» » Тревога (клинические и терапевтические аспекты). Патологическая тревожность. Где находится грань между нормальным беспокойством и болезненной тревогой

Тревога (клинические и терапевтические аспекты). Патологическая тревожность. Где находится грань между нормальным беспокойством и болезненной тревогой

По данным некоторых исследований выявлено, что распространенность синдрома тревоги в Российской Федерации достигает 46,3%. Достоверно доказано, что наличие тревожных расстройств утяжеляет течение основных соматических заболеваний (сердечно-сосудистую патологию, бронхо-легочные заболевания, патологию пищеварительной системы, аллергические реакции, кожные заболевания), тревога ухудшает качество жизни человека, предрасполагает к развитию депрессии. Исходя из этого, возникает ряд вопросов - что такое тревога, почему она появляется, может ли тревога быть полезной, каковы патологические проявления тревоги, как справляться с тревогой?

Тревога - это отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределенности, ожидание негативных событий, трудно определяемые предчувствия. Тревога расплывчатое, трудно поддающееся логическому объяснению, тягостное ощущение беспокойства за будущие обстоятельства, когда сигнал опасности не ясен. Тревога существует столько, сколько есть человек, в ней есть полезная целесообразность - она помогает избежать и предотвратить нежелательный или угрожающий безопасности и жизни вариант развития событий, а также урон самооценки человека.

Выделяют нормальную и патологическую тревогу.
Нормальная тревога - это совокупность психофизиологических реакций организма, имеющих защитное значение и направленных на адаптацию организма к меняющимся условиям среды. Для нее свойственны: связь с угрожающей ситуацией, усиливается при недостатке информации и дефиците времени, длительность тревоги определяется продолжительностью психотравмирующей ситуации.

Патологическая тревога - состояние, характеризующееся психическими и соматическими симптомами повышенной тревожности, существенно нарушающими качество жизни человека и его деятельность. Признаками патологической тревоги являются: отсутствие связи с реальной угрозой, она усиливается неадекватно ситуации, длительна по времени (более 4 недель).

Физическими проявлениями патологической тревоги являются следующие симптомы: головокружение, головная боль, дрожь, учащенное сердцебиение, неприятные ощущения (в т.ч. боли) в груди, тошнота, боли в животе, жидкий и/или частый стул, чувство нехватки воздуха, одышка, когда эти проявления не связаны с основным соматическим заболеванием (Вы прошли обследование у разных специалистов и по их результатам не выявлены заболевания, объясняющие Ваше плохое самочувствие).
Психические проявления патологической тревоги таковы: навязчивые тревожные опасения по поводу различных жизненных обстоятельств (профессиональных, финансовых, бытовых, учебных, здоровья собственного и близких), повышенная пугливость, ощущение взвинченности или пребывание на грани срыва, нарушение засыпания или частые пробуждения среди ночи, трудности концентрации внимания или расстройство памяти, раздражительность.

Причинами развития патологической тревоги считаются:
1) внешние факторы со смыслом угроза безопасности и жизни, здоровью и самоуважению человека;
2) личностная предрасположенность - характерологические особенности в виде повышенных требований к себе, негативного самовосприятия, склонности застревать на неприятных переживаниях, тревожится на перед;
3) социальные ориентиры современного общества - культ успеха и достижений, силы и конкурентности, рациональности и сдержанности;
4) особенности воспитания и характера семейных отношений;
5) наследственный фактор;
6) биологическая предрасположенность (женский пол, определенные возрастные периоды, наличие сопутствующих заболеваний, вегетативные конституциональные особенности).
Патологическая тревога может проявляться как: постоянно существующее чувство тревоги; эпизодическая (время от времени) или по поводу определенных обстоятельств (ситуационная тревога).

Способы преодоления патологической тревоги:
1. важно научиться осознавать чувство тревоги, с какими обстоятельствами она связана, т.к. неосознаваемая тревога начинает проявляться в виде психосоматических расстройств;
2. затем необходимо разобраться для самого себя насколько соответствуют реальности Ваши опасения и даже, если тревога обоснованная, то какие существуют варианты справиться с негативными последствиями неблагоприятного развития событий;
3. напомнить самому себе, о своем уже имеющемся положительном опыте справляться с неприятностями и трудностями;
4. сравнить масштабы своих затруднений с глобальными проблемами/катастрофами;
5. можно обратиться к психотерапевту или психологу, чтобы обучится методам когнитивно-поведенческой психотерапии (метод психотерапии, признанный во всем мире доказательно эффективным в лечении тревожных и депрессивных расстройств), глубокого расслабленного дыхания, релаксации, аутотренинга.

Классификация и диагностика

Литература

Заключение

О некоторых актуальных направлениях развития и проблемах в сфере психологической интервенции при депрессивных расстройствах уже шла речь; в заключение приведем еще несколько. Особого внимания сегодня заслуживает адаптация когнитивно-поведенческих и интерперсональных терапевтических методов к лечению депрессий в детском и подростковом возрасте (Reynolds & Johnston, 1994); участились также и попытки использовать терапевтический потенциал этих методов для лечения хронических и терапевтически резистентных больных, страдающих депрессией (Mason, Markowitz & Klerman, 1993; Zimmer, 1995). В последнее время значительно возросло внимание к профилактике рецидивов у пациентов с депрессией, поэтому на первый план сейчас выходят попытки дальнейшего проведения психологической интервенции в течение некоторого времени после устранения депрессивной симптоматики (Frank, Johnson & Kupfer, 1992, Herrle & Rühner, 1994). Некоторые исследователи полагают, что когнитивно-поведенческие стратегии следует использовать для первичной профилактики - для предупреждения развития депрессивного расстройства у людей с повышенным риском к ним (Munoz & Ying, 1993).

