» » Способы лепки. «Приемы лепки из пластилина

Способы лепки. «Приемы лепки из пластилина

Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.

Конструктивный способ

При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами «открывают» его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:

  • объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);
  • объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);
  • объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, чебурашка).

Скульптурный способ

Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.

Комбинированный способ

Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Модульная лепка

Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов - модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.

Лепка на форме

Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы.

Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.

Способы оформления и декорирования образа

В лепке используется много вспомогательных способов и приёмов. Они более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым. Чаще всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы.

Оттягивают от основной формы мелкие детали - клювик, ушки, хвостик и т.д., придают им необходимую форму и положение -заостряют, сплющивают, загибают. Защипывают край или какую-то часть формы - хвост и плавники, гриву, юбочку, лепестки цветка. Щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение. Загибают края формы - горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, - тем самым усиливая сходство образов с реальными предметами и передавая их функциональность. Используют стеку и другие приспособления - колпачки фломастеров, крышки, палочки, печатки. С помощью стеки можно сделать многое: передать особенности поверхности тех или иных образов - прорезать штрихами «перышки», «чешую», «шёрстку»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий; сделать надрезы или разрезы и получить таким образом лапы, крылья и т.д.; прорисовать сложные детали, например, черты лица. С помощью мелких бытовых предметов можно сделать отпечатки в виде кругов, пятнышек и др.

Дополняют вылепленный образ различными элементами из других материалов. Бисером украшают ракушки, рыбок, волшебных птиц, бижутерию, крылышки бабочек, из отдельных бисеринок делают глазки для насекомых и птиц, пуговицы используют для глаз, шляпок и других мелких деталей, а также как основу для брошек, перышки и стружки - для комбинированных поделок.

Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову Ращупкина Светлана Юрьевна

Способы лепки

Способы лепки

Итак, существует несколько способов лепки:

конструктивный способ подразумевает изготовление предмета из нескольких деталей, начиная с самой крупной части. Например, при выполнении человека в первую очередь следует вылепить туловище, затем ноги, руки, голову и т. д.

Все детали сравнивают по величине и пропорциональности, парные лучше всего лепить из заранее заготовленных одинаковых кусочков глины. Все части присоединяют к изделию постепенно. В последнюю очередь изготавливают самые мелкие детали. Так, например, лепят дымковские игрушки;

При пластическом способе лепки все детали вытягивают из одного куска глины, поэтому он подходит только для изготовления простых по силуэту фигурок, например уточки, петушка, птички-невелички и других животных филимоновской и каргопольской игрушки. По этой же причине фигурки, вылепленные пластическим способом, передают образы условно;

комбинированный способ объединяет первые два. Например, дымковский индюк изготовлен из цельного куска глины, но голову и хвост лепят отдельно и присоединяют к туловищу птицы в последнюю очередь. Обычно этот способ применяют для создания композиционных работ;

рельефная лепка – это нанесение рисунка на раскатанный пласт глины, толщина которого не менее 0,8 см, а поверхность гладкая и ровная.

Сырую глину перед работой требуется немного подсушить.

Рисунки наносят несколькими способами. Первый способ можно выполнить стекой, зубочисткой, кончиком ножа.

Рельефная лепка (первый способ)

Второй способ рельефной лепки состоит из наложения на пласт глины шариков, жгутиков, полос и т. д.

Рельефная лепка (второй способ)

Третий способ рельефной лепки – это выбирание глины. Для этого берут пласт глины толщиной не менее 3 см и стекой наносят рисунок. Затем с поверхности пласта со всех сторон рисунка снимают одинаковый слой глины. Таким образом, рисунок получается выпуклым.

Посуду изготавливают при использовании других способов лепки. Итак, это техника отщипывания, кругового налепа, спиральная техника и ленточный способ.

