» » Законы и принципы диалектики в примерах. Универсальные законы диалектики

Законы и принципы диалектики в примерах. Универсальные законы диалектики

Диалектический способ мышления в познании предполагает не только использование в качестве исходного общего методологического инструментария онтологических и гносеологических принципов диалектики, но и основных её законов. Закон есть существенный, устойчивый, повторяющийся и необходимый тип связи между явлениями, сформулированный в соответствии со спецификой человеческого познания. Законы выражают объективные процессы реальной действительности.

В действиях диалектических законов и закономерностей проявляются все основные общие особенности в развитии исследуемых явлений. Особую роль при этом играют три известных диалектических закона: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания и закон единства и борьбы противоположностей.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Рассмотрим основные понятия, через которые выражается сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Свойство. Свойство - это своеобразное проявление объекта в его отношениях с другими объектами; оно заключается в способности производить то или иное действие. Например, металлы обладают свойством электропроводности, заключающимся в способности пропускания через себя электрические заряды; живая клетка обладает свойством раздражимости, заключающимся в способности реагировать на внешние воздействия изменения формы, местоположения, химизма состава.

Любой объект обладает определенным набором свойств, среди которых имеются как существенные, так и несущественные. На основе свойств проявляются качественная и количественная определенность вещей окружающего мира.

Качество. Аристотель: «Качеством я называю то, благодаря чему предметы называются такими-то» (Аристотель. Соч., т.2.М., 1978. С.72).

Г. Гегель: «Качество есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определенность. … Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть». (Г. Гегель. Наука логики. Соч., т.1. М - Л., 1929. С. 157).

Количество. Аристотель: «Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина, если измеримо». (Аристотель. Соч., т.1.М., 1978. С.164).

Г.Гегель: «Количество … есть безразличная к бытию, внешняя ему определенность». (Г. Гегель. Наука логики. Соч., т.1. М.-Л., 1929. С.157).

Мера имеет границы (верхняя и нижняя). Выход количественных измерений за границы меры приводит к качественным изменениям. Например, мерой жидкого состояния воды является интервал количественных изменений температуры от 0 0 С до 100 0 С при нормальном атмосферном давлении. Границами меры являются 0 0 С и 100 0 С. Когда изменение температуры достигает нижней границы 0 0 С, вода переходит в другое качественное состояние - в лед. При достижении температурных изменений верхней границы меры 100 0 С вода превращается в третье качественное состояние - газообразное, в пар.

Ф. Энгельс: «Закон перехода количества в качество и обратно. Закон этот мы можем для наших целей выразить таким образом, что в природе качественные изменения - точно определенным для каждого отдельного случая способом - могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)» (Ф.Энгельс. Диалектика природы. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т.20. С.385-390).

Сущность закона в современной интерпретации: в процессах развития количественные изменения, накапливаясь, рано или поздно, нарушают меру качественного состояния объекта, при этом объект переходит в новое качественное состояние с новыми количественными изменениями.

Переход от одного качества к другому осуществляется в виде скачка. Скачок - это момент качественного изменения объекта, критическая ситуация в развитии. При этом развитие осуществляется как эволюционно, так и революционно. Эволюция - это развитие, связанное с количественными и качественными изменениями несущественных свойств и признаков объекта. Объект эволюционирует - это значит, в нем количественные изменения приводят к качественным изменениям несущественных свойств, черт, признаков. Когда же количественные изменения приводят качественным изменениям существенных, основных свойств, сторон, признаков объекта, то такой качественный скачок называют революцией. В объекте совершаются революционные изменения тогда, когда в нём качественно изменяются коренные, существенные свойства, стороны, признаки. В процессах развития обычно эволюционные изменения постепенно приводят к революционным изменениям. При этом целостный объект предстает в новом качестве.

Закон единства и борьбы противоположностей. Сущность данного закона выражается через такие понятия, как тождество, различие, противоположности, противоречие.

Тождество. Если общие признаки, свойства, черты у объектов имеют одинаковую степень (интенсивность) проявления, то объекты тождественны по данному признаку, свойству, черте.

Например: Если мы имеем два проводника с током, через поперечное сечение каждого из них проходит за 1 сек. равное количество зарядов, то мы имеем тождественные потоки зарядов, или иначе, проводники с равными по силе токами.

Различие. Кроме общих свойств, черт, признаков, у объектов существуют свои специфические свойства, черты, признаки, не присущие другим объектам. В таком случае используется понятие различия.

Противоположности. В диалектике под противоположностями понимают такие черты, свойства, признаки, процессы в объектах, которые взаимно исключают друг друга и в то же время взаимно предполагают друг друга, не могут существовать друг без друга.

Примеры: В природе: притяжение - отталкивание, ассоциация (соединение) - диссоциация (разъединение) молекул. В живой природе: ассимиляция (усвоение элементов пищи) - диссимиляция (процесс распада элементов) в живом организме; изменчивость и наследственность. В общественной жизни: производство - потребление, рабы - рабовладельцы, добро - зло. В процессах мышления: анализ (мысленное расчленение объекта на составные части, элементы) - синтез (мысленное соединение частей, элементов в единое органическое целое).

Противоречие. Когда противоположности начинают воздействовать друг на друга, говорят, что они приходят в противоречие.

Виды противоречий: основные (на основных свойствах, определяют развитие объекта), не основные (на не основных свойствах, влияют на развитие объекта); внутренние (внутри объекта), внешние (между объектом и внешней средой); в обществе: антагонистические (враждебность сторон по коренным направлениям), неантагонистические (общность по коренным, несогласие по некоренным направлениям).

Всем вещам, явлениям, процессам внутренне присущи противоположности, которые обусловливают их целостность. Борьба противоположностей приводит к самодвижению, саморазвитию. Саморазвитие осуществляется следующим образом. В возникшей вещи (1) существуют свои противоположности, среди них и основные (А, В), которые вначале незаметны (находятся в состоянии относительного тождества), но, взаимодействуя, и взаимоисключая друг друга, приходят в состояние противоречия и борьбы. Под воздействием друг друга противоположности изменяются; противоречие, нарастая, доходит до высшей стадии - конфликта (1 1), при этом происходит разрешение противоречия заменой старого качества новым (2), с новыми, вначале скрытыми, противоположностями (А 1 , В 1), которые, затем приходят в состояние противоречия и борьбы. Противоречие, нарастая, достигает высшей фазы - конфликта (2 1) и разрешается заменой старого качества новым (3), с новыми, вначале скрытыми, противоположностями (А 2 , В 2) и т.д.. Образуется непрерывная цепь развития с переходами от низших ступеней организации к более высоким.

Проявление закона в различных сферах действительности.

а) Рассмотрим такую систему, как ядро атома дейтерия (тяжелого водорода). Ядро атома дейтерия состоит из двух частиц, протона (p) и нейтрона (n), которые обладают такими противоположными признаками, как «обладать электрическим зарядом» (протон) и «не обладать электрическим зарядом» (нейтрон). Взаимосвязь этих противоположностей обусловливает целостность ядра атома дейтерия. Процесс взаимодействия противоположностей и характер действия закона единства и борьбы противоположностей виден из следующей схемы:


Здесь протон p под воздействием нейтрона n испускает частицу П + - мезон и превращается в нейтрон n, а нейтрон n, поглотив П + - мезон, превращается в протон, который, в свою очередь, испустив П + - мезон, превращается в нейтрон и т.д., образуется последовательная цепь переходов от одного состояния к другому.

б) Движение планеты вокруг Солнца. Планета, движущаяся вокруг Солнца по орбите, сохраняет целостность данной системы в силу существующих в единстве двух противоположных тенденций, направлений движения. С одной стороны, под действием силы притяжения, к центру Солнца, с другой стороны, по инерции, в направлении АЗ от Солнца (см. рис.). Противодействие двух этих противоположных тенденций приводит к движению по круговой или эллиптической орбите вокруг Солнца как центра. Результатом разрешения противоречия в каждый момент времени является новое направление вектора скорости, новый элемент искривленного пути, как новое качественное состояние. Противоречия здесь разрешаются в каждый момент времени не полностью, они появляются в новых фазах, снова нарастая, затем снова частично разрешаясь и т.д.

Закон отрицания отрицания. Сущность данного закона выражается через такие понятия как «отрицание», «отрицание отрицания».

Категория отрицания. В обыденном сознании понятие отрицания часто связывают со словом «нет». Отрицать значит сказать «нет». Соответственно этому строятся отрицательные суждения. В них указывается на отсутствие чего-либо. Если такое понимание переносится в философскую теорию развития, то складывается метафизическое понимание.

В диалектике понятие отрицания приобретает другой смысл. Оно выражает момент связи между новым и старым в развитии, с указанием на преемственность между ними.