Проблемы, которые стоят перед фундаментальным терапевтическим исследованием, не менее сложны и многогранны, нежели проблемы, которые предстоит решить клинической практике. Например, как можно объяснить тот факт, что воздействия как различных психологических методов терапии депрессии, так и медикаментозного лечения в общем и целом одинаковы? А как объяснить тот факт, что преимущество комбинированного психологически-медикаментозного терапевтического подхода оказалось явно меньше, чем должно было быть? Сегодня является общепризнанным (в смысле концепции «final common pathway» (Whybrow, Akiskal & McKinney, 1984), что депрессивные расстройства есть результат развития, которое может быть обусловлено психологическими, психосоциальными и физиологическими предпосылками; поэтому вышеизложенные данные, кажется, подтверждают гипотезу «общего терапевтического финального пути». Однако до сих пор у нас недостаточно знаний о том, какие пути ведут к этому финальному пути, какие специфические и/или общие факторы воздействия лежат в основе достигнутых эффектов. Результаты соответствующих детальных эмпирических анализов пока еще весьма разнородны (Rehm, 1995; Blöschl, 1996). Таким образом, и в интересах теоретического познания, и в интересах широкой практики необходимо продолжать и стимулировать научно-исследовательские работы в этом направлении.



Abramson, L. Y., Seligman, M. E. P. & Teasdale, J. D. (1978). Learned helplessness in humans: Critique and reformulation. Journal of Abnormal Psychology, 87, 49-74.

Beach, S. R. H. (1996). Marital therapy in the treatment of depression. In C. Mundt, M. J. Goldstein, K. Hahlweg & P. Fiedler (Eds.), Interpersonal factors in the origin and course of affective disorders (pp. 341-361). London: Gaskell.

Beck, A. T. (1970). Depression. Causes and treatment. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.

Beck, A. T., Rush, A. J., Shaw, B. F. & Emery, G. (1994). Kognitive Therapie der Depression (4. Aufl.). Weinheim: Psychologie Verlags Union.

Becker, R. E., Heimberg, R. G. & Bellack, A. S. (1987). Social skills training treatment for depression. New York: Pergamon.

Bemporad, J. R. (1992). Psychoanalytically orientated psychotherapy. In E. S. Paykel (Ed.), Handbook ofaffective disorders (2nd ed., pp. 465-473). Edinburgh: Churchill Livingstone.

Blöschl, L. (1986). Verhaltenstherapie. In S. K. D. Sulz (Hrsg.), Verständnis und Therapie der Depression (S. 105-121). München: Reinhardt.

Blöschl, L. (1996). Zum Vergleich und zur Kombination psychologischer und medikamentöser Depressionsbehandlung: Zwischenbilanz und Ausblick. Editorial. Zeitschrift für Klinische Psychologie, 25, 79-82.

Buchanan, G. M. &Seligman, M. E. P. (Eds.). (1995). Explanatory style. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum.

Cappeliez, P. (1993). Depression in elderly persons: Prevalence, predictors, and psychological intervention. In P. Cappeliez & R. J. Flynn (Eds.), Depression and the social environment. Research and intervention with neglected populations (pp. 332-368). Montreal; Kingston: McGill-Queen"s University Press.

Evans, M. D., Hollon, S. D., DeRubeis, R. J., Piasecki, J. M., Grove, W. M., Garvey, M. J. & Tuason, V. B. (1992). Differential relapse following cognitive therapy and pharmacotherapy for depression. 802-808.

Fava, M. & Rosenbaum, J. F. (1995). Pharmacotherapy and somatic therapies. In E. E. Beckham & W. R. Leber (Eds.), Handbook of depression (2nd ed., pp. 280-301). New York: Guilford.

Frank, E., Johnson, S. & Kupfer, D. J. (1992). Psychological treatments in prevention of relapse. In S. A. Montgomery & F. Rouillon (Eds.), Long-term treatment of depression (pp. 197-228). Chichester: Wiley.

Gotlib, I. H. & Colby, C. A. (1987). Treatment of depression. An interpersonal systems approach. New York: Pergamon.

Grawe, K., Donati, R. & Bernauer, F. (1994). Psychotherapie im Wandel. Von der Konfession zur Profession. Göttingen: Hogrefe.

Hautzinger, M. (1993). Kognitive Verhaltenstherapie und Pharmakotherapie bei Depressionen: Überblick und Vergleich. Verhaltenstherapie, 3, 26-34.

Hautzinger, M. & de Jong-Meyer, R. (Hrsg.). (1996). Depression (Themenheft). Zeitschrift für Klinische Psychologie, 25 (2).

Hautzinger, M., Stark, W. & Treiber, R. (1994). Kognitive Verhaltenstherapie bei Depressionen. Behandlungsanleitungen und Materialien (3. Aufl.). Weinheim: Psychologie Verlags Union.