Отщипывание выполняют разными способами. Так, при лепке из шара в середину заготовки вдавливают большой палец, чтобы углубить и расширить стенки чашки, толщина которых должна быть одинаковой. Форму стенкам придают указательными пальцами, перемещая их навстречу друг другу с внутренней и внешней стороны.

Крупные сосуды можно выполнить путем кругового налепа, подготовив основание изделия, на котором следует сделать насечки для обозначения места присоединения первой полоски. Все полоски должны быть одинакового размера и увлажнены. Выкладывают их последовательно, заглаживая внутренние швы деревянной стекой, используя шликер и постепенно поворачивая форму.

Каждый кусочек глины прикладывают к основанию, прижимают указательным и большим пальцами и вытягивают стенки вверх. После выполнения нескольких кругов изделие надо немного подсушить, после чего продолжить наращивание стенок.

Этот способ можно применять и при лепке с помощью формы, дно которой с внутренней стороны надо выложить хлопчатобумажной тканью. Затем можно поднимать стенки по спирали, выравнивая их с внутренней стороны.

Спиральная техника представляет собой изготовление изделия из отдельных жгутов. Начинать работу нужно с создания эскиза, потом глину разделяют на одинаковые шарики и изготавливают из них одинаковые по длине и толщине жгуты. Основание сосуда можно сделать из пласта глины или жгута, свернув его по спирали и разгладив его стекой с внутренней стороны. Край основания надо смочить водой.

Кончик жгута срезают по диагонали, чтобы второй слой лег ровно, без излома. Кроме того, соединения жгутов не должны располагаться друг над другом. Каждый жгут необходимо промазать шликером и положить на внешний край предыдущего жгута, после чего стекой осторожно, не повреждая формы изделия, места соединения жгута и основания немного сдавливают. Форму изделию придают, меняя диаметр следующего круга жгутов.

Изготовление предмета происходит в несколько этапов. Через каждые несколько жгутов изделие необходимо подсушивать, чтобы следующие слои не придавили предыдущие. Готовое изделие высушивают вверх дном. Таким образом, можно изготовить сосуд любой формы.

Если жгуты пересекают хаотично, то стенки сосуда надо выполнять на ровной поверхности и затем соединить их на цилиндре, предварительно покрыв его бумагой.

Сосуд, выполненный в спиральной технике

Ленточным способом изготавливают бочонки, шкатулки, горшки и т. д. Для этого глиняное тесто делят на одинаковые куски, которые раскатывают в жгуты. Затем на стол, покрытый хлопчатобумажной тканью, укладывают деревянные рейки для обозначения границ глиняного пласта. Между ними выкладывают жгуты, раскатывают их в пласт, а затем разрезают на полоски шириной не более 3 см, причем длина каждой должна соответствовать длине окружности основания данного изделия.

Первую полоску укладывают на основание с насечкой так, чтобы ее верхняя сторона смотрела на внешнюю сторону изделия. Вторую полоску присоединяют к концам первой встык. В местах их соединения изнутри делают насечки, после чего на них укладывают жгут и замазывают шов, выравнивая поверхность.

Все следующие полоски выкладывают точно так же, заглаживая места соединения, чтобы их не было видно.

Места соединения жгутов не должны совпадать. Конструкции их полос могут быть разнообразны.

Самыми практичными горшками для цветов считаются те, что изготовлены из красной и темно-желтой глины, так как они более прочные и лучше сохраняют тепло при понижении температуры.

Изготовление панно с помощью ручного оттиска форм. В данном случае гипсовую форму заполняют глиной путем отщипывания и вдавливания кусочков, после чего верхний слой выравнивают.

После высыхания изделие вынимают из формы и досушивают, как обычно.