В процессе развития вещи, явления утрачивают одни черты, свойства, формы, качества и приобретают другие, новые, ранее им не присущие. На место старого состояния приходит новое качественное состояние. В этом случае говорят, что старое отрицается новым. Так, например, ребенок в возрасте до 1 года еще почти не может ходить и не владеет речью. В процессе дальнейшего развития, примерно к 2-3 годам, это его состояние отрицается новым, при котором качественно сохраняется его биофизиологическая структура, но, при этом, отпадают такие признаки, как неумение ходить и говорить и приобретаются новые особенности - способность ходить и овладевать элементами обыденной речи.

Отрицание - это такой момент связи в развитии, при котором новое, возникая на основе старого, преемственно сохраняет в своей структуре определенные черты, свойства, признаки старого. По характеру процессов, приводящих к отрицанию старого новым, можно выделить два вида отрицаний.

  • а) Первый вид отрицания - это отрицание, обусловленное внутренними процессами в развитии объектов, когда предпосылки к появлению нового заключены в самом объекте и новое появляется в силу внутренней необходимости. Такое отрицание называют самоотрицанием. Например, посаженное весной зерно кукурузы прорастает и из него вырастает стебель. Зерно отрицается стеблем. Такое отрицание является самоотрицанием, поскольку предпосылки его заключены в самой природе зерна.
  • б) Второй вид отрицания - это отрицание, обусловленное внешними по отношению к объекту процессами, в силу внешнего воздействия на объект. Такое отрицание можно произвести над зерном кукурузы, если его размолоть на муку. Это отрицание в силу внешней необходимости, оно не вытекает из внутренней сущности объекта и является для него случайным и может привести к прекращению процесса развития данного объекта, к его уничтожению, деградации.

Отрицание обладает всеобщностью; оно происходит во всех сферах действительности.

К. Маркс отмечал: «Всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой. Если, например, народ в своем развитии переходит от абсолютной монархии к монархии конституционной, то он отрицает свое прежнее политическое бытие. Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». (К. Маркс. Морализирующая критика и критизирующая мораль. - К. Маркс, Ф. Энгельс Соч., т.4. С. 296-297).

Отрицание отрицания. Процесс развития не исчерпывается одним актом отрицания. Появившееся в результате отрицания новое содержит в себе предпосылки к появлению другого нового состояния, которое при определенных условиях появляется, отрицая новое прежнее состояние. То, что раньше отрицало, теперь само отрицается другим новым состоянием. Происходит отрицание отрицания.

Фактически любое развитие осуществляется через ряд последовательных отрицаний отрицания. Так, рост и развитие индивидуального человека представляет собой последовательную цепь отрицаний его возрастных периодов жизни: детский, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой, старческий.

При отрицании отрицания каждая новая ступень, приобретая новые черты и признаки и сохраняя в себе все положительное, что было в предыдущей ступени, оказывается богаче по содержанию предыдущей. Поэтому в последовательной цепи отрицаний в каждой новой ступени все более концентрируется богатство развития в целом; каждая новая ступень оказывается более высокой по степени развития. В силу этого, развитие, в целом, представляет собой поступательное движение от более низких ступеней организаций к более высоким, от менее совершенных к более совершенным.

Отсюда вытекает, что процесс развития является необратимым. Развитие не может быть движением вспять, от высоких форм к низшим.

В последовательной цепи отрицания отрицаний могут наступать такие моменты, когда в новом качестве повторяются черты, свойства, отброшенные на более ранних этапах отрицания. Современная наука обнаружила периодичность, повторяемость определенных свойств, черт, признаков, структур в развитии явлений во всех сферах действительности.

Повторяемость приводит к такой особенности, как развитие по спирали, причем расширяющейся спирали. Спираль эта состоит из циклов. Каждый цикл начинается с одной и той же черты, отрицавшейся ранее и вновь появившейся на новом качественном уровне.

В сущности, мы находимся в окружении множества взаимосвязанных циклических процессов: это ритмы нашей повседневной жизни, суточные изменения дня и ночи, смена сезонов года - лета, осени, зимы, весны; поддержание постоянного воспроизводства сельскохозяйственных культур: пшеницы, картофеля, арбузов и др., связано с циклами изменений, которые они претерпевают. Например, весной высаживаются семена кукурузы. Семена отрицаются стеблем, стебли, затем, отрицаются початками кукурузы, в которых, затем созревает много семян. Появление семян это повторение отрицающегося ранее состояния семени. На этом заканчивается один цикл. Взятые из кукурузных початков зерна и посаженные вновь весной, составляют начало нового цикла, из зерен, затем, появляются стебли, затем початки и т.д. Развитие здесь осуществляется циклами.

Исходя из выделенных особенностей отрицания отрицания, можно следующим образом выразить сущность закона отрицания отрицания: в процессе развития, при последовательном отрицании отрицания, каждая новая ступень оказывается богаче по содержанию предыдущей, концентрируя в себе все то, что было приобретено, как положительное, во всех предыдущих ступенях. Поэтому процесс развития представляет собой поступательное движение от более низких ступеней организации к более высоким. И в силу повторяемости черт, структур, признаков, это движение является циклическим, оно происходит как бы по расширяющейся спирали.

Законы диалектики имеют методологическое значение.

Развитие всех процессов в мире подчиняется определенным законам. Законом называют устойчивую, повторяющуюся связь, общую для множества явлений. Закон выражает объективную необходимость изменения.

Главное отличие законов диалектики состоит в их универсальности. Диалектические законы не имеют границ. Они действуют и в природе, и в обществе. Им подчиняется человеческая деятельность - и практическая, и духовная. Не имеют законы диалектики и ограничений во времени.

Законы диалектики играют важнейшую роль в характеристике развития. Три основных закона диалектики раскрывают именно эти параметры развития. Закон единства и борьбы противоположностей объясняет, почему все движется, изменяется. Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос о том, как все изменяется. Закон отрицания отрицания показывает, каково направление изменений, к чему все движется.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Среди основных диалектических законов этот закон по праву считают главным. Он устанавливает характер самых фундаментальных отношений в мире - причинно-следственных, утверждая, что причина и движущая сила всех изменений - во взаимообусловленности и взаимодействии, единстве и борьбе диалектических противоположностей.

Изучение закона единства и борьбы противоположностей предполагает рассмотрение категорий «единство», «борьба», «противоположности», «тождество», «различие», «противоречие».

Категория «борьба» отражает активное взаимодействие противоположностей. Единство противоположностей не означает упразднения их альтернативности. Оно определяет скорее форму их сосуществования. Борьба противоположностей абсолютна, в то время как их единство - относительно. Например, введение единой европейской валюты не свидетельствует о том, что преодолены противоречия экономических интересов стран, входящих в ЕЭС . Противоположность национальных интересов налицо, вот только реальная угроза попасть под долларовый прессинг заставляет усмирять национальные амбиции, искать компромисс.

Категория «противоположности» указывает на взаимоисключаемость явлений. Производство и потребление - взаимоисключающие процессы, но с точки зрения экономики их противоположность относительна: они - две стороны одного и того же явления.

Категория «тождество» противоположностей выражает такой уровень соотношения противоположностей, как их частичное совпадение, соответствие. Тождество противоположностей - состояние временное, относительное. Так, интересы работодателя и работника в условиях рыночной, либеральной экономики противоположны Работодатель стремится за счет сокращения затрат на зарплату снизить стоимость продукции, чтобы повысить ее конкурентоспособность и получить дополнительную прибыль.


Работник, требуя повышения зарплаты, одновременно выступает против политики сокращения занятости. В борьбу включаются профсоюзы и государство, заинтересованное в выполнении социальных программ. В результате работы трехсторонних комиссий достигается паритет интересов. На некоторое время устанавливается покой. Истекает срок договора - и все начинается сначала.

Категория «различие» противоположностей характеризует отношения противоположностей, проявляющиеся вслед за нарушением тождества. Собственно говоря, различия существуют и на этапе тождества противоположностей. По существу различия противоположностей универсальны. Различия могут быть несущественными и существенными. Нарастая, различия переходят в противоречие.

Развитие и разрешение противоречий проходит ряд этапов. На первом из них господствует тождество противоположностей. Различия несущественны и не нарушают устойчивости существования явления. Противоречия скрыты, но они существуют и развиваются.

Второй этап выявляет несоответствия в бытии явления. На смену сбалансированности, гармонии приходит напряжение, возникают конфликты. Если нарастание противоречий продолжается, то развитие вступает в заключительный для данного явления третий этап, завершающийся разрешением противоречий посредством перехода (превращения) его в другое состояние или в иное явление. С превращением явления старые противоречия сменяются новыми, так как новое явление должно иметь и новый источник развития.

Разрешение противоречий сопровождается рождением нового качества.

Закон перехода количественных изменений в качественные .

Метафизическое мышление признает изменения либо количественные, либо качественные. Взаимосвязь количественных и качественных изменений - открытие диалектической философии. Эта связь представлена соответствующим законом, устанавливающим, что изменения качества, сущности объекта происходит в результате изменения его количественных характеристик, нарастающих в определенном направлении. Новое качество объекта рождается из старого благодаря количественным изменениям.