Herrle, J. & Kühner, C. (Hrsg.). (1994). Depression bewältigen. Ein kognitiv-verhaltenstherapeutisches Gruppenprogramm nach P. M. Lewinsohn. Weinheim: Psychologie Verlags Union.

Hollon, S. D., DeRubeis, R. J. & Evans, M. D., Wiemer, M. J., Garvey, M. J., Grove, W. M. & Tuason, V. B. (1992). Cognitive therapy and pharmacotherapy for depression. Singly and in combination. Archives of General Psychiatry, 49, 774-781.

Hoofdakker van den, R. & Berkestijn van, J. (1993). Biologische Behandlung. In F. A. Albersnagel, P. M. G. Emmelkamp & R. van den Hoofdakker (Hrsg.), Depression. Theorie, Diagnostik und Behandlung (S. 145-190). Göttingen: Verlag für Angewandte Psychologie.

Jarrett, R. B. (1995). Comparing and combining short-term psychotherapy and pharmacotherapy for depression. In E. E. Beckham & W. R. Leber (Eds.), Handbook of depression (2nd ed., pp. 435-464). New York: Guilford.

Kanfer, F. H. (1971). The maintenance of behavior by self-generated stimuli and reinforcement. In A. Jacobs & L. B. Sachs (Eds.), The psychology of private events (pp. 39-59). New York: Academic Press.

Klerman, G. L. & Weissman, M. M. (1982). Interpersonal psychotherapy: Theory and research. In A. J. Rush (Ed.), Short-term psychotherapies for depression (pp. 88-106). Chichester: Wiley.

Klerman, G. L. & Weissman, M. M. (Eds.). (1993). New applications of interpersonal psychotherapy. Washington, DC: American Psychiatric Press.

Lewinsohn, P. M. (1975). The behavioral study and treatment of depression. In M. Hersen, R. M. Eisler & P. M. Miller (Eds.), Progress in behavior modification (Vol. 1, pp. 19-64). New York: Academic Press.

Lewinsohn, P. M., Antonuccio, D. O., Steinmetz, J. L & Teri, L. (1984). The Coping with Depression Course. A psychoeducational intevention for unipolar depression. Eugene, Oregon: Castalia Publishing Company.

Lewinsohn, P. M. & Gotlib, I. H. (1995). Behavioral theory and treatment of depression. In E. E. Beckham & W. R. Leber (Eds.), Handbook of depression (2nd ed., pp. 352-375). New York: Guilford.

Lewinsohn, P. M., Hoberman, H., Teri, L. & Hautzinger, M. (1985). An integrative theory of depression. In S. Reiss & R. R. Bootzin (Eds.), Theoretical issues in behavior therapy (pp. 331-359). Orlando, Florida: Academic Press.

Mason, B. J., Markowitz, J. C. & Klerman, G. L. (1993). Interpersonal psychotherapy for dysthymic disorders. In G. L. Klerman & M. M. Weissman (Eds.), New applications of interpersonal psychotherapy (pp. 225-264). Washington, DC: American Psychiatric Press.

McLean, P. (1981). Remediation of skills and performance deficits in depression. Clinical steps and research findings. In J. F. Clarkin & H. I. Glazer (Eds.), Depression. Behavioral and directive intervention strategies (pp. 179-204). New York: Garland.

McLean, P. D. & Hakstian, A. R. (1979). Clinical depression: Comparative efficacy of outpatient treatments. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 47, 818-836.

McLean, P. D. & Hakstian, A. R. (1990). Relative endurance of unipolar depression treatment effects: Longitudinal follow-up. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 58, 482-488.

Munoz, R. F. & Ying, Y.-W. (1993). The prevention of depression. Research and practice. Baltimore: The Johns Hopkins University Press.

Paykel, E. S. (Ed.). (1992). Handbook of affective disorders (2nd ed.). Edinburgh: Churchill Livingstone.

Rehm, L. P. (1977). A self-control model of depression. Behavior Therapy, 8, 787-804.

Rehm, L. P. (1988). Self-management and cognitive processes in depression. In L. B. Alloy (Ed.), Cognitive processes in depression (pp. 143-176). New York: Guilford.

Rehm, L P. (1995). Psychotherapies for depression. In K. D. Craig & K. S. Dobson (Eds.), Anxiety and depression in adults and children (pp. 183-208). Thousand Oaks, Calif.: Sage.

Rehm, L. P., Kaslow, N.J. & Rabin, A. S. (1987). Cognitive and behavioral targets in a self-control therapy program for depression. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 55, 60-67.

Reynolds, W. M. & Johnston, H. F. (Eds.). (1994). Handbook of depression in children and adolescents. New York: Plenum.

Seligman, M. E. P. (1974). Depression and learned helplessness. In R. J. Friedman & M. M. Katz (Eds.), The psychology of depression: Contemporary theory and research (pp. 83-113). New York: Wiley.

Seligman, M. E. P. (1992). Erlernte Hilflosigkeit (4., erw. Aufl.). Weinheim: Psychologie Verlags Union. Sulz, S. K. D. (Hrsg.). (1986). Verständnis und Therapie der Depression. München: Reinhardt.

Thase, M. E. (1994). Cognitive-behavioral therapy of severe unipolar depression. In L. Grunhaus & J. F. Greden (Eds.), Severe depressive disorders (pp. 269-296). Washington, DC: American Psychiatric Press.