Из книги Любительское рыболовство [с иллюстрациями] автора Куркин Борис Михайлович

СПОСОБЫ УЖЕНИЯ РЫБ УЖЕНИЕ МИРНЫХ РЫБ_Амур белый_ разводится лишь в прудовых хозяйствах. Однако, хотя и в небольшом количестве, проник во многие естественные водоемы, вблизи которых расположены эти хозяйства. Так, его появлению в р.Роси, а затем и в Кременчугском

Из книги Входные ворота ушу автора Яоцзя Чэнь

Из книги Спортивная ловля рыбы автора Сабунаев Виктор Борисович

Из книги Особенности ловли рыб семейства окуневых автора Филипьечев Алексей Олегович

Из книги Ягодники. Руководство по разведению крыжовника и смородины автора Рытов Михаил В.

4. СПОСОБЫ ЛОВЛИ Существует много способов ловли на поплавочную и донную удочки, отличающихся друг от друга выбором места, снастью и техникой ловли. Прежде всего следует различать ловлю без течения в озерах, речных заводях и ловлю на течении в реках. Ловля на течении также

Из книги Как из хобби сделать бизнес. Монетизация творчества автора Тюхменёва Анна

Способы ловли Ловля с поплавком-грузомСпособ ловли, обычно применяемый на мелководье, заросшем водной растительностью, а также на основной струе течения с весны до осени. Насадку берут в основном животного происхождения, можно использовать стрекозу, хруща, овода,

Из книги Изделия из керамики автора Дорошенко Татьяна Николаевна

Из книги Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову автора Ращупкина Светлана Юрьевна

Из книги Ловля карпа, леща, толстолобика, белого амура. Секреты и хитрости успешной рыбалки автора Сторожев Константин

Из книги Домашняя грибная ферма. Вешенка, шампиньон, шиитаке автора Богданова Нина Евгеньевна

Из книги Косметика и мыло ручной работы автора Згурская Мария Павловна

Другие материалы, использующиеся для лепки В настоящее время магазины для творчества предлагают много разных материалов для лепки, поэтому имеет смысл разобраться, чем же они отличаются от глины, которая является самым древним из них и всегда популярна у детей, несмотря

Из книги Большая энциклопедия дачника автора Вечерина Елена Юрьевна

Приготовление глины для лепки. Основные этапы работы с глиной Глину для лепки можно купить в художественных салонах, где она продается в готовом виде в брикетах разного объема (от 0,5 до 3 кг). Держать ее надо в запечатанном виде, чтобы сохранить влагу. Однако магазинная

Из книги автора

Способы ловли В литературе, посвященной приемам и методам ловли, еще совсем недавно ловлю на толстолобика и белого амура относили в раздел спортивной. Объясняется это тем, что его воспроизводство в естественных условиях в наших широтах невозможно, тем более в водоемах,

1.4 Методы и приёмы обучения лепке

Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности ребёнка и педагога на данном занятии.

Приём обучения – более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей спицифики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.

Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приёма и не определять направление работы на занятии в целом.

В современной педагогике применяют разнообразные методы обучения.

Наглядные методы и приёмы обучения.

Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство – средство познания и отражения окружающей действительности. От того, насколько будет развито у умственно отсталых детей умение наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

К наглядным методам и приёмам относятся: использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий, рассматривание отдельных предметов, показ педагогом приёмов лепки, показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Нужно отметить некоторые особенности использования натуры в работе с умственно отсталыми детьми.

Натура прежде всего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает умственно отсталому ребёнку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет.

Натуру нужно детально рассматривать с детьми. В качестве натуры можно использовать листья, ветки, цветы, плоды (натуральные или муляжи), а также игрушки, изображающие людей, животных, транспорт и т.д..

В начале занятия проводят показ отдельных предметов. Например, перед лепкой сказки "Три медведя" предлагают рассмотреть игрушечного медведя, выделить особенности формы и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположения их в зависимости от поворота предмета.

Картины применяются, главным образом, для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина, как художжественное произведение, ярко, эмоционально передаёт образ.

Наблюдения окружающей действительности часто бывают кратковременными (например, наблюдение за животными в условиях города). Поэтому применение картины позволит не только обеспечить повторное восприятие, но и выделить главное, характерное для последующего изображения.