Понимание механизма действия и значения закона перехода количественных изменений в качественные требует анализа философских категорий «свойство», «количество», «качество», «мера», «скачок».

Категория «свойство» занимает особое место в философском миропонимании. Единый мир многообразен. Многообразие мира раскрывается через различия явлений, образующих его как безграничное множество. Каждое явление при этом также представляет собой определенное многообразие: оно изменяет свое состояние, оно многогранно. Категорию «свойство» философия использует для выражения одной из сторон, граней явления. Свойство, строго говоря, равно не самой этой стороне, а тому, чем она является в процессе взаимодействия с другими сторонами и другими явлениями.

Категория «качество» отражает совокупность основных, то есть необходимых, устойчивых, повторяющихся, общих свойств явлений. Их обычно называют существенными, так как они определяют сущность и динамику развития явлений. Категория «качество» во многом совпадает с категорией «сущность».

Г. Гегель заметил, что качество - это то, при потере чего явление перестает быть самим собой. Действительно, качество характеризует не только сущность явления, но и его целостность. Качество не сводится к сумме существенных свойств явления. Оно определяет способ их взаимодействия. Познать качество - значит выделить существенные свойства и представить их в виде системы.

Категория «количество» определяет предмет, процесс со стороны его величины, длительности, интенсивности и предполагает численные методы оценки. В отличие от качества, которое до определенного момента остается инвариантным (неизменным) в развитии явления, количество может измениться без изменения сущности явления.

Отношения между количеством и качеством иллюстрируют диалектику единства противоположностей. Качество выражает устойчивую сторону развития. Количество подтверждает изменчивость в развитии. Их единство обусловлено существованием того явления, которое они характеризуют.

Категория «скачок» отражает процесс перехода одного качества в другое. Скачок - форма такого перехода. Новое качество есть результат разрешения противоречий. В определенный момент количественные изменения прерываются. На смену непрерывному движению приходит скачкообразное (дискретное).

Формы скачка многообразны. Они различаются по масштабу, содержанию и способу выражения. Конкретность формы скачка зависит от природы развивающегося явления, от характера противоречий и условий, в которых прерывается эволюционный процесс. Зная условия, мы способны управлять некоторыми формами скачка. Наглядный пример тому - создание атомных силовых установок, ядерных реакторов, умелое антикризисное управление в экономике.

Закон перехода количественных изменений в качественные отражает порядок взаимосвязи непрерывных и скачкообразных изменений в мире, в развитии знаний о нем. Существенно, что не только количественные изменения обусловливают качественные, но и качественные - количественные. Так, переход транспорта на электротягу неизбежно ведет к повышению скорости и объемов перевозок, к новой организации системы движения, новой нормативной базе.

Закон отрицания отрицания.

Этот закон характеризует важнейшую сторону развития - его направленность. Своеобразие закона заключается в том, что он обнаруживает себя во времени, причем речь идет о значительных интервалах времени.

Объяснить эту особенность закона отрицания отрицания несложно. Двойное отрицание, заключенное в законе, свидетельствует о цикличности развития, отраженного в законе. Необходимость повторного отрицания предполагает продолжительность времени, и немалую.

Вне философского толкования отрицание представляется упрощенно - как отказ что-либо принять, с чем-либо согласиться, либо как противоположность утверждению. Кто-то высказывает некоторое соображение, другой, не соглашаясь, отвергает (отрицает) его. Отношение отрицания отождествляется с негативным отношением к чему-либо.

В философском смысле отрицание первоначально понималось как изменение в явлениях. «Изменение» - понятие, отражающее любое отклонение от существующего состояния - со временем приобрело новое значение. Далее «отрицание» сделалось понятием, выражающим фундаментальное изменение явления в целом, а не отдельных его признаков. Оно ассоциируется с разрушением, упразднением, утратой предмета, процесса как такового, прекращением его существования. Двигатель внутреннего сгорания оставил не у дел паровозы, отправив их в прошлое. Электродвигатель вытесняет тепловозы.

Метафизическая философия определяет отрицание как прекращение бытия. Смерть отрицает жизнь. Дефолт хоронит надежды экономики на инвестиции. Зерно, оказавшись в мельнице, становится мукой. Метафизика отражает внешнюю, видимую сторону отрицания.

Диалектика рассматривает отрицание как важнейший элемент развития мира. Поэтому в диалектическом понимании отрицание есть не прекращение бытия, а изменение конкретной формы бытия. С отрицанием развитие не завершается. Оно продолжается в двух направлениях в зависимости от характера отрицания. Если отрицание разрушает источник развития, например, происходит закрытие предприятия по случаю банкротства, то движение временно приобретает форму энтропических изменений. Реализуется оставшаяся после уплаты долгов собственность, увольняются сотрудники. Однако все это не означает конца. Вырученные средства будут вовлечены в оборот, возникнет другое производство.

Когда же отрицание не связано с источником развития (например, реструктуризация предприятия), то развитие продолжается как прогрессивное движение.

Диалектическое отрицание — это закономерный процесс обновления, смены старого качества новым, результат саморазвития явлений. Оно сохраняет связь старого и нового.

В процессе диалектического отрицания в старом упраздняется отжившее, мешающее развитию. Вместе с тем сохраняются и укрепляются ростки нового, разумного. Отрицание не может быть абсолютным. Оно всегда относительно (не по форме, а по существу). Явление не исчезает бесследно, не превращается в ничто. Оно меняет формы своего движения, свой конкретный вид.

Закон отрицания отрицания свидетельствует о том, что развитие осуществляется через преемственность. Через двойное отрицание раскрывается прогрессивный характер развития: новое, более совершенное появляется закономерно (первое отрицание) и столь же закономерно, развившись, оно уступит свое место тому, что более разумно, совершенно (второе отрицание).

Наглядно проявление закона «отрицания отрицания» обычно сравнивают с движением по спирали, демонстрируя восходящий момент развития. Движение по спирали, повторяет отчасти форму явления, а содержание меняется. Оно совершенствуется, опираясь на опыт предшествующего развития.

1) Закон единства и борьбы противоположностей.

Этот закон является «ядром» диалектики, т.к. определяет источник развития, отвечает на вопрос, почему оно происходит.

Противоречие – это взаимодействие противоположных сторон, свойств и тенденций в составе той или иной системы или между системами. Диалектическое противоречие есть только там, где есть единство и развитие (*левая и правая стороны дома, черное и белое – это противоположности, которые не демонстрируют действие этого закона).

В развитии противоречий можно выделить несколько этапов: тождество – различие – противоположность – противоречие – разрешение противоречия – новое тождество - ...

Понятие «тождество» обозначает одинаковость предмета или явления по отношению к самому себе или к другому предмету или явлению. Действительность постоянно изменяется, поэтому тождество всегда относительно, оно порождает различия.

Различие – это первый этап развития противоречия, это отношение нетождественности объекта самому себе или другому объекту. Различия бывают внешними (между отдельными предметами или явлениями) и внутренними (данная вещь превращается во что-то иное, оставаясь на данном этапе самой собой), несущественными (не затрагивающими глубинные, определяющие связи) и существенными.

Следующая ступень развития противоречия – противоположность – это предельный случай существенных различий. Противоположность предполагает наличие двух взаимообусловленных сторон, которые по отношению друг к другу выступают как «свое иное» (Гегель). Противоположности образуют единое целое, понятие «единство противоположностей» обозначает устойчивость объекта. И в то же время они взаимоисключают друг друга (в этом их «борьба»). Поэтому наличие противоположностей делает неизбежным их столкновение, т.е. переход к следующему этапу – противоречию.

Чтобы стать источником развития, противоречие должно разрешиться.

Основные формы разрешения противоречий:

Компромисс борющихся сторон, их адаптация или взаимопереход друг в друга на более высоком уровне,

Победа одного и уничтожение другого,

Гибель обеих противоположностей и коренное преобразование системы.

[*Пример 1: появление нового вида в органической природе. Исходный вид приспособлен к среде. Существует гармония (тождество) между видом и средой, а также тождество данного вида самому себе, т.е. его устойчивость. Изменение среды ведет к появлению несоответствия между видом и средой (внешние различия), это вынуждает живую систему (вид) изменять свое качество (несоответствие своего нового состояния старому, т.е. внутреннее различие). При нарастании новых качеств они вступают в противоречие с исходными. С другой стороны, старые качества, оказавшись неприспособленными к измененной окружающей среде, вступают в противоречие с этой средой. Действие естественного отбора ликвидирует нежизнеспособную форму, продолжает существование новый вид, сложившийся в результате нарастания внутренних изменений. Этот же пример демонстрирует противоречие изменчивости и наследственности в живой природе: живой организм невозможен без единства этих противоположных тенденций, и в ходе эволюции разрешение данного противоречия согласуется с потребностями развития всей системы в целом.

Пример 2: социальные конфликты, их возникновение, развитие и разрешение].