Wacker, H.-R. (1995). Angst und Depression. Eine epidemiologische Untersuchung. Bern: Huber.

Wahl, R. (1994). Kurzpsychotherapie bei Depressionen. Interpersonelle Psychotherapie und kognitive Therapie im Vergleich. Opladen: Westdeutscher Verlag.

Whybrow, P. C, Akiskal, H. S. & McKinney, W. T., Jr. (1984). Mood disorders. Toward a new psychobiology. New York: Plenum.

Wolpe, J. (1971). Neurotic depression: Experimental analog, clinical syndromes, and treatment. American Journal of Psychotherapy, 25, 362-368.

Wolpe, J. (1990). The practice of behavior therapy (4th ed). New York: Pergamon Press.

Zimmer, F. T. (1995). Forschungsstand und Strategien kognitiver Verhaltenstherapie bei chronischen und therapieresistenten Depressionen. In G. Lenz & P. Fischer (Hrsg.), Behandlungsstrategien bei therapieresistenter Depression (S. 93-101). Stuttgart: Thieme.

Глава 37. Тревожные расстройства

Розелинда Либ и Ганс-Ульрих Виттхен

Важнейшим условием классификации тревожных расстройств является, с одной стороны, как можно более тонкая дифференциация тревоги как первичной эмоции с ее аффективными, физическими и когнитивными компонентами, тревожности как свойства личности и дифференциальная диагностика различных форм патологической тревоги ,а с другой стороны, проведение границы между патологической тревогой и другими видами психических расстройств. Основными признаками патологической тревоги являются следующие: 1) тревожная реакция и избегающее поведение переживаются людьми, страдающими этим заболеванием, как необоснованные, неадекватно сильные и слишком часто возникающие, 2) они начинают избегать ситуаций, вызывающих тревогу, и теряют контроль над тревогой, 3) тревожные реакции возникают последовательно и продолжаются дольше обычного и 4) ведут к нарушению качества жизни. Патологическая тревога - это ведущий симптом тревожных расстройств. Однако она может возникнуть и при других психических расстройствах (например, депрессии), а также соматических заболеваниях (например, эндокринных расстройствах). Особенно часто тревожные состояния проявляются при острых аффективных расстройствах, протекающих в тяжелой форме (депрессиях и биполярных расстройствах), психотических заболеваниях (например, шизофрении) и прогредиентных стадиях зависимостей от психоактивных веществ (например, при абстинентном синдроме). Поэтому тщательно проведенная дифференциальная диагностика имеет большое значение при постановке диагноза «тревожное расстройство».

Отграничение нормальной тревоги и тревожности от различных форм патологической тревоги в последние годы стало проводить значительно легче благодаря введению четких диагностических критериев и алгоритмов постановки диагноза. Для этих целей в настоящее время используют две классификационные системы, теперь хорошо согласованные друг с другом и удобные для решения как исследовательских, так и практических задач, - МКБ-10 ВОЗ (World Health Organization, 1992), дополненную однозначно сформулированными диагностическими критериями исследования (World Health Organization, 1993), и четвертую версию DSM Американской психиатрической ассоциации (DSM-IV ;American Psychiatric Association, 1994, 1996), содержащую значительно более дифференцированные, чем в МКБ, признаки расстройств. Табл. 37.1.1 дает представление о структуре классификации этих систем применительно к тревожным расстройствам и о некоторых различиях между ними. Так как DSM-IV значительно подробнее описывает картину расстройства, чем МКБ-10, то мы в своем последующем изложении будем опираться в основном на категории DSM-IV .В скобках приводятся соответствующие F-коды из МКБ-10.

Таблица 37.1.1. Классификация тревожных расстройств по МКБ-10 и DSM-IV

ЧТО такое патологическая ТРЕВОГА. Причины и симптомы.

В первую очередь, различают симптомы ТРЕВОГИ психические и соматические (телесные).

СИМПТОМЫ могут проявляться в самых разных сочетаниях и отличаться степенью тяжести.
Чаще всего, чувство ТРЕВОГИ испытывают чрезмерно обеспокоенные люди, которым присущи нервозность, раздражительность или периодическое состояние «на взводе». Возможно и наоборот, человек заторможен, напряжен и не терпелив, не может сосредоточиться и сконцентрироваться, в «голове пустота». Чувство тревоги может вызывать состояния близкие к обмороку.

Опасности подвергается не только психическое, но физическое состояние. Постоянная и беспредметная озабоченность сопровождается головокружением, учащенным сердцебиением, повышением артериального давления, затруднением дыхания или сдавливания в груди, чрезмерной потливостью или, наоборот, ознобом, сухостью во рту. Ко всему присоединяется общая слабость, усталость и переутомление, бессонница. А как же! Организм в постоянном напряжении, человек забыл, когда расслаблялся, мозг непрерывно что-то думает или не думает вообще. ВЫДЕРЖАТЬ СЛОЖНО.

Существует ряд и других ПРИЗНАКОВ патологии, которые зависят от общего состояния и восприимчивости организма. Однако ОБЩИЙ ПРИЗНАК патологической или ненормальной ТРЕВОГИ - это повышенное чувство обеспокоенности, озабоченности без видимых и реальных на то причин.

Причем такое состояние отмечается в течение ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО времени, несколько месяцев, а то и лет. Бывает и пожизненно человек не может справиться с этой проблемой, а тем более самостоятельно. НАРУШАЕТСЯ весь установленный уклад жизни.

