» » Трагические уроки жизни. Постабортный синдром у мужчин. Когда болит душа. Существуют четыре основных компонента Постабортного синдрома

Трагические уроки жизни. Постабортный синдром у мужчин. Когда болит душа. Существуют четыре основных компонента Постабортного синдрома

Мучительное воспоминание о нерожденном ребенке живет в совести женщины, совершившей аборт, и не снесенное Богу, нередко оборачивается ее личной трагедией. Что здесь можно сделать? Записки православного психотерапевта.

Освобождение и капкан

Она говорила мне об этом много раз, и поэтому, думая о ней, я всегда вижу ее одиноко бредущей по улице и всматривающейся с глубокой печалью во встречных молодых матерей с детьми. Она, бывает, остановится, чтобы вглядеться в малыша – они, детки, все кажутся ей ангелами, чудом оказавшимися среди людей и незаметно, легко поднимающими их на свою ангельскую высоту. Ее ангел умер, не родившись, и даже не умер, а загублен – своею же матерью. Ее ангел снится ей почти каждую ночь, и каждую ночь зовет ее «Мама! Мама!» и смотрит на нее с невыразимой вопросительной жалостью. И ее сердце тоже рвется от жалости, и плачет душа от невозможности отозваться, прикоснуться, взять на руки и согреть. Уже несколько лет ей нет покоя. Она рассказывала мне, что смешанное чувство это - беспокойства, скорби, тоски и позора – пришло к ней не сразу. И было даже короткое облегчение после аборта…

«Освобождение… – говорит она с горькой иронией и добавляет, - освобождение, обернувшееся таким капканом». Это сравнение она часто использует в наших беседах. Капкан, который душит отчаянием. Удушье от одной мысли о содеянном.

Она так и не вышла замуж, хотя уже подвигается к сорока, и шансов на семейную жизнь становится все меньше и меньше. Но и в этом - отголосок аборта, может быть, главный отголосок. Самонадеянный голос, который так подло воспрял в ней после операции, твердил, что не нужна ей семья (пока), и не нужны дети (пока) - с ними все усложнится, и учеба, и работа, и личная жизнь, и есть еще время. Но время вдруг неожиданно кончилось, пролетело мгновенно, а вместе с ним потеряли свою значимость и внешние заботы. А внутреннее обнажилось, и то, внутреннее, оказалось нестерпимым одиночеством.

«Теперь все, что было важным и нужным, - говорит она, опустив голову и медленно выдавливая из себя слова, - потеряло смысл, и жизнь потеряла смысл. Как это могло произойти? Кто сыграл со мной в такую страшную игру?»

Год назад у нее развилась депрессия, появились неконтролируемые страхи, подозрительность, мысли о самоубийстве. Стало трудно продолжать работать в полную силу, она поменяла одно место, другое. Находиться в обществе людей ей бывает порой невыносимо. У нее нет близких подруг. После нескольких разочарований и мелких предательств она перестала доверять женщинам, а мужчинам - тем более, еще с тех самых пор, как первый, казавшийся таким любимым и любящим, уговорил ее на аборт, но и после того вскоре бросил.

Никто не понимает, что со мной, - говорит она, - да, я и не могу главного рассказать никому, не могу выразить свое состояние. Разве можно выразить пустоту? Или одиночество? Словами здесь не скажешь…

А молитвой? – спрашиваю я ее. Она задумывается и отвечает грустно:

Молитвы не даются мне. О чем молиться, когда ничего уже поправить нельзя?

А чтобы вы хотели поправить?

Всю свою жизнь… И если ее нельзя поправить, то зачем продолжать?…

Татьяна К. (все настоящие имена здесь изменены) позже выбрала продолжать, выбрала бороться за надежду и прощение, пережив депрессию, и холод, и страх оставленности. А женщина, совершившая аборт, действительно, одинока и замкнута, иногда абсолютно обособлена горем от мира и ото всех. Прежде всего, потому что глубинную боль, в самом деле, рассказать трудно, и еще потому, что слушающих и понимающих мало. Упал мир до плоскости, за которой убийство женщиной вынашиваемого ребенка не считается экстраординарной проблемой.

Присутствие ребенка

Мучительное воспоминание о нерожденном ребенке живет в совести женщины, совершившей аборт, и не снесенное Богу, нередко оборачивается ее личной трагедией. Иногда и двадцать, и тридцать лет пройдет, и другие дети появятся, а слезы не кончаются, не кончается плач о том единственном чаде, которому по недоброй воли матери не довелось увидеть Божий Свет. Горечь утраты смешивается с мучительной скорбью и стыдом. Чувство вины - так и не объясненная и неразгаданная психологами (а в психологии многое гадательно и субъективно) эмоция – часто ведет к депрессии, страхам и тревогам, к утрате смысла и радости жизни. В психоланализе вина – невротическое состояние, от которого нужно излечиться, избавиться обесцениванием или перекладыванием ее на другого, на ближнего или на внешние обстоятельства. Но для православного психотерапевта, как и для любого верующего, чувство вины – это память о грехе, это зов к духовному спасению, и задача у него совершенно иная – помочь пациенту услышать этот зов как можно явственнее и, как бы ни было трудно, последовать ему.

В православной психотерапии осознание личной ответственности – необходимый шаг. Без осознания собственной вины и совершенного греха нет исповеди и, значит, нет покаяния. А без покаяния не может быть обретения надежды.

В беседах с женщинами, страдающими так называемым постабортным синдромом, необходимо, чтобы незримо присутствововал третий – убиенный ребенок, чтобы мать говорила не только о своей боли, но, прежде всего, смогла сострадать его боли и его страданиям. То, что ребенок в утробе чувствут боль, уже давно доказано.

Марина С., прервавшая свою первую, нежелательную беременность и через несколько лет решившая сохранить вторую, рассказывала, что осознание совершенного убиения пришло к ней только со второй беременностью. «Со вторым, с желанным, для меня все важно – каждое его движение, каждый стук его сердечка, любое его настроение – я все это глубоко и благоговейно ощущаю: ощущаю, что живет во мне человечек, постоянно чувствую его присутствие в себе. А с первым, - говорит Марина, и ее голос начинает дрожать, - иначе было – я воспринимала его, как нечто, что лишь мешает моему собственному существованию, воспринимала его чуть ли не как угрозу для своего благополучия. Так было. Но ведь этот и тот были моими детьми! Оба - мои дети…».

