых волос». При аддисоновой болезни нарушается обмен солей между кровью и тканями тела. Лечат её введением гормонов надпочечников. Удаление надпочечников у животных приводит к их смерти.

Щитовидная железа и ее гормоны

Одно из заболеваний, связанных с нарушением функции щитовидной железы, называется БАЗЕДОВОЙ болезнью. При этом увеличивается щитовидная железа, а следовательно, и клетки, которые выбрасывают гормон. В результате гормон становится ядом для организма, вызывая жестокое отравление нервной системы. Резко увеличивается расход энергии. Поэтому наступает резкое похудение, дрожание рук и другие признаки болезни.

Больному может помочь хирург. После удаления разросшихся тканей щитовидной железы исчезает пучеглазие, понижается нервозность, улучшается работа сердца, прекращается дрожание рук.

Что же произойдет, если в кровь поступит мало гормонов? Признаки болезни будут другими: вялость, апатия, голос становится резким, расход энергии резко падает. Гормон щитовидной железы выделен в чистом виде. При первых признаках, связанных с недостатком этого гормона в крови, врач может предотвратить развитие болезни, вводя его в кровь заболевшего.

Равновесие сахара в крови или сахарный диабет Символ, утвержденный ООН для обозначения диабета. Подготовили ученики 8 «А»: Данилкин Егор, Толстых Александр, Кирилл Ерпылев.

Определение Сахарный диабет (лат. diabetes mellītus) - группа эндокринных заболеваний, развивающихся вследствие абсолютной или относительной (нарушение взаимодействия с клетками-мишенями) недостаточности гормона инсулина, в результате чего развивается гипергликемия - стойкое увеличение содержания глюкозы в крови. Заболевание характеризуется хроническим течением и нарушением всех видов обмена веществ: углеводного, жирового, белкового, минерального и водно-солевого. Кроме человека, данному заболеванию подвержены также некоторые животные, например, кошки и собаки.

Классификации диабета Существует ряд классификаций сахарного диабета по различным признакам. В совокупности они входят в структуру диагноза и позволяют достаточно описать состояние больного диабетом. Этиологическая классификация: Сахарный диабет 1 -го типа. Сахарный диабет 2 -го типа. Гестационный сахарный диабет. Другие формы сахарного диабета.

Сахарный диабет 1 -го типа или «юношеский диабет»: Заболеть диабетом 1 -го типа могут люди любого возраста(деструкция Бета-клеток, ведущая к развитию абсолютной пожизненной инсулиновой недостаточности) Аутоиммунный, в том числе и LADA(Латентный аутоиммунный диабет у взрослых) Идиопатический

Сахарный диабет 2 -го типа - дефект секреции инсулина на фоне инсулинорезистентности. MODY – генетические дефекты функции Бета-клеток В 1999 году Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) были отменены категории «Лица с нормальной массой тела» и «Лица с избыточной массой тела»

Другие типы диабета Генетические дефекты (аномалии) инсулина и /или его рецепторов. Заболевания экзокринной части поджелудочной железы. Эндокринные заболевания (эндокринопатии): синдром Иценко - Кушинга, акромегалия, диффузный токсический зоб, феохромоцитома и другие. Диабет, индуцированный лекарствами. Диабет, индуцированный инфекциями. Необычные формы иммунноопосредованного диабета. Генетические синдромы, сочетающиеся с сахарным диабетом.

Гестационный сахарный диабет Патологическое состояние, характеризующееся гипергликемией, возникающей на фоне беременности у некоторых женщин и обычно спонтанно исчезающее после родов.