Тревожные люди отличаются по своему поведению. Для них ХАРАКТЕРНЫ такие черты, как суетливость и неусидчивость, неловкость, зажатость, заторможенность или взвинченность, робость и стеснительность, пугливость, ранимость. Это могут быть и другие особенности поведения. Тревога характерна для человека, которого постоянно что-то беспокоит, не дает покоя, мешает нормально жить.

ЧТО же чаще всего может вызвать ЧУВСТВО ТРЕВОГИ?

Неприятные воспоминания, связанные с определенным событием в жизни.

Болезнь самого или близких людей, с неутешительным прогнозом.

Нестабильное, неустойчивое положение в семье, или на работе, в общественной жизни.

Недоверие или подозрение.

Беспокойство о будущем родных, близких, детей, друзей, финансовом положении, неуверенность в осуществлении планов.

Наличие угрозы или неуверенность в безопасности.

Индивидуальные генетические и биологические особенности организма.

В любом случае, НЕОБХОДИМО искать причины и выходить из этого состояния.

Тревога - это эмоция, которую испытывают все люди, когда нервничают или боятся чего-то. Постоянно быть «на нервах» неприятно, но что поделать, если жизнь такая: всегда найдётся причина для тревоги и страха, надо учиться держать свои эмоции под контролем, и всё будет хорошо. В большинстве случаев это именно так.

Тревожиться - нормально. Иногда это даже полезно: когда мы переживаем из-за чего-то, то уделяем этому больше внимания, работаем усерднее и вообще достигаем лучших результатов.

Но иногда тревога выходит за разумные пределы и мешает жить. И это уже тревожное расстройство - состояние, которое может испортить всё и которое требует особенного лечения.

Почему появляется тревожное расстройство

Как в случае большинства ментальных расстройств, точно никто не скажет, почему к нам цепляется тревога: о мозге пока знают слишком мало, чтобы говорить о причинах уверенно. Скорее всего, виноваты несколько факторов - от вездесущей генетики до травмирующего опыта.

У кого-то тревожность появляется из-за возбуждения отдельных участков мозга, у кого-то шалят гормоны - и норадреналин, а кто-то получает расстройство в нагрузку к другим заболеваниям, причём не обязательно психическим.

Каким бывает тревожное расстройство

К тревожным расстройствамStudying Anxiety Disorders . относятся сразу несколько групп заболеваний.

  • Генерализованное тревожное расстройство . Это тот случай, когда тревога появляется не из-за экзаменов или предстоящего знакомства с родителями любимого человека. Тревога приходит сама по себе, ей не нужен повод, и переживания настолько сильны, что не дают человеку выполнять даже простые повседневные дела.
  • Социальное тревожное расстройство . Страх, который мешает находиться среди людей. Кто-то боится чужих оценок, кто-то - чужих действий. Как бы то ни было, это мешает учиться, работать, даже ходить в магазин и здороваться с соседями.
  • Паническое расстройство . Люди с таким заболеванием испытывают приступы панического страха: они пугаются так сильно, что иногда не могут сделать шаг. Сердце бьётся с бешеной скоростью, в глазах темнеет, воздуха не хватает. Эти приступы могут приходить в самый неожиданный момент, причём иногда из-за них человек боится выходить из дома.
  • Фобии . Когда человек боится чего-то конкретного.

Кроме того, тревожное расстройство часто встречается в сочетании с другими проблемами: биполярным или обсессивно-компульсивным расстройством или .

Как понять, что это расстройство

Основной симптом - постоянное ощущение тревоги, которое длится не менее шести месяцев, при условии, что поводов нервничать нет или они незначительны, а эмоциональные реакции непропорционально сильные. Это значит, что тревога меняет жизнь: вы отказываетесь от работы, проектов, прогулок, встреч или знакомств, какой-то деятельности только потому, что слишком переживаете.

Другие симптомыGeneralised anxiety disorder in adults — Symptoms . , которые намекают, что что-то не так:

  • постоянная усталость;
  • бессонница;
  • постоянный страх;
  • невозможность сосредоточиться;
  • невозможность расслабиться;
  • дрожь в руках;
  • раздражительность;
  • головокружение;
  • частое сердцебиение, хотя никаких сердечных патологий нет;
  • повышенная потливость;
  • боли в голове, животе, мышцах - при том, что врачи не находят никаких нарушений.

Точного теста или анализа, при помощи которого можно опознать тревожное расстройство, не существует, ведь тревогу нельзя измерить или потрогать. Решение о диагнозе принимает специалист, который смотрит на все симптомы и жалобы.

Из-за этого есть соблазн удариться в крайности: то ли диагностировать себе расстройство, когда в жизни просто началась , то ли не обращать внимания на своё состояние и ругать безвольный характер, когда из-за страха попытка выйти на улицу превращается в подвиг.

Не надо увлекаться и путать постоянный стресс и постоянную тревогу.

Стресс - это ответ на раздражитель. Например, на звонок недовольного клиента. Когда ситуация меняется, уходит и стресс. А тревога может остаться - это реакция организма, которая происходит, даже если прямого воздействия нет. Например, когда входящий вызов поступает от постоянного клиента, который всем доволен, а трубку снять всё равно страшно. Если тревога настолько сильна, что любой телефонный звонок - это пытка, то это уже расстройство.