Сеансы с православным психотерапевтом, конечно, могут помочь на первом этапе, когда женщина только начинает искать выход из тяжелого эмоционального состояния. И здесь важно умение выслушать и сострадать. Но, помимо таких сеансов, есть куда более важные средства, куда более мудрые учителя и проводники к духовному прозрению, и среди них - молитва, церковь, исповедь, покаяние. «Господи, помилуй чадо мое, умершее в утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши его Света Твоего Божественного». Почему так важна молитва? Потому что в ней мать и загубленный ребенок соединяются вновь. С молитвой в сердце матери входит любовь к своему нерожденному чаду.

Почему важно посещение церкви? Мой духовник отец Алексей (Охотин), настоятель Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Нью-Йорке, любит напоминать нам, прихожанам: «Мы так усердно моем лицо свое и руки каждый день, иногда и по нескольку раз в день, а при том забываем, что душа наша тоже загрязняется и часто смердит из-за того, что очистить и умыть ее у нас нет времени или желания. А ведь душа - вечная, не то что одежда…». В церкви, как нигде в другом месте, мы осознаем, чувствуем сердцем, как греховны и немощны.

И, конечно, исповедь. Принесенное добровольно и изреченное перед священником искреннее раскаяние скажет Богу, что мы идет к нему по воле своей, что мы сами делаем выбор быть с Ним и повиниться перед Ним. Господь сказал: «Идущего ко Мне, не отвергну». Значит, Он ждет нас – это нам решать, остаться ли наедине со своей болью (а нередко и гордостью) или снести ее Утешителю…

Самооправдание, хоть и легче дается, имеет краткий эффект, и, по сути, - враг настоящему исцелению. Как только улетучится его эйфория, оборачивается оно новой волной отчаяния. Ответственность же за совершенный грех и покаяние приведут к новой надежде. И только новая надежда придаст смысл жизни. Не самопрощение, о котором так много говорят психологи, когда пытаются от лукавого поднять самооценку пациента, а истинное прощение от Христа, которого только и может желать, - нет, не наше эго, не наше временное «я», - а наша бессмертная душа.

Время не лечит. Очень часто, к сожалению, осознание вины за содеянное детоубийство приходит не сразу, и даже не через год или два, а через много лет.

У Ирины В., больной пятидесятилетней женщины, есть двадцатилетняя дочь, а первых двоих она уничтожила в утробе. Так и жила себе годы и годы, пока не подступили тяготы возраста и болезней. А теперь вот затосковала, загоревала крепко, и все снятся ей первые двое и куда-то зовут с собой. Ирина считает, что и болезни ее нынешние, хронические от абортов, и тоска от того же, и то, что муж рано ушел из жизни, и дочь совсем от рук отбилась. Наталья, дочь Ирины, объявила на днях, что «залетела» и хочет сделать аборт, и добавила тоном, не терпящим возражениий, что, мол, нечего слезы лить. «А я на колени перед ней упала, - говорит Ирина, подавляя подступившие рыдания, - и все просила не убивать ребенка. Сама выращу, если ты не хочешь, из последних сил соберусь, а подниму, только не режь его, он же живой, такой, как и ты была когда-то! И всю правду о своем горе рассказала…».

Ну, и что, послушалась вас дочь? – спрашиваю я.

Не знаю. Но как-то тише стала. Дома больше сидит по вечерам. Не знаю, как к ней подступиться. Одна она у меня. Цветочек мой. А было бы три… три цветочка…

Глаза у Ирины выцветшие, почти белые от слез. Но и душа, видно, постепенно обеляется.

Постабортный синдром – это не психическое заболевание, но сдавленный, неоглашенный крик женской души, раненной смертным грехом. Поэтому и лечить эту рану нужно не только в беседах с психологом, но, прежде всего, в общении с Богом. Только перед ним мы можем встать на колени и произнести: «Помяни, Человеколюбче, Господи, души отошедших рабов Твоих младенцев, кои в утробе православных матерей умерли…».

Текст: Наталья ВОЛКОВА, психотерапевт, Нью-Йорк

Многие женщины хотя бы раз в жизни сталкиваются с решением — рожать или делать аборт. Психологически это очень трудное решение, порой причиняющее женщине сильную душевную травму. Но больше всего страдает психика после аборта. В психологии даже существует такой термин, как постабортный синдром (ПАС). Это психическое заболевание, являющееся следствием совершенного аборта. Чувство опустошенности, вины, депрессия преследуют женщину и изменяют ее личность.

Постабортный синдром может проявиться не сразу, а спустя длительное время. Но зачастую психологический дискомфорт возникает непосредственно после принятия решения об аборте. Оно само по себе уже травмирует женщину и причиняет душевные муки.

Аборт — это вмешательство, причем насильственное, в саму природу женщины, и, конечно, это не может не оставить след в душе человека. Назначение женщины — это материнство, воспроизведение потомства, нового человека и сохранение его жизни. Женщина беременеет, «запускаются» все программы – не только физические, но и психические, которые ориентированы на материнство, на заботу о малыше и его вскармливание. И принятие решения о прерывании беременности очень тяжело дается любой нормальной женщине. Это психологическая травма вне зависимости от того, какие обстоятельства подвигли женщину на этот поступок.

Существуют и противопоказания к беременности, их немало, и единственный выход в таких случаях, если беременность наступила, — это аборт. Но и в этой ситуации женщине трудно смириться с тем, что аборт неминуем. Тут очень важно не только врачам, но и родственникам, особенно мужу, поддержать женщину морально. Рассказать ей, что все в жизни можно исправить, что, если вести здоровый образ жизни, возможно, новая беременность пройдет отлично и на свет появится . Необходимо убедить женщину, что ее вины ни в чем нет, а тем более — в прерывании беременности.

Весьма сложная тема — это психологические последствия аборта. Статистика показывает, что женщины на вопрос врача об ее моральном состоянии не показывают свои переживания и очень спокойно реагируют и отвечают. Но проблема все-таки существует, раз есть такой термин — постабортный синдром. Просто эта проблема глубоко скрыта от взглядов посторонних и даже врачей. Как правило, женщина в дальнейшем обращается к специалистам инкогнито и старается не афишировать свои проблемы.

Очень важно, чтобы женщина принимала решение не спонтанно и эмоционально, а обсудив его прежде со своим партнером. Только вместе, по-семейному, можно принять правильное решение в таком вопросе. Порой вопрос, который кажется неразрешимым, решается простым разговором и поддержкой семьи.

И если все-таки женщина приняла решение сделать аборт, то только семья может поддержать ее, не дав развиться . Вполне вероятно, что как раз семья и не допустит того, чтобы женщина отправилась на аборт.