Осложнения бывают двух видов: острые и поздние. Острые: Диабетический кетоацидоз Гипогликемия Гиперосмолярная кома Лактацидотическая кома Поздние: Диабетическая ретинопатия Диабетическая микро- и макроангиопатия Диабетическая полинейропатия Диабетическая нефропатия Диабетическая артропатия Диабетическая офтальмопатия Диабетическая энцефалопатия Диабетическая стопа

Лечение В настоящее время лечение сахарного диабета в подавляющем большинстве случаев является симптоматическим и направлено на устранение имеющихся симптомов без устранения причины заболевания, так как эффективного лечения диабета ещё не разработано. Основными задачами врача при лечении сахарного диабета являются: Компенсация углеводного обмена. Профилактика и лечение осложнений. Нормализация массы тела. Обучение пациента

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Урок биологии в 8 классе.

Тема урока: Роль гормонов в обменных процессах.

Цели урока:

  1. Обучающие: показать роль гормонов в обменных процессах организма

человека, познакомить учащихся с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.

  1. Развивающие: способствовать развитию представлений о важности

гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека, развитие умений решать биологические задачи и осуществлять самоконтроль, развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения.

  1. Воспитывающие: воспитывать культуру общения, формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы, способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью, развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение.

Задачи:

Планируемые результаты: учащиеся понимают роль гормонов в обменных процессах организма и меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих гормональные нарушения.

Личная значимость изучаемого для учащегося: при нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к эндокринологу, не заниматься самолечением.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.


Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, заполнение таблицы, решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.

Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.

Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.


Основные понятия урока: железы внутренней секреции, гормоны, гуморальная регуляция.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Источники информации: Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2009. – 287стр; информационные листы (информация взята из «Книги для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» И.Д. Зверев, М., «Просвещение», 1983г), электронная презентация.

Выставление оценок за урок: по усмотрению учителя, самооценка учащихся.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной проблемы.
  4. Поиск решения проблемы.
  5. Первичное закрепление знаний. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога».
  6. Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста.
  7. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Приветствие.

Представление гостей.

  1. Актуализация знаний.

Что из себя представляет эндокринный аппарат?

В чем особенность желез внутренней секреции? Перечислите и покажите их на таблице.

Какую регуляцию осуществляет эндокринный аппарат?

Что такое гормоны?

Какое действие на организм оказывают гормоны?

(На доске открывается тема «Роль гормонов в обменных процессах»).

  1. Постановка учебной проблемы.

Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения:

поднимите руки те, кто боится входить в медицинский кабинет? Что чаще всего происходит с вами?

Поднимите руки те, кто волнуется перед контрольной работой, например по математике? А что чаще всего происходит с вами?

(учащиеся высказывают свои предположения)

Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?

Сформулируйте цель урока. (познакомиться с гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции, показать их роль в обменных процессах)

Дополнительно мы узнаем о нарушениях гуморальной регуляции, т.е. о болезнях эндокринного аппарата и профилактике его нарушений.

Продолжим учиться работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

  1. Поиск решения проблемы.

Пользуясь учебником (с. 50-53) и информационными листами (Приложение 1) подготовьте небольшое сообщение о роли гормонов в обменных процессах. (Время для подготовки – 2 – 3 минуты).

Выступления учащихся (сопровождается слайдовой презентацией), заполнение таблицы: «Роль гормонов в обменных процессах».

Железы

Гормоны

Воздействие на организм

норма

гиперфункция

гипофункция

Гипофиз

Ростовые

Регулируют рост

В молодом возрасте - гигантизм, у взрослых - акромегалия

Задерживают рост - карликовость

Щитовидная

Тироксин

Регулирует обмен веществ.

Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба)

Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность). В молодом возрасте - карликовость и кретинизм

Надпочечники

Адреналин

Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген

Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе

Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает

Поджелудочная железа

Инсулин

Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена

Шок, судороги, потеря сознания

Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче

Половые железы: семенники; яичники

Андрогены

Эстрогены

Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

  1. Первичное закрепление знаний.

Организуется работа в группах.

Сегодня вам предоставляется возможность на мгновение стать врачами-эндокринологами. Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Представьте, что вы ведете прием, и к вам обращаются за помощью больные люди. Определите диагноз и предложите методы лечения. (После предположений учащийся проецируется правильный ответ слайдовой презентации)

Предлагаются истории болезни.