Не надо прятать голову в песок и делать вид, что всё нормально, когда постоянное напряжение мешает жить.

Обращаться к доктору с такими проблемами не принято, а тревожность часто путают с мнительностью и даже трусостью, а быть трусом в обществе - стыдно.

Если человек поделится своими страхами, то скорее получит совет взять себя в руки и не раскисать, чем предложение найти хорошего врача. Беда в том, что преодолеть расстройство мощным волевым усилием не получится, как не получится вылечить медитацией.

Как лечиться от тревоги

Постоянная тревога лечится, как и другие расстройства психики. Для этого и существуют специалисты-психотерапевты, которые, вопреки распространённым , не просто разговаривают с пациентами о тяжёлом детстве, а помогают найти такие приёмы и техники, которые по-настоящему улучшают состояние.

Кому-то станет легче после нескольких бесед, кому-то поможет фармакология. Врач поможет пересмотреть образ жизни, найти причины, по которым вы много нервничаете, оценит, насколько выражены симптомы и нужно ли принимать препараты.

Если вы пока думаете, что психотерапевт вам не нужен, попробуйте приручить тревогу самостоятельно.

1. Найдите причину

Проанализируйте, из-за чего вы переживаете больше и чаще всего, и постарайтесь исключить из жизни этот фактор. Тревога - это естественный механизм, который нужен для нашей же безопасности. Мы боимся чего-то опасного, что может причинить нам вред.

Может, если вы постоянно трясётесь от страха перед начальством, лучше сменить работу и расслабиться? Если у вас получится, значит, ваша тревога вызвана не расстройством, лечить ничего не надо - живите и радуйтесь жизни. А вот если выделить причину беспокойства не получается, то лучше обратиться за помощью.

2. Занимайтесь спортом регулярно

В лечении ментальных расстройств много белых пятен, но в одном исследователи сходятся: регулярная физическая нагрузка действительно помогает держать разум в порядке.

3. Давайте мозгу отдыхать

Лучше всего - спать. Только во сне перегруженный страхами мозг расслабляется, а вы получаете передышку.

4. Научитесь тормозить воображение работой

Тревога - это реакция на то, чего не случилось. Это страх того, что только может произойти. По сути, тревога есть только в нашей голове и полностью иррациональна. Почему это важно? Потому что противодействие тревоге - это не спокойствие, а реальность.

Пока в тревожном воображении случаются всевозможные ужасы, в реальности всё идёт своим чередом, и один из лучших способов отключить постоянно зудящий страх - вернуться в настоящее, к текущим задачам.

Например, занять голову и руки работой или спортом.

5. Бросьте курить и пить

Когда в организме и без того бардак, расшатывать хрупкое равновесие веществами, которые влияют на мозг, как минимум нелогично.

6. Изучите техники релаксации

Тут действует правило «чем больше, тем лучше». Учитесь дыхательным упражнениям, ищите расслабляющие позы йоги, пробуйте музыку или даже , пейте ромашковый чай или используйте в комнате эфирное масло лаванды. Всё подряд, пока не найдёте несколько вариантов, которые будут помогать именно вам.

»

Ощужение повышенного уровня тревожности, на сегодняшний день, наиболее распространены в крупных городах. Это пограничное психическое состояние сопровождается ощущением либо четко выраженных ощущений

тревожности, когда человек ярко ощущает это состояние, либо может проявляться в виде не четко оформленного состояния, когда врачу-психиатру, психотерапевту (врач-психотерапевт), приходится выяснять этот факт посредством проведения специальных методик обследования.

Тревога – аффект ожидания какого-либо неприятного события, переживание напряженности и страха, опасения.

Состояние длительной тревожности представляет собой патологическое состояние, характеризующееся ощущением опасности и сопровождающееся соматической симптоматикой, что связано с гиперактивностью вегетативной нервной системы.

Дифференциальная диагностика

Повышенную тревожность следует дифференцировать от страха, который возникает в ответ на конкретную угрозу и является биологически оправданной реакцией высшей нервной системы.

Тревога является одним из наиболее часто встречающихся в медицинской практике психопатологических состояний.

Тревогой в этом случае называют преувеличенную реакцию, не соответствующую степени угрозы. Кроме того, тревога развивается, когда источник опасности не ясен или не известен. Чаще всего тревога возникает в ответ на какой-либо условный раздражитель, связь которого с самой опасностью вытеснена из сознания или забыта пациентом.

Необходимо отметить широту диапазона проявлений тревоги – от легких невротических нарушений (пограничного уровня психических расстройств) и генерализованного тревожного расстройства , до выраженных психотических состояний эндогенного происхождения. Тревожные состояния относятся к сфере переживаний человека, трудно переносимым эмоциям и выражается в ощущении мучительности. Не редко, когда человек находит предмет своей тревоги или «придумывает» этот объект, то у него возникает страх, который в отличие от тревоги появляется в ответ на конкретную причину. Страх следует квалифицировать как патологическое состояние только в том случае, если он переживается в связи с объектами и ситуациями, обычно не вызывающими его.