Не так давно в Москве прошли XXIV Международные Рождественские образовательные Чтения. В рамках данного мероприятия был организован круглый стол по проблеме почти табуированной, практически не обсуждаемой в нашем обществе - так называемого постабортного синдрома (аббревиатура - ПАС).

Президент АНО «За жизнь» С. В. Чесноков обратился к участникам круглого стола с докладом по теме «Преодоление последствий аборта женщиной, мужчиной и обществом» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ). Вице-президент АНО «За жизнь» В. В. Потиха сделал доклад «Зарубежный опыт публичного свидетельства о постабортном синдроме» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ ). Был заслушан доклад руководителя Благотворительного фонда «Семья и детство» С. А.Рудневой «Преодоление постабортного синдрома как условие личностного роста» и ряд других актуальных выступлений.

На круглом столе также выступила руководитель отдела психологического консультирования Тюменской региональной общественной организации ЦЗМ «Покров» Е. Ю. Шабалина с докладом «Влияние постабортного синдрома на общество и государство» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ ).

Сегодня мы попросили Елену Юрьевну ответить на вопросы, касающиеся проблемы ПАС.

Елена Юрьевна, действительно, тема постабортного синдрома мало обсуждаема, немногие о ней слышали. Что это такое на самом деле, как проявляет себя ПАС, каковы его признаки ?

Постабортный синдром - это посттравматическое стрессовое расстройство психики вследствие искусственного прерывания беременности «по желанию» женщины. Всегда беру слово «желание» в кавычки, так как здравый смысл подсказывает его абсурдность в данном контексте. В психике женщины, у кого-то раньше, у кого-то позже после аборта происходят опасные изменения, она нуждается в помощи. Большинство женщин не связывают имеющиеся у них симптомы с абортом. В этом и проблема. НЕ знание не освобождает от страданий, а знание неприятной перспективы, возможно, и помогло бы её предотвратить. Дополнительная п роблема в том, что это явление всё ещё мало изучено в нашей российской психиатрии и «соматической» медицине. Причина понятна: годы замалчивания, когда не принято было об абортах даже говорить, не то что изучать последствия. Плюс железный занавес.

Тема абортов, на мой взгляд, самая трудная для общества. По сути, отношение к этому явлению нашей жизни делит общество на два лагеря: сторонников и противников. Золотой середины в этом вопросе придерживаться не получится, тема слишком серьёзная, жизненно острая. Какой уж тут постабортный синдром? Если о нём говорить, то становится понятна убийственная правда про искусственные аборты как социальное зло в государственном масштабе. Хотя масштабы ещё шире, под него попадают минимум треть стран мира. Это если говорить только про законодательную сторону.

Исходя из клинического опыта, из практики общения с женщинами, пережившими искусственное прерывание беременности, можно утверждать, что ПАС имеет широкое распространение. Симптомы этого явления очень разнообразны и обычно диагностируются как известные практически каждому грамотному человеку дискомфортные состояния: депрессии, неврозы, повышенная тревожность, постоянное беспокойство, чувство вины, панические атаки, склонность к суициду, кошмарные сновидения, бессонница, эмоциональная отгороженность, эмоциональные проблемы, агрессивность, ...

- Получается, что существуют определенные трудности в диагностике постабортного синдрома?

Существует немало преград для объективного исследования этой проблемы. Дело в том, что до 60-х годов прошлого века многие специалисты признавали, что аборт обладает психотравмирующим действием и может вызвать посттравматический синдром. На круглом столе, проходившем в Москве в рамках Рождественских Чтений - 2016, был представлен специальный доклад на эту тему врача-психиатра Алексея Александровича Фомина из Санкт-Петербурга (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) .

В 60-годы прошлого века началась так называемая сексуальная революция, которая привела в конечном счете к контролю над рождаемостью, разрушению института семьи и ко многим другим печальным последствиям, в том числе к легализации искусственного прерывания беременности «по желанию» женщины. Чтобы революция свершилась, для абортов не должно было быть никаких этических препятствий. Поэтому постепенно из информационного поля вытеснялась мысль о том, что аборт ведет к неприятным и, тем более, к психотравмирующим последствиям. Невыгодно это было признавать и официальной психиатрии как области медицины, которая контролируется фармакологическими корпорациями. Психотропные препараты или какие-то другие стоят денег, это очень выгодный бизнес, миллиарды долларов в год. Признать ПАС - значит признать вред аборта. Такая мера ограничила бы рынок сбыта лекарств. Это одна сторона проблемы.

Существует немало и других преград для изучения постабортного синдрома. Одна из них - интимность вопроса, нежелание женщин участвовать в подобных исследованиях. Это и понятно: вопрос деликатный, тонкий и очень болезненный. После аборта далеко не многие согласятся говорить на эту тему. Говорить о себе тяжело, раскрыть свои чувства способен не каждый человек. Женщины с трудом идут на контакт либо вообще не идут. Не хотят участвовать в исследованиях, опросах, заполнять анкеты. Срабатывает психологическая защита: мысль о содеянном отрицается, вытесняется. Возможно, помог бы финансовый фактор, когда участвуя в опросах, люди хотя бы зарабатывали. Но это тоже проблема, кто будет платить за такие исследования?

Следующая причина, почему сложно диагностировать ПАС: он имеет очень большой спектр проявлений, сходный с другими психическими проблемами и расстройствами. Психика человека - очень хрупкая вещь, загадочная, до конца непостижимая. Причины психических травм, психических отклонений самые разнообразные. Как узнать, что послужило спусковым механизмом? Трудно чётко проследить отчего появилась бессонница или депрессия, например. Может быть, это результат какого-то тяжелого стресса, перенесенного ранее - аварии, развода, болезни, утраты, неудачи на работе, финансовых потрясений, самых разных неприятностей.

Ко всему прочему, исследование постабортного синдрома - это вопрос времени. Никто не знает, когда он себя проявит - сразу или через год, через пять или через двадцать, тридцать лет. Аборт - мина замедленного действия. Мы не знаем, в какой момент и как она себя обнаружит. И никто этого сказать не может, это непредсказуемо.

Еще один существенный момент, затрудняющий выявление постабортного синдрома. Не каждый специалист, психолог, психиатр, врач знает о существовании ПАС и, соответственно, представляет, что с ним делать. Принцип психотерапевтической работы, лечения, психологической помощи при ПАС сходен с помощью при ПТСР (посттравматическом стрессовом расстройстве). Можно пытаться устранить симптомы, но, не выяснив причину, сложно реально помочь человеку. Это также требует определённой квалификации.