Закон единства и борьбы противоположностей в медицинском познании проявляется в следующем:

На уровне взаимодействия организма и среды - это состояние относительного равновесия организма с окружающей средой, устойчивость состояния организма в постоянно изменяющейся внешней среде, которое выражается в одном из важнейших понятий теоретической медицины – «гомеостаз» (состояние равновесия организма, которое служит условием нормального режима жизнедеятельности, что клинически соответствует состоянию здоровья);

На уровне организма проявляется в таких явлениях, как ассимиляция (усвоение организмом внешних по отношению к нему веществ) и диссимиляция (распад веществ в организме), которые в единстве составляют обмен веществ, являющийся основным свойством жизнедеятельности организма; норма и аномалия, целостность и дискретность и др.;

На уровне психофизиологии - это все явления, связанные с социально-биологической дисгармонией.

2) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Этот закон определяет механизм развития, отвечает на вопрос, каким образом оно происходит.

Качество – это совокупность всех свойств объекта в их целостности, определяющая его функциональное назначение. Свойство – это способ проявления определенной стороны объекта по отношению к другим объектам, с которыми он взаимодействует. Качество указывает на единство свойств объекта, характеризует его относительную устойчивость. Качество дает возможность отличать один предмет от другого.

Количество – это совокупность однородных элементов, составляющих в своей целостности определенное качество. Количество выражает внешние взаимоотношения предметов, их частей, свойств или связей и проявляется как число (если их можно сосчитать), величина (если их можно измерить), объем, степень проявления свойств.

Качество и количество образуют неразделимое единство. Это единство выражается в понятии «мера». Мера – это границы, в пределах которых при количественных изменениях предмет или явление сохраняет свое качество.

[Идея меры интересовала философов с древности (Фалес: «Мера – наилучшее»; Демокрит: «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным», Платон: «Мера – середина между избытком и недостатком»; Августин: «Мера – это количественная граница данного качества, это то, больше чего или меньше чего оно не может быть»).]

Процесс развития представляет собой процесс взаимного перехода количественных и качественных изменений.

В системе происходит постепенное накопление количественных изменений (это может быть: -изменение числа элементов в системе,

Изменение скорости движения,

Изменение объема информации,

Изменение степени проявления какого-л. качества и т.д.)

В границах определенной меры качественная характеристика объекта сохраняется. Однако на определенном уровне изменений количественные изменения переходят границу меры – это приводит к возникновению нового качества. Процесс перехода от одной меры к другой, превращения старого качества в новое называется «скачок».

(Пример: в границах 0 - 1000 вода сохраняет свою качественную определенность; при нагревании изменяются некоторые свойства - температура и скорость движения молекул, но вода остается водой; при 1000 количественные показатели этих свойств переходят границу меры и происходит скачок – вода переходит из жидкого в парообразное состояние.)

Существуют различные виды скачков:

Постепенный - длительный во времени, его границы не имеют четкого выражения (*возникновение жизни на земле, *происхождение человека, образование новых видов растений и животных и т.д.);

Мгновенный - характеризуется быстрыми темпами, высокой интенсивностью и четко выраженными границами.

Процесс развития представляет собой единство прерывного и непрерывного. Непрерывные изменения – это постепенные количественные изменения и связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного качества. Непрерывность в развитии выражает относительную устойчивость мира. Прерывность означает переход в новое качество и выражает изменчивость мира.

Закон перехода количественных изменений в качественные проявляется при изучении соотношения здоровья и болезни. Философское понятие «мера» соответствует медицинскому «норма» (в состоянии здоровья, в подборе лекарственных средств и др.).

3) Закон отрицания отрицания .

Этот закон определяет направленность развития, выражает преемственность в развитии, определяет связь нового и старого.

При метафизическом подходе отрицание понимается как простое уничтожение старого новым. В диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения объекта.

Отрицание отрицания, или двойное отрицание представляет собой снятие – т.е. сохранение некоторых элементов или свойств старого объекта в составе нового.

Впервые закон отрицания отрицания был сформулирован Гегелем, который представил его в виде триады: тезис – антитезис – синтез. Антитезис отрицает тезис, а синтез объединяет тезис и антитезис на более высоком уровне. Синтез является началом новой триады, т.е. становится новым тезисом.

(Пример Гегеля: почка исчезает, когда распускается цветок, т.е. цветок отрицает почку, в момент появления плода отрицается цветок. Эти формы развития вытесняют друг друга как несовместимые. В то же время они необходимы для существования друг друга, представляют собой элементы органического единства, их равная необходимость и составляет жизнь целого.)

Появление нового одновременно и отрицает старое, и утверждает его через снятие, т.е. сохранение положительного, необходимого для существования нового. В этом состоит преемственность в развитии. Мир в настоящем есть результат прошлого и основа для будущего. Социальная форма преемственности, форма передачи человеческого опыта называется традицией.

Закон отрицания отрицания в медицинском познании проявляется в нескольких аспектах:

Позволяет раскрыть тенденции развития болезни и выздоровления, последить взаимосвязь и преемственность различных этапов этих процессов. В этом аспекте философской триаде «тезис – антитезис – синтез» соответствуют понятия «здоровье – болезнь – выздоровление» или «естественная микрофлора человека – воздействие антибиотика – измененная микрофлора»;

Связан с наследованной обусловленностью патологических процессов и заболеваний;

Связан с процессом смены научных теорий.


Заключение

Диалектика представляет собой открытую целостную органическую систему, совокупность устойчивых связей и отношений между элементами которой образует структуру диалектики. Она внутренне субординирована, имеет свою иерархию и подразделяется на структурные слагаемые, которые в зависимости от гносеологических и мировоззренческих функций представляют собой принципы, законы и категории.

Принципы – это всеобщие и универсальные, основополагающие и смыслообразующие идеи и установки, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех прочих форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, т.е. задают начальные условия познания, обусловливают его характер, пределы и теоретический потенциал.

В любом процессе развития законы диалектики выступают в органическом единстве, но в то же время каждый из них раскрывает определенную сторону в развитии.

Процесс развития предметов и явлений многомерен. Основные законы диалектики необходимым образом реализуются в нем, но не исчерпывают собой всех существенных характеристик развития. Поэтому помимо трех основных законов диалектика включает в себя и неосновные законы, содержание которых выражается через соотношение так называемых парных категорий.

1. закон единства и борьбы противоположностей;

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).

“Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

Различают виды противоречий:

1. Антагонистические и неантагонистические .

Антагонистические — это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.

Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

2. Внутренние и внешние.

Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением).

Внешние — противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

3. Основные и неосновные.

Основные — противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета.

Неосновные — противоречия между другими сторонами предмета.

Сущность закона . Любой предмет обладает: противоположностями , которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию . Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.

2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

1. свойство предмета — такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.

2. структура предмета , то из чего состоит предмет, из каких элементов

3. функции предмета , т.е. то, для чего предмет предназначен.

4. место предмета , т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.

Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента , которым является мера.

Сущность закона . Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

3. закон отрицания отрицания

Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место.

Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

Основные законы диалектики

Основные законы диалектики – это то, что когда-то давно изменило взгляды людей на проблему развития. Их три, но они могут объяснить многое.

Основные законы диалектики обосновал Иммануил Кант – великий мыслитель, который внес значительный вклад в философию. Давайте обо всем по порядку.

Основные законы и категории диалектики

Что такое диалектика? Это теория, в которой говорится о том, как происходит развитие всего сущего. Также данный термин используется для обозначения созданного на основании данной теории метода.

Данное направление философии отражает развитие духа, материи, познания, сознания и прочего через:

  • категории;
  • принципы;
  • основные законы диалектики.
  • Главной проблемой в данном случае является вопрос о сущности развития. Вообще же под ним принято понимать изменение идеальных, а также материальных объектов. Имеется в виду не обыкновенное механическое изменение, а не что иное, как саморазвитие, позволяющее перейти объекту на новый уровень, на наиболее высокую степень организации. Развитие является высшей формой движения, в то время как движение является его основой.

    Основные законы диалектики в философии следующие:

    1. Борьбы, а также единства противоположностей. Суть его заключается в том, что в основе всего лежат два противоположных начала. Эти начала находятся между собой в постоянном конфликте. При этом, их природа остается единой. В качестве примера можно назвать день и ночь, тепло и холод.

    Их борьба становится внутренним источником энергии, движения и развития.

    Важно отметить, что борьба может происходить по-разному. Речь о том, что она может быть выгодна сразу обеим сторонам, одна из сторон всегда побеждает, а вторая выступает только лишь раздражителем, борьба может идти до полного уничтожения какой-либо стороны. Также возможен нейтралитет, солидарность, содействие, мутуализм.

    2. Перехода количественных изменений в изменения качественные. Здесь вся суть в том, что качество – это определенная стабильная система каких-то характеристик, тождественных бытию. Под количеством же понимаются исчерпываемые параметры явлений или предметов. Также вводится такое понятие, как мера, то есть единство качества и количества. Данный закон основан на том, что при изменении количества непременно изменится и качество. Изменения эти не вечны – рано или поздно можно будет наблюдать изменение меры. Иначе говоря, изменения произойдут в самой системе координат. Точка изменения – узел.