Показ педагогом способов лепки является наглядно-действенным приёмом, который учит умственно отсталых детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приёмов лепки. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Умственно отсталые дети младшего школьного возраста плохо владеют своими движениями и поэтому не знают, какое движение потребуется для вылепливания той или иной формы.

Известен такой приём, когда педагог делает определённые движения вместе с ребёнком, ведя его руку. Этот приём следует использовать, когда движения у ребёнка не развиты, он не умеет ими управлять. Необходимо ребёнку дать возможность ощутить это движение.

Показ педагога всегда необходим при объяснении новых технических приёмов.

При оценке готовых работ используется показ и анализ детских работ в качестве приёма, помогающего детям понять достижения и ошибки в лепке. Анализ может быть как коллективный, так и индивидуальный. В некоторых случаях это зависит от характера умственно отсталого ребёнка.

Словесные методы и приёмы обучения.

К словесным методам и приёмам обучения относятся указания педагога в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Занятия по лепке начинаются, как правило, с беседы. Её цель – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.

Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную педагогом), не пользуясь наглядными пособиями.

Рассказ должен быть очень красочный, эмоциональный и содержательный.

Если впечатления детей были богаты, и они владеют нужными умениями для их передачи, такого рассказа бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приёмов.

Для уточнения представлений детей по теме можно использовать и наглядность.

Художественный образ, воплощённый в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.

В начале занятия лепкой на темы литературных произведений нецелеобразно применять другие приёмы обучения, так как они могут помешать работе воображения. Для умственно отсталых детей наиболее приемлемый способ – способ соединения наглядных и словесных методов и приёмов обучения.

Практические методы.

В процессе обучения лепке дети овладевают навыками пользования материалом. Лепка требует применения разнообразных методов и приёмов обучения, в том числе и практических, которые необходимы для выработки умений и навыков.

Одним из основных практических методов являются упражнения в усвоении технических умений. Так, осваивая изображения круглой формы (приём скатывания) умственно отсталые дети лепят мячи, апельсины и другие предметы такой же формы.

При изготовлении посуды (тарелка, пиала) требуются такие технические приёмы, как скатывание, сплющивание, внимание, доработка пальцами для получения более точной формы.

Для изготовления баранки или бублика используются следующие приёмы:

раскатывание, сгибание с соединением концов, сгибание со сплетением.

Материал и оборудование.

Свойства самого пластического материала определяют особенности этого вида труда. Программой предусмотрено использование для занятий лепкой глины и детского пластилина. Если работа с пластилином достаточно хорошо известна педагогам, то в отношении глины этого сказать нельзя. Сравнительно редко используется этот материал в специальной коррекционной школе. А между тем, глина по многим своим качествам выгодно отличается от пластилина, и дети охотнее с ней работают.

В процессе лепки нужно пользоваться стеками. Они могут быть деревянными или металлическими. Самые простые виды стеки – это палочка, заострённая с одной стороны и закруглённая с другой, стека в виде лопатки и стека – петля.

Стека применяется для проработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой; стекой снимается с формы лишняя глина, делаются надрезы.

Качество работы ребёнка во многом зависит от того, как организованно его рабочее место. Для этого нужно иметь небольшие по размеру доски, которые размещают на столе.

Технические приёмы лепки.

Знакомясь с приёмами лепки, на первых занятиях дети должны усвоить основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки, и точные их названия: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, оттягивание, сгибание, присоединение, защипывание.

При лепке той или иной формы предмета приходится применять несколько приёмов лепки одновременно, как, например, при лепке овальных форм (лицо, огурец, картошка). Здесь используются следующие приёмы: скатывание, последующее небольшое раскатывание, доработка пальцами для получения более точной формы.

Следует отметить, что вопрос техники лепки значительно упрощается в связи с формированием у детей обобщённых приёмов обследования предмета, так как они позволяют детям самостоятельно, осознанно находить и применять в любом задании приёмы изображения.