1. Больная жалуется на мучительное сердцебиение, быструю утомляемость, говорит нервно, возбужденно. Выражение лица какое-то странное: не то гневное, не то испуганное. Глаза выпучены, блестят. Щитовидная железа заметно увеличена.

2. До 14 лет я была совершенно здорова. Но вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители мои здоровы. В 13 лет я перенесла воспаление поджелудочной железы – панкреатит.

3. В 25 лет я попал под машину и получил сотрясение мозга. Пролежал 2 месяца и был выписан. Спустя месяц стали мучить сильные головные боли, которые продолжались целый год. За это время увеличились в размерах нос, кисти рук и стопы ног. Это привело меня в больницу.

4. Рост финна Вайне Миллерине 2 м 48 см, а рост карлицы Агибе из Египта – 38 см.

5. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Изо рта постоянно высовывается кончик языка

6. На репродукциях Рубенса изображены женщины. Но на лице: худощавость, бледность, выпуклые глаза. О чем это свидетельствует.

7. Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи»: «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос»


8. Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устает, у него снижается обмен веществ, падает температура тела, волосы становятся редкими, а кожа сухой, желтоватой, возникает одутловатость, появляются отеки.


9. Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально неуравновешен, несмотря на повышенный аппетит быстро худеет; у него неестественно выпучены глаза и нередко увеличена щитовидная железа.

  1. В 1958 г. Сообщалось о смерти самого тяжелого человека, который в 32 года при росте в 180 см имел массу 468 кг. Окружность его талии превышала 3м, а предплечья – 1 м. В детстве Р. Ходжес перенес инфекционное заболевание коклюш. Предположите, чем вызвана такая чудовищная масса этого человека.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

В целом организме нервный и гуморальный механизмы действуют совместно, наиболее быстро и точно работает нервная система управления. Оба механизма регуляции – нервный и гуморальный взаимосвязаны. На состояние нервной системы влияют образующиеся в железах внутренней секреции гормоны. Но функциями эндокринных желез управляет нервная система.

Например, при избытке сахара в крови нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В кровь поступает больше инсулина и излишний сахар под его влиянием откладывается в печени и мышцах в виде гликогена. При интенсивной мышечной работе, усиливается деятельность надпочечников – он способствует превращению гликогена в сахар. Многие эндокринные заболевания развиваются вследствие поражения нервной системы (сахарный диабет, базедова болезнь). Известен случай развившегося за одну ночь тяжелого заболевания щитовидной железы у матери, потерявшей двух детей, умерших от дифтерии.

Регуляция функций организма – процесс сложный, осуществляющийся нейрогуморальным путем

  1. Вторичное закрепление знаний.

Выполнение теста (Приложение 2). На выбор учащихся по уровню сложности.

(самопроверка)

Ключ:

Вариант 1: 3,3, 3. 3,3;

Вариант 2: 4,2,2,1.3,2;

Вариант 3: 1,3,5; В,А,Б,А,Б,А; А,Б,Б,Б, А,А.

Сегодня на уроке мы получали знания, поэтому если кому-то не хватило знаний справиться с тестом, все исправимо!

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ответьте на проблемный вопрос урока:

Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся отвечают на вопрос)

А сейчас давайте проанализируем, достигли ли мы на уроке поставленных целей –

Сумели показать роль гормонов в обменных процессах организма человека?

Познакомились с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения?

Всем ли понятна, насколько важна гуморальная регуляции в жизнедеятельности человека?

Следовательно, мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения;

На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.

Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.

Довольны ли вы своим результатом?

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

У вас у всех на столах лежат листики: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность, важность полученных знаний на уроке. Выберите один из листочков и прикрепите на дерево (на доске прикреплен лист ватмана. На нём нарисовано дерево).

Красный - я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.

Жёлтый - я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.

Зелёный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома...

  1. Домашнее задание.

С. 46 – 50, работа с вопросами и заданиями на стр. 53.