    Привести пример таких изменений можно следующий: постепенный нагрев воды приводит к увеличению ее температуры. Сто градусов по Цельсию – это узел. После достижения данной отметки вода начнет испаряться. Установлено, что изменения по данному закону происходят резко либо совершенно незаметно. В качестве примера последнего можно назвать эволюционное развитие.

    3. Отрицание отрицания. Суть в том, что новое существует лишь до тех пор, пока не станет старым и его не заменит нечто более новое, которое будет существовать до тех пор, пока само не превратится в старое. В качестве примера можно назвать смену исторических формаций, смену вкусов и направлений в культуре, эволюцию рода.

    Данный закон основан на том, что развитие идет по спирали, а не по линии, то есть повторяется одно и то же, но на разных уровнях. Важно понимать, что развитие может быть как нисходящим, так и восходящим.

    Это все основные законы диалектики. Категории же ее следующие:

  • содержание и форма;
  • всеобщее, единичное, особенное;
  • действительность и возможность;
  • явление и сущность;
  • случайность и необходимость;
  • следствие и причина.

Новый взгляд на основы философии.

Основной вопрос философии.
Определение материи.
Три закона философии.

Философия зародилась как наука обобщённых законов развития природы и общества. Причём таких законов с помощью которых можно рассчитать происходящие процессы во времени, фактически предсказать, что может произойти в будущем на основе анализа процессов в настоящем. Сегодня философия как наука ушла со своего истинно предназначенного ей пути. Философия превратилась в науку множества терминов, пытающихся описывать природу и общество. Причина такого ухода в сторону состоит в неверном определении и истолковании основ философии:

а) неполное определение материи, данное В.И. Лениным (материя дана нам в ощущениях) ;

б) неточная формулировка трёх законов философии и соответственно не совсем верное их истолкование.

В результате получили, что философия как наука о развитии природы и общества не может дать ответы на ряд вопросов. Например:

— какой должна быть оптимальная модель развития человеческого общества, чтобы прогресс в развитии был максимальным, а жизнь людей становилась с каждым днём лучше;

— какой из путей развития общества является более прогрессивным (капиталистический, социалистический или какой-либо другой) и какой из путей даёт наименьшие потери самого общества (войны, голод, болезни).

Для того, чтобы дать полные ответы на все подобные вопросы и указать оптимальный путь развития вернёмся к основам философии и сформулируем законы, чтобы они действительно стали обобщёнными, простыми и понятными каждому. Начнём с определения материи. Определение данное В.И. Лениным имеет два основных недостатка:

первый : на сегодняшний день видно, что чувства и ощущения у разных людей отличаются и во многом зависят от способностей самих людей;

второй : состояние и свойства материи не зависят от способностей человека. Человек сам есть частица материи.

Определение материи должно быть не только обобщённым, но ещё и относительным между микро и макромирами.

Новое, предлагаемое определение материи: совокупность микромиров есть материя мира и, соответственно, совокупность миров есть материя макромира.

Из данного определения материи получаем основное свойство миров – все миры подобны между собой по своему строению и своим свойствам. Данный факт подтверждает предложенная планетарная модель для описания строения атома. Кроме того, можно сделать предположение о наличии двуядерных атомов по аналогии с Солнечными Системами, имеющими два Солнца. В результате получим дополнительные элементы в таблице Менделеева.

Новое определение материи является обобщённым настолько, что вопрос о первичности идеи и материи просто становится бессмысленным, так как идея микромира в совокупности входит в состав материи мира и, соответственно, идея мира в совокупности входит в состав материи макромира. В отдельно взятом мире, идея и материя по отношению друг к другу являются противоположностями, но по отношению к миру высшему они являются его составляющими.

На основе вышесказанных рассуждений получаем, что всё гармонично сотворённое в Природе имеет два начала подобные друг другу внешне и внутренне, но противоположные по своему предназначению. Получили второе свойство миров – миры состоят из противоположностей. Это значит, что мир и антимир дополняют друг друга, а в совокупности могут образовывать новый макромир.

В развитии общества основными противоположностями являются капитализм и социализм (рыночная и плановая способы экономики).

Материалистическая диалектика и религия также являются подобными друг другу противоположностями, пытающимися дать словесное обобщение миропониманий, и называют самое простое словесное обобщение истиной. Материалистическая диалектика и религия заполняют словесными обобщениями то пространство, которое на данный период времени не объяснено физическими явлениями и не описано математическими формулами.

Перейдём к рассмотрению обобщённых законов философии.

Существуют три закона, с помощью которых можно рассмотреть и проанализировать все процессы в Природе.

Первый закон философии — это закон о самих противоположностях. Борьба противоположностей быть не должна, так как она приводит к гибели самих противоположностей вместо того, чтобы развиваться в гармонии и дополнять друг друга. Единство противоположностей состоит в гармонии развития противоположностей. Значит более верная и миролюбивая формулировка первого закона философии должна быть следующей: закон единства и взаимопроникновения противоположностей.

Если слово “Мир” понимать как мирное сосуществование противоположностей, то древнейшая фраза: “Мир покоится на трёх китах” (от автора: “на трёх законах философии”) – имеет глубокий философский смысл.

Перейдём к рассмотрению второго закона философии – закона о переходе количества в качество, качества в количество.

Для того, чтобы понять смысл и работу этого закона нужно немного знать теорию образования вихревого движения, то есть движения по замкнутому кольцу. Движение по замкнутому кольцу самое устойчивое движение в Природе. Основным свойством движения по замкнутому кольцу является создание потока сквозь само кольцо, причём потока замкнутого. Получаем, что движение по замкнутому кольцу порождает подобное движение по аналогичному кольцу, но только кольца расположены таким образом, что каждое из них проходит через центр другого. Получаем, что цепочка из колец есть хорошее наглядное пособие для понимания перехода количества в качество, качества в количество. Достаточно представить, к примеру, что чётные кольца это движение количества, а нечётные – движение качества. Учёные, которые пытаются представить электромагнитное поле в пространстве и распространение электромагнитной волны, могут попробовать применить модель замкнутых колец – переход кольца электрического в кольцо магнитное, магнитного в электрическое, и провести соответствующие расчёты.

Более обобщённая формулировка второго закона философии будет следующей: закон процессов взаимоперехода противоположностей.

На основании второго закона можно сделать замечательный вывод о модели развития общества. Модель развития по «раскручивающейся спирали» не верна .

Развитие происходит по замкнутым кольцам – расширяющимися, сужающимися и переходящими друг в друга. Развитие общества зависит от самого общества и от выбора пути жизни в Природе. То, что будет происходит с самим обществом, можно рассчитать, достаточно определить начальные условия и путь движения – путь перехода по замкнутым кольцам. Уменьшение диаметра последующего кольца говорит о замедлении движения по кольцу предыдущему, а в случае полной остановки движения – последующего кольца вообще не будет.

Рассмотрим третий закон философии. Формулировка “отрицание отрицания” является очень узкой по смыслу, поэтому сразу предлагается новая, более обобщённая и понятная: закон подобия и взаимосвязи микромиров и макромиров и процессов в них происходящих.

Этот закон можно назвать законом “Мира и Любви”. Если отрицать или переделывать в каком-либо мире или процессе любовь в зло получится, что зло уничтожит само себя и соответственно, мир или процесс в котором оно происходит. Уничтожив один мир или процесс, уничтожим переходные процессы, как между мирами, так и между самими процессами.

Зная теперь основы философии,
попробуем дать характеристику жизни общества.

Самое дорогое, что есть на планете Земля это труд и творчество Человека, как Создателя и Созидателя, как преобразователя свойств материального мира. Но человек создал эквиваленты труда: деньги, акции и т.д. Человек организовал способы перераспределения труда посредством эквивалентов, и назвал это бизнесом.

Деньги не делают деньги. В природе нет перехода количества в количество, только через переход в качество – труд человека. При насильственном нарушении гармонии процесса – низкая зарплата производителя и высокая прибыль распределителя – может произойти разрушение самого процесса.

В принципе, чем больше роль денег в общении между людьми, тем меньше они трудятся и творят своими руками материальный мир. Это приводит к остановке производства в целом и гибели человечества, в общем. На языке философии получается, что предыдущее кольцо не порождает последующее, а это значит, что движение на предыдущем кольце тормозится и останавливается.

Список вопросов для возможных последующих обсуждений:

— труд и деньги как две противоположности в развитии человеческого общества;

— капитализм и социализм как две противоположности развития человеческого общества;

— описание модели развития общества и характеристика видов деятельности человека;

и как вывод получим, что:

— деньги являются ТОРМОЗОМ развития человеческой цивилизации;

— а утверждение, что: «торговля является двигателем прогресса» требует тщательного исследования поскольку прогрессировать может всё что угодно и даже самое страшное ЗЛО;

Научный эксперимент «Разум и Мы»:

Минимальный бесплатный «Комплект для желающих научиться видеть сновидения» можно скачать (предварительно открыв в новом окне в большем формате) и распечатать самостоятельно:
1) лист формата А4 горизонтальный, печать с двух сторон: одна сторона — это обложка брошюры «Устав Подростка» выпуск первый, другая сторона — это «Философская модель технического устройства человека» формата А5 и «Герб Мира и Любви» формата А5 (желательно в цвете, можно распечатать в любом фотосалоне)
2) вкладыш можно распечатать в формате А5 — это информационный листок со страницы 6 брошюры «Устав Подростка, выпуск первый «.