Восприятия, формирование мыслительных операций. Таким образом формирующий этап эксперимента был направлен на развитие уровня творческих способностей учащихся 3 классов на основе кружковой работы с природным материалом, путём реализации представленной выше программы. Данная система коррекционно-развивающих занятий на основе кружковой работы с природным материалом позволит повысить уровень...




1. высокий уровень – 0% 2. средний уровень – 20% 3. низкий уровень – 80% Глава 3. Специфические особенности использования изобразительной деятельности для коррекции речевого недоразвития и формирования мелкой моторики у старших дошкольников с дизартрией 3.1 Методика обучающего эксперимента Цель: создать условия для коррекции речевого недоразвития и развития мелкой моторики кисти...

Все чаще обращается к вопросам на стыке нормы и патологии, к тем детям, которые входят в группу риска, которые уже как бы не являются объектом общей педагогики и психологии, но еще не стали и объектом специальной психологии и педагогики. 23. Проблемы дифференциальной диагностики синдрома раннего детского аутизма (РДА) от сходных состояний РДА - это отрыв от реальностей, уход в себя, ...

Скульптура обозначает «вырезать, высекать, лепить». В данной работе лепка рассматривается как самостоятельная часть скульптуры. Лепка применяется в любой скульптурной работе, начинающейся с исполнения модели, которую затем переводят в другой материал.

Лепку можно классифицировать по материалу: из глины, из теста, пластилина, снега и других мягких материалов. Каждая из них имеет свои особенности и возможности, поэтому, не следует заменять их друг другом, а использовать разные материалы, в зависимости от поставленных целей и задач. Это необходимо учитывать при планировании работы с детьми.

Глина - природный материал, который добывали еще в древности и применяли для изготовления посуды, игрушек и других предметов обихода.

Опытные педагоги предпочитают работать с глиной, зная, что пластилин хуже поддается обработке, его долго приходится разминать, как бы разогревать в руках прежде, чем что-либо вылепить, к тому же он со временем теряет форму и не годится для обжига.

В школах чаще всего используется лепка из пластилина, так как при работе с глиной требуются дополнительные занятия по зачистке и обжигу изделий. Поэтому такие занятия лучше проводить в студиях на внеклассной работе. Но приемы и методы для лепки из глины и пластилина идентичны. В нашей работе мы за основу берем работу с пластилином.

Пластилин - искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, глицерина, жиров, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина.

Выделяют особенности работы с пластилином:

· мелкая пластика (задано размерами и возможностями материала);

· работа идёт сразу в цвете;

· позволяет создавать дополнительные цвета;

· материал практически не требует дополнительной подготовки;

· позволяет создавать объемные, все виды рельефных изображений; плоские картины, что позволяет использовать его как разновидность техник;

· при соблюдении температурного режима хорошо держит форму, пластичен.

В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения - фрукты, овощи, игрушки, фигуры людей и животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа. Изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем, например, в рисовании, т.к. он имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Дети быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом (барышня, ежик).

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы связаны между собой: по смыслу (герои одной сказки), размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, смотрят в одну сторону или друг на друга) и т.д. Сюжетная лепка требует большого объёма работы, времени, поэтому планируется не на один урок («Ежики на прогулке»).

В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия - вазы, маски, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики народных умельцев. Эти изделия связаны с жизнью, поэтому имеют больше смысла для ребёнка.

В школьной практике бывает так, что само знакомство с изобразительным искусством начинается с произведений большого искусства, а их понимание требует некоторой специальной подготовки. Декоративные же изделия, народная пластика - «это образы, близкие мировосприятию и мироощущению ребёнка, это художественный язык, доступный для понимания и усвоения даже совсем маленькими детьми, это техника, виртуозно отточенная временем и руками сотен мастеров». Родство детского изобразительного творчества и народного искусства проявляется в настроении, жизнерадостности, добром восприятии мира. «Праздничность» мировосприятия у народного художника близка к образному строю детских работ, где наивность, непосредственность, жизнерадостность восприятия окружающего проявляется в соответствующих формах и приемах выражения.