Симптомы повышенной тревожности

  • Дрожь, подергивание, сотрясение тела, боль в спине, головная боль, головокружения, приливы, расширение зрачков, обмороки.
  • Мышечное напряжение, нехватка воздуха, учащенное дыхание, повышенная утомляемость, дисфункция вегетативной нервной системы (часто называемое вегетативно-сосудистая дистония, ВСД, покраснение, бледность.
  • Тахикардия, учащенное сердцебиение, потливость, похолодание рук, диарея, сухость во рту, учащенное мочеиспускание, ощущения онемения, покалывания, мурашек, затруднение при глотании.
  • Желудочно-кишечные расстройства, поносы, запоры, рвота, гастриты, язвенная болезнь, дискинезии, изжога, вздутие, синдром раздраженного кишечника .

Психологические симптомы повышенной тревоги

  • Ощущение опасности, снижение концентрации внимания.
  • Сверхнастороженность, расстройство сна, снижение либидо, «ком в горле».
  • Ощущение тошноты («мутит от страха»), тяжести в желудке.

Тревожность – психологическое понятие, которым выражается аффективное состояние, которое характеризуется чувством неуверенности и общего беспокойства. Часто сравнивается, а иногда используется как синоним понятия невротический страх. При состоянии тревожности отсутствуют физиологические или соматические проявления, такие как, например, удушье, потение, увеличение пульса, онемение и т.д. Состояние повышенного уровня тревожности в большинстве случаев принимается за легкую форму невроза, при которой именно тревожность преобладает в жизни пациента. Как правило, эта форма невроза лечится психотерапевтическими методиками, без применения лекарственных препаратов. Обычно, лечение таких психологических состояний, не превышает десяти сеансов психотерапии.

У маленьких детей тревожность появляется в следующих случаях: боязни темноты, животных, одиночества, чужих людей и пр. У детей старшего возраста тревожность связана с чувством страха наказания, страхом неудач, болезнями или контактом с близкими. Такие состояния, как правило, определяются как тревожные личностные расстройства и хорошо поддаются психотерапевтической коррекции.

Кроме пограничных психических расстройств, тревога может сопровождать и более глубокие психические расстройства, связанные с эндогенными патологиями головного мозга и проявляться в виде тревожно-параноидного синдрома.

Тревожно-параноидный синдром

– Сочетание аффекта тревоги, сопровождающегося ажитацией и спутанностью, с бредовыми идеями отношений или преследования, вербальными иллюзиями и галлюцинациями. Наиболее часто проявляется при шизофрении и органических психозах.

Диагностика повышенной тревожности

При диагностике тревожных состояний как пограничного психического состояния, обращают внимание на такие основные критерии как:

  • Чрезмерная тревога и беспокойство в связи с различными событиями или видами деятельности, наблюдающаяся более 4 месяцев.
  • Невозможность или трудность в попытке справиться с тревогой самостоятельно, посредством усилий собственной воли.
  • Тревога сопровождается, по меньшей мере, тремя из следующих симптомов (у детей – достаточно только одного симптома):
  • Беспокойство, суетливость или нетерпеливость.
  • Быстрая утомляемость.
  • Расстройство концентрации внимания или памяти.
  • Раздражительность.
  • Мышечное напряжение.
  • Нарушение сна (трудности при засыпании, ночные пробуждения, ранние пробуждения, нарушения продолжительности сна, сон, не приносящий чувства свежести).

Врачу-психотерапевту необходимо точно установить предмет повышенного уровня тревоги или беспокойства, так как существуют определенные критерии, которые имеют значение при определении вида тревожности.

Наличие повышенного уровня тревоги вызывает значимые нарушения в социальной, трудовой или иных сферах деятельности, что снижает качество жизни человека.

Повышенная тревожность не имеет прямой связи с наличием воздействия психоактивного вещества (наркотики, лекарства, алкоголь) и не связаны с другими органическими расстройствами, тяжелыми расстройствами развития и эндогенными психическими заболеваниями.

Группа расстройств с повышенной тревожностью

Группа психических расстройств, в которой тревога вызывается исключительно или преимущественно определенными ситуациями или объектами, в настоящее время не являются опасными. Лечение повышенного уровня тревожности всегда успешно. Обеспокоенность пациента может концентрироваться на отдельных симптомах, таких как, например, сердцебиение, ощущение дурноты, болях в желудке или области живота, головных болях, и часто сочетается с вторичными страхами смерти, потери самоконтроля или сумасшествия. Тревога не уменьшается от сознания того, что другие люди не считают данную ситуацию столь опасной или угрожающей. Одно лишь представление о попадании в фобическую ситуацию обычно заранее вызывает тревогу предвосхищения.

Тревога часто сосуществует с депрессией. При чем, тревога почти неизменно усиливается во время преходящего депрессивного эпизода. Некоторые депрессии сопровождаются фобической тревогой, а

пониженное настроение часто сопутствует некоторым фобиям, особенно агорафобии.