Минимальный бесплатный комплект
для желающих научиться видеть сновидения:

Философия Гегеля. Основные законы диалектики

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) – наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма.

Исходя из тождества субъекта и объекта, Гегель основой всей действительности в природе и обществе считал безличный мировой дух – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность духа заключается в мышлении, а цель – в самопознании. Общую схему творческой деятельности мирового духа задаёт «абсолютная идея » — духовный универсум, содержащий в себе определение всех явлений.

В процессе самопознания мировой дух, по Гегелю, проходит три ступени:

1 — ступень логики : пребывание мирового духа в стихии чистого мышления, когда он раскрывает богатство своего содержания в системе законов и категорий диалектики по принципу триады: тезис – антитезис – синтез. Это – пребывание мирового духа в форме субъекта (работа «Наука логики»).

2 — ступень природы , когда происходит отчуждение духа, т.е. его переход в иную, чуждую ему форму бытия, когда он существует в виде явлений природы, объекта. Природа есть отпечаток развивающихся идей – идеи пространства, времени, движения…Выражением высшей идеи на этой ступени становится человек (работа «Философия природы»).

3 – ступень духа , когда происходит снятие отчуждения и из природы вновь вырывается дух в виде сознания и самосознания людей, форм их духовной культуры. Здесь Гегель разворачивает учение о: субъективном духе (антропология, феноменология, психология), объективном духе (право, мораль, нравственность) и абсолютном духе (искусство, религия, философия – формы наиболее адекватного самопознания духа). То есть гегелевская Идея обретает сознание, волю и личность только в человеке, а до него она осуществлялась как внутренне закономерная необходимость. Через формы человеческой культуры мировой дух постигает сам себя, как бы возвращается к самому себе, но уже как к тождеству субъекта и объекта (работы: «Феноменология духа», «Философия права», «Философия религии» и др.).

Развитие мирового духа совершается, по Гегелю, в соответствии с тремя основными законами диалектики:

Закон единства и борьбы противоположностей – раскрывает главный источник, причину развития;

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – характеризует механизм, форму развития;

Закон отрицания отрицания — раскрывает направленность, тенденцию развития.

Таким образом, основу теории развития, по Гегелю, составляет диалектика как логика восходящего движения мирового духа (логика идей), который предписывает свои законы объективному миру и человеческому мышлению. В истории общества также происходит, согласно Гегелю, ступенчатое самораскрытие мирового духа, устремляющегося к своей конечной цели – свободе.

Соответственно этому критерию (прогресс в сознании свободы) Гегель различал четыре периода (эпохи) всемирной истории:

1. Восточный мир (свободен только один человек – деспот).

2. Греческий мир (свободны только немногие – те, кто не в рабстве).

3. Римский мир (свобода ставится в рамки правовых отношений).

4. Германский мир (свободны все, т.к. свобода осознаётся как неотъемлемое право каждого человека, поэтому возникает гражданское общество, но высшее упорядочивающее начало – это государство). Этот, четвёртый период есть высший и завершающий период человеческой истории.

То есть, попеременно воплощаясь в «духе» того или иного народа, мировой дух неуклонно движется к своей цели – свободе, без которой невозможно его адекватное самопознание. Потому Гегель и определяет свою философию как «эпоху, схваченную в мысли».

Критики Гегеля, в том числе, Маркс и Энгельс замечают, что его философия страдает глубоким внутренним противоречием – между его диалектическим методом и его же стремлением создать законченную идеалистическую систему.

Суть в следующем: с одной стороны, диалектический метод требует признания всеобщности и бесконечности поступательного развития, а с другой – Гегель утверждает, что:

1) развитие совершается только в сфере духа, природа же как «застывший интеллект», не способна к самостоятельному развитию;

2) процесс самопознания мирового духа находит своё завершение в философской системе Гегеля, а общественный прогресс – в германском мире, т.е. в прусской конституционной монархии. Вместе с тем, философия Гегеля оказала огромное воздействие на последующее развитие философской мысли, в том числе, марксистской.

Диалектика — учение о наиболее общих законах развития и формах связи в природе и обществе, а также основанный на сиём учении метод познания. Основные законы диалектики выражают закономерности развития мира, а также познания. Законы диалектики полагаются всеобщими, то есть их действия проявляются во всех объектах и процессах. Иначе говоря, диалектика претендует на некую универсальность.

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей говорит вот что: каждый объект имеет противоположные стороны, свойства, тенденции, они, взаимно дополняя и взаимно отрицая друг друга, составляют противоречие, которое и служит причиной развития объекта.

Ярким примером того может служить политическая сфера жизни общества, где в качестве противоложностей выступают правящие силы и разнообразная оппозиция. Одной из функций оппозиции является указание на недостатки нынешнего курса. Если бы была гарантия того, что никто не сможет ни критиковать, ни тем более сместить правяшую силу, то у неё было бы меньше стимула стараться вести хоть сколько-нибудь приличную линию.

Основные фазы развития противоречия следующие. 1. Гармония — противоположности не мешают единству системы, раскрывая многообразие её свойств. 2. Дисгармония — одна из противоположностей пытается усилиться за счёт другой. 3. Конфликт — борьба между противоположностями достигает предела, под вопросом существование целого — системы. 4. Разрешение противоречия : возможно несколько вариантов:

4.1. Уничтожение одной из противоположностей с её последующим восстановлением. 4.2. Раскол системы либо взаимоуничтожение противоположностей, и то, и другое — гибель целого. 4.3. Временное возвращение к гармонии. 4.4. Снятие противоречия — эволюционный скачок, при котором старое противоречие теряет своё значение, то есть этот вариант — развитие через борьбу противоположностей.

Пример на политической сфере. Этапы 1-3 — недовольные существующим положением пытаются усилить свои позиции, от стабильной обстановки переходим к обострению политической борьбы, революционной ситуации или положению, близкому к ней. Дальше вот какие варианты. 4.1. Оппозицию разогнали, активистов арестовали, но позже оппозиционное движение опять начнёт набирать оборот. 4.2. Гражданская война. 4.3. Некоторые уступки оппозиции, в результате которых обстановка временно стабилизируется. 4.4. Прогрессивные реформы.

Закон перехода количества в качество

Закон перехода количественных изменений в качественные гласит: изменение качества объекта происходит тогда, когда изменение его количественных характеристик переходит некоторую границу. Яркий пример — изменение агрегатных состояний веществ, а границы здесь — температуры плавления, кипения. Данный закон диалектики говорит о квазиустойчивости систем : есть интервалы, на которых системы устойчивы, и точки между этими интервалами, на которых системы неустойчивы.

Диалектика считает, что существует интервал, в пределах которого сохраняется заданное качество, несмотря на изменение количественных характеристик. При переходе границ происходит скачок — переход от одного качественного состояния к другому. Яркий пример — как злятся некоторые люди: сначала вроде как терпят, а затем, когда негатив накапливается, бушуют, даже сломать что-нибудь могут. Ну или по меньшей мере виртуозно выругаются матом.

Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания — закон диалектики, показывающий результат развития как единство новизны и преемственности, относительное повторение старого на новом уровне.

Категория отрицание отражает отношение между последовательными стадиями развития объекта. Некоторые мыслители (метафизики) понимают под отрицанием полный разрыв с предшествующим этапом. Диалектики считают, что старое никогда целиком не отбрасывается.

В какой-то мере созвучна данному закону диалектики фраза Новое — это хорошо забытое старое , или, как говорил Чосер в 14 веке, Нет того нового обычая, который не был бы старым .

Гегель — немецкий философ 19 века — представлял развитие в виде спирали. Цикл развития — виток спирали : после двух отрицаний воспроизводится на более высоком уровне структура исходной ступени развития, но это не простой возврат, а обогащение новым.

Если рассматривать данный закон диалектики с помощью такой модели, то выходит, что прогресс сопровождается периодическими приходами к какому-то строю, но на более высоком уровне. Подобно тому, как Демокрит ещё до нашей эры предложил идею атомов, и через многие века к ней вернулись. Или Ньютон отстаивал корпускулярную теорию света, которую вспомнили в 20 веке, когда оказалось, что волновая теория объясняет не все свойства света. Но это обращение к теориям было не тупым возвратом, ведь в физике был новый уровень знаний.

ВЫСШИЙ ФИНАНСОВО ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


Контрольная работа

По дисциплине «Философия»

тема: Законы диалектики


Выполнил студент 3 курса

Специальность бух. учёт

Кокрин Андрей Игоревич

Проверил: преподаватель

Селякова А.А.