Лепка по мотивам народной пластики знакомит детей с уникальными образами и обогащает их рациональными способами лепки; подводит детей к ясному пониманию такой художественной особенности, как обобщённый образ. На примере изделий ДПИ проще продемонстрировать детям единство формы и содержания, особенности композиции, так как при их рассмотрении дети не отвлекаются на сюжетные стороны работы. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета, красивому декоративному заполнению пространства. Работа над лепным орнаментом учит ребенка работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.

По видам скульптуры можно выделить: лепка круглых форм (круглая скульптура), рельефная лепка (рельеф).

По способу создания образа: по памяти, по представлению (по словесному описанию, по рисунку, схеме и т.д.), с натуры.

По способу организации детей и характеру их деятельности бывает индивидуальная, коллективная или комплексная, когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, играми.

Основными способами лепки являются - конструктивный, скульптурный, комбинированный.

Конструктивный способ. При этом способе образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Конструктивным способом дети начинают лепить очень рано - уже в 2 - 3 года - и часто сами «открывают» его для себя. С развитием воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу, этот способ совершенствуется: увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становится доработка.

Скульптурный способ. Этот способ ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Процесс работы идёт от общего к частному: в зависимости от образа, из куска пластичного материала моделируется нужная форма. Сначала лепится характерная форма - основа, которая дополняется более мелкими деталями (детали вытягиваются, прищипываются и т.д.). Скульптурный способ - более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным, т.к. в процессе изображения детям дошкольного и младшего школьного возраста легче идти от анализа, перечисления деталей предмета к их объединению в каком-то конкретном образе.

Комбинированный способ. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным образом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5 - 8 годам дети предпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Можно выделить основные приемы формообразования такие, как раскатывание, скатывание, сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание, оттягивание, скручивание, прищипывание (оттягивание с моделированием), защипывание (края), отгибание краев. Также существуют дополнительные приемы - это вырезание, выдавливание, отпечатывание, просекание, насечка, надрез (разрез), строгание.

Приёмами соединения деталей являются - прижатие, примазывание, вдавливание, насадка на каркас, соединение с помощью жгута, врезание.

Приёмами отделки формы можно назвать - заглаживание, декорирование: различными приспособлениями и инструментами, пластилином и другими материалами, приёмы передачи фактуры

Нужно отметить возможности перехода приёма в ту или иную группу, например, вдавливание может выступать в роли основного приёма формообразования и в роли приёма соединения, а отпечатывание в роли, как дополнительного приёма формообразования, так и приёма декорирования.

Особенно необходимо понятие базовых элементов лепки при работе конструктивным и комбинированным способом. Базовые элементы лепки - основные формы, лежащие в основе будущих образов - шарик и валик (шар и цилиндр). Видоизменяя и комбинируя их, можно получить огромное количество образов. Из шарика и валика, применяя различные приёмы, получаем дополнительные часто используемые элементы - капелька (конус), лепёшка, жгутик. Оперируя этими формами, ребёнок начинает читать и самостоятельно создавать любые произведения, постепенно овладевая техникой лепки.

Техника в переводе с греческого «techne» обозначает - искусство, мастерство, а в области искусства: совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение. В данном случае, техника рассматривается не как авторское мастерство, а с точки зрения использования художественных возможностей материала.

Можно выделить следующие техники: пластилиновая живопись, процарапывание, лепка из колец, лепка из пластин, лепка на форме, отпечатывание.

