» » Воображение. Понятие о воображении, его основных видах и процессах. Понятие о воображении, его особенности. Функции воображения

Воображение. Понятие о воображении, его основных видах и процессах. Понятие о воображении, его особенности. Функции воображения

Воображение принадлежит к высшим познавательных процессов. Она обусловлена потребностями, которые возникают в жизни человека, и прежде всего потребностью изменить те или иные предметы окружающего мира. Человек не может начинать работу, не представив себе ее готов результат. Воображение возникла и развилась в процессе трудовой деятельности человека. По образному определению А. Эйнштейна, "воображение важнее знания, потому что знания ограничены, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции". Множество представлений возникает в голове человека в день. Некоторые из них не оставляют следа, а самые интересные, самые значимые остаются в памяти и составляют воображение. Итак, воображение - это психический процесс создания человеком новых образов на основе ее предыдущего опыта.

Функции воображения:

o моделирование конечного результата деятельности человека и средств, необходимых для его достижения;

o создание программы поведения человека, когда проблемная ситуация неопределенна;

o создание образов, не программируют деятельность, а подменяют ее;

o создание образов объектов с опорой на схемы и описания. Характерные черты воображения.

1. Воображение присуща только человеку и является необходимым условием ее деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность. Прежде чем что-то

сделать, человек представляет, что нужно сделать и как она это будет делать. Человек также заранее представляет конечный результат своего труда и этим отличается от умелых животных. Воображение в значительной мере зависит от направленности личности: ее интересов, стремлений, потребностей, убеждений.

2. Воображение тесно связана с мышлением, памятью, ощущением, восприятием и эмоциями.

Нелегко отделить процесс воображения от процессов ощущения и памяти, а также от процессов мышления. Решению этой задачи Аристотель посвятил книгу "О душе".

Воображение, как и мышление, возникает в проблемной ситуации, то есть тогда, когда нужно найти новое решение. Так же, как и мышление, воображение мотивируется потребностями личности. Реальный процесс удовлетворения потребностей может иногда подменяться иллюзорным, воображаемым удовольствием их.

Что касается общего и отличного между мышлением и воображением, то все зависит от определенности задачи или ситуации, то есть одно и то же задание может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Если исходные данные задачи или научной проблемы известны, то ход их решения подчиняется преимущественно законам мышления. Если же проблемная ситуация отличается большой неопределенностью, исходные данные не поддаются точному анализу, то в этом случае в действие вступают механизмы воображения.

Воображение находит решения проблемной ситуации даже при отсутствии необходимой полноты знаний, которые нужны для мышления. Воображение позволяет "перескочить" через какие-то этапы мышления и представить конечный результат. Но именно в этом заключается слабость процесса воображения, поскольку намеченные воображением пути решения не всегда правильные.

В процессе мышления человек комбинирует представления, память выдает сознания. Однако можно намеренно нафантазировать какую-нибудь комбинацию представлений, зная, что это лишь вопрос воображения. Не только в реальности, но и во сне мы осознаем, что представленное нами является фантазией. В этом случае происходят два одновременных процесса: человек что-то представляет и вместе с тем мыслит о том, что представляет - оценивает его особенности, вероятность, красоту, перерабатывает, исправляет или прогоняет. По выражению Аристотеля, мы отличаем воображение от мышления уверенностью, которая присуща нашему мышлению: если мы уверены в реальности представляем, то мы мыслим.

Некоторые психологи сравнивают принципы работы воображения принципу действия калейдоскопа, который с помощью нескольких стекол создает множество узоров.

Необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией повлекла возникновение у человека воображения. Аппарат воображения всегда будет полезным для нее.