г. Луза, 2012 год



1. Исторические формы диалектики и альтернативы

Основные законы диалектики

1Закон единства и борьбы противоположностей

2 Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

3 Закон диалектического синтеза (отрицания отрицания)

Используемая литература


1. Исторические формы диалектики и альтернативы


Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала все ценное, что содержала предыдущая. Немецкая классическая философия, унаследовав все положительные достижения античной диалектики, пошла дальше по пути превращения ее в научно-рациональный философский метод. Г. Гегель впервые систематически исследовал ее и сформулировал ее коренной и неизменный признак, дал элементарную формулу, согласно которой сущность диалектики состоит в постижении противоположностей, в их единстве. Для Г. Гегеля диалектическое мышление - единственное средство обретения истины, а противоречие (единство противоположных утверждений) - единственное условие, при котором диалектика обнаруживается. Однако диалектика Г. Гегеля была построена на идеалистических посылках, исключающих саму возможность рациональной диалектики. Это диалектика мирового духа, существующего и развивающегося на своей собственной основе и лишь косвенно заявляющего о себе в природе и сознании человека.

В противовес концепции Г. Гегеля, К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали развитие как атрибут материи, разработали материалистическую диалектику, в рамках которой возник вопрос о соотношении объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, т.е. в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных и общественных процессов. Субъективная диалектика имеет своим предметом особенности реализации законов развития в сознании человека. Тождество и различие объективной и субъективной диалектики проявляется в том, что:

субъективная диалектика детерминирована объективной;

первая отражает вторую;

субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной диалектике;

их единство есть процесс развертывания отношения: мышление - история - природа.

Таким образом, в процессе развития диалектика системно и содержательно обогащалась, сохраняя при этом концептуальное единство на каждой из качественно различных ступеней.

Диалектика противостоит двум способам объяснения мира, сопровождающим ее историческое развитие как «справа», так и «слева». «Справа» - метафизика. «Слева» - софистика и эклектика. Согласно метафизике, мир, по своей структуре - это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.

Метафизика возникла в античности, несмотря на многочисленные эмпирические подтверждения гераклитовской диалектики. Представители элейской школы (Парменид, Зенон и др.) выдвинули концепцию неизменного, неподвижного, устойчивого, абсолютно определенного (равного самому себе) бытия. Мыслители же более поздних эпох вносили в нее новые моменты. В XVII - XVIII веках метафизический способ мышления был правомерным и необходимым. Это было обусловлено потребностью в предварительном исследовании самих предметов как таковых в их устойчивости, неизменности, вне их взаимосвязи, с тем, чтобы затем систематически изучать происходящие с ними изменения.

Развитие естествознания в XIX веке показало полную несостоятельность метафизики. В ХХ веке было бы абсурдно отвергать всеобщую связь явлений, их развитие. Возникает новая метафизика, сосредоточившая свои усилия на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития. Оно стало рассматриваться как монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность или как вечное движение по одному и тому же кругу, как сумма, связь состояний покоя.

От диалектики следует отличать ее иллюзорные и мнимые версии, спекулирующие на основных положениях и требованиях диалектики - гибкости, подвижности, противоречивости, текучести и относительности понятий.

Софистика - односторонний, субъективистский произвольный метод аргументации, который используя гибкость и относительность понятий вырывает из общей связи действительности случайный, несущественный признак и путем ухищренных приемов пытается обосновать и оправдать его в качестве существенного и определяющего. Эклектика - беспринципное сочетание разнородных, несовместимых, противоположных воззрений. В отличие от метафизики софистика и эклектика абсолютизируют подвижность и относительность понятий.

Таким образом, краткий экскурс в историю диалектики и ее альтернатив показывает, что с середины XIX века идея развития становится одним из центральных мировоззренческих и методологических принципов мышления.


2. Основные законы диалектики


Основными являются три закона диалектики: это

Закон единства и борьбы противоположностей. (Закон диалектической противоречивости).

Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза).


2.1 Закон единства и борьбы противоположностей


Этот закон служит ядром диалектики, поскольку он раскрывает причину, движущую силу развития, отвечает на вопрос: «Почему происходит развитие?» Согласно ему, развитие всех систем происходит путём раздвоения единого на взаимоисключающие стороны, моменты, тенденции - диалектические противоположности, взаимодействие которых, с одной стороны, определяет данную систему как нечто целое, а с другой - служит причиной её развития. Закон имеет два аспекта:

В сущность любой системы входят противоположности;

Взаимодействие, или борьба, противоположностей обусловливает развитие.

Термины «борьба» и «взаимодействие» используют как синонимы. Две взаимодействующие противоположности составляют противоречие. Следовательно, причина развития - наличие противоречий.

Если рассматривать систему в статическом состоянии, отвлекаясь от её развития, то можно усмотреть в ней различные элементы, связи, отношения и не всегда можно заметить присутствие противоречий. Но когда мы рассматриваем систему в развитии, мы непременно обнаруживаем в ней наличие борющихся противоположностей. К диалектическим противоположностям относятся только те, которые существуют и взаимодействуют в целостных саморазвивающихся и саморегулирующихся системах.

Для диалектических противоположностей характерны такие свойства: объективность существования, наличие сходства и различия в их содержании, взаимодействие, взаимообусловленность. Последнее означает, что противоположности не могут существовать отдельно друг от друга, они существуют только в составе данного противоречия. Это свойство выражают понятием «единство». Такое единство имеется всегда, пока существует данная система. Оно в наличии и когда противоположности уравновешены, и когда одна из противоположностей является ведущей, преобладающей. Противоположности и борются, и отрицают друг друга, но существуют только вместе. Собственники и наёмные работники, производители и потребители, мужчины и женщины, процессы возбуждения и торможения в нервной системе, познание и практика, чувственное и рациональное в познании - ни что из перечисленного не может существовать без своей противоположности.

Любая система представляет собой сложное образование. Поэтому она выступает как единство противоположностей не в одном, а во многих отношениях и включает в себя совокупность противоречий. Выделяют следующие виды противоречий: внутренние и внешние, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические. Под внутренними противоречиями понимают отношения между противоположными сторонами данного предмета или явления. Под внешними противоречиями понимают отношения между данным предметом или явлением и окружающей средой. Под антагонистическими понимают противоречия между социальными группами, у которых различие в интересах больше, чем сходство (рабы - рабовладельцы, предприниматели - рэкетиры и др.). Существуют также конструктивные и деструктивные противоречия. Первые из них, разрешаясь, приводят к прогрессу системы, вторые - к её регрессу или даже разрушению. Согласно закону диалектической противоречивости, развитие систем происходит этапами. На каждом этапе выделяется две фазы: фаза возникновения и развёртывания основных противоречий; фаза разрешения этих противоречий. Во второй фазе система качественно преобразуется и при прогрессивном развитии переходит на более высокий уровень организации, а при регрессивном развитии - на более низкий. На новом уровне возникают свои противоречия, они обостряются, затем разрешаются и так далее. Если после кризиса и регресса система преобразуется так, что в ней станут преобладать конструктивные противоречия, то регресс может смениться прогрессом.

Основным противоречием развития в живой природе служит противоречие между изменчивостью и наследственностью. В результате изменчивости (мутаций) некоторые организмы приобретают новые полезные признаки. Эти организмы обладают преимуществом в борьбе за существование по сравнению с теми, которые не приобрели эти признаки. Так возникает противоречие между более и менее приспособленными организмами. Формой его разрешения выступает борьба за существование и естественный отбор - преимущественное выживание более приспособленных организмов, в результате чего вид совершенствуется.

Для общества основным противоречием служит противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Ещё существуют противоречия между обществом и природой, производством и потребностями людей, между различными партиями, социальными группами, государствами. Свои противоречия существуют в сфере экономики, политики, искусства, науки, техники, быта. В своей совокупности они обусловливают развитие общества и, в конечном счёте, смену общественно-экономических формаций.

Деятельность и развитие человека также обусловлены особыми противоречиями: между уровнем потребностей и величиной дохода, между любовью к членам своей семьи и степенью её материальной обеспеченности, между объемом знаний и желанием знать больше и др. Любое чувство, любой мотив, движущие человеком, имеют в своей основе противоречие. Так, чувство робости или страха - это противоречие между сложностью проблем и своими представляемыми возможностями, честолюбие - противоречие между самооценкой и оценкой личности окружающими. В нормальных условиях эти противоречия разрешаются путём самосовершенствования личности.


2.2 Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

диалектика софистика метафизика закон

Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает внутренний источник самодвижения и развития мира. Характер процесса развития, пути и формы перехода от старого состояния к новому раскрываются другим законом диалектики - законом перехода количественных изменений в качественные, который органически связан с законом единства и борьбы противоположностей.