Постабортным синдромом надо заниматься предметно и целенаправленно. Для этого необходимы масштабные исследования, на которые опять же требуются существенные финансовые вливания. Это очень затратный труд, скрупулезный и длительный. Тем не менее, несмотря на все эти препятствия, исследования постабортного синдрома, пусть пока немногочисленные, проводятся и за рубежом, и у нас. На эту тему есть научные труды, книги, статьи. В США работает Институт прерванной беременности, который возглавляет семейный психотерапевт Винсент РУ. В 1981 году он впервые дал определение постабортного синдрома (ПАС) как разновидности посттравматического стрессового расстройства.

Постабортному синдрому подвержены все женщины, которые сделали аборт, или все-таки есть исключения? Может женщина просто забыть об этом?

Дело в том, что забыть искусственно прерванную беременность невозможно. Сработать может психологическая защита, когда происходит вытеснение этой информации в глубинные пласты психики. Аборт - это глубокая психическая травма, она может до поры до времени не осознаваться человеком, не проявляться.

Структура психики очень сложная, очень тонкая. Специалисты знают, что женщина, сделав аборт, какое-то время может чувствовать облегчение, даже удовлетворение. Ей кажется, что она решила проблему, избавилась от нее. Но это ложные временные ощущения, и это не значит, что она не будет потом об этом вспоминать, жалеть. Дело в том, что мишенями являются человеческая, материнская, родительская структуры личности, женская сущность, то есть бессознательная сфера, не поддающаяся контролю сознания. Беременность - это естественное природное состояние женского организма, а прерывание беременности - это противоестественный акт. В идеале каждая женщина - мать. Девочка рождается с полным набором зародышевых яйцеклеток, то есть всех своих будущих потенциальных деток. Если у мальчиков генетический материал начинает вырабатываться в подростковом возрасте, то с девочкой другая ситуация. Почему так важно следить за здоровьем ребёнка с самого рождения, ещё лучше - с зачатия, тем более девочки. Потому что она хоть и маленькая, но уже потенциальная мамочка. Ей только нужно вырасти и выйти замуж.

Каждая женщина на подсознательном уровне знает, что она мать. Когда же она на сознательном уровне - не значит осознанно - уходит от материнства (редко кого заставляют помимо воли делать аборт), получается, что женщина сама добровольно наносит себе травму и психическую, и физическую. И, конечно же, больше всего от этого сама же и страдает. Она неизбежно переживает глубокий внутриличностный конфликт, конфликт с собой, со своей душой, с Богом, с миром.

Есть люди, которые говорят, что ничего не чувствует, что у них все хорошо. Часто так говорят женщины старшего поколения, которые сделали много абортов. Это и есть проявление ПАС, иначе пришлось бы предположить, что мы живём среди аморальных людей...

Если смотреть в государственном масштабе, у нас очень большой процент женщин с абортивным опытом. Как говорит статистика, порядка 40% молодых женщин до 30 лет имеют хотя бы один аборт в своей жизненной истории. В целом по стране примерно 70% женщин имеют такой опыт. Выходит, минимум две трети, а это уже подавляющее большинство женского населения - как-то даже неуютно становится.

А если взять опыт многих поколений и посчитать всех, и ещё тех, кто склонял к аборту, кто совершал его непосредственно - это будет десятки, сотни миллионов человек за последние десятилетия. Вывод напрашивается сам собой: постабортный синдром практически, как тёмная туча, накрывает нашу страну, если уже не накрыл. Надеюсь, верю, что не полностью, только на две трети, не больше... Опасность в том, что «в темноте» можно совсем потеряться и окончательно перестать отличать белое от чёрного, а добро от зла. Согласна, надо, надо быть оптимистами и надеяться, что у нас ещё есть шанс выбраться.

- Существует еще так называемый «синдром годовщины ». Что это такое?

- Это известное в психологии понятие, также характерно и для ПАС, как одно из проявлений - реакция на дату прерывания беременности или на дату предполагаемого рождения погибшего ребенка. Это как память о родах. Только день рождения ребенка, разумеется, - радость для матери. Если женщина делает аборт, этот день тоже запоминается, остаётся в долговременной памяти, фиксируется. Сколько женщин признается, что каждый год вспоминают день, когда мог бы родиться у них малыш. Видя идущего ребёнка, мысленно считают возраст того, нерождённого. Синдром годовщины может проявиться и внезапной головной болью, необъяснимой агрессией, неожиданным перепадом настроения... Знакома с женщиной, которая каждый год, в течение 30 лет, вспоминает день, когда бы у нее мог родиться сын (она знает, что это был именно сын) и считает его возраст. Врагу не пожелаешь. Думаю, у многих есть подобные примеры.

Есть немало информации о том, что женщины после сделанного аборта начинают пить. Оказывается, у нас в стране на 100 мужчин алкоголиков приходится 40-50 женщин с алкогольной зависимостью.

- Чувства безвозвратной утраты, вины, пустоты - тоже симптомы постабортного синдрома. Включаются деструктивные психологические защитные механизмы по типу «регресс», «компенсация», «замещение», происходит стагнация в процессе развития личности, вплоть до деградации. Тогда неудивительно, что женщины могут прибегать к наркотическим средствам, желая забыться. Окружающим, как и ей самой порой непонятно - вдруг ни с того ни с сего начала пить. А причина все та же: совершено насилие над ее женской природой, насилие над ребенком, насилие над своим родом, в конце концов. Ведь семья - это система, и если по воле матери не рождается ребенок, то семейный организм начинает давать сбой. Каждый элемент, каждый член семьи важен для другого, для правильного функционирования всей системы, семьи, рода. Каждый зачатый ребенок должен родиться, должен увидеть свет.

Кроме того, не только алкоголизм - бывают случаи суицида, склонность к суициду. Это уже крайняя форма последствий аборта...

- Что значит эмоциональная отгороженность? Как это проявляется?

- Можно перечислить различные признаки этого явления. Среди них: подавление мыслей об аборте или переживаний, попытки избежать действий, ситуаций, разговоров, которые могут вызвать воспоминания об аборте; возможна и другая форма, гиперкомпенсация. Она выражается в неестественно спокойном состоянии, нарочитой невозмутимости при обсуждении подобных тем, в забывчивости деталей из прошлого и собственной ситуации прерывания беременности.

В отношениях - это разрушение, прекращение контактов с несостоявшимся отцом нерождённого ребёнка, с противоположным полом в целом; снижение способности испытывать чувства любви, привязанности, нежности. После аборта у части женщин возникает неприязнь к беременным, так как своим видом последние напоминают им о том, чего они сами были лишены. Женщины нередко признаются, что испытывают зависть, когда видят беременных, вплоть до ненависти к ним.