Образы воображения отличаются от образов памяти тем, что в воображении мы меняем упоминавшееся или создаем что-то такое, чего не было в нашей памяти. Если мы в нашем сознании можем воспроизвести тот или иной предмет с большей или меньшей степенью ясности и если предположить, что мы ничего не в фантазировали к тому, что хранилось в нашей памяти и в настоящее время воспроизводится нашим сознанием, то, без сомнения, это припоминанием (процесс намятые), ярким, но все-таки припоминанием. По образностью процессы припоминания (памяти) не уступают воображении. Воображение отличается от памяти новизной воспроизведенных ней ассоциаций в отношении тех, которые хранятся в памяти. Память хранит следы и идеи представлений; выдает их снова сознания в ощутимой форме представлений, а воображении принадлежит только новая комбинация этих элементов, сохранившихся памятью.

Воображение отличается также и от непосредственного ощущения. По Аристотелю, "Воображение является как бы ощущением, но только без материала". Эти слова поражает своей точностью, если вспомнить те минуты, когда мы вынуждены бороться с произведениями нашей собственного воображения. Мы воспринимаем их как ощущение внешнего мира, с той только разницей, что от предметов внешнего мира мы можем отвернуться или уйти, зато образы нашего воображения мы носим всегда и везде с собой и можем избавиться от них только волевым усилием, выбирает другой материал для нашей психической деятельности.

3. Воображение всегда является отходом от действительности, однако в любом случае источник воображения - объективная действительность.

Подвергаясь воздействию эмоций, чувств, симпатий и антипатий, воображение способствует более глубокому осмыслению и познанию действительности, но иногда искажает ее. Так, под влиянием любви наше воображение порождает желаемый образ, хотя этот образ может и не соответствовать настоящему. Воображение в таком случае готовит нам немало горьких разочарований.

Художники, люди с развитым воображением, изображая то или иное явление, зачастую не бывают его очевидцами и непосредственными участниками. Но любой создаваемый художником образ всегда опирается на реальные объекты действительности. Например, на картинах В.М. Васнецова "Ковер-самолет", "Иван-царевич на сером волке" или М.О. Врубеля "Демон", "Пан", мы видим элементы нереального (ковер, летит в небе, фантастические существа и т.п.), но одновременно это отражение вполне реальных вещей. Так, ковер, летит, изображено как обычный ковер - прямоугольной формы, с типичным для ковра орнаментом, а фантастические герои имеют признаки реальных существ. Н.А. Врубель делал много этюдов с натуры, наблюдал различные состояния природы, он опирался на реальную жизнь, поэтому его фантастика такая выразительная. Так произведения воображения ценнее, чем художник больше учитывает известные ему законы объективной действительности. Именно в этом сила человеческого воображения. Фантазия, которая отрывается от действительности, становится бессильной.

4. Воображение - составляющая творчества.

Воображение выступает как антипод тривиального. Это чувство новизны, которое является неоценимой качеством человека.

"Вселенная не имеет границ и края, он безмерный и бесконечный", - сказал Дж. Бруно, представляя бесконечность Вселенной, и был казнен.

"Человечество достигнет звезд и заполнит собой Вселенная", - сказал К.Б. Циолковский, и его высмеяли современники.

Известный специалист в области автоматического оружия Ф.В. Токарев говорил, что когда он создавал новые образцы оружия, то выезжал в село с двумя альбомами... швейных машин. Он листал альбомы, в которых были изображены конструкции различных швейных машин, и непременно находил нужную ему идею. Итак, если человек увидит в предмете другую его функцию, можно считать, что у этого человека хорошо развито воображение.

5. Воображение неразрывно связана со всеми звеньями психики человека.

Высочайший "расцвет" воображения оказывается в минуты опасности: перед атакой, операцией, перед смертельной опасностью.

Восприятие стимулирует воображение. Известный тест Роршаха на восприятие неопределенных форм 5 - пятен на 5 таблицах 2 черно-белые и 3 цветные - позволяет наглядно отследить качественные различия воображения здоровой и психически больного человека. У людей с патологией воображения пятна приобретают очертания, отражающие особенности их эмоционального неблагополучия. В привычных пятнах им мерещатся призраки, демоны, символические образы смерти, то есть проецируется страх, состояние тревоги, отчаяния, тоски. Живые чернильные пятна активно стимулируют воображение и будто освобождают ЕЕ, то есть решают какой-то мере проблему, над которой "бьются" психологи.