Под качеством понимается неотделимая от предметов и явлений внутренняя определённость, совокупность признаков, выражающих их сущность и специфику, их отличие от других предметов и явлений. Поскольку все предметы и явления обладают сложным строением, то качество можно рассматривать и как единство структуры и составляющих её элементов.

Качество предмета - это целостная и относительно устойчивая совокупность признаков, определяющая его специфику. Окружающий нас мир представляет собой непрерывный процесс движения и развития, где момент изменчивости неотделим от момента устойчивости. Одна из особенностей качественной определённости в том и состоит, что она, выражая этот противоречивый момент развития, фиксирует относительную устойчивость предмета.

Понятия «качество» и «свойство» иногда употребляются как однопорядковые категории. Но эти понятия следует различать. Качество - это целостная характеристика предмета или явления. Свойство - одна из сторон данного предмета или явления, их частичная характеристика.

Предметы и явления имеют не только качественную, но и количественную сторону. Количество - это определённость предметов и явлений, выражающая число присущих им свойств, сумму составляющих их частей, величину, степень интенсивности и т.п. Количественным определением является число. Именно число, выступающее в конкретных различных

проявлениях, служит выражением количественной определённости данного предмета или явления.

Одна из закономерностей познания заключается в том, что как исторически, так и логически познание качеств предшествует познанию количественных отношений. Это обусловлено тем, что прежде чем считать или измерять что-то, человек должен знать, что он считает или измеряет. Познание количественной стороны системы есть степень более глубокого знания этой системы. По мере познания количественных отношений происходит математизация наук. К. Маркс отмечал, что «наука лишь тогда достигает совершенства, когда ей удаётся пользоваться математикой». Степень математизации наук зависит от сложности изучаемых объектов.

Рассматриваемый закон состоит в том, что развитие систем происходит путём непрерывных количественных изменений, которые, достигнув границы меры, вызывают качественное преобразование; в последующем новое качество влияет на характер и скорость количественных изменений. Ранее отмечалось, что каждый из этапов развития включает в себя фазу возникновения, развёртывания противоречий и фазу их разрешения. Первая фаза - это фаза количественных изменений, вторая - фаза качественных изменений. Вначале происходят постепенные количественные изменения, качество при этом остаётся прежним. Когда же количественные изменения достигают определённого критического предела, то сравнительно быстро меняется качество предмета, т.е. старое качество исчезает и возникает новое.

Например, во время развития патологического процесса происходят непрерывные и часто незаметные количественные изменения, однако пока ещё сохраняется состояние здоровья; когда же показатели организма (температура, давление и pH крови) выходят за границу нормы, то происходит переход от состояния здоровья к состоянию болезни.

Фаза количественных изменений - это фаза относительно медленных и непрерывных преобразований. Они могут выступать в виде изменения числа элементов системы, их величины, скорости их движения, степени выраженности их качеств. Фаза качественных изменений - это перерыв постепенности, сравнительно быстрое преобразование системы, в связи, с чем эту фазу называют скачком. В целом процесс развития есть единство количественных и качественных изменений, единство непрерывности и прерывности. В зависимости от природы системы и условий продолжительность фаз количественных изменений и скачка может быть различной.

Закон перехода количества в качество, как и другие законы диалектики, имеет всеобщий характер. В неживой природе его действие можно обнаружить в зависимости свойств химических элементов от заряда ядра. Изменение числа протонов в ядре означает превращение одного элемента в другой. В живой природе постепенное накопление мутаций приводит к возникновению новых биологических видов. Применительно к развитию общества две указанные выше фазы называют эволюцией и революцией. Особые переходы количества в качество имеют место в развитии экономики, политики, науки.

В процессе развития не только количественные изменения обусловливают качественные, но и наоборот: качественное преобразование, изменяя способ существования системы, влияет на темп и характер последующих количественных изменений. Например, часто школьникам и студентам учёба не доставляет удовольствия. Но так бывает тогда, когда объём их знаний мал. И если человек, несмотря на отрицательные эмоции, занимается, прилагая волевые усилия, то объём его знаний растёт и когда достигает критической величины, то происходит качественное изменение: равнодушие к учёбе сменяется активным познавательным интересом, жаждой познания. Познание теперь доставляет человеку удовольствие, и даже наслаждение. Изменяется характер и темп учёбы: человек начинает заниматься систематически и интенсивно, в результате чего его объём знаний растёт быстрее, чем на первом этапе. Незаурядные учёные в раннем возрасте достигали критического объёма знаний, после чего интенсивно развивались и оставили свой след в науке. Обсуждаемый закон часто ещё именуют законом меры. Мера - это тот интервал количественных изменений, в котором сохраняется данное качество. Например, температурная мера воды в качестве жидкости - интервал от 0º до 100º С (при нормальном давлении). Выход количества за границу меры приводит к исчезновению одного качества и возникновению другого. Чрезмерное качество перестаёт быть самим собой, оно переходит в другое, часто в противоположное. Например, чрезмерная внимательность становится назойливостью, чрезмерная доброта - попустительством, чрезмерная гордость - зазнайством и т.п. Мера имеет нижнюю и верхнюю границы, отклонение от меры как вверх, так и вниз одинаково уничтожают данное качество. Мера служит границей, отделяющей одно качество от другого.


2.3 Закон диалектического синтеза (отрицания отрицания)


Закон отрицания отрицания логически связан с другими законами диалектики, но имеет своё содержание. Если закон единства и борьбы противоположностей раскрывает борьбу нового со старым, выступает как внутренний источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные выражает характер развития и формы перехода от старого качественного состояния к новому, то закон отрицания отрицания определяет, в каком направлении происходит развитие, в какой форме и как осуществляется связь и историческая преемственность в развитии.

Отрицание - момент связи и развития. Бесконечное возникновение одних качественных состояний и исчезновение других выступают как отрицание старого новым, как разрешение одних противоречий и возникновение других.

Диалектическое отрицание представляет собой объективное закономерное явление, независимое от субъективных желаний людей. Оно вытекает из противоречивости предметов и процессов, из наличия в них отрицающих друг друга сторон и тенденций. Его нельзя понимать как

простое уничтожение. Оно представляет собой такое отрицание, которое предполагает возможность дальнейшего развития, возможность нового отрицания. Если, например, превратить зёрна пшеницы в муку, размолов их, то это будет простое уничтожение этих зёрен. Но подобное отрицание исключает возможность дальнейшего развития растения, ибо размолотые зёрна не обладают способностью к произрастанию. Следовательно, в данном случае будет иметь место не диалектическое отрицание зёрен, а их уничтожение. В диалектике отрицать - это не значит просто сказать нет, или объявить вещь несуществующей, или уничтожить её любым способом. Действительное диалектическое отрицание есть причина развития: оно создаёт условия для нового отрицания.

Смысл диалектического отрицания состоит именно в том, что оно выступает не только как момент преодоления старого, но и как момент связи нового со всем положительным, что было создано при старых формах развития, как момент преемственности в развитии.

Историческая преемственность между старым и новым имеет место и в развитии явлений, процессов и общественной жизни. Так, переход от одного способа производства к другому есть отрицание старого новым. Но при этом в новом способе производства сохраняются производительные силы, созданные на предшествующих ступенях развития человеческого общества. Благодаря этому факту образуется связь в человеческой истории, образуется история человечества, которая тем больше становиться историей человечества, чем больше выросли производительные силы людей, а следовательно, и их общественные отношения.

Процесс развития не останавливается на первом отрицании. Данное отрицание отрицается новым, новое, развиваясь и становясь старым, отрицается следующим новым. Поскольку диалектическое развитие выступает как ряд отрицаний, то возникают вопросы: какова связь между первым и последующим отрицанием; что нового даёт второе отрицание по сравнению с первым; какая закономерность действует в общей цепи сменяющихся отрицаний? Но отрицание отрицания не есть простое чередование переходов противоположностей друг в друга, простая замена одного единства противоположностей другим. Оно означает такую их замену, которая предполагает повторение пройденных этапов на новой, высшей основе развития, включающей в себя возврат в какой-то мере. В этом состоит одно из характерных проявлений закона отрицания отрицания. Поэтому синтез как результат отрицания нельзя рассматривать в виде чего-то застывшего, завершённого. Каждый новый виток спирали выступает как диалектический цикл, а чередование витков характеризует непрерывность развития, восхождения от низшего к высшему.

Признание восходящей тенденции развития не означает, что все изменения в мире идут только в этом направлении. Процессам восхождения противостоят процессы нисхождения, прогрессивные тенденции неотделимы от регрессивных.


Используемая литература


1. М.И. Мартынов, Л.Г. Кравченко Философия: курс интенсивной подготовки 2-е изд. М.: ТетраСистемс, 2008

Г.И. Царегородцев, Г.Х. Шингаров, Н.И. Губанов Философия. Учебник. М.: ВЕСТЬ, 2003

Князева Е.Н., Курдюмов С.А. Синергетика: начала нелинейного мышления: Общественные науки и современность. - 1993

Кохановский В.П. Нужна ли диалектика современной науке: Научная мысль Кавказа. - 2004


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.