Для желающих:

найти дополнительный материал по изучаемому вопросу в сети Интернет, и подготовить небольшое сообщение.

Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок!

Предварительный просмотр:

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Приложение 1

Информационный лист №1.

Сахарное равновесие в крови.

Недостаточное выделение поджелудочной железой гормона инсулина вызывает тяжелую болезнь – диабет. Организм теряет способность усваивать сахар, он накапливается в крови и выводится с мочой.

Недостаток инсулина приводит к обезвоживанию тканей и потере воды организмом, что вызывает у больного мучительную жажду. Наблюдается исхудание, иногда, наоборот, ожирение.

У диабетиков нарушается обмен жиров и белков. Белки расщепляются не полностью, промежуточные продуты очень ядовиты и вызывают тяжелое самоотравление организма.

Как же вернуть его к норме? Прежде всего, врач устанавливает правильную диету для больного. Важным средством лечения является введение инсулина. Он тормозит выделение сахара печенью и улучшает его усвоение всеми клетками организма.

Информационный лист №2.

Гормон активных действий.

Надпочечники выделяют в кровь ничтожно малое количество гормона адреналина. В особых, критических состояниях человека (при испуге) количество адреналина может повыситься в 1000 раз. В условиях стресса адреналин усиливает работу мышц, повышают содержание глюкозы в крови (для обеспечения возросших затрат мозга), усиливают кровоток в мозге, повышают уровень артериального давления и усиливают сердечную деятельность.

При недостатке гормонов надпочечников развиваются тяжелые расстройства. Нарушение работы надпочечников, вызванное воспалительными процессами, может привести к бронзовой болезни. Эта болезнь была открыта в 1855 году английским врачом Т. Аддисоном. Эту болезнь описал И.С. Тургенев в рассказе «Живые мощи».

При адиссоновой болезни нарушается обмен солей между кровью и тканями тела. Кожа приобретает бронзовый оттенок. Лечат ее введением гормонов надпочечников.

Информационный лист №3.

В сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму – нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Так в сказке. А могут ли быть подобные превращения в жизни? Да. Это заболевание связано с нарушением функций щитовидной железы, иногда его узнают не сразу, проходят многие месяцы.

При нарушении функций щитовидной железы развивается базедова болезнь. Увеличивается щитовидная железа а, следовательно, количество вырабатываемого ее гормона. В результате гормон становится ядом для организма, вызывая жестокое отравление нервной системы. Резко увеличивается расход энергии, наступает похудание, дрожание рук, пучеглазие, нервозность, нарушается работа сердца. Лечит больного хирург, удаляя разросшиеся ткани щитовидной железы.

Что происходит, если в кровь поступает мало гормона щитовидной железы? Возникает микседема. Признаки болезни: вялость, слабость, апатия, расход энергии резко падает, понижается иммунитет, развивается слабоумие.

При снижении функции щитовидной железы в детстве развивается кретинизм. Отмечается торможение ребенка в развитии, малый рост, слабоумие.

Для лечения микседемы и кретинизма врач назначает препараты, содержащие гормон щитовидной железы.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Информационный лист №4.

Кто из нас не зачитывался книгой об удивительном путешествии Гулливера в страну лилипутов! Так же захватывающе интересен рассказ о том, как Гулливер оказался среди гигантов. Есть ли реальная основа этой фантазии?

Вы можете почувствовать себя Гулливером, если представите себя рядом с карлицей Агибе из Египта, у которой рост 38 см, и с финном Вайне Миллирине, имевшим рост 2 м. 48 см.

Поему наблюдается такая разница в росте? Ученые выяснили, что процессом роста ведает гипофиз.

Избыточное выделение гипофизом гормона роста может усилить рост. При недостатке гормона рост замедляется. Известен случай, когда у девочки в 6 лет прекратился рост. В 9 лет ее рост был 90 см.. Чтобы увеличить рост, ей вводили гормон роста в течение 8,5 месяца. За это время она подросла на 7 см, а в последующие 2 года еще на 14 см.