Стимулируют воображение запах, ритмы музыки.

Разработан специальный метод активизации воображения - метод «мозгового штурма». Он заключается в том, что создается непринужденная атмосфера общения и поиска, когда свободно высказывается неограниченный некритичен поток ассоциаций, представлений, идей, образов, то есть рождаются предположения, нереальные идеи.

Ситуация фрустрации, безысходности, скажем, при неразделенной любви также активизирует воображение.

Воображение и проблемная ситуация.

Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще всякой творческой деятельности. Строго говоря, для того чтобы кустарным способом сделать простой стол, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее представить, какой формы, высоты, длины и ширины будет стол; как будут скреплены ножки, насколько он будет отвечать своему назначению стола обеденного, лабораторного или письменного, - одним словом, до начала работы требуется видеть этот стол уже как бы готовым.

Воображение - это необходимый элемент творческой дея тельности человека, выражающийся в построении образа про дуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характе ризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее.

Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее.

Что же общего между мышлением и фантазией и к чему сводятся различия между ними? Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т. е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретнообразной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир.

Таким образом, в проблемной ситуации, которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны - выбор, например способа действия, осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления того, как будет осуществляться действие.

Рассматривая сходство и различие мышления и воображения, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. Если исходные данные задачи, к примеру научной проблемы, известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления. Другая картина наблюдается, когда проблемная ситуация отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходят механизмы воображения. Например, некоторая неопределенность исходных данных сказывается в работе писателя. Недаром роль фантазии так велика в литературном творчестве, когда писатель в воображении прослеживает судьбу своих героев. Ему приходится иметь дело с гораздо большей степенью неопределенности, чем конструктору или инженеру, поскольку законы человеческой психики и поведения во многом более сложны, менее известны, чем законы физики.

В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситу ации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления- здесь вступает в права фантазия.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблему. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существовать и дейст вовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, этот аппарат воображения всегда будет полезен.

Виды воображения.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности ее суррогат. В этом случае человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться там от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тяжелых условий жизни, от следствия своих ошибок и т.д. Создав образ Манилова, Н. В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения называется пассивным воображением.

Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит главным образом при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.

Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. При чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний постоянно оказывается необходимо воссоздавать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах, картах и рассказах.

Многие школьники имеют манеру пропускать или бегло просматривать в книгах описание природы, характеристику интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие своей личности - фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и красочные картины. Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение географических карт. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении различные места помогает правильно увидеть их в действительности. Пространственное воображение, необходимое при изучении стереометрии, развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объемных тел в различных ракурсах.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, пред полагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если у подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал. Можно выделить четыре типа представлений воображения:

1) образы того, что есть в реальной действительности, например, человек представляет пустыню Сахара, в которой он никогда не бывал, но которая реально существует;

2) исторические образы, например, можно представить, как выглядел доисторический человек или саблезубый тигр;

3) сказочные образы: Баба Яга, Змей-Горыныч и т. д.;

4) образы будущего, например, как выглядит автомобиль ХХII в.

Образы воображения могут создаваться различными путями. Наиболее распространенными являются следующие способы.

1. Агглютинация – это соединение любых качеств, свойств, частей в единый, часто причудливый образ, иногда очень далекий от реальности.

Например, соединение верхней части туловища мужчины и нижней части коня воплотились в образе кентавра, а, поставив избушку на куриные лапы, получили жилище Бабы Яги. Чаще всего такой прием используется в мифах и сказках.

2. Акцентирование – выделение в имеющемся образе какой-либо части, детали и возведение ее в ранг доминирующей.

Способ чаще всего применяется в карикатурах, шаржах.