В технике пластилиновая живопись можно создавать целые картины, как декоративного, так и реалистичного характера, плоские и рельефные. В данной технике используется работа пластилиновым мазком, «налепами» - отдельными разноцветными кусочками, капельками, шариками, жгутиками и т.д.; вливание цвета в цвет, смешивание и создание новых цветов и оттенков,

Техника применения пластилина в качестве красок многим детям знакома. Главным образом тем детям, которые посещали детский сад. Но и те, которые знакомятся с пластилином-«краской» впервые, охотно выполняют эту работу.

Варианты ведения работы:

1) Сильно разминаем пластилин, чтобы он легко размазывался, и в таком состоянии намазываем его на картон. Создаем фон будущей картины. А потом обычным рабочим пластилином "налепами" выполняем все нужные детали задуманного рисунка. Неудачные места легко исправить, убрав стеком пластилин и налепив новый. В данном случае работа ведётся «послойно» и очень эффективна при изучении пейзажа (идём от дальнего плана к ближнему; ближе - четко, ярко, загораживает, дальше - нечётко, загораживается), изображении элементов пейзажа, декоративных рельефных панно, изразцов.

2) На картоне намечаются контуры будущего образа, которые заполняются пластилином необходимого цвета - внутри контура, а цветом фона - снаружи. Здесь необходима аккуратность и точность заполнения, чтоб не нарушить границы рисунка. При изучении рисования от пятна, силуэтного изображения в жанрах натюрморта, портрета, пейзажа, анималистическом жанре. Данный вариант можно затем использовать как фон для первого варианта и процарапывания.

3) Комбинированный вариант, когда объединяются первый и второй вариант.

Основой для картин может служить картон, оргстекло, ДВП.

В этой технике можно исполнять очень много разнообразных заданий. Так же много, как и обычными красками, если научить детей расширять цветовую палитру пластилина. Только размеры пластилиновых картин будут значительно меньше, поскольку для детских рук исполнение их весьма трудоемко.

Смешивание пластилина бывает: полное (смешивание до образования причудливых разводов и пятен) и неполное (смешивание до получения нового цвета или оттенка).

Знакомство с получением новых оттенков и цветов в пластилине можно провести, как открытие, опирающееся на уже имеющийся опыт смешивания красок или одновременно: поэкспериментировать с красками и выдвинуть предположение о подобной возможности в пластилине. Далее следует открытие рациональной операции смешивания. Главное правило - не смешивать одновременно много цветов, а в остальном, смешивая даже два цвета, но в разных пропорциях, можно получать огромное количество оттенков.

Таким образом, можно сделать вывод, что лепка из глины и пластилина помогает детям младшего школьного возраста раскрыть свои творческие способности самостоятельно, а также под наблюдением педагога. Детям нравится лепить из данного материала, так как материал пластичен, может принимать любую форму и отвечать замыслам ребенка.

Изобразительная деятельность в детском саду: основные приемы лепки.

Изобразительная деятельность в детском саду: основные приемы лепки. Изобразительная деятельность детей включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в воспроизведении представлений ребенка об окружающем мире. Рабочим материалом для лепки может быть как глина, так и пластилин или соленое тесто. Своеобразность лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передается форма предмета в трех измерениях. Дети с удовольствием лепят людей, животных, посуду, транспортные средства, овощи, фрукты, игрушки. Предметы, которые они создают, используются в игровой деятельности. Во время подготовки к лепке ребенок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов. На занятиях ребенок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество. В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребенку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности. Во время ознакомления с предметом ребенок учится понимать его красоту. Он сам начинает передавать в лепке отдельные выразительные его признаки, старается тщательно обработать поверхность изделия, разукрашивает его орнаментом и т. д. Ознакомляя детей с некоторыми образцами скульптуры и декоративно-прикладного искусства, мы воспитываем в них любовь и уважение к людям, которые создали эти замечательные вещи. Лепка помогает воспитать любопытство к изобразительной деятельности

Основные приемы лепки

Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение. Скатывание . Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым. Раскатывание . Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание. Сплющивание . Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу. Прищипывание . Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму. Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь. Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина. Разрезание . Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски. Соединение . Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.