- Как проявляется эмоциональная отгороженность к рожденным детям?

- Аборт не может не сказаться на отношении к рожденным детям. Женщина по определению созидательница. Если она изменяет своему призванию и принимает решение прервать зародившуюся в ней жизнь, искажается основа основ ее женской природы. Лишить ребенка жизни - это убить что-то или кого-то в себе, в прямом и переносном смысле. Можно ли говорить о настоящей любви? Разве это любовь, если мать решает - этому ребенку жить, а этому не жить, этого абортировать? Материнское чувство становится ущербным.

Это может проявиться в стремлении минимизировать контакт с детьми, потому что дети тоже будят воспоминания, вплоть до охлаждения чувств или агрессивного отношения. Многие женщины, перенесшие аборт и ставшие матерями, часто не могут выстроить правильные отношения с рождённым ребёнком, менее привязаны к нему, не готовы кормить грудью, могут злиться, небрежно относиться, проявлять агрессию, раздражительность, когда он плачет, нуждается в помощи. С другой стороны, это может быть разной степени гиперопека, когда все интересы, цель жизни сосредоточены на том ребенке, который живет как бы за счет всех других нерожденных детей. Причем, все сиблинги - братья и сестры, связаны друг с другом и ментально, и биологически, генетически. Только одним позволили родиться, а другим - нет. В результате такого «отбора» рожденные дети несут на себе непосильный груз. Иногда задают вопрос, кто ещё страдает от постабортного синдрома? Страдает уцелевший от аборта ребёнок. Люди, выросшие в таких семьях, отличаются от тех, у кого не были абортированы сиблинги. По показателям здоровья, психическим и психологическим параметрам, ощущению счастья и успешности в жизни.

Есть данные американских исследований. Ученые, которые изучают волновую генетику, утверждают, что после проведения инструментального или медикаментозного аборта в матке женщины остается информационный след. То есть, это память о ребенке, который был в утробе матери, но был искусственным путем оттуда изъят. Данный след оказывает большое влияние на психику детей, которые будут рождены женщиной в последующих беременностях.

- Как реагируют женщины, когда узнают о ПАС?

- Многие с облегчением вздыхают. Они наконец-то начинают понимать, что с ними происходит, откуда у них кошмарные сновидения, почему им ночью снятся незнакомые дети, откуда депрессия, мысли о суициде. Женщина понимает, что с этим можно и нужно что-то делать, получится не получится - второй вопрос, но можно работать. О постабортном синдроме надо говорить. Когда человек просвещен, он не безоружен, он начинает думать, как правильно с этим поступить. А неосведомлённому, невежественному человеку очень трудно помочь. Он будет и дальше совершать ошибки и вовлекать в них других людей.

- Мужчину может настичь постабортный синдром?

Безусловно. Мужчина непосредственно участвует в процессе зарождения жизни. Бывает, конечно, что он не в курсе беременности своей подруги, иногда и жены. От него скрывают правду, тем самым совершая ошибку и недопустимую вещь. Кто знает, что будет с ним?

С момента зачатия ребёнка мужчина уже отец, и он об этом должен знать. Если женщина скрывает такой жизненно важный факт, то отношения так или иначе меняются, ухудшаются, и, как показывает практика, скорее всего, распадутся. Ложь, уход от рождения детей всегда разрушительны для семьи, для отношений.

Как именно может сказаться ПАС на мужчине, предугадать невозможно, всё индивидуально. Кто-то склоняется к разного рода зависимостям, кто-то уходит из семьи, ищет утешения на стороне, у кого-то появляется охлаждение чувств к жене, безразличие к детям, депрессия, апатия к работе, к жизни.

Приходится сталкиваться в своей практике с некоторыми красноречивыми закономерностями. Приходит женщина, собирается сделать аборт, потому что, по ее словам, муж тунеядец, не хочет работать, лежит на диване. Как семейный психолог я обязательно выхожу на тему взаимоотношений в семье. Спрашиваю: «Вы выходили замуж за тунеядца? Он всегда был бездельником?». Нет, оказывается. За тунеядца редко кто выходит замуж. Потом выясняется, что в семейной истории как раз в это время имел место отказ от материнства и отцовства, от своего предназначения, свершилось насилие над крошечным человечком. Начинаем просматривать хронологию. Если восстановить события, вспомнить, потрудиться, подсчитать, сопоставить, убеждаемся, что, действительно, все сходится по времени. Совпадение ли, что негативные изменения с мужем стали происходить в годовщину аборта? Легче всего счесть это мистикой или случайностью, а можно взять ответственность за свою жизнь на себя. Каждый выбирает сам. Женщина совершила роковую ошибку. Она отказалась от роли матери, роли жены, а муж постепенно отказывается от роли мужа, добытчика семьи, отца.

Хотелось еще сказать о том, что постабортному синдрому подвержены в той или иной степени не только отцы нерожденных детей. Но и те, кто подталкивает к аборту. Очень часто бывает, что на прерывании беременности настаивают мать, свекровь, другие члены семьи.

Что интересно, ситуация может пойти и по другому сценарию. Например, мама заставляла дочку делать аборт. Тем не менее, несмотря на давление, грубое вмешательство в ее личную жизнь, девушка принимает решение оставить ребенка. В таком случае она помогает не только себе, но и тому человеку, который ее толкал на прерывание беременности, например, своей матери. И после этого меняется она сама и её мать, меняются отношения, выходят на новый уровень. Они начинают находить общий язык, по-другому разговаривать, лучше относиться друг к другу. Тот же, кто все-таки настоял на аборте, счастливее не становится. У него также могут проявиться симптомы психотравмы, ПАС.

Когда делается выбор в пользу жизни ребенка, тогда в семью приходит любовь и помощь, с разных сторон и в разных смыслах. Много примеров из жизни, когда тот ребенок, которого не хотели, но все-таки родили, становится единственной опорой для родителей в старости. Они нуждаются в нём не только духовно и морально, но и, как правило, физически и материально.

- Елена Юрьевна, каков же выход из ПАС?

- Первое - это признать, что у аборта, помимо проблем с физическим здоровьем, есть еще психические и психологические последствия. Я уже не говорю о моральных и нравственных страданиях. Нужно осознать, что проблема существует, понять, что что-то не так. Когда приходит понимание, но нет сил справиться самостоятельно, появляется запрос на помощь. Если человек способен всё это сделать, уже замечательно.

Второе - понять, с чем именно проблема связана. Если человек не осознает, не понимает о чем речь, то он может сколько угодно ходить и лечиться, но легче не станет, потому что причина не вскрывается. Осознание само по себе помогает человеку справиться со многими осложнениями, бывает, что и с мучительными симптомами.