Типизация – самый сложный, подчас творческий прием, выражающийся в том, что из конкретных образов выделяются наиболее характерные, значимые качества и свойства и уже на их основе создается новый образ.

Очень часто этим приемом пользуются писатели, создавая образы литературных героев.

Оно выручает в тех ситуациях, когда невозможно, затруднительно или просто нецелесообразно выполнять практические действия.

Таким образом, без воображения не был бы возможен прогресс ни в одной из областей человеческой деятельности.

Выделяются следующие виды воображения:

1) активное (произвольное) – пассивное (непроизвольное);

2) ародуктивное (творческое) – репродуктивное (воссоздающее).

Пассивное воображение возникает без волевых усилий и без сознательных намерений со стороны человека.

Наиболее распространенным видом пассивного воображения являются сновидения.

Активное воображение возникает, когда новые идеи или образы создаются путем специального намерения человека.

Репродуктивное (воссоздающее) воображение основано на воссоздании новых образов в соответствии с имеющимся описанием, схемой и т. п.

Продуктивное воображение – новые образы и идеи создаются в результате самостоятельной творческой деятельности.

Однако чаще всего провести четкую грань между репродуктивным и творческим воображением не представляется возможным.


  • Понятие о воображении . Виды воображения . Функции воображения . Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал.


  • Понятие о воображении . Виды воображения . Функции воображения . Воображение


  • Речь–это процесс общения через всевозможные коммуникационные средства (слова, жесты, интонаци. Воображение его виды и функции .
    Функции : 1. Фрагматическая – использование образа воображения на практике.


  • « Предыдущий вопрос. Понятие о воображении . Виды воображения . Функции воображения . Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые чел.


  • Виды , функции , свойства, природа воображения . Процесс отражения действительной реальности за пределами существующих связей и отношений называют воображением .


  • Понятие о воображении .
    Виды , функции , свойства, природа воображения . Процесс отражения действительной реальности за пределами существующих связей и отношений называют в... подробнее ».


  • Виды воображения . В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительными представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.


  • Воображение его виды и функции .
    Формы мышления (характеризуют структуру мысли): 1. Понятие (форма мышления, в которой отражены общие и существенные признаки предметов, процессов и явлений.


  • Воображение – это процесс представления информации в виде образов, причем такой процесс, при котором эти образы отличаются от реальной действительности. Продукт и результат его – придуманный человеком образ.


  • 1. Общее понятие об ощущениях. Ощущение -- психический процесс непосредственного, чувственного
    Воображение -- образно-информационное моделирование действительности на основе
    Психические процессы выражаются в специфическом содержании: функция ...

Найдено похожих страниц:10


Воображение (фантазия)* – это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Как и мышление, воображение относится к высшим познавательным процессам, возникло в процессе трудовой деятельности и характерно только для человека.

* В психологической литературе понятия «воображение» и «фантазия» рассматриваются как синонимы.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Благодаря воображению значительно расширяются его познавательные возможности. Воображение - необходимое условие поисковой творческой деятельности. Это способствует концентрации умственной сосредоточенности, повышает интенсивность внимания. Поэтому говорят о познавательной функции воображения. Воображение осуществляет также антиципирующую функцию в познании и деятельности. Это проявляется в предвосхищении результата какого-либо поступка. Почти вся человеческая материальная и духовная культура – продукт воображения. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Регуляторная функция воображения заключается в том, что оно создает определенный настрой личности на то, что должно произойти, и ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продукта труда, что и способствует хотя бы частичному удовлетворению многих потребностей, снятию порождаемой ими напряженности.

Воображение самым тесным образом связано с познавательными психическими процессами и личностью в целом. Его специфика состоит в переработке прошлого опыта, сохранившегося в виде представлений и понятий. И в этом отношении оно неразрывно связано с процессами памяти и преобразует то, что есть в памяти.

Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от него. Включаясь в восприятие, оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем участвует воображение.