Повышенный уровень тревоги

Наличие повышенного уровня тревоги, при нарастании, часто вызывает панические состояния, которые часто называются людьми как панические атаки. Основным признаком панических атак являются повторные приступы тяжелой тревоги (паники), которые не ограничиваются определенной ситуацией или обстоятельствами и поэтому не предсказуемы. При панических атаках доминирующие симптомы сильно варьируют у разных людей, так же как и при иных , но общими являются неожиданно возникающие сердцебиение, боли в груди, ощущения удушья, головокружение и чувство нереальности (деперсонализация или дереализация). Практически неизбежны и вторичные страхи смерти, потери самоконтроля или сумасшествия. Обычно панические атаки продолжаются лишь минуты, хотя временами эти состояния могут сохраняться и дольше. Частота и течение панических атак имеют множество вариаций проявления. Наиболее часто, люди, при проявлениях приступа панической атаки, испытывают резко нарастающий страх, переходящий в паническое состояние. В этот момент начинают нарастать вегетативные симптомы, которые приводят к дальнейшему нарастанию тревоги. Как правило, большинство людей при этом стараются как можно быстрее покинуть место своего пребывания, сменить обстановку, окружение. В дальнейшем, для предотвращения проявлений панической атаки , люди стараются избегать мест или ситуаций, которые были в момент проявления панической атаки. Приступ панической атаки приводит к ощущению постоянного страха возникновения последующего приступа паники.

Для установления патологической тревоги (пароксизмальная тревожность, панические атаки), необходимы следующие условия, при которых проявляются тяжелые приступы вегетативной тревоги и которые возникали на протяжении месяца:

  • при обстоятельствах, не связанных с объективной угрозой;
  • панические атаки не должны быть ограничены известными или предсказуемыми ситуациями;
  • между паническими атаками состояние должно быть сравнительно свободным от тревожных симптомов, но тревога предвосхищения является обычной.

Лечение повышенной тревожности

Лечение повышенной тревожности определяется, прежде всего, истинными причинами формирования комплекса проявляемой симптоматики. Причины формирования этой симптоматики должны быть определены в ходе дифференциальной диагностики.

Как правило, при формировании лечебного плана необходимо начинать с быстрого снятия ведущей симптоматики, что наиболее тяжело переносится пациентом.

В ходе лечения повышенной тревоги врач, в течение всего периода терапии, должен внимательно следить за состоянием пациента и при необходимости проводить корректирующие мероприятия которые могут заключаться как во внесении коррекции в нейрометаболическую терапию, так и в психотерапевтический план.

Заключение

Важным моментом в лечении тревоги является то, чтобы непосредственно всем лечебным процессом руководил только врач, не допускается какая-либо самодеятельность психологов. Категорически запрещается самостоятельное лечение повышенного уровня тревоги психологами или иными людьми без наличия высшего медицинского образования. Нарушение этого правила всегда приводит к весьма серьёзным осложнениям и возникновению препятствий для полноценного лечения расстройств с проявлениями повышенного уровня тревожности.

Любые состояния с проявлением тревожности поддаются лечению.

Не стоит бояться и бояться, снова и снова. Разорвите «замкнутый круг».

Звоните +7 495 135-44-02

Мы сможем оказать Вам необходимую и безопасную помощь.

Вы снова почувствуете все краски настоящей, качественной жизни.

У Вас многократно повысится работоспособность, Вы сможете сделать успешную карьеру.

 
Классификация МКБ-10 Классификация DSM-IV Основные отличия
F4 Невротические, стрессовые и соматоформные расстройства Тревожные расстройства В DSM-IV все рассматриваемые заболевания, за исключением помещенных в скобках, классифицируются как тревожные расстройства
F40 Фобические расстройства
F40.0 Агорафобия В DSM-IV даныболее подробные критерии и больше указаний для дифференциальной диагностики
.00 без панического расстройства Агорафобия без панического расстройства
.01 с паническим расстройством Паническое расстройство с агорафобией
F40.1 Социальные фобии Социальная фобия В DSM-IV выделено больше подтипов, особенно для фобий
F40.2 Специфические (изолированные фобии) Специфическая фобия
F40.8 Другие фобические расстройства
F40.9 Неуточненные фобические расстройства Неуточненное тревожное расстройство
F41 Другие тревожные расстройства
F41.0 Паническое расстройство.00 средней тяжести.01 тяжелое Паническое расстройство без агорафобии Если расстройство удовлетворяет критериям как агорафобии, так и панического расстройства, то симптоматическая картина классифицируется в МКБ-10 как агорафобия, а в DSM как паническое расстройство
F41.1 Генерализованное тревожное расстройство F41.2 Смешанное тревожное и депрессивное расстройство F41.3 Другие смешанные тревожные расстройства Генерализованное тревожное расстройство (смешанное тревожное и депрессивное расстройство)
F41.8 Другие уточненные тревожные расстройства
F41.9 Неуточненные тревожные расстройства Неуточненные тревожные расстройства
F42 Навязчивые расстройства
F42.0 Навязчивые мысли или размышления F42.1 Навязчивые действия или ритуалы F42.2 Смешанные навязчивые мысли и действия Навязчивое расстройство В DSM расстройство далее не классифицируется вместо этого выделяются подтипы по способности к инсайту
F42.8 Другие навязчивые расстройства Неуточненные тревожные расстройства
F42.9 Неуточненные навязчивые расстройства Неуточненные тревожные расстройства
F43 Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
F43.0 Острая реакция на стресс Острое стрессовое расстройство Нарушения адаптации образуют в DSM отдельную группу расстройств, не входящую в тревожные расстройства
F43.1 Посттравматическое стрессовое расстройство F43.2 Нарушения адаптации Посттравматическое стрессовое расстройство (нарушения адаптации)
F43.8 Другие реакции на тяжелый стресс F43.9 Неуточненные реакции на тяжелый стресс