Третье - обратиться за помощью, если не получилось справиться самостоятельно. Это трудно, а иногда, увы, невозможно. Оказать помощь может специалист (психолог, психотерапевт, врач, психиатр), который компетентен в данном направлении. Если человек верующий, то он знает, как найти помощь. Дорогу осилит идущий...

В моей практике есть случаи, когда у женщины в роду все здоровы, никаких психических отклонений, патологии, а ее преследуют кошмарные сновидения, тревожность, депрессивные состояния. Обращалась к неврологу, психиатру, назначали лечение, выписывали, таблетки, капли. Ничего не помогло. У женщины были аборты, ее преследуют воспоминания. Когда она узнала, что существует постабортный синдром, что это такое, то, по ее словам, как будто «камень упал с плеч». Во всяком случае, ей стало ясно, с чем её проблемы связаны, в каком направлении надо идти, действовать, работать над собой.

И еще, осознав, что такое ПАС, можно кого-то предостеречь. Это очень важная миссия для таких пострадавших - помочь другим не совершить роковой ошибки в своей жизни.

- Но ребенка все-таки не вернешь. Как же с этим жить нашим женщинам?

- Да, аборт - трагедия, глубокая незабываемая рана, нанесенная душе человека. Поэтому такой печальный опыт - это повод в корне изменить свою жизнь, пересмотреть свои нравственные позиции, свои ценностные установки. Это, по сути, вопрос совести. Человек должен всерьез задуматься о своей духовной жизни. Здесь мы уже выходим на другой уровень...

Врачи тоже люди, они могут чего-то не знать, могут ошибаться. Тот, кто делает аборты, так же, как и многие женщины, часто не задумывается о последствиях, или о них не знает, не подозревает. Насколько мне известно, и я в это верю, большинство врачей акушеров-гинекологов негативно относится к данной процедуре.

Читала и слышала, что есть гинекологи, которые признают, что любят делать аборты. В таком случае, вероятно, дела уже плохи, и речь идёт о расстройстве личности.

Факт: в медицинских вузах учат делать аборты. Всё «по-Гитлеру»: каждый фельдшер, тем более врач, должен уметь делать аборты.

Вообще, гинекология - это особая отрасль в медицине. С одной стороны, она призвана помогать женщине сохранить беременность и родить здорового ребенка. Задача гинеколога - быть на страже репродуктивного здоровья женщины. Аборт - это нонсенс для медицины и, конечно, настоящему врачу трудно эти вещи не признать. В эту профессию большинство идут с душой, с желанием помогать людям быть здоровыми и счастливыми.

С другой стороны, на практике приходится сталкиваться с тем, что пока аборты «по желанию» законом разрешены, кто-то «должен» их делать. Катастрофа. Некоторые врачи отказываются от выполнения таких обязанностей, но это требует от них подчас немалых усилий и мужества, вплоть до ухода из профессии.

Что делать и как быть - извечный русский вопрос. Люди имеют право знать, что с ними происходит и каковы могут быть последствия нарушения законов мироздания. Людей надо просвещать, рассказывать о различных последствиях абортов. Кто-то считает, что никому не надо знать о постабортном синдроме. Это, как правило, сторонники абортов, те, кто на самом деле не любит людей, не любит Россию. Если все будут молчать, что существуют последствия не только для физического, но и для психического здоровья (а кто скажет, что страшнее?), то неизбежно получим пандемию психических отклонений и расстройств, окончательно разбитые семьи, несчастных, нездоровых детей и сограждан. Подавляющая часть нашего населения имеет непосредственное или опосредованное отношение к абортам. Это огромное количество людей, десятки и десятки миллионов. Мы находимся у опасной черты. Это как «точка невозврата», когда уже нет выбора, нет шансов вернуться, спастись, исправить.

Надо надеяться, что мы выживем. Да, с нами всякое бывало. Только никогда в истории великой России детоубийство не было и не могло быть нормой. С 1920 года, 95 лет (с недолгим перерывом - с 1936 по 1955 годы) нам пытаются внушить, что инфантицид - это нормально. Многие поверили, заблудившись в лабиринтах информационной войны.

Что делать, подсказывает простой здравый смысл: нужно перестать на законодательном уровне провоцировать матерей и отцов решать жизненные проблемы смертельным способом - за счёт жизни других, крошечных и беззащитных, людей, их собственных детей. Нужно защитить самую незащищённую часть нашего общества - нерождённых детей. Тогда и «туча» постабортного синдрома прекратит нарастать и накрывать народ и страну с головой. Растает постепенно, оставит нас в покое. Тогда можно будет и на Божью помощь надеяться!

Беседу вела Татьяна Николаева

Исследование. Аборты вызывают тяжелые депрессии у женщин и повышают риск самоубийства

Врачи в Англии свидетельствуют перед британской Палатой общин: аборт представляет собой серьезную угрозу для психического здоровья женщины и может увеличить риск самоубийства в шесть раз. Врачи приводят результаты медицинских исследований для доказательства своих утверждений, так они прокомментировали законопроект об информации для женщин.Они заявляют, что женщинам нужно объяснять угрозу потенциальных рисков для психического здоровья после аборта, таких как депрессия, самоубийство и пристрастия к наркотикам или алкоголю.

Доктор Тревор Стаммерс, практикующий в Лондонском университете Св. Георгия, преподаватель медицины, заявил, что поддерживает меры, направленные на информирование женщин о рисках и опасностях, связанных с абортом.

Он отметил, что за 26 лет медицинской практики, которые прошли после легализации абортов в Великобритании в 1967 году, он консультировал многих женщин, которые обратились по поводу проблем физического или психического здоровья, связанных с совершенными абортами.

«Самые последние исследования показали очень ясно, что аборт представляет собой серьезную угрозу для долгосрочного психического здоровья женщин. Поэтому женщинам, которым в настоящее время предлагаются аборт, важно знать, о последствиях для психического здоровья», - обратился он к законодателям в газете Evening Standard.

Д-р Роберт Бальфура, консультант гинеколог, согласен с анализом проблемы и привел пример наблюдения 5000 женщин в Финляндии, проведенного между 1987 и 2000 годах. Результаты исследования показали: сделавшие аборт после незапланированной беременности, в шесть раз чаще совершают самоубийства, чем женщины, которые выносили ребенка. Он так же добавил, что доказательства наличия проблем психического здоровья после аборта проявляются в его родном городе в Южном Уэльсе.

Бальфура отметил, что психиатрических заболеваний и самоубийств среди женщин, сделавших аборт, было больше, чем среди тех, кто родил ребенка.