Информационный лист №5.

В мужском как и в женском организме выделяются и мужские, и женские половые гормоны, но в разных количествах – у мужчин больше вырабатывается мужской половой гормон, а у женщин – женский. При нарушении этого соотношения у полов появляются вторичные признаки противоположного пола. Так, у мужчин могут увеличиться молочные железы, округлиться бедра и т.д. И наоборот.

Предварительный просмотр:

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Приложение2

Вариант 1.

1. Базедова болезнь, сопровождаемая повышением частоты сердечных сокращений, кровяного давления, возбудимости нервной системы, возникает у человека при нарушении функций

  1. надпочечников
  2. поджелудочной железы
  3. щитовидной железы

2. Гормоны - это биологически активные вещества, которые вырабатываются в железах

1) слюнных и сальных

2) пищеварительных

3) внутренней секреции

3. Избыток сахара в крови и моче свидетельствует о нарушениях в деятельности

1) щитовидной железы

2) печени

3) поджелудочной железы

4. При повреждении клеток поджелудочной железы, в которых образуются гормоны, человек заболевает

1) язвой желудка

2) микседемой

3) сахарным диабетом

5. Контролируют и регулируют деятельность организма человека системы:

1) пищеварительная и нервная

2) кровеносная и эндокринная

3) нервная и эндокринная

Тест по теме «Роль гормонов в обменных процессах»

Вариант 2.

1. Гормон, содержащий йод, вырабатывает:

1) поджелудочная железа 3) гипофиз

2) надпочечники 4) щитовидная железа

2. Гормон, ускоряющий частоту сердечных сокращений, - это:

1) инсулин 3) норадреналин

2) адреналин 4) ацетилхолин

1) щитовидной железы 3) поджелудочной железы

2) надпочечников 4) яичника

4. Примером нарушения гуморальной регуляции организма является:

1) задержка роста у детей

2) отдергивание руки от огня

3) дрожь

4) приступ кашля

5. Гуморальная регуляция организма осуществляется посредством:

1) ферментов 3) гормонов

2) пигментов 4) витаминов

6. В крови больного обнаружено повышенное содержание сахара. Недостаток, какого гормона вызывает такое явление?

  1. гормона роста
  2. инсулина
  3. тироксина
  4. адреналина

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Тест по теме «Роль гормонов в обменных процессах»

Вариант 3.

1 . Из приведенного списка выберите железы только внутренней секреции.

  1. Гипофиз
  2. Слезные железы
  3. Щитовидная железа
  4. Слюнные железы
  5. Надпочечники
  6. Потовые железы

2. Установите соответствие между эндокринным заболеванием и железой, при нарушении деятельности которой оно возникает.

3. Соотнесите названия желез внутренней или смешанной секреции с их функциями.

Запишите ответ в виде последовательности букв

Человека;

Познакомить учащихся с нарушениями эндокринного

Аппарата и гуморальной регуляции, с мерами

Предупреждения заболеваний и поддержания нормальной

Жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения;

РАЗВИВАЮЩИЕ: - способствовать развитию представлений о важности

Гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека;

Способствовать развитию умений ставить перед собой цели

И добиваться их решения;

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: - способствовать развитию у учащихся заботливого

Отношения к своему здоровью.

ЗАДАЧИ:

  1. Повторить пройденный на прошлом уроке материал;
  2. Создать условия для постановки проблемной ситуации;
  3. Способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;
  4. Закрепить знания учащихся, полученные на уроке в форме повторения жизненных ситуаций;
  5. Способствовать созданию творческой обстановки на уроке;
  6. Способствовать развитию коммуникативных способностей (умение взаимодействовать в небольших группах), способностей к оценочным действиям (самоанализу).

III . Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи урока:

  1. Разноуровневые тестовые задания.
  2. Частично-групповая работа.
  3. Самостоятельное выполнение тестовой работы.
  4. Постановка проблемы и поиск путей ее решения.
  5. Вопросно-ответное общение.
  6. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
  7. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога»
  8. Решение нестандартных творческих задач
  9. Разноуровневые домашние задания.
  10. Урок проведен с использованием элементов технологии ЛОУ, проблемного обучения, использования ИКТ, традицоннных объяснительно - иллюстративных.

Главная проблема, над которой работали на уроке - это формирование личной значимости изучаемого материала для учащихся.

IV. Урок комбинированного типа способствовал:

  1. Формированию знаний о роли гормонов в обменных процессах организма
  2. Формированию и совершенствованию умений отбирать и оценивать информацию, применять полученные знания в новой ситуации
  3. Закреплению знаний полученных на уроке и по теме, путем решения разноуровневых тестовых заданий, нестандартных творческих задач.
  4. Систематизации знаний , работа с таблицей.

V. Урок непосредственно связан с предыдущими уроком; на предыдущем уроке была изучена тема «Эндокринный аппарат и его особенности», при актуализации на поверхность были подняты знания, необходимые для изучения новой темы. Урок соответствует календарно-тематическому планированию.

VI. Содержание урока определилось необходимостью больше внимания развитию информационной грамотности т.к. необходимо целенаправленно готовить обучающихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ:

1) развивая их уровень коммуникативной компетенции,

2) развивать способность к построению рассуждений на заданную тему.

3) развивать умения решать тестовые задания и нестандартные творческие задачи.

VII . Основные этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний – воспроизведение знаний учащихся по теме «Эндокринный аппарат, его особенности», необходимых для овладения новым материалом. Посредством деятельности учителя формулирование темы урока учащимися.
  3. Постановка учебной проблемы. . Формирование целей и задач урока посредством деятельности детей.
  4. Поиск решения проблемы. Самостоятельная работа в парах по изучению нового материала: работа по отбору и оцениванию информации с использованием учебника и информационных листов. Публичное выступление по теме и трансформация полученных знаний в форме заполнения таблицы.
  5. Первичное закрепление знаний. Решение нестандартных задач в ходе ролевой игры «На приеме у эндокринолога». Работа в группах.
  6. Вторичное закрепление материала. Выполнение тестового задания различного уровня сложности, что необходимо для создания ситуации успеха. Ученики сами определяют выбор: тест на проверку знаний полученных на уроке – задания с выбором одного ответа из трех; тест с заданиями с выбором одного ответа из четырех, или тест повышенной сложности. По окончанию работы с тестом проводится взаимопроверка, оцениваются результаты работы. Проводится рефлексия.
  7. Подведение итогов урока. Устанавливается соответствие между заданиями урока и его результатами.

Проводится рефлексия.

Результат: объективный – отметки

Субъективный – осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов. Дидактической задачей этого этапа явилась мобилизация учащихся на самооценку способов деятельности на уроке и полученного результата.

8. Сообщение домашнего задания. Домашнее задание состоит из 2 частей:

  1. обязательной страницы учебника и вопросы к тексту учебника.
  2. задание по выбору учащихся (задания должны быть такими, которые ученик захотел бы выполнить) работе с ИНТЕРНЕТом.

VIII. Для того, чтобы стимулировать проявление обучающимися инициативы и самостоятельности, были использованы следующие приёмы:

  1. Разноуровневые задания (тесты)
  2. Проведение ролевой игры.

Это позволило на уроке учитывать индивидуальный темп и стиль учебной деятельности обучающихся.

IX. Урок способствовал проявлению индивидуальности обучающихся т.к. преобладал поисковый и творческий характер зданий. На уроке использовались наглядности и дидактический материал, которые соответствовали этапам урока (информационные листы, нестандартные творческие ситуации, тесты, электронная презентация, материал для самоанализа).