Воображение играет значительную роль в составлении плана и программы предстоящих действий. Функция планирования и программирования позволяет человеку творить, разумно направлять и управлять деятельностью. Воображение выступает как нужный элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образов продуктов труда в тех случаях, когда ситуация характеризуется неопределенностью.

Воображение играет огромную роль и в преобразовании окружающей нас действительности, выполняя важнейшую контрольно-корректирующую функцию. На основе деятельности воображения человек может предвидеть ход тех или иных событий, изменение явлений, течение процесса, может ожидать результат своих действий, поступков, а в речевом общении – то, какое влияние будет оказывать его высказывание на собеседника, и то, что скажет и сделает собеседник. В случае необходимости деятельность воображения может быть направлена на умение заметить ошибки и их исправление.



И, наконец, нельзя не отметить эмоциональную функцию воображения. Оно усиливает эмоциональный тонус личности, повышает настроение, вызывает подъем. При помощи воображения человек может хотя бы частично удовлетворить многие потребности, снять напряженность. Особенно это проявляется в работе людей творческих профессий - артистов, художников. Для успешной педагогической деятельности эта функция воображения имеет первостепенное значение.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Сказанное свидетельствует о том, что деятельность воображения очень близка к мышлению. Эти процессы теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Но это разные психические процессы. Задача воображения – преобразовывать прошлое в новое. Задача мышления – обобщенное и опосредованное познание, основанное на установлении связей между предметами и явлениями. Деятельность воображения зависит от общей направленности личности. Особое значение в создании его образов имеет мировоззрение, общая направленность личности их предметному воплощению. Посредством воображения человек получает возможность управлять восприятием, памятью, высказыванием. Таким образом, оно приобретает побудительное значение, способствуя активизации деятельности.

Психология. Учебник для средней школы. Теплов Б. М.

§37. Общее понятие о воображении

Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называются представлениями. Если представление является воспроизведением прошлого восприятия, оно относится к области памяти. Таковы, например, имеющиеся у каждого человека представления его комнаты, дома, в котором он живёт, лиц близких знакомых и т. п. Но мы можем создавать себе представления и таких вещей, которых никогда раньше не воспринимали. Человек, никогда не выезжавший за пределы средней полосы СССР, всё же представляет себе и льды Арктики, и тундру, и тропические леса, и песчаные пустыни. Такого рода представления будут представлениями воображения.

Как же могут создаваться такие представления? Откуда берётся материал для них?

Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. «Из ничего» воображение творить не может. Человек, глухой от рождения, никогда не сможет представить себе звук, так же как слепорождённый никогда не создаст в своём воображении цветного образа.

Человек, не бывавший на Крайнем Севере, может вообразить тундру только потому, что он видел изображения её на картинах и фотографиях, видел и в действительности отдельные элементы, входящие в ландшафт тундры,- видел покрытую снегом равнину, мелкий кустарник, видел в зоопарке оленей. Переработка такого материала, полученного в прошлых восприятиях, и даёт возможность создать представление тундры, и чем богаче этот материал, тем ярче и полнее может быть представление воображения. Бывают случаи, когда школьники младших классов, начиная заниматься историей СССР, представляют себе русского боярина в виде современного человека в пальто и кепке. Происходит это потому, что у них нет материала, из которого можно было бы построить верный образ русского боярина, того материала, который обычно даётся рассматриванием картин и иллюстраций, посещением музеев, знакомством с театральными спектаклями и кинофильмами из древнерусской жизни.

Теперь мы можем дать определение воображения. Воображение - это создание новых образов на основе материала прошлых восприятий.

Самые причудливые и фантастические продукты воображения всегда строятся из элементов действительности. Таковы все фантастические создания народного воображения: русалка (женщина с рыбьим хвостом), древнегреческий сфинкс (туловище льва, голова и грудь женщины, крылья птицы), избушка на курьих ножках и т. д.