В октябре 2006 года около пятнадцати ведущих акушеров Великобритании и психиатров написали открытое письмо в London Times, признавая и подтверждая психологические последствия абортов.

Также в прошлом году, ученые университета в Новой Зеландии провели исследование тысяч женщин и обнаружили, что 40 процентов из тех, которые делали аборты, страдают от психических расстройств после аборта. Эти проблемы включают депрессию, пристрастие к алкоголю или наркотикам, нарушения сна, мысли о самоубийстве, и чаще сопровождают женщин, сделавших аборт, чем тех, кто перенес выкидыш или сохранил свою беременность до родов.

Новое исследование, проведенное в Новой Зеландии, доказывает, что аборты являются причиной тяжелой депрессии. В докладе также подтверждаются результаты комплексного исследования, проведенного в 2004 году в США о том, что аборт приводит к целому ряду проблем психического здоровья.

Ученые Новой Зеландии в г.Крайстчерч обнаружили, что аборт у молодых женщин повышает риск развития психических расстройств, таких как депрессия и тревожность.

В группе из 500 женщин 41% забеременели в возрасте 25 лет, 90 женщин сделали аборты. Около 42% женщин, сделавших аборт испытывали депрессии в течение последующих четырех лет. Это почти в два раза больше, чем среди женщин, которые никогда не беременели. Тревожные расстройства также выросли в два раза.

Согласно результатам исследования, женщины, которые делают аборты, в два раза чаще употребляют алкоголь в опасных дозах и в три раза чаще становятся зависимыми от наркотиков.

Дэвид Фергюссон, руководитель исследования, заявил, что результаты показывают: доступ к легальным абортам, не является положительным для женщин. Он также сказал, что исследование подтверждает: аборты толкают женщин к возникновению проблем психического здоровья, а не к их уменьшению, как утверждают сторонники абортов.

Между тем, исследователи из университета Боулинг Грин в 2004 году изучили данные почти 11 000 женщин в возрасте от 15 до 34 лет, которые пережили нежелательную беременность. Их исследование показало, что у женщин, сделавших аборт, вероятность тревожных расстройств повышается на 30%.

Женщины, принимавшие участие в исследовании, после абортов страдали от тревожных расстройств, раздражительности, усталости, проблем со сном, учащенного сердцебиения, или чувства нереальности.

Перевод Татьяны Тарасевич

Статья психолога Центра "5 ДА!" Марины Морозовой

Многие годы считалось, что аборт - обыкновенная операция, и не более того, конечно, часто приводящая к осложнениям в виде заболеваний мочеполовой сферы, и все. Но это не так. Ведь дело касается вопроса жизни и смерти, ведь ребенок все-таки приходил к тебе, и ты - мама этого ребенка.

Только в 60-е годы 20 века польские ученые забили тревогу: аборт - это трагедия, женщина в результате аборта испытывает не только физическую, но и психологическую травму. И психические последствия гораздо тяжелее физических. Они установили, что многие расстройства в интимной жизни являются следствием прерывания беременности, а 69,5% женщин испытывают чувство вины. Это психическое расстройство получило название - постабортный синдром (ПАС).

В 1985 г. американский психолог и семейный терапевт, д-р Анне С. Спекгард, впервые ввела это понятие. Долгое время эта информация оставалась закрытой, так как считалась вредной для женщин, сделавших или собирающихся делать аборт. Но больший вред наносит незнание людьми последствий абортов.

Если женщина не осознает того, что она сделала, подавляет в себе чувства вины, горя, утраты, это имеет еще более тяжкие последствия в виде серьезных заболеваний, последующих недошенных беременностей (выкидышей), патологий у последующих рожденных детей.

Что же такое постабортный синдром?

Это душевное расстройство, сопровождающееся комплексом сильных чувств: боли, горя, утраты, вины, злости на себя и партнера (судьбу, врача), депрессии, апатии, нежелании жить. Часто женщины не связывают свое душевное состояние с абортом. Постабортный синдром возникает у всех женщин, вне зависимости от причин аборта и от того, кто был его инициатором.

Каковы же симптомы постабортного синдрома?

Депрессия, апатия

Нежелание жить, суицидальные настроения и попытки

Острая душевная боль

Скорбь, тоска

Ужас из-за того, что прошлое не изменить

Навязчивые мысли об операции, абортированном ребенке

Страшные сны, галлюцинации, видения

Усталость, нет сил, нет энергии, опустошенность

Чувство вины, угрызения совести и стремление к самонаказанию

Обида и злость на себя, партнера, судьбу, обстоятельства

Немотивированный гнев, раздражительность, озлобленность

Заторможенность, замороженность, нечувствительность

Избегание разговоров на эти и детские темы

Закрытость, отчужденность

Жесткость, грубость, черствость или холодность, равнодушие по отношению к своим рожденным детям

Страх и избегание новых отношений

Амнезия (женщина не может вспомнить об аборте)

Женщина отрицает наличие переживаний по поводу аборта

Ощущение: «Я недостойна счастья», не может позволить себе быть счастливой

Разрыв или ухудшение отношений с отцом ребенка

Нарушение сна

Нарушение в питании (обжорство, булемия)

Алкоголизм

Курение

Наркомания

Злоупотребление снотворными и другими лекарствами

Трудоголизм

Повышенный травматизм

Болезни

Бесплодие

Невынашивание беременности

Несчастные случаи

Не складывается личная жизнь

Потеря части души

Дисгармония в интимной жизни

Как правило, у одной женщины встречаются не все сразу, а три-четыре симптома. Какие-то симптомы могут появиться не сразу, а со временем. Часто они обостряются в даты зачатия или предполагаемого рождения абортированного ребенка (это так называемый синдром годовщины). Самое страшное, что это горе женщина переживает наедине с собой, чувствуя себя непонятой.

Жизнь после аборта

Как правило, вместе с утратой ребенка женщина утрачивает и часть своей души, в результате чего, она не чувствует себя полноценной и не может жить на все 100. Она уже не может быть такой жизнерадостной, легкой, как прежде. Меняется (портится) ее характер. Она становится раздражительной, нервной, злобной, истеричной.

Аборт является сильным унижением для женщины, ее женской природы, женственности. Призванная давать жизнь, она сама ее забрала, и это простить себе не может. Душевные раны не заживают сами, время их не лечит. Иногда женщина и через 20-30 лет после аборта также страдает, как будто это было вчера.

«При мыслях о нерожденном ребенке я постоянно плачу, - делится со мной Светлана.- Да, это был аборт по медицинским показаниям, но суть от этого не меняется. Я постоянно представляю, каким бы был мой сын или дочь. Сейчас ему или ей было бы 20 лет».