X . С целью развивать у обучающихся способности к рефлексии и обеспечить принципы саморегуляции и сотрудничества, на различных этапах урока поведена рациональная рефлексия (ученик должен не только почувствовать, но и осмыслить свою деятельность: почему сегодня нет успеха? Достиг ли я цели учения, мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы, практики, просто интересен, в чём я затруднялся, почему, как мне преодолеть свои проблемы)

На уроке старалась разумно сочетать коллективные и индивидуальные виды заданий, применять полилоговые формы общения, создавать ситуацию успеха для обучающихся.


Итак о сахаре… но не о том, который белый и рафинированный , а о том, который в крови и циркулирует по нашим сосудам. Его медицинский термин — глюкоза.

Уровень глюкозы в крови постоянно меняется в течение дня. Когда мы употребляем пищу — содержание глюкозы в крови поднимается, когда мы двигаемся, занимаемся спортом — падает. Вот я уже писала, что сушествует 4 основных фактора влияющие на уровень глюкозы в крови:

  • Стресс

У здоровых людей инсулин, вырабатываемый бета-клетками поджелудочной, автоматически уравновешивает эти колебания. У людей больных сахарным диабетом 1-го типа, при инъекциях инсулина, происходит попытка имитировать естественное действие инсулина в организме. Однако, вводимый инсулин не может идеально уравновешивать колебания сахара в крови и поэтому всем диабетикам 1-го типа, как маленьким так и большим, необходимо постоянно и часто измерять сахар в крови глюкометром. И чем чаще — тем лучше. Желательно 6-8 раз в день.

Цель лечения сахарного диабета 1-го типа — восстановление и поддержание баланса уровня сахара (глюкозы) в крови с помощью правильной дозы вводимого инсулина . Родителям деток-диабетиков необходимо помнить, что введение правильной дозы инсулина поможет не только устранить симптомы высокого уровня сахара () в крови, но и наладить аппетит ребенка-диабетика, а также и его диетические потребности, которые способствуют росту и полноценному развитию.

Баланс глюкозы в крови очень важен как для немедленного так и долгосрочного здоровья. Дети-диабетики растут и развиваются, их образ жизни меняется, так что и их потребность в инсулине тоже меняется и доза постепенно увеличивается. При увеличении дозы необходимо быть предельно осторожным, чтобы избежать резкого падения уровня сахара в крови (). Поэтому, на начальном этапе заболевания, чтобы определить правильную дозу для вашего ребенка-диабетика, я советую всегда консультироваться с врачом.

Ох, как же нелегко нам, родителям, день за днем балансировать сахар в крови наших деток-диабетиков! Но я уверена — наш тяжелый труд будет оправдан в будущем и принесет только пользу нашим деткам-диабетикам.

Чем лучше контроль и баланс сахара (глюкозы) в крови, тем меньше вероятность развития осложнений на глаза, почки, нервы

Многие родители да и сами дети, особенно подростки-диабетики, обеспокоены угрозой осложнений в будущем. Чтобы снизить риск осложнений в зрелом возрасте наших деток-диабетиков нам, родителям, необходимо приучать их правильно следить за болезнью буквально с первых дней заболевания:

  • часто измерять сахар в крови в течение дня
  • внимательно считать углеводы
  • внимательно считать дозу вводимого инсулина
  • прививать хорошие , соблюдать диету
  • заниматься спортом

Задача родителей заключается в помощи маленьким диабетикам правильно управлять диабетом, чтобы они жили долгой, здоровой, продуктивной жизнью как и любые другие дети. И это возможно!

Поверьте на слово — без диеты контролировать сахар в крови диабетика ОЧЕНЬ тяжело! Старайтесь держать сахар в крови вашего ребенка-диабетика в балансе, меняйте свою диету и диету ваших любимых деток-диабетиков! Да, это не легко вот так сразу, в один день поменять свое питание на более здоровое. Многие не знают как устоять и не покупать продукты, которые не полезны для здоровья, но к которым привыкли. Может быть эти помогут вам избавиться от ваших вредных привычек в выборе и/или покупке еды.

Здоровая не только поможет балансировать сахар в крови вашего ребенка-диабетика, но и улучшит общее здоровье всей вашей семьи!