Прочтите такой характерный образец сказочной поэзии, как начало «Руслана и Людмилы» Пушкина:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит

Там чудеса: там леший бродит... и т. д.

Фантастично здесь только сочетание элементов, необычайный смысл и значение, которые они получают, сами же элементы взяты из действительности. Дуб, золотая цепь, кот, песни - всё это существует в действительности и знакомо каждому. Но образ учёного кота, ходящего вокруг дуба на золотой цепи и поющего песни,- продукт творческого воображения поэта.

Воображение человека родилось и развивалось в процессе труда.

Трудясь, человек изменяет, преобразует действительность, создаёт новые веши, необходимые для удовлетворения его потребностей. Обязательным условием является при этом наличие сознательной цели: человек заранее представляет себе результат своего труда, те вещи и те изменения в них, которые он желает получить. В этом существенное отличие человека от животных.

«Паук совершает операции,- пишет Маркс,- напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника...»

Преобразование действительности «в представлении», построение «в голове» новых вещей осуществляется воображением.

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Homo Sapiens 2.0 [Человек Разумный 2.0 http://hs2.me] автора Sapiens Homo

Из книги Homo Sapiens 2.0 автора Sapiens 2.0 Homo

Общее понятие стратегий В принципе, все в той или иной степени понимают, что такое стратегия. Обладая каким-то набором знаний, полученных в результате обретения и обработки опыта, мы строим определенные модели поведения.Стратегия - это модель достижения цели. Именно при

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§1. Общее понятие о психике Психология - наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

§6. Общее понятие о возникновении и развитии психики В основе материалистического мировоззрения лежит учение о развитии материи.Определённым этапом в развитии материи является возникновение жизни, т. е. появление живой, или органической, материи. Возникнув из

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

§9. Общее понятие об ощущениях Ощущением называется тот простейший психический процесс, который возникает в результате воздействия на органы чувств предметов или явлений материального мира и заключается в отражении отдельных свойств этих предметов или явлений.При

Из книги Женский ум в проекте жизни автора Менегетти Антонио

§15. Общее понятие о восприятии На наши органы чувств всегда действует огромное количество раздражителен, причём значительная часть из них лежит выше порога. Таким образом, мы всегда имеем множество ощущений, отражающих отдельные свойства вещей. На основе этих ощущений

Из книги автора

§21. Общее понятие о внимании Вниманием называется направленность сознания на определённый объект. Объектом внимания может быть любой предмет или явление внешнего мира, наши собственные действия, наши представления и мысли.Я читаю книгу и целиком занят содержанием

Из книги автора

§28. Общее понятие о памяти Образовавшиеся в коре головного мозга временные (условные) связи могут сохраняться многими годами и десятилетиями.В тех случаях, когда возникшие связи время от времени подкрепляются, возобновляются, они могут быть действительными на

Из книги автора

§44. Общее понятие о мышлении Проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые. «Значит, ночью был дождь»,- думает он.Этот случай даёт нам типичный пример мыслительного процесса. Человек непосредственно не воспринимал дождя. Он узнал о нём

Из книги автора

§51. Общее понятие о чувствах Чувством, или эмоцией, называется переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт и делает: к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самому себе и к своим действиям. Удовольствие и

Из книги автора

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУЧЕНИИ Все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе возрастного развития являются фактами научения. Однако не всякие изменения деятельности или поведения, даже очень целесообразные, представляют собой научение. Например,

Из книги автора

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ Воспитание составляет важную функцию любого общества. В обществе воспитание нового человека как личности, обладающей своим мировоззрением, высокими нравственными качествами, убежденностью, общественной активностью, творческим

Из книги автора

55. Понятие о воображении Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать,

Из книги автора

1.1. Общее понятие Кино – это искусство, образ, фотография, дизайн, эмоция, педагогика, фантазия, шизофрения, сновидение. Фильм – это рентгеновский снимок. Его внимательное прочтение обнажает различные жизненные ситуации одного или многих индивидов. Для психолога крайне