Бывает, что мама или родители женщины или мужчины настаивают на аборте, шантажируя тем, что не будут помогать, не примут этого ребенка.
Это происходит в тех случаях, если родители сами когда-то делали аборты.
Иногда свекровь или мать отводят женщину на аборт. В этом случае женщина испытывает обиду и злость на нее. Представьте, как потом складываются их отношения. И хотя большая часть ответственности лежит на инициаторе, ответственность с женщины тоже не снимается.

Кстати, огромную роль в том, что женщина делает аборт, играет мужчина.

Часто женщина делает аборт под давлением отца ребенка, поддавшись его манипуляциям или уговорам, или с его молчаливого согласия. Если мужчина, узнав о беременности подруги, исчезает, ей остается рассчитывать только на себя.

Конечно, в этих случаях женщина не может чувствовать себя защищенной, и это становится причиной аборта. Она обижается и злится на него и часто переносит свою злость на всех представителей мужского пола. С этих самых пор она становится озлобленной и недоверчивой.

Большая часть ответственности за аборт в таких случаях лежит на мужчине, но и женщина несет часть ответственности. Ведь она тоже сделала свой выбор не в пользу ребенка. Хотя бывают и такие ситуации, когда женщина за это ответственность не несет.

"Я была на третьем месяце беременности. Любимый мужчина (сам врач) настаивал на аборте, но я все надеялась, что уговорю его согласиться на ребенка. И вот как-то я пришла к нему домой. В гостях у него был его друг, гинеколог. Они заперли меня в кухне, привязали к кухонному столу и насильно сделали мне аборт, под анестезией. После этого я больше не хотела с ним встречаться, и до сих пор мучаюсь из-за этого и не могу его за это простить", - рассказывает Ольга.

Муж может настаивать на аборте, уговаривать жену его сделать. Он сам может договориться с врачом и отвезти жену на аборт. И куда деваться бедной женщине? И нетрудно догадаться, как потом сложатся их отношения, как рухнет их любовь, если она была до этого, как перейдет она в ненависть, в глухую злобу.

Часто аборт - это решение двоих. В этом случае ответственность за аборт делится пополам. Бывает муж говорит жене: «Решай сама!», «Делай, как знаешь!». То есть он вроде бы и не настаивает на аборте, но и не радуется ребенку. В этих случаях он перекладывает ответственность на плечи женщины, и она часто чувствует себя оскорбленной и униженной, из-за того, что он не хочет ребенка, не рад ему. И хотя решение принимает женщина, ответственность делится пополам.

Впоследствии в этих отношениях женщина не чувствует себя защищенной, она уже не может доверять мужу, часто упрекает его, хотя бы мысленно, в том, что произошло. В отношениях появляется трещина, которая постепенно разрастается. По статистике, 90% разведенных пар когда-то сделали аборт.

Как показывает жизнь, если мужчина (отец ребенка) настаивает на том, что рожаем, женщина только в исключительных случаях делает аборт.

«После рождения близнецов я случайно забеременела и хотела делать аборт. Но мой муж запретил мне и думать об этом. Я родила еще девочку, и мы ни разу об этом не пожалели. У нас три дочери, - рассказывает мне Мария. - Я благодарна мужу за то, что он тогда настоял на рождении третьей дочки".

«Когда я забеременела, мне было 17, и мама повела меня на аборт, - откровенничает со мной 47-летняя Надежда. - Я упиралась, мы с парнем хотели этого ребенка, хотя он и появился случайно. И вот я уже в кабинете у гинеколога, и тут врывается мой парень и буквально стаскивает меня с кресла. «Мы будем рожать!», - заявил он ошеломленным врачу и моей маме. - И у нас родился сынок. Это - мой единственный ребенок, сын, он уже сам - отец двоих детей. Если бы я сделала тот аборт, у меня бы не было детей и внуков».

Как исцелить постабортный синдром?

Постабортный синдром невозможно вылечить самостоятельно.

Психика женщины включает мощные защиты, чтобы не смотреть на свою боль. Некоторые женщины просто не помнят, что делали аборт.

Кто-то с легкой подачи врачей продолжает отрицать, что аборт - это убийство, что ребенок вообще был. Уговаривают и успокаивают себя, что вырезали просто кусок мяса, что эмбрион - это не ребенок, все равно ничего не чувствует, и т.д.

Другие, наоборот, постоянно мучаются угрызениями совести.

Третьи, становятся агрессивны и циничны ("Все женщины делают аборты, это нормально, а что нищету плодить?", и продолжают делать аборты, советуют другим абортировать своих детей, сами отводят своих дочек и снох на аборты.

Четвертые подавляют в себе чувство вины и скорби, стараются их не замечать и загоняют глубоко вовнутрь.

И все это мешает посмотреть правде в глаза.

Чтобы исцелиться, необходимо признать, что аборт - не просто операция, что ребенок, ваш ребенок был, приходил к вам, вы - его мама. Необходимо дать место ребенку в вашем сердце, оплакать утрату, раскаяться, простить себя и других участников событий. Важно исцелить боль, освободиться от чувства вины, злости, обиды и отпустить душу абортированного ребенка.

Очень помогают молитвы, исповедь, но полностью постабортный синдром не снимают. Очень многие женщины, исповедовавшиеся в этом и молящиеся за своих абортированных детей, продолжают страдать и испытывать ту же травму снова и снова.

Что делать, чтобы вылечить постабортный синдром?

1) Признать своего ребенка и дать ему место в своей душе.
2) Оплакать утрату
3) Исцелить боль и освободиться от других болезненных чувств.
3) Раскаяться и простить себя и других участников событий.
4) Отпустить ребенка

Современной психологией наработаны специальные краткосрочные технологии исцеления постабортного синдрома. Исцелить эту боль и снять чувство вины не только можно, но и нужно. И вместе с этим вы избавитесь от многих возможных последствий, к которым приводят, как правило, неосознаваемые и подавленные чувства.

Последствия возникают тогда, когда мы не признаем ребенка, исключаем его (отмахиваемся от него), и когда мы не признаем свои чувства боли, злости, вины, когда мы ищем себе оправдания вместо того, чтобы посмотреть правде в глаза.

Исцелить постабортный синдром вы можете у нас на расстановке, индивидуальной консультации или Тогда вы и ваши дети (и другие потомки) сможете спокойно жить и радоваться жизни.

Психолог Марина Морозова

При перепечатке статей психолога Марины Морозовой активная ссылка на этот сайт и имя автора обязательна.